Рабочая программа по химии для 10 классов
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Программа предназначена для 10 классов средних общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a-rab_prog.10_kl-20173-izm.23.10.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО.
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень), изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и повседневной жизни.
Учебно-методический комплект
для учителя:
- Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
Количество часов, на которые рассчитана программа
Программа предполагает на изучение материала 68 часов в год, 2 часа в неделю (из расчета 34 учебных недель) по программе (4 часа – резервное время), из них: для проведения контрольных работ -5 часов, практических работ -6 часов.
Цели и задачи изучения предмета:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;
- выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ пп | Тема | Количество часов по программе Н.Н.Гара | Количество часов по рабочей программе | В том числе практических работ | В том числе контрольных работ |
1 | Тема 1« Теоретические основы органической химии» | 4 | 3 | - | - |
2 | Тема №2 « Предельные углеводороды (алканы)» | 7 | 8 | 1 | 1 |
3 | Тема 3« Непредельные углеводороды» | 6 | 6 | 1 | - |
4 | Тема 4 « Ароматические углеводороды (арены)» | 4 | 4 | - | - |
5 | Тема 5 «Природные источники углеводородов» | 6 | 4 | - | 1 |
6 | Тема 6 «Спирты и фенолы» | 6 | 6 | - | - |
7 | Тема 7 « Альдегиды и кетоны» | 3 | 4 | - | - |
8 | Тема 8« Карбоновые кислоты » | 6 | 7 | 2 | 1 |
9 | Тема 9 «Сложные эфиры. Жиры» | 3 | 3 | - | - |
10 | Тема 10. «Углеводы» | 7 | 7 | 1 | - |
11 | Тема 11 «Амины и аминокислоты» | 3 | 4 | - | - |
12 | Тема 12 «Белки» | 4 | 3 | - | - |
13 | Тема 13 «Синтетические полимеры» | 7 | 7 | 1 | 2 |
Резервное время | 2 | 2 | |||
Итого | 68 | 68 | 6 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Теоретические основы органической химии. 3 часа
Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.
Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. 1. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами. 2. Модели молекул органических веществ. 3. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.
- Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Углеводороды (22 часов)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы). 8 часов
Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.
Демонстрации. 1. Взрыв смеси метана с воздухом.2. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Практическая работа. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.
Расчетные задачи. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды. 6 часов
Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Демонстрации. 1.Горение этилена. 2. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.3. Образцы полиэтилена.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул. 2.Изучение свойств натурального и синтетического каучуков.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены). 4 часа
Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации. 1. Бензол как растворитель, горение бензола.2. Отношение бензола к раствору перманганата калия.3. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов. 4 часа
Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
Расчетные задачи. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Кислородсодержащие органические соединения (31 часов)
Тема 6. Спирты и фенолы. 6 часов
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов. Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.
Демонстрации. 1. Количественное выделение водорода из этилового спирта. 2. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. 3. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием. 4. Взаимодействие глицерина с натрием. 5.
Лабораторные опыты. 1. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2). 2. Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность.
Расчетные задачи. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны. 4 часа
Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.
Демонстрации. 1. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди. 2. Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Лабораторные опыты. 1. Получение этаналя окислением этанола. 2. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.
Тема 8. Карбоновые кислоты. 7 часов.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Демонстрации. 1. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.
Лабораторные опыты. 1. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.
Практическая работа. 1. Получение и свойства карбоновых кислот. 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. 3 часа
Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и СМС. 3.Знакомство с образцами моющих средств. 4.Изучение их состава и инструкций по применению.
Тема 10. Углеводы. 7 часов
Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение сахарозы. Строение молекулы. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Демонстрации.
Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). 2.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 3.Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 4.Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. 5.Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Азотсодержащие органические соединения (7 часов)
Тема 11. Амины и аминокислоты. 4 часа
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.
Тема 12. Белки. 3 часа
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. онятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.
Нуклеиновые кислоты: состав, строение. имия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. 1. Окраска ткани анилиновым красителем. 2. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Лабораторные опыты. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков.
Высокомолекулярные соединения (8 часов)
Тема 13. Синтетические полимеры (7 часов)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров. Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.
Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.
Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров. 2. Изучение свойств синтетических волокон.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
В результате изучения химии на базовом уровне в 10 классе ученик должен знать / понимать:
- важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Тема 1. Теоретические основы органической химии
Учащиеся должны знать:
- особенности состава и строения органических веществ;
- основные положения теории А.М.Бутлерова;
- классификацию органических веществ;
- понятия «гомолог», «изомер», «функциональная группа», «геометрия молекул».
Уметь:
- доказывать положения теории на примерах;
- составлять структурные формулы изомеров и гомологов;
- уметь изображать пространственные конфигурации молекул органических веществ, исходя из типа гибридизации;
- изготавливать модели молекул органических соединений.
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы)
Учащиеся должны знать:
- состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения алканов.
Уметь:
- записывать структурные формулы молекул алканов, гомологов и изомеров;
- называть вещества по систематической номенклатуре;
- характеризовать физические и химические свойства алканов, записывая уравнения соответствующих реакций;
- использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами.
Тема 3. Непредельные углеводороды
Учащиеся должны знать:
- состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения непредельных углеводородов;
- состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины;
Уметь:
- записывать структурные формулы молекул непредельных углеводородов, гомологов и изомеров;
- называть вещества по систематической номенклатуре;
- характеризовать физические и химические свойства непредельных углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
- использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
Тема 4. Ароматические углеводороды.
Учащиеся должны знать:
- состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения ароматических углеводородов;
- токсическое влияние бензола на организм человека и животных.
Уметь:
- записывать структурные формулы молекул ароматических углеводородов, гомологов и изомеров;
- называть вещества по систематической номенклатуре;
- характеризовать физические и химические свойства ароматических углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
- использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
Тема 5. Природные источники углеводородов
Учащиеся должны знать:
- состав природного газа, нефти, угля;
- способы переработки сырья;
- области применения продуктов переработки.
Уметь:
- использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
- применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
- решать задачи с производственным содержанием.
Тема 6. Спирты и фенолы
Учащиеся должны знать:
- понятие об одноатомных и многоатомных спиртах, функциональной группе;
- строение молекулы, физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения спиртов, области применения;
- состав, строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения;
Уметь:
- составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
- характеризовать физические и химические свойства одноатомных спиртов и многоатомных на примере глицерина;
- использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека;
- характеризовать физические и химические свойства фенола;
Тема 7. Альдегиды и кетоны.
Учащиеся должны знать:
- состав альдегидов и кетонов (сходство и отличие), понятие о карбонильной группе;
- физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения альдегидов, области применения.
Уметь:
- составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
- характеризовать физические и химические свойства альдегидов;
Тема 8. Карбоновые кислоты
Учащиеся должны знать:
- состав карбоновых кислот;
- понятие о карбоксильной группе;
- нахождение в природе и области применения кислот;
- физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения кислот.
Уметь:
- составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
- характеризовать физические и химические свойства кислот;
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.
Учащиеся должны знать:
- состав и строение сложных эфиров;
- нахождение в природе и области применения жиров и эфиров;
- физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения жиров и эфиров;
Уметь:
- составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
- характеризовать физические и химические свойства сложных эфиров;
- применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
- составлять уравнения реакции этерификации;
- составлять структурные формулы жиров;
- составлять уравнения реакций получения и гидролиза жиров.
Тема 10. Углеводы.
Учащиеся должны знать:
- состав и классификацию углеводов;
- состав, физические и химические свойства, получение и применение глюкозы;
- состав, физические и химические свойства, получение и применение сахарозы;
- состав, физические и химические свойства, получение и применение крахмала и целлюлозы;
Уметь:
- характеризовать химические свойства важнейших углеводов;
- составлять уравнение реакции гидролиза в общем виде;
- доказывать биологическое значение углеводов;
Тема 11. Амины и аминокислоты.
- состав, способы получения и области применения аминов;
- особенности строения и свойств анилина как ароматического амина;
- состав аминокислот, физические и химические свойства, нахождение в природе;
Уметь:
- составлять структурные формулы молекул и давать им названия по систематической номенклатуре;
- характеризовать свойства аминов в сравнении с аммиаком;
- характеризовать физические и химические свойства аминокислот;
Тема 12. Белки.
