Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Разработка урока химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций» в технологии проблемно-диалогического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок химии 8 класс "Типы химических реакций" | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тутурская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций» в технологии проблемно-диалогического обучения
Тип урока: урок открытия нового знания
Автор: учитель химии Мишарина Вера Александровна
Цели урока по линиям развития личности | Обязательный минимум содержания |
1. Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях. 2. Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке химии. 3. Строить цепочки логических рассуждений. | Цель: Развивать представление о химических реакциях Ввести понятие типы химических реакций Задачи урока:
Основные понятия: типы химических реакции |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент -обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению. | Приветствие. | Приветствие. На столах учащихся учебники, дневники Учащиеся записывают дату в тетрадь. |
Актуализация знаний Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ. Создание проблемной ситуации Использует приём -выполнение задания, не сходное с предыдущим. | Задание №1 Обращает внимание учеников на запись формул на доске: Н2, SO2, KMnO4 , O2 , Mg, Al2O3, P, Сu, H2SO4, Ca. Задание: (работа в группе) Записать возможные уравнения химических реакций в тетради. Учитель наблюдает за ходом выполнения работы. Учитель раздаёт листы для самооценки. Учитель обращает внимание на записи уравнений химических реакций (на обратной стороне доски): Cu2H2CO5 = 2CuO + H2O + CO2 Fe + CuCI2 = FeCI2 + Cu 2Сu + O2 = 2СuO Задание: Определить типы химических реакций | Рассматривают формулы веществ: Н2, SO2, KMnO4 , O2 , Mg, Al2O3, P, Сu, H2SO4, Ca. Обучающиеся поочередно придумывают задания: *представленные формулы по составу можно разделить на 2 группы: простые и сложные. Простые вещества состоят из одного химического элемента. Из представленных формул к ним относятся: Н2- водород, O2 - кислород, Mg - магний, P - фосфор Сu - медь Сложные вещества состоят из нескольких химических элементов. Из представленных формул к ним относятся - SO2, KMnO4 , Al2O3, H2SO4. *Простые вещества можно разделить на металлы и неметаллы. К металлам относятся - Mg, Сu К неметаллам - Н2, O2, P *Можно подсчитать Мr. *Можно записать уравнения химических реакций: 2Ca + O2 = 2CaO и т.д. Записывают уравнения химических реакций, в ходе записи формулируют известный алгоритм составления УХР. Сравнивают полученный результат с эталоном. В конце выполнения работы учащиеся дают оценку качеству выполнения задания. Учащиеся заполняют листы самооценки. Рассматривают уравнения химических реакций и приходят к выводу, что не могут определить типы химических реакций. |
Формулирование учебной проблемы 1 минута | Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? Фиксирует тему урока на доске: Типы химических реакций | Какие типы химических реакций существуют? Типы химических реакций Запись темы урока в тетради Типы химических реакций |
Поиск решения учебной проблемы (3–5 минут) Побуждение к составлению вопросов Фиксация вопросов Побуждение к плану | Что хотим узнать по новой теме? Запись вопросов на доске: 1)Какие типы химических реакций существуют? 2)Какой признак лежит в основе классификации. 3)Дать определение химическим реакциям различных типов. Есть ещё вопросы? Как найти ответы на эти вопросы? А вы сделали свой выбор? Всё, что вы желаете будет исполнено: работа с учебником, с учителем, лабораторные опыты. Учитель просит рассмотреть схему (Приложение №1) Реакции обмена будем изучать попозже. На основе какого признака классифицируют химические реакции на реакции разложения, соединения, замещения? Какова цель? Фиксирует цель на доске: 1) определить признак, положенный в основу классификации химических реакций 2)дать определение реакциям соединения, разложения, замещения | 1)Какие типы химических реакций существуют? 2)Какой признак лежит в основе классификации. 3)Дать определение химическим реакциям различных типов Запись вопросов в тетради. Нет. Информацию можно найти в учебнике, справочнике по химии, спросить у старших товарищей, спросить у учителя, взрослых, выйти с вопросом в Интернет. Часть учащихся желают работать с учебником, часть самостоятельно, часть - желают выполнить лабораторные опыты по изучаемой теме. Учащиеся рассматривают схему, видят, что химические реакции подразделяются на реакции разложения, соединения, замещения, обмена. Мы не знаем какой признак положен в основу деления химических реакций на группы. Запись цели в тетради: определить признак, положенный в основу классификации химических реакций. |
