Мастер класс. О роли окислительно-восстановительных реакции в жизни современного человека
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Мастер – класс учителя химии МБОУ «Новоторъяльская СОШ» Глушковой Лилии Эриковны.
Тема: О роли окислительно –восстановительных реакции в жизни современного человека . Размышления химика»
Химия – это область чудес, в ней скрыто
счастье человечества, величайшие завоевания
разума будут сделаны именно в этой области.
(М. Горький)
Цели:
Показать пример применения исследовательских и информационно – коммуникационных технологий занятиях элективного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 295.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс учителя химии МБОУ «Новоторъяльская СОШ» Глушковой Лилии Эриковны.
Тема: О роли окислительно –восстановительных реакции в жизни современного человека.»
« Химия – это область чудес, в ней скрыто
счастье человечества, величайшие завоевания
разума будут сделаны именно в этой области.» (М. Горький)
Цели:
Показать пример применения исследовательских и информационно – коммуникационных технологий занятиях элективного курса.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей;
- Сформировать представление об этапах и методах исследовательской работы;
- Формировать понятие о значении ОВР для организма человека;
Развивающие:
- Развитие умения применять знания, полученные на различных предметах, для решения конкретных задач;
- Развитие потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;
- Развитие умения работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать своё мнение;
Воспитательные:
- Воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.
Оборудование: этиловый спирт, бензин, соки разных сортов, мёд, пробирки, спиртовки, спички, подставки, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), оксида серебра, перманганат калия (сухой и раствор), концентрированная серная кислота.
Конспект мастер – класса
1. Краткое пояснение этапов исследовательской работы и необходимости дозированного применения информационно – коммуникационных технологий.
2. Мотивация.
Беседа с учащимися:
- Считаете ли вы себя современными людьми? Почему?
- Какого человека можно считать современным?
- И зачем современному выпускнику знания об ОВР?
3. Актуализация.
Оказывается, что окислительно-восстановительные реакции, как и семь чудес света, лежат в основе «семи чудес живой и неживой природы».
Прочитав текст предложите «семь чудес живой и неживой природы»
Текст :
«Окислительно-восстановительные процессы - наиболее распространенные химические реакций, которые имеют огромное значение в жизни человека и природе. Окисление-восстановление—один из важнейших процессов природы. Окислительно-восстановительные реакции сопровождают многие процессы, осуществляемые в промышленности и в различных сферах быта: горение газа в газовой плите, приготовление пищи, стирка, чистка предметов домашнего обихода, изготовление обуви, парфюмерных, текстильных изделий…
Чтобы зажечь спичку или отбелить одежду, для дезинфекции или стерилизации, пользуются окислительно-восстановительными свойствами. Например, для отбеливания и дезинфекции пользуются окислительными свойствами таких наиболее известных средств, как пероксид водорода, перманганат калия, хлор и хлорная, или белильная, известь. Пероксид водорода служит для отбеливания шелка, перьев, меха. С его помощью также реставрируют старинные картины. Ввиду безвредности для организма пероксид водорода применяют в пищевой отрасли промышленности для отбеливания шоколада, рубцов и оболочек в производстве сосисок.
А хлор так, как он является сильным окислителем, используют для стерилизации чистой воды и обеззараживания сточных вод. Также хлор разрушает многие краски, поэтому его применяют при белении бумаги и тканей»,
4. Гипотеза.
Учащиеся предлагают « семь чудес живой и неживой природы»:
Горение, электролиз, фотосинтез, дыхание, медицина, коррозия, гальванопластика….
5. Исследование.
Аудитория разбивается на группы. Каждая группа получает задание и немного времени для его решения ( 5 – 7 минут). А затем представитель каждой группы выступает с результатами работы, обобщением и выводами.
Задание для группы№1:
Проверьте наличие глюкозы в выданных вам образцах соков или мёда с помощью качественной реакции с использованием Cu(OH)2 при нагревании. По появлению оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии в соках или меде глюкозы.
Напишите уравнение реакции в окислительно –восстановительной форме. Расставьте коэффициенты. Подготовьте ответ на вопрос, используя свои знания в области биологии и жизненный опыт, где встречаемся с данной реакцией. И можно ли судить о качестве продуктов питания по данному эксперименту. ( подвести в выводе к дыханию)
Задание для группы№2:
Проверьте возможность получения зеркал из соков и мёда с помощью качественной реакции с использованием Ag2 O при нагревании.
По появлению осадка сделайте вывод о возможности использования этого метода в гальванопластике. Напишите уравнение реакции в окислительно –восстановительной форме. Расставьте коэффициенты.
Подготовьте ответ на вопрос, используя свои знания в области МХК и жизненный опыт, в какой области искусства возможно применение данного метода. И можно ли использовать данный эксперимент в домашних условиях и с какой целью. (всё о гальванопластике и электролизе)
( фото с занятий)
Задание для группы№3:
Проверьте выброс углекислого газа в атмосферу, используя метод жёсткого окисления сухим КМпО4 и концентрированной Н2 SO4 . По цвету пламени спирта и топлива сделайте вывод об целесообразности использования в качестве топлива.Напишите уравнение реакции в окислительно –восстановительной форме. Расставьте коэффициенты.
Подготовьте ответ на вопрос, используя свои знания в области экологии и жизненный опыт, об зкологичности использования топлива. И можно ли судить о качестве топлива по цвету пламени. Докажите свой ответ с использованием знаний математики, произведя расчет доли углерода в топливах. ( выводе к горению)
( фото с занятий)
6. Обобщение
Каждая группа выступает с результатами своей работы, громко, чётко, эмоционально, другие внимательно слушают и записывают.
7. Рефлексия.
Теперь можно предложить учащимся сделать выбор, между мёдом и соками. Выбрать топливо будущего. Развивать свой творческий потенциал, используя гальванопластику.
8. Применение полученных знаний. Постановка новых вопросов.
Заключительное слово учителя о возможных областях применения полученных знаний и новых проблемах в выборе продуктов питания в целях формирования понятия о здоровом образе жизни. Спектр возможных опытов о применении ОВР в жизни современного человека. Выбор тем для новых исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в 11 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции".
Конспект занятия на курсах по подготовке к ЕГЗ по теме "Окислительно-восстановительные реакции". Можно воспользоваться данной разработкой и для проведения урока в 11 классе....
Урок в 9 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
·Урок, на котором закрепляются понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”....
Проверочная работа для 8 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Работа составлена в тестовой форме по материалам ГИА...
Мастер-класс на тему: «Роль письма в жизни современного человека, с использованием технологии знающего незнания»
Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. ...
Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...
Контрольная работа для учащихся 9 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
Контрольная работа предназначена для оценки степени усвоения обучающимися девятых классов темы "Окислительно-восстановительные реакции". Рассчитана на самостоятельную работу учащихся и содер...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...