Учащиеся должны знать
- состав белков, структуры белков, понятие о денатурации;
- общие понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях;
- о проблемах, связанных с применением лекарственных препаратов.
Уметь:
- составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза;
- проводить качественные реакции для распознавания белков.
Тема 13. Синтетические полимеры.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия химии высокомолекулярных соединений;
- области применения высокомолекулярных соединений на основании их свойств.
Уметь:
- характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий;
- составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;
- экспериментально распознавать пластмассы и волокна.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Основная литература для учителя
- Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
- Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
- Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 – 11 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2011.
2. Дополнительная литература для учителя
- Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М. Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.
- Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
- Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года
- Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009г.
- Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.
3. Дополнительная литература для обучающихся
- Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
- Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
- Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
Список литературы
Литература для учителя
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 – 11 классы / Н.Н. Гара. – Дрофа, 2011.
Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М. Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.
Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года
Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009г.
Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.
Литература для обучающихся
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
Календарно – тематическое планирование учебного материала
при 2 часах в неделю (68 часов в год)
№№ урока | Раздел, название урока в поурочном планировании | Химический эксперимент ( демонстрации и опыты) | Дидактические единицы образовательного процесса | Контроль знаний учащихся Домашнее задание | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | |||||
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова. | Дем. Модели молекул органических соединений. Дем. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Дем. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание, горение. | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки. | Фронтальный опрос. §1,2, до с.8 ответить на вопросы 1-6, с.10 (устно) | 1 | |||||||
2/2 | Электронная природа химических связей в органических соединениях. | Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомология. | §3,записи, ответить на вопросы 1-6, с.13 (устно) | 1 | ||||||||
3/3 | Классификация органических соединений. | Типы связей в молекулах орг. веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений. | §4, записи | 1 | ||||||||
1/4 | Алканы. Строение, номенклатура. | Л/О №1: Изготовление моделей молекул УВ и галогенпроизводных. | Рассмотреть алгоритмы решения задач части С (С1-3.) | §5-6, упр.6,7,8,10,11, с.27. | 1 | |||||||
2/5 | Физические и химические свойства алканов. | Дем. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, растворам KMnO4 и Br2 – воды. | Характерные химические свойства алканов | §7(без применения и получения), упр.18,20, задача5. | 1 | |||||||
3/6 | Получение и применение алканов. | § 7,упр. 19, задача 4, с.27 | 1 | |||||||||
4/7 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по массе (объему) продуктов сгорания. | Повторить §5-7, задачи 6,7, с.28 | 1 | |||||||||
5/8 | Циклоалканы. | §8, упр.4,с.31 | 1 | |||||||||
6/9 | Практическая работа №1. «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах» | Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи. | Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. | С. 32-33,отчет. Повторить §5-8, Правила ТБ | 1 | |||||||
7/10 | Повторение и обобщение материала темы: «Алканы». | Повторить §1-8, записи, правила. Задачи 1,2, схема превращений. | 1 | |||||||||
8/11 | Контрольная работа № 1 по теме: «Алканы». | Задача3. | 1 | |||||||||
1/12 | Анализ результатов контрольной работы №1 Строение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. | Характерные химические свойства алкенов. | §9, упр.4,7, с. 43 | 1 | ||||||||
2/13 | Свойства, получение и применение алкенов. Правило Марковникова. | §10, упр. 12, 13*, 16*, задача 2, с.43 | 1 | |||||||||
3/14 | Практическая работа №2. «Получение этилена и изучение его свойств» | Пов.§10, Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи, задача 4, с.43 | 1 | |||||||||
4/15 | Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук | Дем: Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. | Характерные химические свойства диенов | §11, 12, упр.8, задача 2, с.49 | 1 | |||||||
5/16 | Ацетилен и его гомологи | Дем: Реакции ацетилена с раствором KMnO4 и Br2 – водой. Горение ацетилена.. | Характерные химические свойства алкинов. | §13, кроме получения и применения, упр.5, задача 1, с.55 | 1 | |||||||
6/17 | Получение и применение ацетилена | Дем: Получение ацетилена в лаборатории. | §13, задачи 3, 4, с.55 | 1 | ||||||||
1/18 | Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола. | Характерные химические свойства ароматических угл. | §14, упр.4-6, с.66-67. | 1 | ||||||||
2/19 | Физические и химические свойства бензола и его гомологов. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. | Дем: Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Дем: Окисление толуола. | Рассмотреть алгоритмы решения задач части В | §15, упр.9, задачи 2,4, с.67 | 1 | |||||||
3/20 | Получение и применение бензола и его гомологов. | Из §14,15, записи, упр.10*, задача 3, с.67 | 1 | |||||||||
4/21 | Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. | Сопоставление важнейших химических свойств углеводородов различны классов | Пов.§14-15, упр. 12,13*,с.67 | 1 | ||||||||
1/22 | Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование. | Лабораторный опыт №2: Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки. | Природные источники углеводородов, их переработка Рассмотреть алгоритмы решения задач части В | §16-19, сообщения и презентации уч-ся, ответить на вопросы с.78-79 | 1 | |||||||
2/23 | Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. Крекинг нефти. | Пов.§16-19, ответить на вопросы с.78-79, задачи2,3, с.79 | 1 | |||||||||
3/24 | Повторение и обобщение материала темы: «Углеводороды». | Рассмотреть алгоритмы решения задач части С (С4-5.) | Пов.§9-19, схема превращений, задачи 1,2 | 1 | ||||||||
4/25 | Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды». | Задача 3, | 1 | |||||||||
1/26 | Анализ результатов контрольной работы № 2. Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура | §20, упр.5-7, с.88 | 1 | |||||||||
2/27 | Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека | Характерные химические свойства предельных одноатомных | §21 (без получения и применения), упр.9 и 11, задачи 2, 4*, с. 88, тесты КИМ | 1 | ||||||||
3/28 | Получение спиртов. Применение. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. | Характерные химические свойства предельных многоатомных спиртов | §21, задача 3, с.88 и задача по инд. карточке*, | 1 | ||||||||
4/29 | Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами. | Рассмотреть алгоритмы решения задач части С (С2,3,5.) | Пов.§20-21, схемы превращений упр.14,15*, тест ЕГЭ, часть С | 1 | ||||||||
5/30 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. | Лабораторные опыты: №3:Растворение глицерина в воде. №4:Реакция глицерина с гидроксидом меди(II). | §22, упр.4 и 6*, задачи 3 и 2*, с.92, тест ЕГЭ, часть А | 1 | ||||||||
6/31 | Строение, свойства и применение фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Токсичность фенола и его соединений. | Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. | Характерные химические свойства фенола. | §23, 24, упр.3, 7а), 7б)*, задачи 2,3, с.98, тест ЕГЭ, часть А,В | 1 | |||||||
1/32 | Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура | §25, № 3-5,с.105, задача 1,с.106, | 1 | |||||||||
2/33 | Свойства альдегидов. Получение и применение | Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(1) и гидроксида меди(П). Лабораторные опыты: №5:Получение этаналя окислением этанола. №6:Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(1). №7:Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(П). | Характерные химические свойства альдегидов, | §26, № 10,с.106, задача 3,с.106, | 1 | |||||||
3/34 | Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение | Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ. | Пов.§26, конспект в тетради + задание, тест ЕГЭ, часть С | 1 | ||||||||
1/35 | Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура. | §27, № 1,4,3* с.117, задача 4,с.106, | 1 | |||||||||
2/36 | Свойства карбоновых кислот. Получение и применение | Характерные химические свойства предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. | §28, таблица 11, № 5,7,8,9* с.117, тесты КИМ | 1 | ||||||||
3/37 | Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений | Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Определение характера среды водных растворов веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. | §29, № 16,17,с.118, задача1,4,3* с.118 | 1 | ||||||||
4/38 | Практическая работа №3. «Получение и свойства карбоновых кислот» | Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи. | Повторить § 27-29, правила ТБ, с.119 | 1 | ||||||||