Формулирование нового знания 1–2 минуты | Для определения признака классификации химических реакций учитель предлагает рассмотреть уравнения ХР и выполнить задания группам группа№1 – реакция разложения группа №2 – реакции соединения группа №3 – реакция замещения группа №3 – реакция замещения. Раздаёт листы с заданиями. (Приложение №2) По завершению работы учитель представляет слово группам. Проверка правильности выполнения задания: учитель раздаёт эталоны выполнения групповой работы. Ответили мы с вами на вопрос: что лежит в основе классификации ХР на реакции разложения, соединения, замещения. Как убедиться, что действительно существуют реакции разложения, соединения, замещения. Класс продолжает работу в группах: группа №1 - л.о.6 с.50 группа №2 - л.о.4 (опыт №1) с.50, 51 группа №3 - л.о.7 с.51 группа №4 - л.о. (Приложение № 3) Какую технику безопасности нам необходимо соблюдать? Инструктаж по технике безопасности. Учитель наблюдает за подбором реактивов и оборудования для выполнения работы. Учитель наблюдает за ходом выполнения работы. По завершению работы представляет слово группам. Учитель и группы заслушивают представителей, которые рассказывают о ходе выполнения л.о., признаках химических реакций, записи уравнений химических реакций. Самооценка выполнения л.о. | Формируются 4 группы. Знакомятся с заданиями и выполняют. Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. Проверяют правильность выполнения. В основе классификации ХР на реакции соединения, разложения, замещения лежит число и состав исходных и образующихся веществ Провести опыты Обучающиеся читают инструкцию по выполнению л.о. Рассказывают о соблюдении ТБ. Учащиеся расписываются в журнале ТБ. Группы подбирают вещества и оборудование для выполнения л.о. Группа выполняет л.о. Функции внутри группы разделены самими обучающимися. Самооценка выполнения л.о. |
Первичное при- менение нового знания 3 минуты | 1.Выполнение задания: соотнести УХР по типам (Приложение №3, задание №1) | |
Самостоятельная работа 3 минуты | Просит детей самостоятельно выполнить задание: определить тип химической реакции. (Приложение №3, задание №2) Учитель выступает в роли консультанта. | Самостоятельно выполняют задание и сверяют с эталоном. |
Повторение и за- крепление изученного ранее 3 минуты | Приложение №3 (задание №3) Самооценка. | Самостоятельно выполняют задание и сверяют с эталоном. Самооценка |
Итог урока 1–2 минуты | Просит детей еще раз сформулировать цели, поставленные в начале урока и определить, достигнуты ли они. | Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей. |
Домашнее задание 1–2 минуты | П.15,16 Задание №6 с.47 - обязательное (инвариант) На выбор: выполнить задание на карточках (вариантная часть). | Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания. |
Эталон к заданию 1
2H2 + O2 = 2H2O
H2 + Ca = CaH2
O2 + 2Ca = 2CaO
O2 + 2Mg = 2MgO
3H2 + Al2O3= 2Al + 3H2O
4P + 5O2 =2 P2O5
Ca + H2SO4= CaSO4 + H2
Mg + H2SO4= MgSO4 + H2
P4 + 6Mg = 2Mg3P2
P4 + 6Ca = 2Ca3P2
2P + 3H2= 2PH3
Эталон к заданию 1
2H2 + O2 = 2H2O
H2 + Ca = CaH2
O2 + 2Ca = 2CaO
O2 + 2Mg = 2MgO
3H2 + Al2O3= 2Al + 3H2O
4P + 5O2 =2 P2O5
Ca + H2SO4= CaSO4 + H2
Mg + H2SO4= MgSO4 + H2
P4 + 6Mg = 2Mg3P2
P4 + 6Ca = 2Ca3P2
2P + 3H2= 2PH3
Лист самооценки по химии
Учени___ 8 класса
Фамилия, имя_______________________
Критерии оценивания умения:
1 балл – умение без ошибок
0,5 балл - частичное умение
№ п/п | Умения | Баллы |
1. | Я умею определять формулы простых веществ | |
2. | Я умею определять формулы сложных веществ | |
3. | Я умею составлять продукты реакции в уравнениях химических реакций | |
4. | Я умею расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций | |
5. | Я умею подбирать вещества и оборудование для проведения лабораторного опыта | |
6. | Я умею проводить опыт в соответствии с инструкцией | |
7. | Я умею объяснять результаты проведённой химической реакции | |
8. | Я умею определять тип химической реакции | |
Итого: |
8 баллов – оценка «5»
6, 7 баллов – оценка «4»
4,5 баллов – оценка «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"
Урок изучения нового материала по учебнику под редакцией В. В. Еремина по теме "Типы химических реакций" с использованием кейс - метода....
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»
Конспект урока на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...
Урок химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"
Цели данного урока:1. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по количеству исходных и образовавшихся веществ.2. Формировать познавательный интерес к изучению химии, умение работать в...
Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"
Данная презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....
Карта-инструкция к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям"
Данный материал может быть использован учителем для обобщающего урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....
Урок химии в 8 классе по теме «Типы химических реакций»
Повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций....
Конспект урока химии в 8 классе на тему "Типы химических реакций"
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ "тИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ" К УЧЕБНИКУ Г.Е.фЕЛЬДМАНА, Ф.Г.ФЕЛЬДМАНА, СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС...