Урок химии в 8 классе по теме «Типы химических реакций»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
him._reaktsii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дегтярёва Е.Н.
Урок химии в 8 классе по теме «Типы химических реакций»
Цели урока:
- продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием;
- закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов;
- повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций.
Задачи:
Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Ресурсы:
Растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди, цинк, свеча, спички, гидроксид кальция, вода пробирки, спиртовка
Ход урока:
Эпиграф.
Без химических реакций невозможна жизнь
и все многообразие веществ.
- Мы продолжаем обсуждение нашей темы «Типы химических реакций». На прошлом уроке мы доказывали, что без химических реакций жизнь на земле не возможна, вы со мной согласны?
- Предложения учеников (Что происходит с кислородом в нашем организме?
Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия (экзотермические реакции), необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни.
- Поэтому эпиграфом к нашему уроку будут слова «Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ».
- Что происходит во время химических реакций?
-Различаются ли химические реакции друг от друга?
- Зачем нам необходимо знать типы реакций? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций и нашей такой удивительной разнообразной жизни.
Актуализация опорных знаний.
- Что такое химическая реакция? (Явление, в ходе которого из одних веществ (реагентов) получаются другие (продукты реакции)).
- В чем заключается сущность химической реакции?
(Атомы не разрушаются, а перегруппировываются.)
- По каким признакам можно классифицировать химические реакции?
(По выделению или поглощению теплоты, по изменению числа исходных и конечных веществ (соединение, разложение, замещение и обмен) и т.д)
При помощи чего можно ускорить скорость протекания химической реакции?
- А в живых организмах?
- Как на бумаге можно отразить химическую реакцию?
- Каким образом? (С помощью уравнений химический реакций)
- Что такое химическое уравнение?
(Условная запись химических реакций с помощью химических формул и математических знаков).
-Что необходимо уметь при записи уравнения?
(Уметь записывать формулы веществ, без этого невозможно правильно составить уравнение химической реакции)
- Проведем небольшой химический диктант.
Химический диктант
Запишите формулу вещества.
- Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению (ферменты) - HCl
- Основное вещество мела, известняка, мрамора - СаСО3
- Едкий натр. Щелочь. Мылкое на ощупь, входит в состав мыла. Разъедает кожу, ткани - NaOH
- Оксид водорода, самый распространенный оксид - Н2О
- Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение - О2
- Пищевая соль - NaCl
- Отработанный газ, который мы выдыхаем - СО2.
Прочитайте формулы. К какому классу веществ они относятся.
Лабораторные опыты
- Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним типы химических реакций на примере лабораторных опытов.
Результаты запишем в таблицу (учитель проводит опыт, учащиеся описывают его).
1 опыт. Реакция соединения.
Горение свечи (спички, свечка) C + O2 = CO2
2 опыт. Реакция разложения.
(Гидроксид кальция, предметное стекло, спиртовка, пробиркодержатель)
Ca(OH)2 = CaO + H2O
3 опыт. Реакция замещения.
(Цинк, соляная кислота) Zn + HCl =ZCL2 + H2
4 опыт: Реакция обмена
(Сульфат меди, гидроксид натрия)
CuSO4 +NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнение химической реакции | Тип реакции. Вывод |
C, O2 | Нагревание, температура | Свет, тепло, газ |
| A+B=AB |
CaCO3 | ||||
Zn, HCl | ||||
CuSO4, NaOH | ||||
СН3СООН, Na2СО3 |
- Дадим определения типам реакции.
- Какой закон должен соблюдаться при составлении уравнений?
- Докажите, что реакция обмена протекает до конца.
Если выделится газ - Это раз;
И получится вода - Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Рефлексия. (Самостоятельно).
Закончите схемы реакций, укажите тип реакции.
Na2O + H2O = NaOH
MgCO3 = MgO + CO2
Fe2O3 + H2 =
HCl + NaOH =
- Где мы ещё используем уравнения химических реакций? (При решении задач)
Решение задач:
1. Рассчитайте объем кислорода и водорода (н.у.), которые можно получить при разложении 900л воды.
2. Какое количество вещества гидроксида кальция можно получить, если в реакцию с водой, взятой в избытке, вступило 11,2 г оксида кальция?
Итог урока:
- По какому принципу мы разделили химические реакции на четыре типа?
(по исходным веществам и продуктам реакции).
- О каких типах реакций мы сегодня говорили?
- Что нужно повторить о типах реакций?
- Где в жизни нам приходится встречаться с данными типами реакций?
- Зачем нам нужны данные знания?
- Вернемся к эпиграфу. Возможна ли жизнь на земле без химических реакций?
А без химии?
Стих:
Зачем нам нужна эта химия?
Что же полезного в ней?
Ведь алгебра, музыка, физика
Намного, наверно, важней.
Ведь алгебра, музыка, физика
Ведут человека вперед.
Без них наша жизнь немыслима
Без них человек не живет.
Но химия – самая важная
И больше других нам нужна.
Откуда у нас напитки?
Откуда посуда, еда?
Откуда у нас лекарства,
Косметика, мыло, духи,
Ткани, квартиры, убранство?
Всем химии обязаны мы.
Она интересна. Загадочна,
Но нужно ее учить,
Зачем же нужна эта химия?
Нужна она нам чтобы жить!
Домашнее задание:
Провести химическую реакцию с уксусной кислотой (СН3СООН) и содой (Na2СО3). Результат также оформить в виде таблицы. См. выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"
Урок изучения нового материала по учебнику под редакцией В. В. Еремина по теме "Типы химических реакций" с использованием кейс - метода....
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»
Конспект урока на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...
Урок химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"
Цели данного урока:1. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по количеству исходных и образовавшихся веществ.2. Формировать познавательный интерес к изучению химии, умение работать в...
Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"
Данная презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....
Карта-инструкция к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям"
Данный материал может быть использован учителем для обобщающего урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....
Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»
Разработка урока химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций» в технологии проблемно-диалогического обучения...
Конспект урока химии в 8 классе на тему "Типы химических реакций"
ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ "тИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ" К УЧЕБНИКУ Г.Е.фЕЛЬДМАНА, Ф.Г.ФЕЛЬДМАНА, СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС...