Рабочая программа по химии для 10 классов
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Ондар Чечена Чунаевна

Программа предназначена для 10 классов средних общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a-rab_prog.10_kl-20173-izm.23.10.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа по химии составлена в соответствии с  федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО.

               За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).

         В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего (полного) общего образования (базовый уровень), изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.

         Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и повседневной жизни.

Учебно-методический комплект

для учителя:

  1. Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
  4. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)

Количество часов, на которые рассчитана программа

Программа предполагает на  изучение материала  68 часов в год, 2 часа в неделю (из расчета 34 учебных недель) по программе (4 часа – резервное время), из них: для проведения контрольных работ   -5  часов, практических работ -6  часов.

Цели и задачи изучения предмета:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

          Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;
  • выполнение в  практической деятельности и повседневной жизни экологических требований;
  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 - формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

 - развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

 - развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;

 - развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

  • формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

пп

Тема

Количество часов по программе Н.Н.Гара

Количество часов по рабочей программе

В том числе практических работ

В том числе контрольных работ

1

Тема 1« Теоретические основы органической химии»          

4

3

-

-

2

Тема №2   « Предельные углеводороды (алканы)»  

7

8

1

1

3

Тема  3« Непредельные углеводороды»

6

6

1

-

4

Тема  4 « Ароматические  углеводороды (арены)»

4

4

-

-

5

Тема 5 «Природные источники углеводородов»

6

4

-

1

6

Тема 6 «Спирты и фенолы»

6

6

-

-

7

Тема 7  « Альдегиды и кетоны»

3

4

-

-

8

Тема  8« Карбоновые кислоты »  

6

7

2

1

9

Тема 9 «Сложные эфиры. Жиры»

3

3

-

-

10

Тема 10. «Углеводы»

7

7

1

-

11

Тема 11 «Амины и аминокислоты»

3

4

-

-

12

Тема 12 «Белки»

4

3

-

-

13

Тема 13 «Синтетические полимеры»  

7

7

1

2

Резервное время

2

2

Итого

68

68

6

5

                                                                             

                                                                               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Теоретические основы органической химии. 3 часа

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.  Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.

 Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ.

Классификация органических соединений.

Демонстрации. 1. Ознакомление с образцами органических веществ и материалами. 2. Модели молекул органических веществ. 3. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях.

  1. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Углеводороды (22 часов)  

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы). 8 часов

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакции замещения. Получение и применение алканов. Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

Демонстрации. 1. Взрыв смеси метана с воздухом.2. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Практическая работа. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.

Расчетные задачи. Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Тема 3. Непредельные углеводороды. 6 часов

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.  Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук.  Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Демонстрации. 1.Горение этилена. 2. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.3.  Образцы полиэтилена.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул. 2.Изучение свойств натурального и синтетического каучуков.

Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены). 4 часа

Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола.  Особенности химических свойств бензола на примере толуола.  Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. 1. Бензол как растворитель, горение бензола.2. Отношение бензола к раствору перманганата калия.3. Окисление толуола.

Тема 5. Природные источники углеводородов. 4 часа

Природный газ. Попутные нефтяные газы.  Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки. Перегонка. Крекинг термический и каталитический.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Расчетные задачи. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Кислородсодержащие органические соединения (31 часов)    

Тема 6. Спирты и фенолы. 6 часов

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Водородная связь. Свойства этанола. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Получение и применение спиртов.  Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.  Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Демонстрации. 1. Количественное выделение водорода из этилового спирта. 2. Взаимодействие этилового спирта с бромоводородом. 3. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду: растворимость в  воде, горение, взаимодействие с натрием. 4. Взаимодействие глицерина с натрием. 5.

Лабораторные опыты. 1. Реакция глицерина с гидроксидом меди (2). 2. Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность.

Расчетные задачи.  Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны. 4 часа

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.  Ацетон – представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Демонстрации. 1. Взаимодействие этаналя с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди. 2. Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты. 1. Получение этаналя окислением этанола. 2. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди.

Тема 8. Карбоновые кислоты. 7 часов.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Демонстрации. 1. Отношение олеиновой кислоты к  раствору перманганата калия.

Лабораторные опыты. 1. Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.

Практическая работа. 1. Получение и свойства карбоновых кислот. 2. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. 3 часа

Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры, строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и СМС. 3.Знакомство с образцами моющих средств. 4.Изучение их состава и инструкций по применению.

Тема 10. Углеводы. 7 часов

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Физические свойства и нахождение в природе. Применение. Фруктоза – изомер глюкозы. Химические свойства глюкозы. Применение сахарозы. Строение молекулы. Свойства, применение.

Крахмал и целлюлоза – представители  природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Демонстрации.

Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II). 2.Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. 3.Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 4.Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала. 5.Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Азотсодержащие органические соединения (7 часов)  

Тема 11. Амины и аминокислоты. 4 часа

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

 Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки. 3 часа

Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращения белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.  онятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания.

Нуклеиновые кислоты: состав, строение. имия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. 1. Окраска ткани анилиновым красителем. 2. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. 1. Растворение и осаждение белков. 2. Денатурация белков. 3. Цветные реакции белков.

Высокомолекулярные соединения (8 часов)    

Тема 13. Синтетические полимеры (7 часов)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Строение молекул. Стереорегулярное и стереонерегулярное строение. Основные методы синтеза полимеров.  Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Термореактивность.  Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

 Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Демонстрации. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, каучуков.

Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств термопластичных полимеров. 2. Изучение свойств синтетических волокон.

Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.

Расчетные задачи. Решение расчетных задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

                                                          Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

     В результате изучения химии на базовом уровне в 10 классе  ученик должен знать / понимать:

  • важнейшие химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,     периодический закон;
  • основные теории химии: строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Тема 1.  Теоретические основы органической химии

Учащиеся должны знать:

  1. особенности состава и строения органических веществ;
  2. основные положения теории А.М.Бутлерова;
  3. классификацию органических веществ;
  4. понятия «гомолог», «изомер», «функциональная группа», «геометрия молекул».

Уметь:

  1. доказывать положения теории на примерах;
  2. составлять структурные формулы изомеров и гомологов;
  3. уметь изображать пространственные конфигурации молекул органических веществ, исходя из типа гибридизации;
  4. изготавливать модели молекул органических соединений.

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы)

Учащиеся должны знать:

  1. состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения алканов.

Уметь:

  1. записывать структурные формулы молекул алканов, гомологов и изомеров;
  2. называть вещества по систематической номенклатуре;
  3. характеризовать физические и химические свойства алканов, записывая уравнения соответствующих реакций;
  4. использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами.

Тема 3. Непредельные углеводороды

Учащиеся должны знать:

  1. состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения непредельных углеводородов;
  2. состав изопрена, бутадиена и натурального каучука, способы получения изопрена и бутадиена, области применения каучука и резины;

Уметь:

  1. записывать структурные формулы молекул непредельных углеводородов, гомологов и изомеров;
  2. называть вещества по систематической номенклатуре;
  3. характеризовать физические и химические свойства непредельных углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
  4. использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;

Тема 4. Ароматические углеводороды.

Учащиеся должны знать:

  1. состав, строение, физические и химические свойства, способы получения в лаборатории и промышленности, области применения ароматических углеводородов;
  2. токсическое влияние бензола на организм человека и животных.

Уметь:

  1. записывать структурные формулы молекул ароматических углеводородов, гомологов и изомеров;
  2. называть вещества по систематической номенклатуре;
  3. характеризовать физические и химические свойства ароматических углеводородов, записывая уравнения соответствующих реакций;
  4. использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;

Тема 5. Природные источники углеводородов

Учащиеся должны знать:

  1. состав природного газа, нефти, угля;
  2. способы переработки сырья;
  3. области применения продуктов переработки.

Уметь:

  1. использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами;
  2. применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
  3. решать задачи с производственным содержанием.

Тема 6. Спирты и  фенолы

Учащиеся должны знать:

  1. понятие об одноатомных и многоатомных спиртах, функциональной группе;
  2. строение молекулы, физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения спиртов, области применения;
  3. состав, строение молекулы фенола, некоторые способы получения, области применения;

Уметь:

  1. составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
  2. характеризовать физические и химические свойства одноатомных спиртов и многоатомных на примере глицерина;
  3. использовать знания для оценки влияния алкоголя на организм человека;
  4. характеризовать физические и химические свойства фенола;

Тема 7. Альдегиды и кетоны.

Учащиеся должны знать:

  1. состав альдегидов и кетонов (сходство и отличие),  понятие о карбонильной группе;
  2. физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения альдегидов, области применения.

Уметь:

  1. составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
  2. характеризовать физические и химические свойства альдегидов;

Тема 8. Карбоновые кислоты

Учащиеся должны знать:

  1. состав карбоновых кислот;
  2. понятие о карбоксильной группе;
  3. нахождение в природе и области применения кислот;
  4. физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения кислот.

Уметь:

  1. составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
  2. характеризовать физические и химические свойства кислот;

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.

Учащиеся должны знать:

  1. состав и строение  сложных эфиров;
  2. нахождение в природе и области применения жиров и эфиров;
  3. физические и химические свойства, способы лабораторного и промышленного получения жиров и эфиров;

Уметь:

  1. составлять структурные формулы изомеров и называть их по систематической номенклатуре;
  2. характеризовать физические и химические свойства сложных эфиров;
  3. применять ЗУН при выполнении тренировочных упражнений;
  4. составлять уравнения реакции этерификации;
  5. составлять структурные формулы жиров;
  6. составлять уравнения реакций получения и гидролиза жиров.

Тема 10. Углеводы.

Учащиеся должны знать:

  1. состав и классификацию углеводов;
  2. состав, физические и химические свойства, получение и применение глюкозы;
  3. состав, физические и химические свойства, получение и применение сахарозы;
  4. состав, физические и химические свойства, получение и применение крахмала и целлюлозы;

Уметь:

  1. характеризовать химические свойства важнейших углеводов;
  2. составлять уравнение реакции гидролиза  в общем виде;
  3. доказывать биологическое значение углеводов;

Тема 11. Амины и аминокислоты.

  1. состав, способы получения и области применения аминов;
  2. особенности строения и свойств анилина как ароматического амина;
  3. состав аминокислот, физические и химические свойства, нахождение в природе;

Уметь:

  1. составлять структурные формулы молекул и давать им названия по систематической номенклатуре;
  2. характеризовать свойства аминов в сравнении с аммиаком;
  3. характеризовать физические и химические свойства аминокислот;

Тема 12. Белки.

Учащиеся должны знать

  1. состав белков, структуры белков, понятие о денатурации;
  2. общие понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях;
  3. о проблемах, связанных с применением лекарственных препаратов.

Уметь:

  1. составлять уравнения реакций образования простейших дипептидов и их гидролиза;
  2. проводить качественные реакции для распознавания белков.

Тема 13. Синтетические полимеры.

Учащиеся должны знать:

  1. основные понятия химии высокомолекулярных соединений;
  2. области применения высокомолекулярных соединений на основании их свойств.

Уметь:

  1. характеризовать полимеры с точки зрения основных понятий;
  2. составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;
  3. экспериментально распознавать пластмассы и волокна.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Основная литература для учителя

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.
  3. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
  4. Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.
  6. Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 – 11  классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2011.

2. Дополнительная литература для учителя

  1. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М. Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
  3. Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года
  4. Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009г.
  5. Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.

3. Дополнительная литература для обучающихся

  1. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
  2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.

Список литературы

Литература для учителя

Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.

Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Химия: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях /авт. – сост. Е.И.Колусева, В.Е.Морозов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 72 с.

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)

Рудзитис Г.Е. Органическая химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2007.

Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учителя/ А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2003.

Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 – 11  классы / Н.Н. Гара. – Дрофа, 2011.

Брейгер Л.М. Нестандартные уроки. Химия. 8, 10,11 классы / Л.М. Брейгер. Волгоград: Учитель, 2004.

Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.

Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года

Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009г.

Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2010.

Литература для обучающихся

Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.

Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.

Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.

      Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.

                     

                                                                Календарно – тематическое планирование учебного материала

                при 2 часах в неделю (68 часов в год)                        

                                                                                

№№ урока

Раздел, название урока в поурочном планировании

Химический

эксперимент

( демонстрации и опыты)

Дидактические единицы образовательного процесса

Контроль знаний учащихся

Домашнее

задание

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

  1. 1

1/1

Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.

Дем. Модели молекул органических соединений.

Дем. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов.

Дем. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание, горение.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.

Фронтальный опрос.

§1,2, до с.8 ответить на вопросы 1-6, с.10 (устно)

1

  1. 3

2/2

Электронная природа химических связей в органических соединениях.

Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомология.

§3,записи, ответить на вопросы 1-6, с.13 (устно)

1

  1. 4

3/3

Классификация органических соединений.

Типы связей в молекулах орг. веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.

Классификация и номенклатура органических соединений.

§4, записи

1

1/4

Алканы. Строение, номенклатура.

Л/О №1: Изготовление моделей молекул УВ и галогенпроизводных.

Рассмотреть алгоритмы решения задач части С (С1-3.)

§5-6, упр.6,7,8,10,11, с.27.

1

2/5

Физические и химические свойства алканов.

Дем. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, растворам KMnO4 и Br2  воды. 

Характерные химические свойства алканов

§7(без применения и получения), упр.18,20, задача5.

1

3/6

Получение и применение алканов.

§ 7,упр. 19, задача 4, с.27

1

4/7

Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по массе (объему) продуктов сгорания.

