Урок химии в 8 классе "Кислоты. Классификация, свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе
Тема урока « Кислоты, их классификация и свойства в свете ТЭД».
Цель: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов.
- Образовательные: сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства в свете ионных представлений.
- Развивающие: способствовать развитию речи и логического мышления; способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к познаниям, соблюдая правила безопасного обращения с веществами.
Универсальные учебные действия формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные: Регулятивные: уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию.
Познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умение ставить познавательную задачу (целеполагание); умение добывать знания, выделять главное, проводить самопроверку и самооценку.
Коммуникативные: навыки работе в паре, взаимодействие с другими людьми, умение ответить на поставленный вопрос.
Информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента, оформлять и представлять результаты своей работы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока: урок практикум (исследование).
Планируемые результаты обучения:
- знать определение понятий – кислоты как электролиты;
- химические свойства кислот с позиции ТЭД;
- уметь составлять уравнения ЭД кислот, оснований, солей;
- уравнения реакций ионного обмена;
- проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
- пользоваться таблицей растворимости, рядом напряжения металлов.
Используемые методы:
- По источнику знаний:
Словесные – беседа, объяснение, чтение;
Наглядные - компьютерная презентация, таблица «Кислоты», корточки кислот и анионов остатков кислот;
Практические – работа по тексту учебника, слайда, выполнение экспериментальных заданий.
- По характеру познавательной деятельности уч – ся:
Частично – поисковый.
Ресурсы:
Информационные: учебник «Химия 8 класс» О.С. Габриелян; рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельных работ по химии (печатная),рефлексивный лист учета знаний, карточки кислот и анионов кислотных остатков, таблица «Свойства кислот»,таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, презентация к занятию.
Оборудование и реактивы:
Штатив с пробирками, растворы: HCl, AgNO3, KOH, Na2CO3, Zn, Cu, лакмус, фенолфталеин, спиртовки, держатели
Структура урока.
- Мотивация, актуализация знаний.
- Целеполагание.
- Усвоение новых знаний.
- Формирование умений и навыков.
- Промежуточный контроль полученных ЗУН.
- Итог. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- 1.Какие слова были зашифрованы в ваших домашних заданиях? (электролит, кислоты, индикатор, лакмус, катион, кислота).
( учитель записывает эти слова в столбик на доске).
Слайд № 1.
«Среди пробирок, колб и пузырьков,
В огне горелок и в пылу сердец
Мы постигаем тайны всех основ,
Ведь химия – Вселенной всей творец»
Вопросы к уч – ся: 1. Что изучает химия?
- Какие знания о веществах и для чего они нам нужны?(свойства, состав, применение, получение ).
- Какие бывают вещества? Перечислить их.
- Зачитать слова с доски. Подумайте, исходя из набора этих слов, о каких веществах у нас будет идти речь? ( о кислотах).
Слайд №2
Тема урока: «Кислоты, их классификация и свойства в свете ТЭД»
(уч – ся записывают тему в тетрадь)
- Раздать листки учета знаний, уч – ся формулируют цели и задачи исходя из листка.
Пользуясь листом учета знаний, сформулируйте , какие задачи вы для себя ставите на уроке? Как видите вам предстоит серьёзная , но интересная работа.
Вопросы: 1. Дать определения кислотам.
- Работа с карточками кислот (учитель называет кислоты и анионы, уч – ся поднимают карточки). (H3 PO4, HNO3, H2 S, HCl, H2SO4, H2CO3, H2SO3, H2SiO3,HNO2)
Усвоение новых знаний
а) классификация кислот (слайд № 3)
какие признаки кислот рассматривают при их классификации? Игра «третье лишнее»
Определить «3 – е лишнее»
Дать характеристику кислот по признакам классификации
(основность, состав, растворимость, летучесть, степень диссоциации, стабильность).
б)состав кислот (ТЭД)
слайд № 4.
