Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Мишарина Вера Александровна

Разработка урока   химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций» в технологии проблемно-диалогического обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тутурская средняя общеобразовательная школа

Разработка урока   химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций» в технологии проблемно-диалогического обучения

Тип урока: урок открытия нового  знания

Автор: учитель химии Мишарина Вера Александровна

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

1. Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях.

2. Читать и записывать сведения об окружающем мире на языке химии.

3. Строить цепочки логических рассуждений.

Цель:

Развивать представление о химических реакциях

Ввести понятие типы химических реакций

Задачи урока:

  1. Личностные:  развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
  2. Метапредметные:.  продолжить развивать внимательность, наблюдательность, пытливость, инициативу, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии, работать в команде.
  3. Предметные:   способствовать усвоению понятий "реакция разложения", "реакция соединения", "реакция замещения", научиться определять тип реакции.

Основные понятия:  типы химических  реакции

Технологическая карта урока  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

-обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению.

Приветствие.

Приветствие.

На столах учащихся учебники, дневники

Учащиеся записывают дату   в тетрадь.

Актуализация знаний

Цель:

Актуализировать  учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ.

Создание проблемной ситуации

Использует приём -выполнение задания, не сходное с предыдущим.

Задание №1 Обращает внимание учеников на запись формул на доске: Н2,   SO2, KMnO4 , O2 , Mg, Al2O3, P, Сu,  H2SO4, Ca.

Задание: (работа в группе)

Записать возможные уравнения химических реакций в тетради.

Учитель наблюдает за ходом выполнения работы.

Учитель раздаёт листы для самооценки.

Учитель обращает внимание на записи уравнений химических реакций (на обратной стороне доски):

Cu2H2CO5 = 2CuO + H2O + CO2

  Fe + CuCI2 = FeCI2  + Cu 

 2Сu + O2 = 2СuO 

Задание: Определить типы химических реакций

Рассматривают  формулы веществ:

Н2,  SO2, KMnO4 , O2 , Mg, Al2O3, P, Сu,  H2SO4, Ca.

Обучающиеся   поочередно придумывают задания:  *представленные формулы по составу можно разделить на 2 группы: простые и сложные.

Простые вещества состоят из одного химического элемента. Из представленных формул к ним относятся:

Н2-  водород,

 O2 - кислород,

Mg - магний,

 P - фосфор

Сu - медь

Сложные вещества состоят из нескольких химических элементов. Из

представленных формул к ним относятся -   SO2, KMnO4 ,  Al2O3,   H2SO4.

*Простые вещества можно разделить на металлы и неметаллы.

К металлам относятся -

Mg, Сu

К неметаллам - Н2, O2, P  

*Можно подсчитать Мr.

*Можно записать уравнения химических реакций:

 2Ca + O2 = 2CaO и т.д.

Записывают уравнения химических реакций, в ходе записи формулируют известный алгоритм составления   УХР.

 Сравнивают полученный результат с эталоном. В   конце выполнения работы учащиеся дают оценку  качеству выполнения задания.

Учащиеся заполняют листы самооценки.

Рассматривают уравнения химических реакций

и приходят к выводу, что не могут определить   типы химических реакций.

Формулирование учебной проблемы

1 минута

Какой возникает вопрос?        

Какая будет тема урока?

Фиксирует  тему урока на доске: 

Типы химических реакций

Какие типы химических реакций существуют?

Типы химических реакций

Запись темы урока в тетради

Типы химических реакций

Поиск решения учебной проблемы

(3–5 минут)

Побуждение к составлению вопросов

Фиксация вопросов

Побуждение к плану

Что хотим узнать по новой теме?

Запись вопросов на доске:

1)Какие типы химических реакций существуют?

2)Какой признак лежит в основе классификации.

3)Дать определение химическим реакциям различных типов.

Есть ещё вопросы?

Как найти ответы на эти вопросы?

А вы сделали свой выбор?

Всё, что вы желаете будет исполнено: работа с учебником, с учителем, лабораторные опыты.

Учитель просит рассмотреть схему (Приложение №1)

Реакции обмена будем изучать попозже.

На основе какого признака классифицируют химические реакции на реакции разложения, соединения, замещения?

Какова цель?

Фиксирует цель на доске:

1) определить признак, положенный в основу классификации химических реакций

2)дать определение реакциям соединения, разложения, замещения

1)Какие типы химических реакций существуют?

2)Какой признак лежит в основе классификации.

3)Дать определение химическим реакциям различных типов

Запись вопросов в тетради.

Нет.

Информацию можно найти

 в учебнике, справочнике по химии, спросить у старших товарищей, спросить у учителя, взрослых, выйти с вопросом в Интернет.

Часть учащихся желают работать с учебником, часть самостоятельно, часть - желают выполнить лабораторные опыты по изучаемой теме.

Учащиеся рассматривают схему, видят, что химические реакции подразделяются на реакции разложения, соединения, замещения, обмена.

Мы не знаем какой признак положен в основу деления  химических реакций на группы.

Запись цели в тетради:

определить признак, положенный в основу классификации химических реакций.

Формулирование нового знания

 1–2 минуты

Для определения признака классификации химических реакций учитель предлагает рассмотреть уравнения ХР и выполнить задания группам

группа№1 – реакция разложения

группа №2 – реакции соединения

группа №3 – реакция замещения

группа №3 – реакция замещения.