Повторить §5-7, задачи 6,7, с.28

1

5/8

Циклоалканы.

§8, упр.4,с.31

1

6/9

Практическая работа №1. «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах»

Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи.

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.

С. 32-33,отчет. Повторить §5-8, Правила ТБ

1

7/10

Повторение и обобщение материала темы: «Алканы».

Повторить §1-8, записи, правила. Задачи 1,2, схема превращений.

1

8/11

Контрольная работа № 1 по теме: «Алканы».

Задача3.

1

1/12

Анализ результатов контрольной работы №1 Строение алкенов. Гомологи и изомеры алкенов. Изомерия: углеродной цепи,  положения кратной связи,  цис-,  транс- изомерия.

Характерные химические свойства алкенов.

§9, упр.4,7, с. 43

1

2/13

Свойства, получение и применение алкенов. Правило Марковникова.

§10, упр. 12, 13*, 16*, задача 2, с.43

1

3/14

Практическая работа №2. «Получение этилена и изучение его свойств»

Пов.§10, Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи, задача 4, с.43

1

4/15

Понятие о диеновых углеводородах. Природный каучук

Дем: Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

Характерные химические свойства диенов

§11, 12, упр.8, задача 2, с.49

1

5/16

Ацетилен и его гомологи

Дем: Реакции ацетилена с раствором KMnO4 и Br2  водой. Горение ацетилена..

Характерные химические свойства алкинов.

§13, кроме получения и применения, упр.5, задача 1, с.55

1

6/17

Получение и применение ацетилена

Дем: Получение ацетилена в лаборатории.

§13, задачи 3, 4, с.55

1

1/18

Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия и номенклатура гомологов бензола.

Характерные химические свойства ароматических угл.

§14, упр.4-6, с.66-67.

1

2/19

Физические и химические свойства бензола и его гомологов. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола.

Дем: Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Дем: Окисление толуола.

Рассмотреть алгоритмы решения задач части В

§15, упр.9, задачи 2,4, с.67

1

3/20

Получение и применение бензола и его гомологов.

Из §14,15, записи, упр.10*, задача 3, с.67

1

4/21

Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Сопоставление важнейших химических свойств углеводородов различны классов

Пов.§14-15, упр. 12,13*,с.67

1

1/22  

Природный и попутные нефтяные газы, их состав и использование.

Лабораторный опыт №2: Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Природные источники углеводородов, их переработка

Рассмотреть алгоритмы решения задач части В

§16-19, сообщения  и презентации уч-ся, ответить на вопросы с.78-79

1

2/23

Нефть и нефтепродукты. Перегонка нефти. Крекинг нефти.

Пов.§16-19, ответить на вопросы с.78-79, задачи2,3, с.79

1

3/24

Повторение и обобщение материала темы: «Углеводороды».

Рассмотреть алгоритмы решения задач части С (С4-5.)

Пов.§9-19, схема превращений, задачи 1,2

1

4/25

Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды».

Задача 3,

1

1/26

Анализ результатов контрольной работы № 2.

Строение предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура

§20, упр.5-7, с.88

1

2/27

Свойства метанола (этанола). Водородная связь. Физиологическое действие спиртов на организм человека

Характерные химические свойства предельных одноатомных

§21 (без получения и применения), упр.9 и 11, задачи 2, 4*, с. 88, тесты КИМ

1

3/28

Получение спиртов. Применение. Решение задач по  химическим  уравнениям  при  условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Характерные химические свойства предельных многоатомных спиртов

§21, задача 3, с.88 и задача по инд. карточке*,

1

4/29

Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами.

Рассмотреть алгоритмы решения задач части С (С2,3,5.)

Пов.§20-21, схемы превращений упр.14,15*, тест ЕГЭ, часть С

1

5/30

Многоатомные спирты.  Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Лабораторные опыты: №3:Растворение глицерина в воде. №4:Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).

§22, упр.4 и 6*, задачи 3 и 2*, с.92, тест ЕГЭ, часть А

1

6/31

Строение, свойства и применение фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Токсичность фенола и его соединений.

Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.

Характерные химические свойства  фенола.

§23, 24, упр.3, 7а), 7б)*, задачи 2,3, с.98, тест ЕГЭ, часть А,В

1

1/32

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Изомерия и номенклатура

§25, № 3-5,с.105, задача 1,с.106,

1

2/33

Свойства альдегидов. Получение и применение

Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(1) и гидроксида меди(П). Лабораторные опыты: №5:Получение этаналя окислением этанола. №6:Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(1). №7:Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(П).

Характерные химические свойства альдегидов,

§26, № 10,с.106, задача 3,с.106,

1

3/34

Ацетон представитель кетонов. Строение молекулы. Применение

Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Пов.§26, конспект в тетради + задание, тест ЕГЭ, часть С

1

1/35

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.

§27, № 1,4,3* с.117, задача 4,с.106,

1

2/36

Свойства карбоновых кислот. Получение и применение

Характерные химические свойства предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

§28, таблица 11, № 5,7,8,9* с.117, тесты КИМ

1

3/37

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений

Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Определение характера среды водных растворов веществ.

Качественные реакции на отдельные классы органических соединений.

§29, № 16,17,с.118, задача1,4,3* с.118

1

4/38

Практическая работа №3. «Получение и свойства карбоновых кислот»

Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи.

Повторить § 27-29, правила ТБ, с.119

1

5/39

Практическая работа №4. «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»

Правила ТБ при работе с хим. реактивами, оборудованием, приемы первой помощи.

Повторить § 27-29, правила ТБ, с.120

1

6/40

Повторение и обобщение материала тем: «Спирты и фенолы Альдегиды и кетоны Карбоновые кислоты».

Рассмотреть алгоритмы решения задач части С (С1-5.)

Повторить § 25-29, план повторения в тетради, тест ЕГЭ, часть С

1

7/41

Контрольная работа №3 по темам: «Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты».

Задачи 2,5, с.118

1

1/42

Анализ результатов к/р №3.

Строение и свойства сложных эфиров, их применение

Биологически важные вещества- жиры

§ 30, № 3,7, с.129

1

2/43

Жиры, их строение, свойства и применение

Лабораторные опыты: №8:Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.

Рассмотреть алгоритмы решения задач части С и В

§31, №9-16, с.129

1

3/44

Понятие о синтетических моющих средствах. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии

Лабораторные опыты. №9:Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. №10:Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению.

§31, таблица 12, с. 127

1

1/45

Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе.

§32, № 3 с. 146

1

2/46

Химические свойства глюкозы. Применение.

Лабораторные опыты. №11:Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(П). №12:Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(1).

Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки.

§ 32, № 6,7,8, с. 146, таблица 13, с. 135

1

3/47

Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение

Лабораторный опыт №13:Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.

§33, № 13,14, с. 146, задачи 1,2

1

4/48

 Крахмал, его строение, химические свойства, применение.

Лабораторный опыт №14: Взаимодействие крахмала с иодом. №15:Гидролиз крахмала.

§ 34, № 15,17, с. 147

1

5/49

Целлюлоза, ее строение и химические свойства.

§35, № 21, с. 146-147

1

6/50

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно.

Лабораторный опыт № 16: Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

§35, № 24, с. 146-147

1

7/51

Практическая работа №5. «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».

Повторить § 32-35, задача3, с.149

1

1/52

Амины. Строение и свойства аминов предельного ряда. Анилин как представитель ароматических аминов

Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

§36, № 3,4,5, с.157

1

2/53

Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения.

Рассмотреть алгоритмы решения задач части С и В

§37, № 11,13, с.157

1

3/54

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчетных задач

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.

§37, № 5, задачи1,3, с.158

1

4/55

Повторение и обобщение по темам «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты».

Повторить §32-37, ген. связи

1

1/56

Белки — природные полимеры. Состав и строение белков

§ 38, № 4,5, с.162

1

2/57

Свойства белков. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Лабораторный опыт № 17: Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая).

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов:

неорганических веществ;

углеводородов и кислородосодержащих органических соединений

§ 38, № 6-8, с.162

1

3/58

 Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: состав, строение.

§ 39,40,41

1

1/59

Понятие о высокомолекулярных соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров

§42, № 1,2,4, с 176

1

2/60

Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен

Рассмотреть алгоритмы решения задач части С и В

§42, № 5-9, с.176

1

3/61

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение

Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон).

§ 43, № 1-6, с.182

1

4/62

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

§ 43, вопросы теста КИМ

1

5/63

Практическая работа №6. «Распознавание пластмасс и волокон»

Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды. Взаимосвязь различных классов:

неорганических веществ;

органических веществ.

С.184

1

6/64

Обобщение и повторение материала тем: «Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Амины и аминокислоты. Белки. ВМС».

Повторить § 38-43, ген. связи

1

7/65

Итоговая контрольная работа № 4 по темам: «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения».

Задача 4

1

8/66

Анализ результатов контрольной работы № 4. Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа

1

9/67

Повторение. Решение расчетных задач разных типов.

1

10-68

Повторение. Решение расчетных задач разных типов.

3

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....