Урок химии в 8 классе "Кислоты. Классификация, свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок "открыти новых знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_v_8_klasse.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе

Тема урока « Кислоты, их классификация и свойства в свете ТЭД».

Цель: создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов.

  1. Образовательные: сформировать понятие о кислотах как классе электролитов, рассмотреть их классификацию и общие свойства в свете ионных представлений.
  2. Развивающие: способствовать развитию речи и логического мышления; способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к познаниям, соблюдая правила безопасного обращения с веществами.

Универсальные учебные действия формируемые на уроке:

Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.

Метапредметные: Регулятивные: уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию.

Познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умение ставить познавательную задачу (целеполагание); умение добывать знания, выделять главное, проводить самопроверку и самооценку.

Коммуникативные: навыки работе в паре, взаимодействие с другими людьми, умение ответить на поставленный вопрос.

Информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента, оформлять и представлять результаты своей работы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: урок практикум (исследование).

Планируемые результаты обучения:

 - знать определение понятий – кислоты как электролиты;

 - химические свойства кислот с позиции ТЭД;

 - уметь составлять уравнения ЭД кислот, оснований, солей;

 - уравнения реакций ионного обмена;

 - проводить реакции ионного обмена, подтверждающие  химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения  с реактивами и выявлять признаки  наблюдаемых химических реакций;

 - пользоваться таблицей растворимости, рядом напряжения металлов.

Используемые методы:

  1. По источнику знаний:

Словесные – беседа, объяснение, чтение;

Наглядные -  компьютерная презентация, таблица «Кислоты», корточки кислот и анионов остатков кислот;

Практические – работа по тексту учебника, слайда, выполнение экспериментальных заданий.

  1. По характеру познавательной деятельности уч – ся:

Частично – поисковый.

Ресурсы:

Информационные: учебник «Химия 8 класс» О.С. Габриелян; рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельных работ по химии (печатная),рефлексивный лист учета знаний, карточки кислот и анионов кислотных остатков, таблица «Свойства кислот»,таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, презентация к занятию.

Оборудование и реактивы:

Штатив с пробирками, растворы: HCl, AgNO3, KOH, Na2CO3, Zn, Cu, лакмус, фенолфталеин, спиртовки, держатели

Структура урока.

  1. Мотивация, актуализация знаний.
  2. Целеполагание.
  3. Усвоение новых знаний.
  4. Формирование умений и навыков.
  5. Промежуточный контроль полученных ЗУН.
  6. Итог. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. 1.Какие слова были зашифрованы в ваших домашних заданиях? (электролит, кислоты, индикатор, лакмус, катион, кислота).

( учитель записывает эти слова в столбик на доске).

Слайд № 1.

«Среди пробирок, колб и пузырьков,

В огне горелок и в пылу сердец

Мы постигаем тайны всех основ,

Ведь химия – Вселенной всей творец»

Вопросы к уч – ся: 1. Что изучает химия?

  1. Какие знания о веществах и для чего они нам нужны?(свойства, состав, применение, получение ).
  2. Какие бывают вещества? Перечислить их.
  3. Зачитать слова с доски. Подумайте, исходя из набора этих слов, о каких веществах у нас будет идти речь? ( о кислотах).

Слайд №2

Тема урока: «Кислоты, их классификация и свойства в свете ТЭД»

(уч – ся записывают тему в тетрадь)

  1. Раздать листки учета знаний, уч – ся формулируют цели и задачи исходя из листка.

Пользуясь листом учета знаний, сформулируйте , какие задачи вы для себя ставите на уроке? Как видите вам предстоит серьёзная , но интересная работа.

Вопросы: 1. Дать определения кислотам.

  1. Работа с карточками кислот (учитель называет  кислоты и анионы, уч – ся поднимают карточки). (H3 PO4, HNO3, H2 S, HCl, H2SO4, H2CO3, H2SO3, H2SiO3,HNO2)

Усвоение новых знаний

а) классификация кислот (слайд № 3)

какие признаки кислот рассматривают при их классификации? Игра «третье лишнее»

Определить «3 – е лишнее»

 Дать характеристику кислот по признакам классификации

(основность, состав, растворимость, летучесть, степень диссоциации, стабильность).

