Урок химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цели данного урока:
1. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по количеству исходных и образовавшихся веществ.
2. Формировать познавательный интерес к изучению химии, умение работать в группах, коммуникативность.
3. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, распознавать по типу, формирование практических навыков осуществления химических процессов, умения наблюдать, анализироватьи делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pirogova_n.n._urok_tipy_himicheskih_reaktsiy.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пирогова Наталья Николаевна.
Технологическая карта урока химии.
Предмет: химия.
Класс: 8.
Тема: Типы химических реакций.
Цели: 1. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по количеству исходных веществ и образовавшихся.
2. Формировать познавательный интерес к изучению химии, умение работать в группах, коммуникативность.
3. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, распознавать по типу, формирование практических навыков осуществления химических процессов, умения наблюдать, анализировать и делать выводы.
Прогнозируемые результаты:
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- познакомить с типами химических реакций: соединение, разложение, замещение, обмен;
- учить определять тип химической реакции;
- учить составлять уравнения химических реакций.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Основные термины и понятия урока: типы химических реакций, соединение, разложение, замещение, обмен.
Межпредметные связи: физика, медицина.
Оборудование: презентация, экран, компьютер, медная проволока, железный гвоздь, раствор сульфат меди (II), спиртовка, держатель, подставка для пробирок, пробирки, раствор перекиси водорода, оксид марганца, раствор гидроксида натрия, спички, стакан, серный колчедан.
Формы работы: фронтальная; индивидуальная обработка заданий; работа в малых группах.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
I.Организационный момент. | Словестное приветствие | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
II. АОЗ. | Работа в малой группе | Знакомит с инструкцией техники безопасности, контролирует выполнение эксперимента и составление уравнения. | Проводят эксперимента в малых группах по инструкции с составлением уравнения реакции. | Личностные: проявлять аккуратностьи соблюдение ТБ. Метапредметные: Формируют навыки проведения эксперимента, формулировать выводы. Предметные:Запись уравнений химических реакций. | Воспитывать аккуратность при проведении химического эксперимента. Умение анализировать результаты и делать выводы. |
III. Изучение нового материала. | Фронтальная | Направляет к постановке учебной задачи. Рассказывает по презентации к уроку. Разбор вопросов. Создает проблемный вопрос. | Формулируют задачи. Комментируют. Формулируют вопросы. Решают проблемный вопрос. | Личностные: формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся ставить цели познавательной деятельности. Предметные: Знакомятся с понятиями «соединение», «разложение», «замещение», «обмен». Применяют знания. | Получить новых знаний на примере реакций имеющих практическое применение в быту и в производстве. Сопоставить уравнения реакций с данной классификацией. |
IV. Закрепление. | Индивидуальная обработка заданий. | Раздает и формулирует задания. Организовывает самопроверку и оценивание. | Работают по карточками на которых прописаны ситуационные задачи. | Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы. Предметные: Знакомятся с понятиями «соединение», «разложение», «замещение», «обмен». | Составить уравнения реакций по тексту и определить их классификацию. |
V. Рефлексия. | Фронтальная. | Подводит учеников к выводу. Оцениванивает эмоциональный настрой. | Озвучивают собственное мнение. | Личностные: Способность к самооценке. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия. | Провести рефлексию по алгоритму. Ответить на вопросы и провести самооценку. |
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. АОЗ.
-Мы с вами ежедневно путешествуем по жизни, познавая очень много нового. Вот и сегодня мы продолжим наше познание мира. Но отправляясь, куда-либо мы берем с собой багаж (чемодан знаний), в котором находятся основные понятия, которые нам пригодятся нам сегодня. На столе у вас конверт-чемодан, в котором указано, что необходимо с собой взять. Давайте откроем его и посмотрим все ли мы взяли.
Список:
- Простое вещество.
- Сложное вещество.
- Признаки химических реакций.
- Уравнение химической реакции.
1. Какие вещества называются простые?
2. Какие вещества называются сложные?
Практическая часть. На столе у вас реактивы посмотрите и определите, какие из них простые, а какие сложные.
3. Что такое уравнение химической реакции?
Практическая часть.
У вас на столах карточка инструкция, по которой вы должны будете осуществить химическую реакцию. Перед выполнением повторим технику безопасности.
Опыт 1. Возьмите медную проволоку и зажмите в держателе. Медную проволоку нагрей в пламени спиртовки. Что наблюдаете? | Опыт 2. В стакан наливаем 10 мл раствор перекиси водорода и насыпам в него немного оксида марганца (IV). Что наблюдаете? |
Опыт 3. В пробирку налейте 1-2 мл раствора сульфата меди (II) и по каплям приливайте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? | Опыт 4. В пробирку положите кусочек цинка и прилейте к нему 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? |
Какие признаки химических реакций вы наблюдали?
Составим уравнения реакций.
2Cu + O2 → 2CuO
2H2O2 → 2H2O + O2
Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2
CuSO4 + 2NaOH →Cu(OH)2 +Na2SO4
III. Изучение нового материала.
Каждый химический процесс, который происходит вокруг нас, в нашем организме можно записать уравнением химической реакции. Как вы думаете, много ли таких реакций можно составить? (Много)
А когда мы что-то накапливаем у нас приходит необходимость все классифицировать. Также с уравнениями химических реакций. С одной из классификаций по тепловому эффекту вы знакомы, сегодня нам нужно познакомиться с классификацией по количеству исходных веществ и продуктов реакции.
- Из двух исходных веществ образовалось одно сложное вещество. Такие реакции называются реакции соединения.
А + В → С
Горение угля один из примеров реакции соединения, когда из двух простых веществ образуется одно сложное. Получение серной кислоты из оксида серы (VI) и воды тоже относится к данному типу. Из двух сложных веществ образуется одно более сложное.
- Здесь, наоборот, из одного сложного образовалось несколько. Такие реакции называются разложение.
С → А + В
При получении щелочного металла натрия используют расплав поваренной соли, через который пропускают электрический ток. Происходит разложение, из одного вещества образуется несколько.
- Простое вещество взаимодействует со сложным веществом, вытесняя и замещая атом в составе сложного вещества. Такая реакция называется замещение.
А + ВС → АС + В
В качестве примера реакции замещения рассмотрим восстановления меди из ее соли. Атом железа как более активный вытесняет медь, поэтому, когда садоводы используют раствор медного купороса для обработки растений от плесени и других болезней, то нельзя его разводить в железном ведре.
- Два сложных вещества обменялись составными частями. Это реакция обмена.
АD + ВС → АС + ВD
Один из способов защиты при отравлениях веществами, содержащими тяжелые металлы: перевод растворимых соединений плохо всасывающиеся, нерастворимые. Назначают белковую воду, молоко. В лаборатории нейтрализуют соли свинца переводя их нерастворимые соединения.
Мы разделили уравнения реакций на четыре типа.
Рассмотрим реакции, которые вы осуществили и записали на доске. Определите, к какому типу они относятся.
Проблемный вопрос.
Рассмотрим еще одну реакцию, в одной из стадии производства серной кислоты используют обжиг серного колчедана (пирита) формула которого FeS2. Запишите уравнение химической реакции, если известно, что образуется оксид железа (III) и оксид серы (IV). К какому типу реакций можно ее отнести.
- Значит, есть реакции, которые не подходят к нашей классификации.
IV. Закрепление.
Решение задач.
1.Экологически чистое топливо.
Научно- исследовательские результаты говорят о перспективах применения водорода как топлива. Ценно то, что при горении выделяется большое количество теплоты и экологически безопасный продукт. Запишите уравнение данной реакции и определите, к какому типу она относится.
2.Дымовые завесы, которые применяются для маскировки, в военном деле основаны на применении тетрахлорида титана TiCl4. При взаимодействии этой жидкости с влажным воздухом идет гидролиз с образованием HCl и твердым мелкодисперсным TiO2. Запишите уравнение реакции и определите, к какому типу она относится.
TiCl4 + 2H2O → 4HCl + TiO2
Определите тип реакций.
1. Ba + O2 → BaO
2.Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O
3.Na + S → Na2S
4.Fe + O2 → Fe3O4
5.C + O2 → CO2
6.CH4 → C2H2 + H2
7.Ca + HCl → CaCl2 + H2
8.K + S → K2S
9.HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O
10.Fe + O2 → Fe2O3
11.BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O
12.Fe + Cl2 → FeCl3
V. Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Было интересно…
Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»
В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"
Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...
Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"
Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....
Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»
Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...
Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»
Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...