5/39 | Практическая работа №4. «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ» | Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи. | Повторить § 27-29, правила ТБ, с.120 | 1 | ||||||||
6/40 | Повторение и обобщение материала тем: «Спирты и фенолы Альдегиды и кетоны Карбоновые кислоты». | Рассмотреть алгоритмы решения задач части С (С1-5.) | Повторить § 25-29, план повторения в тетради, тест ЕГЭ, часть С | 1 | ||||||||
7/41 | Контрольная работа №3 по темам: «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты». | Задачи 2,5, с.118 | 1 | |||||||||
1/42 | Анализ результатов к/р №3. Строение и свойства сложных эфиров, их применение | Биологически важные вещества- жиры | § 30, № 3,7, с.129 | 1 | ||||||||
2/43 | Жиры, их строение, свойства и применение | Лабораторные опыты: №8:Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. | Рассмотреть алгоритмы решения задач части С и В | §31, №9-16, с.129 | 1 | |||||||
3/44 | Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии | Лабораторные опыты. №9:Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. №10:Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению. | §31, таблица 12, с. 127 | 1 | ||||||||
1/45 | Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. | §32, № 3 с. 146 | 1 | |||||||||
2/46 | Химические свойства глюкозы. Применение. | Лабораторные опыты. №11:Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(П). №12:Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(1). | Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки. | § 32, № 6,7,8, с. 146, таблица 13, с. 135 | 1 | |||||||
3/47 | Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение | Лабораторный опыт №13:Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. | §33, № 13,14, с. 146, задачи 1,2 | 1 | ||||||||
4/48 | Крахмал, его строение, химические свойства, применение. | Лабораторный опыт №14: Взаимодействие крахмала с иодом. №15:Гидролиз крахмала. | § 34, № 15,17, с. 147 | 1 | ||||||||
5/49 | Целлюлоза, ее строение и химические свойства. | §35, № 21, с. 146-147 | 1 | |||||||||
6/50 | Применение целлюлозы. Ацетатное волокно. | Лабораторный опыт № 16: Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон. | §35, № 24, с. 146-147 | 1 | ||||||||
7/51 | Практическая работа №5. «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ». | Повторить § 32-35, задача3, с.149 | 1 | |||||||||
1/52 | Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение. | §36, № 3,4,5, с.157 | 1 | |||||||||
2/53 | Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. | Рассмотреть алгоритмы решения задач части С и В | §37, № 11,13, с.157 | 1 | ||||||||
3/54 | Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач | Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. | §37, № 5, задачи1,3, с.158 | 1 | ||||||||
4/55 | Повторение и обобщение по темам «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты». | Повторить §32-37, ген. связи | 1 | |||||||||
1/56 | Белки — природные полимеры. Состав и строение белков | § 38, № 4,5, с.162 | 1 | |||||||||
2/57 | Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. | Лабораторный опыт № 17: Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая). | Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов: неорганических веществ; углеводородов и кислородосодержащих органических соединений | § 38, № 6-8, с.162 | 1 | |||||||
3/58 | Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение. | § 39,40,41 | 1 | |||||||||
1/59 | Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров | §42, № 1,2,4, с 176 | 1 | |||||||||
2/60 | Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен | Рассмотреть алгоритмы решения задач части С и В | §42, № 5-9, с.176 | 1 | ||||||||
3/61 | Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение | Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон). | § 43, № 1-6, с.182 | 1 | ||||||||
4/62 | Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. | § 43, вопросы теста КИМ | 1 | |||||||||
5/63 | Практическая работа №6. «Распознавание пластмасс и волокон» | Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды. Взаимосвязь различных классов: неорганических веществ; органических веществ. | С.184 | 1 | ||||||||
6/64 | Обобщение и повторение материала тем: «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты. Белки. ВМС». | Повторить § 38-43, ген. связи | 1 | |||||||||
7/65 | Итоговая контрольная работа № 4 по темам: «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения». | Задача 4 | 1 | |||||||||
8/66 | Анализ результатов контрольной работы № 4. Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа | 1 | ||||||||||
9/67 | Повторение. Решение расчетных задач разных типов. | 1 | ||||||||||
10-68 | Повторение. Решение расчетных задач разных типов. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....