Окислительно-восстановительные реакции
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Технологическая карта 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии в 8 классе на  тему

« Окислительно- восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций»                                Выполнила: учитель химии Татаринова-Гордяйкина Нина Сергеевна

Тема урока

Окислительно-восстановительные реакции. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций

Цели занятия:

Обучающие:                                                                                                                                                                1.Сформировать понятие об О–В реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.                                                                                                                                                                      2.Дать понятия «окислитель» и «восстановитель»;                                                                                                            3.Научить записывать уравнения О–В реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Развивающие:  Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций

Воспитательные:способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Планируемые результаты

Предметные:                                                                                                                                                                    Иметь представление: о степени окисления и её классификации; об окислительно-восстановительных реакциях;                                                                                                                                                                                  Знать: процессы окисления и восстановления, проходящих в ходе химических превращений;                                Уметь: устанавливать окислительные и восстановительные свойства веществ, участвующих в химических реакциях, определять коэффициенты, необходимые для уравнивания уравнений окислительно – восстановительных реакций                                                                                                                                       Личностные:развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.

Метапредметные:                                                                                                                                        регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;                                            коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами;                                                                                                                                              познавательные: умение определять понятия, строить логические   рассуждения и делать выводы,  производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Основные понятия:

Степень окисления, процессы окисления и восстановления, важнейшие окислители и восстановители, окислительно – восстановительные реакции (ОВР).

Методы и методические приемы

Проблемное обучение, фронтальная и индивидуальная форма работы.

                                                                                                         Ход урока 

п/п

Этап урока

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент .Этап мотивации у учебной деятельности

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на работу. Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность, староста сдает рапорт о присутствии на уроке.Дети настраиваются на работу

2

Актуализация и пробное учебное действие

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся, настроить учащихся на восприятие нового материла

Провести повторение по теме «Типы химических реакций»

Зачитывает слова Н.Н.Семенова «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии», задает вопрос: «О чем пойдет речь на занятии?»

-Как определить ,что прошла химическая реакция?

- Химические превращения многочисленны и разнообразны. Как необходимо поступить чтобы облегчить их изучение?

-Какие типы реакций вам известны?

-Демонстрирует слайд с типами реакций

-Предлагаю вам поработать с карточками и определить тип химической реакции.

-Проверим ваши работы (обменяйтесь листами)

Отвечают на вопрос:

Химические реакции- это превращение одних веществ другие

-Называют признаки химической реакции ( изменение цвета, появление запаха, выпадение и растворение осадка, выделение или поглощение тепла и т.д.)

-говорят о необходимости классификации  химических реакций.

-Перечисляют известные им  типы реакций.

Определяют типы реакций                                                            

Работают в карточках

Взаимопроверка (выставляют отметку в рабочие листы)

3.

Этап выявления места и причины затруднения

Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

-Знание типов химических реакций проверяются при прохождении ГИА в 9 классе в задании №6 (демонстрирует задания с РЕШУ ОГЭ)

Все ли задания вы смогли выполнить ?

-Какая же цель будет нашего урока?

Запишите тему урока в рабочие  листы

Определяют типы реакции , отвечают фронтально

Испытывают затруднение при выполнении задания №4

Предполагают что целью урока будет: сформировать понятие об О–В реакциях

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

Сформировать понятие об О–В реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.                                                                                                                                                                      Дать понятия «окислитель» и «восстановитель»;                                                                                                            Научить записывать уравнения О–В реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Организует фронтальную беседу о степени окисления элементов и её возможных значениях.

1. Что такое степень окисления?

2.Какой она может быть?

3.Какие элементы имеют постоянную степень окисления?

4.Какой заряд имеет молекула? Почему?

Я вам напомню, как определяются с.о.в молекулах .Приводит пример вычисления с.о. в серной кислоте

Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом?
Что вам известно по этой проблеме?

Сбор ртути пылесосом категорически запрещен, т.к. металлическая ртуть, попадая в разогретое «нутро» пылесоса немедленно переходит в парообразную форму, которая выдувается с потоком выходящего воздуха и концентрация паров ртути возрастает на порядок.

Ртуть прекрасно прилипает к свинцу или олову – т.е. к любой луженой поверхности. Банка из–под тушенки вполне подойдет.
Можно ртуть засыпать порошком серы.
Это приводит к образованию нерастворимого и нетоксичного сульфида ртути, которое является очень устойчивым соединение

Какая реакция происходит при этом?
(Но данная реакция с порошком серы при комнатной температуре идет очень медленно и не может гарантировать полное связывание ртути)
Запишите уравнение реакции взаимодействия серы с ртутью. 
Hg + S = HgS (доска)
Расставьте степени окисления химических элементов в уравнении.
Что произошло со степенями окисления в данном уравнении?
Как называются реакции , идущие с изменением с.о.? Вы получите ответ , если прочитаете определение на стр.262

Запишем уравнение ОВР
Hg0 – 2e – Hg+2 окисление, восстановитель
S0 + 2e –S-2 восстановление, окислитель

В ОВР число отдаваемых электронов восстановителем, равно числу принимаемых электронов окислителем, т.е.соблюдается электронный баланс. Метод электронного баланса применяют для записей электронных уравнений процессов окисления и восстановления

В ходе фронтальной работы отвечают на вопросы преподавателя:

1.С.о. называют условный заряд атома элемента, который вычисляется, исходя из предположения, что все связи в молекуле ионные.

2.С.о. м.б.положительной, отрицательной, дробной или равной нулю.

3.Щелочные и щелочноземельные металлы имеют с.о.+1 и +2, фтор -1.

4.Молекула электронейтральна. Электронейтральность молекулы предполагает равенство 0 суммы степеней окисления атомов элементов с учетом состава молекулы.


Слушают, записывают в тетрадь

Работают в рабочих листах

Изменились у ртути и у серы.

Работают с учебником, один из учеников зачитывает определение

Работают в листах

Записывают в листы определение окислителя и восстановителя

ФИЗМИНУТКА

5.

Этап первичного закрепления с проговариванием  во внешней речи

Научить определять окислительно-восстановительные реакции.

Вернемся к заданию №4 РЕШУ ОГЭ .Определим степени окисления в молекулах  и определим какая из реакция является ОВР

1) 

2) 

3)                                                                                                    

 4) Запишем электронный баланс для первой реакции

Работаю  в тетрадях и у доски.ОВР является реакция №1

6

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявить уровень усвоения материала

Предлагает уравнять ОВ реакцию методом электронного баланса: .

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Zn0-2e = Zn+2  1   в-ль, ок-ие

2H++2e = H20  1  ок-ль, в-ие

Работают индивидуально, осуществляют взаимопроверку по слайду

7.

Этап включения в систему знаний и повторение

Скорректировать и закрепить знания об ОВР

5K2S+4O3 + 2KMn+7O4 + 3H2SO4 ® 6K2S+6O4 + 2Mn+2SO4 + 3H2O

 

             электронный баланс

Mn+7 + 5ē ® Mn+2

2

S+4 – 2ē ® S+6

5

Работают с учителем

8.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Анализирует проделанную работу обучающихся, оценивает её.

Выслушивают преподавателя.

9

Домашнее задание

п.44 упр.1,7 п

По желанию и для детей планирующих сдать химию при прохождении ГИА , задание в рабочем листе

Записывают д.з. в дневник



Предварительный просмотр:

                                         РАБОЧИЙ ЛИСТ

    Ученика 8 ___ класса ________________________________ (Ф.И)                      

Дата________

Тема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Повторение по теме « Типы химических реакций»

Вариант 1  Уравняйте схемы реакций, определите их тип

1)   HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O                                                                                                               2)  .Ba + O2 → BaO                                                                                                                                  3.)  BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O                                                                                                         4)   Fe + СuCl2 → FeCl2 +Сu                                     Отметка_____________

 2.Подготовка к ОГЭ. Задания 6. Химические реакции и уравнения (материал РЕШУ ОГЭ)

1. Задание 6 № 28Какое уравнение соответствует реакции разложения?

1)     2) 

3)   4) 

2. Задание 6 № 50 Какое уравнение соответствует реакции обмена?

1)  2) 

3)   4) 

3. Задание 6 № 72 Какое уравнение соответствует реакции замещения?

1)  2) 3)   4) 

4. Задание 6 № 94 К окислительно-восстановительным относится реакция  

 1)   2) 

3)                                                                                                4)

3.Изучение нового материала

1)Hg + S = HgS

_______________________________________________

_______________________________________________

Окислители-атомы , ионы , молекулы,__________________ электроны

Восстановители-атомы , ионы , молекулы,__________________ электроны

2)________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Уравняйте ОВ реакцию методом электронного баланса:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

_________________________________________________________

_________________________________________________________

4.Закрепление изученного материала

 Уравняйте ОВ реакцию методом электронного баланса:

 K2SO3 + KMnO4 + H2SO4 =K2SO4 +MnSO4 + H2O

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5.Домашнее задание

п.44 упр.1,7 (п)

Дополнительное задание:

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях  реакции, схемы которых:

 

 

 

 

                                        

 

                                                    РАБОЧИЙ ЛИСТ

    Ученика 8 ___ класса ________________________________ (Ф.И)                      

Дата________

Тема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

1.Повторение по теме « Типы химических реакций»

 Вариант 2  Уравняйте схемы реакций, определите их тип

  1)   C +  O2 → CO2                                                                                                                              2)  Mg(OH)2 →  MgO+ H2O                                                                                                                           3)  Ca +   HCl →  CaCl2 + H2                                                                                                                               4)  KOH +   H2SO4 →  K2SO4 + H2O                                       Отметка_____________

2.Подготовка к ОГЭ. Задания 6. Химические реакции и уравнения (материал РЕШУ ОГЭ)

1. Задание 6 № 28Какое уравнение соответствует реакции разложения?

1)     2) 

3)   4) 

2. Задание 6 № 50 Какое уравнение соответствует реакции обмена?

1)  2) 

3)   4) 

3. Задание 6 № 72 Какое уравнение соответствует реакции замещения?

1)  2) 3)   4) 

4. Задание 6 № 94 К окислительно-восстановительным относится реакция  

 1)   2) 

3)                                                                                                4)

3.Изучение нового материала

1)Hg + S = HgS

_______________________________________________

_______________________________________________

Окислители-атомы , ионы , молекулы,__________________ электроны

Восстановители-атомы , ионы , молекулы,__________________ электроны

2)________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Уравняйте ОВ реакцию методом электронного баланса:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

_________________________________________________________

_________________________________________________________

4.Закрепление изученного материала

 Уравняйте ОВ реакцию методом электронного баланса:

 K2SO3 + KMnO4 + H2SO4 =K2SO4 +MnSO4 + H2O

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5.Домашнее задание

п.44 упр.1,7 (п)

Дополнительное задание:

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях  реакции, схемы которых:

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.

В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....

Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов

Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...

Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"

Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...

Окислительно-восстановительные реакции

Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...

Окислительно-восстановительные реакции.

Презентация к уроку  "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...

Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).

Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся  8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...