Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды» по ФГОС
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

Разработка учителя химии МАОУ Гимназия  имени А.П. Чехова Черчаго С.В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие об оксидах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства, классификацию и номенклатуру оксидов.
Задачи

·       Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

·       Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения

·       Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, познавательного интереса.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа.
Ключевые компетенции:

·       Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы

·       Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения

·       Предметные: исследование строения и свойств оксидов, изучение классификации, номенклатуры и применения оксидов.

Оборудование: учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2011. , таблица растворимости, магнитные карточки с формулами оксидов, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной кислот, индикатор, раствор щелочи, известковая вода, мрамор, медная проволока, порошок оксида меди (II).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды» по ФГОС

Разработка учителя химии МАОУ Гимназия  имени А.П. Чехова Черчаго С.В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие об оксидах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства, классификацию и номенклатуру оксидов.
Задачи

  • Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
  • Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения
  • Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, познавательного интереса.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа.
Ключевые компетенции:

  • Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы
  • Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения
  • Предметные: исследование строения и свойств оксидов, изучение классификации, номенклатуры и применения оксидов.

Оборудование: учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2011. , таблица растворимости, магнитные карточки с формулами оксидов, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной кислот, индикатор, раствор щелочи, известковая вода, мрамор, медная проволока, порошок оксида меди (II).

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

1.Оргмомент
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования.

 

2. Актуализация знаний.
Организация проблемной ситуации.
Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

– Человека окружает огромное количество химических веществ. По составу они делятся на простые и сложные.

Вспомните, какие вещества называются простыми?

Хорошо, приведите примеры.

Верно, а какие вещества называются сложными? Приведите примеры.

Учитель предлагает  загадку.

1.Их получают путем горения,                  или сложных веществ разложением.             В них два элемента, один – кислород.    Я отнесу к ним и известь и лед.                                  

Что общего у веществ, которые вы сейчас назвали?

Этот класс веществ называется – оксиды. Сегодня мы познакомимся с этим классом.

Широка натура у оксидов,

Камнем вниз (CaO, CuO ), а то рекой течет (H2O),

А захочет – газ различных видов (CO2, SO2),

И веществ создаст круговорот (CO2, H2O SO3).

Может черным быть (CuO) и белым(CaO),

 Может с запахом (SO2) и без (CO2),

Не оставит вас без дела:

«Изучайте – мир чудес!»

 

 

 Ответ: простыми называются вещества, которые образованы атомами одного химического элемента.

Учащиеся приводят примеры простых веществ.

Сложными называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.

Приводят примеры.

Учащиеся предполагают, что это оксиды.

- В состав этих веществ входит кислород.

3. Этап целеполагания на урок.    Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке.

- Попытайтесь дать определение оксидам.

Если дать другое определение: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух атомов, будет ли такое определение верным?   Докажите примером.

Можем предположить, что общая формула всех оксидов…..

- Все состоят из двух элементов, один из которых кислород. 

«Оксиды». (запись в тетрадях)

- это неверное определение.

- Приводят формулы веществ, состоящих из 7, 3 и 4 атомов.

Учащиеся называют RxOy, где R – металл или неметалл.

4.Этап «Открытие нового знания»

 - Перед вами перечень веществ, выберите из него оксиды.

NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO.

- Учитель предлагает правило, по которому даются названия оксидам.

- Выбирают оксиды.

- Называют оксиды.

4.1 Создание проблемной ситуации.
Цель: формирование умения анализировать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для реализации цели.

- Посмотрите на экран (слайд с примерами различных оксидов), на какие группы бы вы разделили эти вещества? (Приложение №1).

- Найдите элементы, из которых состоят оксиды в периодической таблице, в чем их отличие?

- Учитель предлагает классификацию оксидов.

- Как же можно получить оксид?

Предлагает загадку:                                      Я светоносный элемент.                         Я спичку вам зажгу в момент.       Сожгут меня - и под водой                 Оксид мой станет кислотой.

Предлагают все оксиды разделить на группы по агрегатному состоянию.

Называют металлы и неметаллы.

Учащиеся работают с записями.

Могут предположить, что спичка связана с фосфором.

4.2 Проверка знаний техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами)

Предлагает учащимся вспомнить правила работы с химическими реактивами.
Обращает особое внимание на правила работы с кислотами.

Учащиеся называют правила работы  со спиртовкой, кислотами, стеклянной посудой.

5. Этап «Открытие нового знания»

5.1 Лабораторный опыт
(освоение универсальных естественнонаучных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей).

 Демонстрирует опыт сжигания красного фосфора в кислороде.
Полученный белый налет оксида фосфора, растворяет в воде и добавляет индикатор, который изменяет цвет.

- Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида фосфора?

Учитель помещает в колбу небольшой кусочек негашеной извести и заливает его водой, затем добавляет индикатор, который изменяет цвет.                                           - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида кальция?

Учащиеся определяют, что в колбе получилась кислота.

Учащиеся определяют, что в колбе образовалась щелочь.

Делают вывод о том, что оксиды неметаллов называются кислотными, потому что при растворении их в воде образуются кислоты, а оксиды металлов – основными, потому, что при их растворении в воде образуется основание.

5.2 Классификация оксидов

Учитель объясняет, что кроме кислотных и основных оксидов бывают еще амфотерные и безразличные (несолеобразующие) оксиды. Приводит примеры.

 Демонстрирует слайд с перечнем различных оксидов, просит заполнить таблицу.

Учитель добавляет к классификации оксидов два исключения: оксиды металлов CrO3 и  Mn2O7, которые являются кислотными.

Учащиеся работают с таблицей.
Запись в тетрадях.

5.3 Химические свойства оксидов

- С какими свойством кислотных оксидов мы уже познакомились?
-Исключением является нерастворимость оксида кремния (4 ) в воде, т.е. получить кремниевую кислоту из оксида нельзя.

- Предлагает пропускать углекислый газ через известковую воду.

 

- Просит найти в учебнике еще одно свойство кислотных оксидов – взаимодействие с основным оксидом.

- Теперь познакомимся со свойствами основных оксидов.

- Демонстрирует взаимодействие оксида меди (2) с серной кислотой.

- Пробует растворить оксид меди (2) в воде.

- Учитель показывает в таблице Менделеева 10 металлов 1 и 2 группы, оксиды которых реагируют с водой.

- Взаимодействие кислотных оксидов с водой.

- запись в тетрадях

 

 

- Учащиеся наблюдают помутнение известковой воды.

- Делают вывод о взаимодействии кислотных оксидов со щелочами.

- запись в тетрадях.

- запись в тетрадях.

 

 

- Делают вывод о взаимодействии основных оксидов с кислотами.

- запись в тетрадях.

- Учащиеся приходят к выводу, что не все основные оксиды растворяются в воде.

6. Первичная проверка усвоения нового материала.

Учитель предлагает несколько загадок.                                                      1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,     И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу

2.В минеральной воде я бурлю,                В топочном газе летаю,               Растениям пользу несу,                    Пожар затухать заставляю.

6. Найди меня. Я – газ. Я – прост.           Я – рыжий, словно лисий хвост.              Я образуюсь из нитрата,                          А в воздухе – из газа – брата.                      А если встречусь я с водой,                       То стану сильной кислотой.

-Учитель предлагает составить уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ и взаимодействия их с водой       Учитель предлагает игру в «крестики – нолики».

Класс делится на несколько групп.

Каждая группа получает свое задание:

Найдите вертикаль, в которой будут только кислотные  (только основные, только амфотерные, только несолеобразующие) оксиды, назовите их. (можно воспользоваться справочным материалом)

Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы.

Вода.

Углекислый газ

Оксид азота (4).   

Запись в тетрадях.

Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы.

Обмениваются заданиями, осуществляют взаимопроверку.

7. Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия.

- Что нового вы узнали сегодня об оксидах?
- Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям. Их значимости в дальнейшей деятельности.
- Я понял …
- Я научился …
- Мне необходимо …

Учащиеся отвечают на вопросы.
Анализируют свою деятельность как индивидуальную, так и командную.
Оценивают свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

- Ребята, назовите номер параграфа в вашем учебнике, задания и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно.

-Учащиеся называют номер параграфа и упражнения.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

SiO2

CuSO4

H2SO4

Fe(OH)2

CrO3

H2S

H3PO4

AgCl

P2O5

H2CO3

H2SiO3

K2CO3

SO2

CaO

HNO3

Li2O

CuSO4

H2SO4

P2O5

FeO

H2S

Fe(OH)2

Li2O

NaOH

K2CO3

CrO

BaO

CO2

CaO

CrO3

HNO3

NO

H2SO4

Cr2O3

CO2

H3PO4

Fe(OH)2

Al2O3

Li2O

H2CO3

HNO3

ZnO

SO2

K2CO3

H2S

BeO

CuSO4

SiO2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота

Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Интерактивные тесты к уроку химии 9 класса по теме "Азот и его соединения"

Интерактивные тесты к уроку химии «Азот и его соединения»Данный ресурс представляет собой интерактивный тест, который содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных....

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

План урока химия 8 класс по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами" "

Предмет: ХимияКласс: 8 классТема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной...

Технологическая карта урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения» в соответствии с требованиями ФГОС

В статье транслируется опыт проектирования технологической карты урока химии 8 класса по теме "Химические уравнения", соответствующего ФГОС ООО. Технологическая карта определяет главные цели...