 б)состав кислот (ТЭД)

слайд № 4.

А. вставьте пропущенное слово:

Кислота,  когда здорова

Угостить друзей готова

Тем, что ей дала природа,

Катионом …..(водорода).

Б. объясните утверждение:

«кислоты имеют ряд общих свойств»

  1. Дать определение кислот в свете ТЭД

Вывод: Катионы Н+ обуславливают общие свойства кислот.

Эксперимент. В трех пробирках H2O, NaOH, HCl. Определить в какой HCl?

Вывод. Изменяют краску индикаторов.

Какие же еще свойства характерны для кислот? Проверим экспериментально. (лабораторный опыт, в парах).

Слайд № 5. ОГЭ

При попадании на кожу рук раствора кислоты нужно:

 - нейтролизовать раствором щелочи;

 - смыть большим количеством воды;

 - промыть с мылом.

3. Взаимодействие кислот с металлами.

Вывод: кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду напряжений до Н.

Условия протекания химических реакций для кислот (записывают в тетрадь, с. 180).

Вопрос. Cu не взаимодействует с HCl, но соль есть. Как получить эту соль?

  1. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. (Опыт).

Какой цвет имеет порошок CuO? (черный)

Условие – нагревание

Признак – изменение цвета

Тип – обмена

Вывод: кислоты взаимодействуют с оксидами  с образованием соли и воды.

  1. Взаимодействие кислот с основаниями (опыт).

Признак – изменение цвета

Тип – обмена, нейтрализация.

Вывод: кислоты взаимодействуют с основаниями  с образованием соли и воды.

Вопрос : в  каких случаях реакции обмена идут до конца?

  1. Взаимодействие кислот с солями (опыт).

Признак – осадок

Тип – обмена

Вывод: взаимодействуют с солями с образованием новой соли и новой кислоты, при условии что образуется  или (реакция обмена).

  1. Формирование умений и навыков.

Работа с таблицей.

Вывод. Кислоты проявляют общие химические свойства (т. к. имеют в своем составе катион Н+ ) и вступают  в реакцию с металлами (до Н), оксидами металлов, основаниями, солями.

  1. Промежуточный контроль (устно).
  1. В каких случаях обе реакции характеризуют общие свойства кислот:

А) HCl = H+ + Cl –

Cu + 2H2SO4= CuSO4 + SO2 + 2H2O

Б) Na2CO3 + 2HCl = 2 NaCl + CO2  + H2O

MgO + H2SO4  Mg SO4 + H2O

В) H2SO3 = H2O + SO2

NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O.

(цветок на обратной стороне доски на магнитах)

В нашей лаборатории расцвел химический цветок. Погадайте, какие лепестки – вещества «не любит» кислота H2SO4, т. е. не взаимодействует с ними.

  1. Итог. Рефлексия.

Заполнить лист самооценки.

Учитель подводит итоги урока, делает общий вывод.

Как вы считаете, достигли мы поставленной цели?

  1. Домашнее задание. § 38, р.т. с. 178 №2,4, с. 214 № 3 – 4, 6. Дополнительно: записать УР H2SO4 c веществами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Вода - состав и свойства"

Методическая разработка урока химии "Вода - состав и свойства!. Урок - творческая мастерская"....

Урок химии по теме "Классификация химических реакций"

На уроке я  использую индивидуальные таблицы самостоятельного оценивания учащихся....

Презентация к уроку химии: "Оксиды. Номенклатура. Классификация"

Урок изучения нового материала по теме «Оксиды» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельностного подход...

Презентация к уроку химии 8 класс "Классификация неорганических веществ"

Данная презентация используется учителем для более полного раскрытия темы "Классификация неорганических веществ"...

Технологическая карта урока химии "Состав и классификация оксидов"

Тема урока: Состав и классификация оксидовТип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний с использованием ЭОРЦель урока: изучить состав, номенклатуру, классификацию и физиче...

презентация к уроку химии "Кислоты, их классификация и свойства"

презентация к уроку химии: "Кислоты, их классификация и свойства"...

Конспект урока на тему: « Оксиды, классификация, свойства».

Конспект урока  на тему: « Оксиды, классификация, свойства»....