Игра-расследование по теме "Обобщение знаний о спиртах, альдегидах и карбоновых кислотах" (Органическая химия, 10 класс)
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-rassledovanie_po_organicheskoy_khimii.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщение знаний о спиртах, альдегидах и карбоновых кислотах».
Форма урока: игра-расследование по теме.
Оборудование:
На столах команд: табличка с номером, лист ответа, чистые листы для решения задач, лист учета, таблица Д.И. Менделеева, ручки, калькулятор, 100 «химонов».
На столе учителя: подсказки, табличка «Биржа идей», ответы на задания из «Банка заданий», схема превращений со стоимостью подсказок, «химоны» для покупки решений.
На доске: зашифрованная схема превращений со стоимостью подсказок.
На отдельном столе: 30 заданий разного содержания и уровня сложности (с указанной стоимостью), табличка «Банк заданий».
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Дидактические цели урока:
1. Обобщение и контроль знаний учащихся по темам «Спирты», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты»; проверка умения составлять уравнения органических реакций, осуществлять органические превращения, давать названия органическим веществам, распознавать органические вещества, основываясь на их химических свойствах.
2. Актуализация умений учащихся решать задачи на вывод формул органических веществ и по уравнениям реакций.
Игровые цели:
1. Расшифровать схему превращения веществ;
2. Заработать как можно больше денег.
Сюжет игры:
В условиях экономического кризиса завод по производству безалкогольных напитков оказался на грани закрытия. Спасти его может выпуск нового фруктового коктейля «Абрикосовый рай». Для его приготовления требуется абрикосовая эссенция, основой которой является особое вещество с абрикосовым запахом. Это вещество получено в одной секретной лаборатории, но информация о его получении досталось руководству завода в зашифрованном виде. Разные расследовательские бюро получили заказ: расшифровать схему, представленную буквами и цифрами. На заводе появился информатор, готовый продать информацию о производстве по частям в виде заданий – подсказок. Чем информативнее подсказка, чем легче она решается – тем она дороже.
Правила игры:
На начало игры каждое бюро имеет 100 «химонов» для проведения расследования. Бюро могут зарабатывать деньги, взяв задание в «Банке заданий», решив его и сдав решение на «Биржу идей» за цену, указанную на задании. У информатора ограниченное число подсказок, поэтому бюро могут покупать подсказки друг у друга. На выполнение задания бюро отводится 30 минут. По истечении этого срока бюро должны заполнить лист «ответ» (записать расшифровку схемы и соответствующие схеме превращения), а в «Листе учета» отметить вклад каждого участника в расследование в «химонах» и вписать сумму заработанных наличных денег, листы сдать информатору.
Оценивание работы команд:
Команда, расшифровавшая от 50 до 75 % схемы, получает «3», более 75% - «4», 100% - «5». Команда, расшифровавшая схему, и накопившая 100 «химонов», получает две «5»; накопившая 200 «химонов» - три «5».
1 2 3
A B C D
Стоимость 10 20 30 20 50 30 70
подсказок 20 30 40 40 60 50 90
30 50 70 100
Подсказки
Подсказка А (10 химонов)
Это вещество – жидкость, обладающая характерным запахом. В воде растворяется трудней, чем его гомологи с меньшим числом углеродных атомов. Температура кипения 117,9 0С. Применяется как растворитель и в качестве присадки к тормозной жидкости.
Подсказка A (20 химонов)
Массовые доли углерода, водорода и кислорода в этом веществе составляют соответственно 64,9%; 13,5%; 21,6%.
Подсказка A (30 химонов)
Это четвертый член гомологического ряда органических веществ с общей формулой
Cn H2n +2 O.
Подсказка B (30 химонов)
Это вещество в промышленности получают присоединением оксида углерода (II) и водорода к пропилену, пропуская исходную смесь под высоким давлением над катализатором, содержащим кобальт.
Подсказка B (40 химонов)
Общая формула гомологов вещества B - Cn H2n O.
Массовая доля углерода в этом веществе составляет 66,7%.
Подсказка B (50 химонов)
В молекуле вещества B с атомом углерода карбонильной группы связаны один атом водорода и одна алкильная группа с тремя атомами углерода.
Подсказка C (50 химонов)
Вещество C - жидкость с отвратительным запахом, замерзает при температуре -5,26 0С, кипит при 163,5 0С. В свободном виде это вещество обнаружено во многих растениях, в грибах, а также в потовых выделениях, оно является одним их веществ, придающих прогорклому маслу неприятный вкус и запах.
Подсказка C (60 химонов)
При нейтрализации вещества C гидроксидом натрия массой 8г получили соль
Cn H2n-1 O2 Na массой 22г.
Подсказка C (70 химонов)
Вещество C имеет одинаковый молекулярный состав со своим межклассовым изомером – этилацетатом.
Подсказка D (70 химонов)
Это сложный эфир R1 COOR2 – межклассовый изомер предельной одноосновной кислоты. В первом радикале атомов углерода на один больше, чем во втором. Массовая доля углерода 62,07%.
Подсказка D (100 химонов)
Вещество D – этиловый эфир масляной кислоты или этилбутират.
Подсказка «Реагент 1» (20 химонов)
Это вещество – участник приведенных ниже реакций:
Cu (OH)2 = …+ H2O
H2SO4 +…= Cu SO4 + H2O
Подсказка «Реагент 1» (30 химонов)
Это оксид двухвалентного элемента, имеющего в ядре 29 протонов и 35 нейтронов.
Подсказка «Реагент 2» (20 химонов)
Это реактив Толленса, используемый для качественного определения альдегидов (реакция «серебряного зеркала»).
Подсказка «Реагент 2» (40 химонов)
Это аммиачный раствор оксида элемента IB группы, в ядре которого 61 нейтрон.
Подсказка «Реагент 3» (30 химонов)
Еще в средние века алхимики при перегонке вина получили бесцветную горючую жидкость, обладающую опьяняющим действием, тогда как остаток после отгонки таким действием не обладал. Эту жидкость назвали spiritus vini – дух вина.
Подсказка «Реагент 3» (50 химонов)
Это бесцветная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом, смешивается в любых соотношениях с водой. В медицине это вещество используют как дезинфицирующее средство и для приготовления лекарств, а в парфюмерии – для приготовления духов и одеколонов. Огромное количество его идет на получение синтетического каучука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты"
Урок-игра по химии для 10 класса...
Схемы к обобщающему уроку по темам "Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры"
Предлагаемая разработка может быть использована для обобщения и систематизации знаний учащихся при завершении изучения тем "Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры."...
Контрольная работа по теме "Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты" 10 класс
Контрольная работа из 4-х заданий, два варианта, базовый уровень....
контрольная работа по теме "Спирты.Альдегиды.Карбоновые кислоты"
Предназначена для текущего контроля знаний....
Тест по теме «Кислородсодержащие вещества: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры.
Тест составлен в соответствии с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ...
Контрольная работа по химии на тему: "Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты"
Контрольная работа по химии на тему: "Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты"...
Урок химии в 10 классе. «Спирты. Альдегиды. Карбоновые кислоты»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания по кислородсодержащим органическим соединениям, в том числе и на основе ген...