Разработка урока: "Нефть. Способы ее переработки".
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Разработка урока для студентов по теме "Нефть и способы ее переработки". На данном уроке проводились лабораторные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotki_urokov_po_biologhii_i_khimii.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Нефть. Способы переработки нефти.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные источники УВ»; углубить и расширить их представления о природных источниках нефтехимического сырья; подчеркнуть роль химии в решении народнохозяйственных проблем на примере химических процессов – крекинга нефтепродуктов, профориентация учащихся, рассмотреть экологическую проблему, связанную с добычей нефти, её переработкой, перевозкой на танкерах.
Оборудование: флакон с нефтью, компьютер, экран, коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, вы, наверно, знаете, что наша республика является нефтяной. В Башкортостане добывают и перерабатывают нефть; в г.Уфе, столице Башкортостана, работают нефтеперерабатывающие заводы. И наш сегодняшний урок будет посвящен нефти, черному золоту.
II. Изучение новой темы.
Учитель. Познакомиться с материалом новой темы мне помогут ваши товарищи, которые подготовили небольшие выступления про нефть. Кроме этого, будет самостоятельная работа с таблицей.
1. Из досье о нефти.
Выступление 1 ученика. Зачитывается небольшое сообщение о нефти.
Учитель. К данному выступлению добавлю, что в Башкортостане до сих пор идут разработки по добыче нефти.
Выступление 2 ученика.
Наибольшие запасы нефти в Саудовской Аравии, Кувейте, Иране, Ираке .
Учитель. Из сказанного видно, что нефть – смесь веществ, а не одно вещество. Вот перед вами схема «Состав нефти» (см. слайд №3), на которой мы видим составные части нефти. Это углеводороды различных классов. Т.е. нефть - кладовая углеводородов.
Учитель. А как же достать эти углеводороды из нефти? Но сначала нужно добыть саму нефть. Существуют специальные приспособления для добычи – качалки (см. слайд № 5).
2. Нефть – смесь веществ, но в составе смеси соединения сохраняют свои индивидуальные свойства (например, температура кипения), поэтому нефть не имеет постоянной температуры кипения. Значит, нефть можно разделить на отдельные фракции с помощью физических методов. Например, ректификация. В Башкортостане существуют нефтеперабатывающие заводы.
Выступление 3 ученика.
Давайте посмотрим на ректификационную башню (см. таблица). В ректификационную колонну поступает нефть, нагретая в трубчатой печи до 320-3500С. Ректификационная колонна имеет горизонтальные перегородки с отверстиями – тарелки, на которых происходит конденсация фракций нефти. На более высоких скапливаются легкокипящие фракции, на нижних – высококипящие.
Учитель. Что образуется при разделении нефти (см. слайд № 12).
Заполните таблицу, используя учебник стр.
Нефтепродукты | ||
Названия | Состав | Область применения |
3. Заключение. Учитель. Нефть – это хорошо, но мы знаем, что добыча, перевозка и переработка очень часто при неправильных действиях отрицательно влияют на природу. Что необходимо делать для сохранения чистоты? Это – экономия ресурсов и энергии. При производстве нефтепродуктов, что особенно важно для нашей республики, нужно увеличить глубину переработки нефти, т.е. выход полезных продуктов, в первую очередь – бензина. На наших заводах в полезные продукты превращается чуть больше 60% нефти, остальные 40% - это мазут, используемое как малоценное и экологически грязное топливо. При более совершенной технологии можно получать до 90% ценных продуктов. Посмотрите ещё раз на схему «Переработка нефти», на ней указано, что мазут идет на термический крекинг.
III. Домашнее задание. § , стр. , упражнения 1, 7-11 (упр.8-10 письменно).
Подготовить рефераты по темам: 1.«История открытия месторождения и добычи нефти в Башкортостане»;
2. «Нефтеперерабатывающие заводы г. Уфы»;
3. «Нефть и окружающая среда».
Приложение.
Дополнительная информация по применению нефтепродуктов.
Продукты перегонки нефти имеют различное применение. Бензин в больших количествах используется как авиационное и автомобильное топливо. Он состоит обычно из углеводородов, содержащих в молекулах в среднем от 5 до 9 атомов углерода.
Лигроин служит топливом для дизельных двигателей, а также растворителем в лакокрасочной промышленности. Большие количества его перерабатывают в бензин. Содержит от 8 до 14 атомов углерода.
Керосин применяется как горючее для реактивных и тракторных двигателей, а также для бытовых нужд. Он состоит из углеводородов, содержащих в молекулах в среднем от 12 до 18 атомов углерода.
Соляровое масло используется как моторное топливо, а смазочные масла – для смазки механизмов. Соляровое масло состоит из углеводородов, содержащих в молекулах от 14 до 20 атомов углерода.
Мазут помимо переработки на смазочные масла и бензин используется также в качестве котельного жидкого топлива. Из мазута при химическом крекинге получают смазочные масла, остаток мазута после отгонки называется нефтяным пеком или гудроном, который применяется для изготовления асфальта.
В последние годы углеводороды нефти широко используются как источник химического сырья. Различными способами из них получают вещества, необходимые для производства пластмасс, синтетического текстильного волокна, синтетического каучука, технических спиртов, кислот и т.д.
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МК с методистом зам.дир.по УПР
_______ Г.А.Исаева _______ Р.Н.Усманова ______ Р.Р.Ханафин
ХИМИЯ
открытый урок по теме:
«Нефть. Способы переработки нефти».
Составила:
преподаватель
Т.А.Можитова
С.Субханкулово
2012 год
Головоломка
«Математика + химия»
В клетках этого квадрата вписана фраза Д.И.Менделеева о бережном отношении к природным ресурсам. Чтобы ее прочесть, необходимо клетки квадрата от 1 до 16 разместить так, чтобы сумма цифр по вертикали, горизонтали и по диагонали составила 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока "Нефть, продукты переработки. Строительство нефтепровода ВСТО
Данная презинтация расматривает этапы строительства нефтепровода ВСТО, экологические проблемы связанные со строительством. Использовать презентацию можно и на мероприятиях экологического направления. ...
10 класс. Тема урока: "Нефть, ее состав, переработка и применение"
Разработка урока по химии в курсе 10 класса. УМК: Химия . 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян.-12-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2007.-267, [5]c ил....
Рабочий лист ученика к уроку "Нефть и способы ее переработки" (по программе О.С.Габриеляна, 10 базовый)
Рабочий лист является планом для организации самостоятельной работы учеников по изучению учебной темы....
Презентация к уроку "Нефть: состав, свойства и переработка"
Презентация поможет сделать урок по теме более интересным и наглядным. Отражает все основные этапы урока....
Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки" (химия, 10 класс)
Обобщающий урок по теме "Углеводороды" (УМК О.С. Габриелян).Изучение состава нефти и способов ее переработки. Обобщение и закрепление знаний по классификации, номенклатуре и химическим свойс...
Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки"
Урок по химии. 10 класс...
Технологическая карта урока "Нефть и способы её переработки"
Урок направлен на развитие активности, самостоятельности, формирование ценностного отношения к химическим знаниям и естественнонаучного стиля мышления на основе изучения химического состава, свойств н...