А. вставьте пропущенное слово:
Кислота, когда здорова
Угостить друзей готова
Тем, что ей дала природа,
Катионом …..(водорода).
Б. объясните утверждение:
«кислоты имеют ряд общих свойств»
- Дать определение кислот в свете ТЭД
Вывод: Катионы Н+ обуславливают общие свойства кислот.
Эксперимент. В трех пробирках H2O, NaOH, HCl. Определить в какой HCl?
Вывод. Изменяют краску индикаторов.
Какие же еще свойства характерны для кислот? Проверим экспериментально. (лабораторный опыт, в парах).
Слайд № 5. ОГЭ
При попадании на кожу рук раствора кислоты нужно:
- нейтролизовать раствором щелочи;
- смыть большим количеством воды;
- промыть с мылом.
3. Взаимодействие кислот с металлами.
Вывод: кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжений до Н.
Условия протекания химических реакций для кислот (записывают в тетрадь, с. 180).
Вопрос. Cu не взаимодействует с HCl, но соль есть. Как получить эту соль?
- Взаимодействие кислот с оксидами металлов. (Опыт).
Какой цвет имеет порошок CuO? (черный)
Условие – нагревание
Признак – изменение цвета
Тип – обмена
Вывод: кислоты взаимодействуют с оксидами с образованием соли и воды.
- Взаимодействие кислот с основаниями (опыт).
Признак – изменение цвета
Тип – обмена, нейтрализация.
Вывод: кислоты взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды.
Вопрос : в каких случаях реакции обмена идут до конца?
- Взаимодействие кислот с солями (опыт).
Признак – осадок
Тип – обмена
Вывод: взаимодействуют с солями с образованием новой соли и новой кислоты, при условии что образуется или (реакция обмена).
- Формирование умений и навыков.
Работа с таблицей.
Вывод. Кислоты проявляют общие химические свойства (т. к. имеют в своем составе катион Н+ ) и вступают в реакцию с металлами (до Н), оксидами металлов, основаниями, солями.
- Промежуточный контроль (устно).
- В каких случаях обе реакции характеризуют общие свойства кислот:
А) HCl = H+ + Cl –
Cu + 2H2SO4= CuSO4 + SO2 + 2H2O
Б) Na2CO3 + 2HCl = 2 NaCl + CO2 + H2O
MgO + H2SO4 Mg SO4 + H2O
В) H2SO3 = H2O + SO2
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O.
(цветок на обратной стороне доски на магнитах)
В нашей лаборатории расцвел химический цветок. Погадайте, какие лепестки – вещества «не любит» кислота H2SO4, т. е. не взаимодействует с ними.
- Итог. Рефлексия.
Заполнить лист самооценки.
Учитель подводит итоги урока, делает общий вывод.
Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?
- Домашнее задание. § 38, р.т. с. 178 №2,4, с. 214 № 3 – 4, 6. Дополнительно: записать УР H2SO4 c веществами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Вода - состав и свойства"
Методическая разработка урока химии "Вода - состав и свойства!. Урок - творческая мастерская"....
Урок химии по теме "Классификация химических реакций"
На уроке я использую индивидуальные таблицы самостоятельного оценивания учащихся....
Презентация к уроку химии: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"
Урок изучения нового материала по теме «Оксиды» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельностного подход...
Презентация к уроку химии 8 класс "Классификация неорганических веществ"
Данная презентация используется учителем для более полного раскрытия темы "Классификация неорганических веществ"...
Технологическая карта урока химии "Состав и классификация оксидов"
Тема урока: Состав и классификация оксидовТип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОРЦель урока: изучить состав, номенклатуру, классификацию и физиче...
презентация к уроку химии "Кислоты, их классификация и свойства"
презентация к уроку химии: "Кислоты, их классификация и свойства"...
Конспект урока на тему: « Оксиды, классификация, свойства».
Конспект урока на тему: « Оксиды, классификация, свойства»....