Раздаёт листы с заданиями. (Приложение №2)

По завершению работы учитель представляет слово группам.

Проверка правильности выполнения задания:

учитель раздаёт эталоны выполнения групповой работы.

Ответили мы с вами на вопрос: что лежит в основе классификации ХР на реакции разложения, соединения, замещения.

Как убедиться, что действительно существуют реакции разложения, соединения, замещения.

Класс продолжает работу в группах:

группа №1 - л.о.6 с.50

группа №2 - л.о.4 (опыт №1) с.50, 51

группа №3 - л.о.7 с.51

группа №4  - л.о. (Приложение № 3)

Какую технику безопасности нам необходимо соблюдать?

Инструктаж по технике безопасности.

Учитель наблюдает за подбором реактивов и оборудования  для выполнения работы.

Учитель наблюдает за ходом выполнения работы.

По  завершению   работы представляет слово группам.

Учитель и группы заслушивают представителей, которые рассказывают о ходе выполнения л.о., признаках химических реакций, записи уравнений химических реакций.

Самооценка выполнения л.о. 

Формируются 4 группы.

Знакомятся с заданиями и выполняют.

Представитель каждой группы   рассказывает о выполнении задания.

Проверяют правильность выполнения.

В основе классификации ХР на реакции соединения, разложения, замещения лежит число и состав исходных и образующихся веществ

Провести опыты

Обучающиеся читают инструкцию по выполнению л.о.

Рассказывают о соблюдении ТБ.

Учащиеся расписываются в журнале ТБ.

Группы подбирают вещества и оборудование для выполнения л.о.

Группа выполняет л.о.

Функции  внутри группы разделены  самими обучающимися.

Самооценка выполнения л.о.

Первичное при- менение нового знания 3 минуты

1.Выполнение задания:

соотнести УХР по типам (Приложение №3, задание №1)

Самостоятельная работа 3 минуты

Просит детей самостоятельно выполнить задание: определить тип химической реакции. (Приложение №3, задание №2)

Учитель выступает в роли консультанта.

Самостоятельно выполняют задание и сверяют с эталоном.

Повторение и за- крепление изученного ранее

3 минуты

Приложение №3 (задание №3)

Самооценка.

Самостоятельно выполняют задание и сверяют с эталоном.

Самооценка

Итог урока

1–2 минуты

Просит детей еще раз сформулировать цели, поставленные в начале урока и определить, достигнуты ли они.

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.

Домашнее задание

1–2 минуты

 П.15,16

Задание №6 с.47  - обязательное (инвариант)

На выбор: выполнить задание   на карточках  (вариантная часть).

Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания.

Эталон к заданию 1

2H2 + O2 = 2H2O

H2 + Ca = CaH2

O2 + 2Ca  = 2CaO

O2 + 2Mg = 2MgO

3H2 + Al2O3= 2Al + 3H2O

4P + 5O2 =2 P2O5

Ca + H2SO4= CaSO4 + H2

Mg + H2SO4= MgSO4 + H2

 P4 + 6Mg = 2Mg3P2

P4 + 6Ca = 2Ca3P2

2P + 3H2= 2PH3

Эталон к заданию 1

2H2 + O2 = 2H2O

H2 + Ca = CaH2

O2 + 2Ca  = 2CaO

O2 + 2Mg = 2MgO

3H2 + Al2O3= 2Al + 3H2O

4P + 5O2 =2 P2O5

Ca + H2SO4= CaSO4 + H2

Mg + H2SO4= MgSO4 + H2

 P4 + 6Mg = 2Mg3P2

P4 + 6Ca = 2Ca3P2

2P + 3H2= 2PH3

Лист самооценки по химии

Учени___ 8 класса

Фамилия, имя_______________________

Критерии оценивания умения:

1 балл – умение без ошибок

0,5 балл -  частичное умение

№ п/п

Умения

Баллы

1.

Я умею определять формулы простых веществ

2.

Я умею определять формулы сложных веществ

3.

Я умею составлять продукты реакции в уравнениях химических реакций

4.

Я умею   расставлять  коэффициенты в уравнениях химических реакций

5.

Я умею подбирать вещества и оборудование для проведения лабораторного опыта

6.

Я умею проводить опыт в соответствии с инструкцией

7.

Я умею объяснять результаты проведённой химической реакции

8.

Я умею определять тип химической реакции

                                                                                             Итого:

8 баллов – оценка «5»

6, 7  баллов – оценка «4»

4,5 баллов – оценка «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"

Урок изучения нового материала по учебнику под редакцией В. В. Еремина по теме "Типы химических реакций" с использованием кейс - метода....

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»

Конспект урока  на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...

Урок химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"

Цели данного урока:1. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по количеству исходных и образовавшихся веществ.2. Формировать познавательный интерес к изучению химии, умение работать в...

Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"

Данная презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....

Карта-инструкция к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям"

Данный материал может быть использован учителем для обобщающего урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....

Урок химии в 8 классе по теме «Типы химических реакций»

Повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций....

Конспект урока химии в 8 классе на тему "Типы химических реакций"

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ "тИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ" К УЧЕБНИКУ Г.Е.фЕЛЬДМАНА, Ф.Г.ФЕЛЬДМАНА, СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС...