Урок химии "Кислоты: классификация, свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок «открытия» нового знания, с использованием учебных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 33.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Кислоты: классификация, свойства»
Класс: 8
Учитель: Мишарина В.А.
Тип урока: урок «открытия» нового знания, с использованием учебных заданий.
Цель: сформировать у обучающихся представления о классе кислот, умения их называть и классифицировать; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: давать определение классу «Кислоты», различать изученные классы неорганических соединений, знать формулы кислот и называть их, классифицировать, уметь с помощью индикаторов определять кислую среду растворов.
Метапредметные:
регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, умение выполнять опыты в соответствии с инструкциями и требованиями правил техники безопасности, объяснять полученные результаты;
Личностные: способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Основные понятия: Классификация кислот. Кислотные остатки и основность кислот. Изменение окраски индикатора в кислой среде.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация. | Создать благоприятный психологичес кий настрой на работу | Прозвенел звонок, Начинается урок. Тише-тише присели девочки, Ещё тише мальчики. Здравствуйте ребята! | Обучающиеся настраиваются на работу | |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения. | На прошлых уроках мы с вами уже изучили некоторые классы неорганических соединений, я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы усвоили пройденные темы. Выполните учебное задание. Учебное задание ВЫ – УЧИТЕЛЬ! Приложение 1 | Вспоминают изученные классы: оксиды, основания, анализируют полученные результаты. | Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
Выявление места и причины затруднения. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Все ли предложенные формулы вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения? Какие вещества не подходят для классификации в данную таблицу? H2SO4, HCl - знаем ли мы эти вещества? Как их называют? Мы изучали эти соединения? Тема нашего сегодняшнего урока? По какому плану мы будем изучать вещества кислоты? На одном уроке все сможем изучить? С чего начнем? Значит тема? Кислоты: классификация, свойства. | Приходят к выводу, что не относятся HCL,H2SO4 к изученным классам неорганических соединений. Предлагают тему урока. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Формулируют тему урока. Выделяют проблему, ставят цели, планируют свою работу. | Познавательные УУД. Уметь анализировать результаты, отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Включение учащихся в деятельность | Учитель показывает яблоко, лимон. - Что общего между ними? Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот (муравьиная, уксусная, молочная и др.). В 8-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические. Рассмотрите формулы кислот, которые были лишними в первом задании и сформулируйте определение данного класса веществ. Кислоты сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов. Стр. 100. Таблица 12. Необходимо обратить внимание на валентность кислотного остатка! | Рассматривают формулы кислот, дают определение новому классу соединений, называют кислоты, выделяют в составе кислот атом водорода, который в формуле записывают на первом месте, кислотный остаток. | Познавательные УУД. Умение работать с текстом. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник. Умение выделять существенные характеристики объектов. Коммуникативные УУД. Умение точно формулировать свою мысль. Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений |
Изучение нового материала | Я предлагаю вам выполнить еще одно учебное задание Учебное задание КАКИЕ ОНИ? Приложение № 2 Физминутка: с помощью подбородка головы ребята в воздухе пишут по одной формуле любой кислоты, после чего проговаривают формулу, которую они написали. Растворы всех кислот кислые, но распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик- это опасно. Есть эффективные и безопасные способы обнаружения кислот. Выполняем учебное задание № 3 РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ. Приложение № 3 | делят кислоты согласно классификации на группы по растворимости в воде (классифицируют), по наличию атома кислорода в кислотном остатке( кислородные, бескислородные), по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трёхосновные); называют кислоты, имеющие большое практическое значение. Вспоминают технику безопасности при работе с хим.веществами. Выполняют химический эксперимент на распознавание кислот с помощью индикаторов ( р-р лакмуса, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Приходят к выводу, что лакмус окрасится в красный цвет, метиловый оранжевый меняет оранжевый цвет на красно-розовый, фенолфталеин в кислой среде остаётся бесцветным. | Познавательные УУД. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник. Коммуникативные УУД. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию. Регулятивные УУД. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата. Формирование умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности. | |
Рефлексия. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Подведем итоги нашей работы. Как вы считаете, достигли ли мы целей? А какая была поставлена перед нами цель? Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок. | Называют цель урока. | Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, уметь обобщать и применять полученные знания. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Домашнее задание §32 выучить наизусть формулы кислот, стр. 104, № 1, учебное задание. ДОЖДИ НА ВЕНЕРЕ. Приложение 4 | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. |
Приложение 1
ВЫ – УЧИТЕЛЬ! Маша считает, что своё домашнее задание она выполнила верно. Вещества: H2SO4, CaO, NaOH, P2O5, K2O, HCl, SO3, Fe(OH)2 , MgO по классам неорганических соединений она распределила следующим образом:
Оксиды | Основания | ||
Кислотные | Основные | Щелочи | Нерастворимые в воде |
H2SO4 CaO P2O5 SO3, | MgO K2O | Fe(OH)2 | NaOH HCl |
Проверьте домашнюю работу Маши. Найдите и исправьте ошибки, если они имеются.
Проверьте работу по ключу. Оцените свою работу, за каждую верно найденную ошибку поставьте 1 б.
Если ты нашел 5 ошибок – ТЫ МОЖЕШЬ ПОРАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ!
Если ты нашел 4 ошибки- ТЕМУ НУЖНО НЕМНОГО ПОВТОРИТЬ!
Если ты нашел 3-0 ошибок – НУЖНО ВЫУЧИТЬ ТЕМУ!
Приложение 2
КАКИЕ ОНИ? Даны формулы кислот: H2SO4, HCl, H3PO4, HNO3, H2CO3, Н2S, H2SiO3, НВr. Проведите свое исследование по следующему плану:
- Внимательно рассмотрите предложенные формулы.
- Выделите признак их (должно быть два), по которому можно провести классификацию кислот. Запишите его в схеме на горизонтальной линии, а формулы кислот ниже. На основе признака проведи классификацию.
____________________ __________________
- Результаты исследования представьте одноклассникам.
Приложение 3
РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ.
Лаборант перепутал три пробирки, в которых были: щелочь, кислота и вода.
Выскажите предположения с помощью чего можно распознать данные вещества. Для проверки предположения проведите исследование, соблюдая правила ТБ по плану:
- В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор лакмуса. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
- В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор фенолфталеина. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
- В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор м/оранжа. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
- Определите вещества, которые находятся в пробирках №1, №2, № 3.
№ пробирки | Что наблюдали, когда добавили | Вещество | ||
Лакмус | фенолфталеин | Метилоранж | ||
1 | ||||
2 | ||||
3 |
На основе проведенного исследования сделайте общий вывод.
Приложение 4
ДОЖДИ НА ВЕНЕРЕ. На Венере бывают настоящие кислотные дожди. Выведите формулу кислоты, которая выпадает в качестве осадков, если известно, что в её состав входят водород, сера и кислород в массовых долях 2,04%, 32,65%, 2,04 % соответственно.
Оформите решение задачи в тетради.
На следующем уроке проверьте себя по ключу. Оцените по критериям, обозначая каждый критерий одним из параметров: «да», «нет», «необходима помощь».
Критерий | Параметр |
Умею записать условия задачи, формулу | |
Умею производить расчеты | |
Умею выводить формулу вещества |
Проанализируйте результат и сделайте вывод о том, как вы выполнили задание. Что надо учесть в следующий раз?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жиры - триглицериды: состав, классификация, свойства, применение
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по органической химии в 10 классе....
Конспект урока на тему: « Оксиды, классификация, свойства».
Конспект урока на тему: « Оксиды, классификация, свойства»....
Урок химии в 8 классе "Кислоты. Классификация, свойства"
Урок "открыти новых знаний"...
Технологическая карта урока "Основания. Классификация, получение и свойства"
Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока: формирование понятия об основаниях как об одном из классов химических соединений; рассмотрение состава, строения, химических свойств; акт...
Открытый урок: «Первоначальная классификация и химические свойства оксидов»
Цель урока: познакомить учащихся с первоначальной классификацией и химическими свойствами оксидов. Задачи урока:-образовательные: познакомить с первоначальной классификац...
Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"
Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...
Презентация к уроку Соли. Классификация, свойства
Презентация к уроку химии 8 класса Соли. Классификация, свойства....