Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды» по ФГОС
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
Разработка учителя химии МАОУ Гимназия имени А.П. Чехова Черчаго С.В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие об оксидах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства, классификацию и номенклатуру оксидов.
Задачи
· Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
· Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения
· Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, познавательного интереса.
Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа.
Ключевые компетенции:
· Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы
· Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения
· Предметные: исследование строения и свойств оксидов, изучение классификации, номенклатуры и применения оксидов.
Оборудование: учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2011. , таблица растворимости, магнитные карточки с формулами оксидов, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной кислот, индикатор, раствор щелочи, известковая вода, мрамор, медная проволока, порошок оксида меди (II).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды» по ФГОС | 658.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды» по ФГОС
Разработка учителя химии МАОУ Гимназия имени А.П. Чехова Черчаго С.В.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: сформировать понятие об оксидах, как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение, химические свойства, классификацию и номенклатуру оксидов.
Задачи
- Предметные: создание условий для усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
- Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, поискового подхода и элементов проблемного обучения
- Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества, познавательного интереса.
Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: групповая работа, индивидуальная работа.
Ключевые компетенции:
- Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы
- Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения
- Предметные: исследование строения и свойств оксидов, изучение классификации, номенклатуры и применения оксидов.
Оборудование: учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2011. , таблица растворимости, магнитные карточки с формулами оксидов, таблицы с заданиями, штативы с пробирками, растворы соляной, серной кислот, индикатор, раствор щелочи, известковая вода, мрамор, медная проволока, порошок оксида меди (II).
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ||
1.Оргмомент | Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. |
| ||
2. Актуализация знаний. | – Человека окружает огромное количество химических веществ. По составу они делятся на простые и сложные. Вспомните, какие вещества называются простыми? Хорошо, приведите примеры. Верно, а какие вещества называются сложными? Приведите примеры. Учитель предлагает загадку. 1.Их получают путем горения, или сложных веществ разложением. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь и лед. Что общего у веществ, которые вы сейчас назвали? Этот класс веществ называется – оксиды. Сегодня мы познакомимся с этим классом. Широка натура у оксидов, Камнем вниз (CaO, CuO ), а то рекой течет (H2O), А захочет – газ различных видов (CO2, SO2), И веществ создаст круговорот (CO2, H2O SO3). Может черным быть (CuO) и белым(CaO), Может с запахом (SO2) и без (CO2), Не оставит вас без дела: «Изучайте – мир чудес!» |
Ответ: простыми называются вещества, которые образованы атомами одного химического элемента. Учащиеся приводят примеры простых веществ. Сложными называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов. Приводят примеры. Учащиеся предполагают, что это оксиды. - В состав этих веществ входит кислород. | ||
3. Этап целеполагания на урок. Цель: создание условий для формирования у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на уроке. | - Попытайтесь дать определение оксидам. Если дать другое определение: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух атомов, будет ли такое определение верным? Докажите примером. Можем предположить, что общая формула всех оксидов….. | - Все состоят из двух элементов, один из которых кислород. «Оксиды». (запись в тетрадях) - это неверное определение. - Приводят формулы веществ, состоящих из 7, 3 и 4 атомов. Учащиеся называют RxOy, где R – металл или неметалл. | ||
4.Этап «Открытие нового знания» | - Перед вами перечень веществ, выберите из него оксиды. NH3, CaO, HCl, CO2, H2O, CaCO3, SiO2, NaOH, CuO. - Учитель предлагает правило, по которому даются названия оксидам. | - Выбирают оксиды. - Называют оксиды. | ||
4.1 Создание проблемной ситуации. | - Посмотрите на экран (слайд с примерами различных оксидов), на какие группы бы вы разделили эти вещества? (Приложение №1). - Найдите элементы, из которых состоят оксиды в периодической таблице, в чем их отличие? - Учитель предлагает классификацию оксидов. - Как же можно получить оксид? Предлагает загадку: Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня - и под водой Оксид мой станет кислотой. | Предлагают все оксиды разделить на группы по агрегатному состоянию. Называют металлы и неметаллы. Учащиеся работают с записями. Могут предположить, что спичка связана с фосфором. | ||
4.2 Проверка знаний техники безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами) | Предлагает учащимся вспомнить правила работы с химическими реактивами. | Учащиеся называют правила работы со спиртовкой, кислотами, стеклянной посудой. | ||
5. Этап «Открытие нового знания» 5.1 Лабораторный опыт | Демонстрирует опыт сжигания красного фосфора в кислороде. - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида фосфора? Учитель помещает в колбу небольшой кусочек негашеной извести и заливает его водой, затем добавляет индикатор, который изменяет цвет. - Используя таблицу индикаторов, предположите какое вещество образовалось при растворении оксида кальция? | Учащиеся определяют, что в колбе получилась кислота. Учащиеся определяют, что в колбе образовалась щелочь. Делают вывод о том, что оксиды неметаллов называются кислотными, потому что при растворении их в воде образуются кислоты, а оксиды металлов – основными, потому, что при их растворении в воде образуется основание. | ||
5.2 Классификация оксидов | Учитель объясняет, что кроме кислотных и основных оксидов бывают еще амфотерные и безразличные (несолеобразующие) оксиды. Приводит примеры. Демонстрирует слайд с перечнем различных оксидов, просит заполнить таблицу. Учитель добавляет к классификации оксидов два исключения: оксиды металлов CrO3 и Mn2O7, которые являются кислотными. | Учащиеся работают с таблицей. | ||
5.3 Химические свойства оксидов | - С какими свойством кислотных оксидов мы уже познакомились? - Предлагает пропускать углекислый газ через известковую воду.
- Просит найти в учебнике еще одно свойство кислотных оксидов – взаимодействие с основным оксидом. - Теперь познакомимся со свойствами основных оксидов. - Демонстрирует взаимодействие оксида меди (2) с серной кислотой. - Пробует растворить оксид меди (2) в воде. - Учитель показывает в таблице Менделеева 10 металлов 1 и 2 группы, оксиды которых реагируют с водой. | - Взаимодействие кислотных оксидов с водой. - запись в тетрадях
- Учащиеся наблюдают помутнение известковой воды. - Делают вывод о взаимодействии кислотных оксидов со щелочами. - запись в тетрадях. - запись в тетрадях.
- Делают вывод о взаимодействии основных оксидов с кислотами. - запись в тетрадях. - Учащиеся приходят к выводу, что не все основные оксиды растворяются в воде. | ||
6. Первичная проверка усвоения нового материала. | Учитель предлагает несколько загадок. 1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу 2.В минеральной воде я бурлю, В топочном газе летаю, Растениям пользу несу, Пожар затухать заставляю. 6. Найди меня. Я – газ. Я – прост. Я – рыжий, словно лисий хвост. Я образуюсь из нитрата, А в воздухе – из газа – брата. А если встречусь я с водой, То стану сильной кислотой. -Учитель предлагает составить уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ и взаимодействия их с водой Учитель предлагает игру в «крестики – нолики». Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает свое задание: Найдите вертикаль, в которой будут только кислотные (только основные, только амфотерные, только несолеобразующие) оксиды, назовите их. (можно воспользоваться справочным материалом) | Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы. Вода. Углекислый газ Оксид азота (4). Запись в тетрадях. Учащиеся выполняют задание, представляют свои ответы. Обмениваются заданиями, осуществляют взаимопроверку. | ||
7. Подведение итогов. Рефлексия. | - Что нового вы узнали сегодня об оксидах? | Учащиеся отвечают на вопросы. | ||
8. Домашнее задание | - Ребята, назовите номер параграфа в вашем учебнике, задания и упражнения, которые вы выполните дома самостоятельно. | -Учащиеся называют номер параграфа и упражнения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
SiO2 | CuSO4 | H2SO4 | Fe(OH)2 |
CrO3 | H2S | H3PO4 | AgCl |
P2O5 | H2CO3 | H2SiO3 | K2CO3 |
SO2 | CaO | HNO3 | Li2O |
CuSO4 | H2SO4 | P2O5 | FeO |
H2S | Fe(OH)2 | Li2O | NaOH |
K2CO3 | CrO | BaO | CO2 |
CaO | CrO3 | HNO3 | NO |
H2SO4 | Cr2O3 | CO2 | H3PO4 |
Fe(OH)2 | Al2O3 | Li2O | H2CO3 |
HNO3 | ZnO | SO2 | K2CO3 |
H2S | BeO | CuSO4 | SiO2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота
Клочкова Виолетта Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....
План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока с применением ЭОР...
Интерактивные тесты к уроку химии 9 класса по теме "Азот и его соединения"
Интерактивные тесты к уроку химии «Азот и его соединения»Данный ресурс представляет собой интерактивный тест, который содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных....
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...
План урока химия 8 класс по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами" "
Предмет: ХимияКласс: 8 классТема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами».Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной...
Технологическая карта урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения» в соответствии с требованиями ФГОС
В статье транслируется опыт проектирования технологической карты урока химии 8 класса по теме "Химические уравнения", соответствующего ФГОС ООО. Технологическая карта определяет главные цели...