Урок в 9 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме
·Урок, на котором закрепляются понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе по теме:
«ОКИСЛИТЕЛЬНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (ОВР)»
ТДЦ
Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.
Развивающая: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.
Обучающая:
- закрепить понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”;
- закрепить навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;
- научить прогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Какие правила определения степени атомов химических элементов вы знаете? (слайд 1)
- Выполните задание (слайд 2)
- Выполните самопроверку (слайд 3)
- Изучение нового материала.
- Выполните задание (слайд 4)
Определите, что происходит со степенью окисления серы при следующих переходах:
А) H2S → SO2 → SO3
Б) SO2→ H2SO3 → Na2SO3
Какой можно сделать вывод после выполнения второй генетической цепочки?
На какие группы можно классифицировать химические реакции по изменения степени окисления атомов химических элементов?
- Проверяем (слайд 5).
- Делаем вывод: По изменению степени окисления атомов химических элементов, участвующих в химической реакции различают реакций – с изменением СО и без изменения СО.
- Итак, обозначим тему урока ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (ОВР).
- Записываем определение
ОВР – реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов,
входящих в состав реагирующих веществ
- Попробуем разобраться – в чём особенность процессов окисления и восстановления элементов при образовании ионной связи, на примере молекулы фторида натрия?
Внимательно рассмотрите схему и ответьте на вопросы:
- Что можно сказать о завершённости внешнего уровня атомов фтора и натрия?
- Какому атому легче принять, а какому легче отдать валентные электроны с целью завершения внешнего уровня?
- Как можно сформулировать определение окисления и восстановления?
Атому натрия до завершения своего внешнего уровня легче отдать один электрон (чем принимать 7 ē до восьми, т.е. до завершения), поэтому он отдаёт свой валентный электрон атому фтора и помогает ему завершить его внешний уровень, при этом, он – восстановитель, окисляется и повышает свою СО. Атому фтора, как более электроотрицательному элементу легче принять 1 электрон для завершения своего внешнего уровня, он забирает электрон натрия, при этом восстанавливается, понижает свою СО и является окислителем.
«Окислитель как отъявленный злодей
Как пират, бандит, агрессор, Бармалей
Отнимает электроны - и ОК!
Потерпев урон, восстановитель
Восклицает: «Вот я, помогите!
Электроны мне мои верните!»
Но никто не помогает и ущерб
Не возмещает…»
- Записываем определения
Процесс отдачи электронов атомом, называется окислением.
Атом, отдающий электроны и повышающий свою степень окисления, окисляется и называется восстановителем.
Процесс принятия электронов атомом, называется восстановлением.
Атом, принимающий электроны и понижающий свою степень окисления, восстанавливается и называется окислителем.
- РАССТАНОВКА КОЭФФИЦИЕНТОВ В ОВР МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА
Многие химические реакции уравниваются простым подбором коэффициентов.
Но в уравнениях окислительно-восстановительных реакций иногда возникают сложности. Для расстановки коэффициентов используют метод электронного баланса.
Предлагаю вам просмотреть АНИМАЦИЮ
Изучите алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса (приложение 1).
- Закрепление
Расставьте коэффициенты в УХР
Al2O3+H2=H2O+Al методом электронного баланса, укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель), выполните самопроверку.
- Рефлексия
Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» (приложение 2).
- Подведение итогов урока. ДЗ
- Комментированное выставление оценок.
- Домашнее задание: выполните тест с самопроверкой (приложение 3)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила вычисления степени окисления (СО) элементов:
Определите степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений: H 2 S, O 2 , NH 3 , HNO 3 , Fe, K 2 Cr 2 O 7 Выполните задание
+1 -2 0 -3 +1 +1 +5 -2 H 2 S O 2 NH 3 HNO 3 0 +1 +7 -2 Fe K 2 Cr 2 O 7 Выполните самопроверку
Определите, что происходит со степенью окисления серы при следующих переходах: А ) H 2 S → SO 2 → SO 3 Б ) SO 2 → H 2 SO 3 → Na 2 SO 3 Какой можно сделать вывод после выполнения второй генетической цепочки? На какие группы можно классифицировать химические реакции по изменения степени окисления атомов химических элементов? Выполните задание
А ) H 2 S -2 → S +4 O 2 → S +6 O 3 Б ) S +4 O 2 → H 2 S +4 O 3 → Na 2 S +4 O 3 В первой цепочке превращений сера повышает свою СО от (-2) до (+6). Во второй цепочке степень окисления серы не меняется. Проверяем
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих Запишем определение
Образование ионной связи, на примере молекулы фторида натрия
Что можно сказать о завершённости внешнего уровня атомов фтора и натрия? Какому атому легче принять, а какому легче отдать валентные электроны с целью завершения внешнего уровня? Как можно сформулировать определение окисления и восстановления? Ответьте на вопросы
Окисление – процесс отдачи электронов атомом. Окислитель – атом, принимающий электроны и понижающий свою степень окисления, в процессе реакции – восстанавливается. Восстановитель – атом, отдающий электроны и повышающий свою степень окисления, в процессе реакции – окисляется. Восстановление – процесс принятия электронов атомом. Запишем определения
1. Посмотрите анимацию. 2. Изучите алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса (в папке). РАССТАНОВКА КОЭФФИЦИЕНТОВ В ОВР МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА
Расставьте коэффициенты в УХР Al 2 O 3 + H 2 = H 2 O + Al методом электронного баланса, укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель), выполните самопроверку. Закрепление
Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику». Рефлексия
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Вопросы к ученику
Дата___________________Класс______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Какова была тема урока? | |
2 | Какая цель стояла перед тобой на уроке? | |
3 | Как работали на уроке твои одноклассники? | |
4 | Как работал ты на уроке? | |
5 | Сегодня я узнал… | |
6 | Я удивился… | |
7 | Теперь я умею… | |
8 | Я хотел бы… |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Тест по теме «ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ»
Часть «А» - выберите один вариант ответа из предложенных
1. Окислительно-восстановительными реакциями называются
А) Реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;
Б) Реакции, которые протекают без изменения степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;
В) Реакции между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями
2. Окислитель – это …
А) Атом, который отдаёт электроны и понижает свою степень окисления;
Б) Атом, который принимает электроны и понижает свою степень окисления;
В) Атом, который принимает электроны и повышает свою степень окисления;
Г) Атом, который отдаёт электроны и повышает свою степень окисления
3. Процесс восстановления – это процесс…
А) Отдачи электронов;
Б) Принятия электронов;
В) Повышения степени окисления атома
4. Данное вещество является только окислителем
А) H2S; Б) H2SO4; В) Na2SO3; Г) SO2
5. Данное вещество является только восстановителем
А) NH3; Б) HNO3; В) NO2; Г) HNO2
Часть «Б» - установите соответствие (Например, А – 2)
1. Установите соответствие между полуреакцией и названием процесса
А) S0 - 6ē = S+6 | 1) Процесс окисления |
Б) N+5 + 8ē = N-3 | 2) Процесс восстановления |
В) O-2 -2 ē = O0 | |
Г) H0 - 1ē = H+1 |
2. Установите соответствие между уравнением химической реакции и её типом
А) 2H2+O2=2H2O | 1) Разложения, ОВР |
Б) 2CuO=2Cu+O2 | 2) Соединения, не ОВР |
В) Na2O+2HCl=2NaCl+H2O | 3) Обмена, не ОВР |
Г) 4HNO3=4NO2+2H2O+O2 | 4) Соединения, ОВР |
3. Установите соответствие между атомом фосфора в формуле вещества и его окислительно-восстановительными свойствами, которые он может проявлять
А) H3PO4 | 1) Окислитель |
Б) P2O5 | 2) Восстановитель |
В) PH3 | 3) Окислитель и восстановитель |
Г) Na3P | |
Часть «С» - решите задание
Из предложенных реакций выберите только ОВР, определите степени окисления атомов, укажите окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления, расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Fe(OH)3= Fe2O3+H2O
Na + H2SO4= Na2SO4+H2
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Ответы к тесту и критерии оценивания
Часть «А»
1. А
2. Б
3. Б
4. Б
5. А
Часть «Б»
1.
А) - 1
Б) - 2
В) - 1
Г) – 1
2.
А) - 4
Б) - 1
В) - 3
Г) – 1
3.
А) - 1
Б) - 1
В) - 2
Г) – 2
Часть «С»
2Na + H2SO4= Na2SO4+H2
Na0 - 1ē = Na+1 * 2 – процесс окисления (Na0 – восстановитель)
2H+1 + 2 ē = H20 * 1 – процесс восстановления (H+1 - окислитель)
Критерии оценивания
Часть «А» - 1 балл за каждый верный ответ (всего 5 баллов)
Часть «В» - 0,5 балла за каждый верный ответ (всего 6 баллов)
Часть «С» - реакция определена верно, правильно расставлены коэффициенты – 0,5 балла;
Электронный баланс составлен верно – 1,5 балла;
Правильно указан окислитель и восстановитель – 0,5 балла;
Правильно названы процессы окисления и восстановления – 0,5 балла (всего 3 балла)
ИТОГО – 14 баллов
Оценка «5» - 95% - 13 – 14 баллов
Оценка «4» - 75% - 11 – 12 баллов
Оценка «3» - 55% - 8 – 10 баллов
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях методом электронного баланса.
- Запишите схему уравнения реакции с указанием степеней окисления всех химических элементов:
+ +
- Выпишите частицы, изменяющие в реакции степень окисления:
- В каждой схеме проставьте число принятых и отданных электронов:
− 2е-
+ 1е-
- Составьте электронный баланс, проставив за вертикальной чертой нужные коэффициенты, − такие, чтобы число отданных электронов стало равно числу принятых электронов:
− 3е- │• 2
2 + 2е- │• 3
- Укажите окислитель (принимает к себе электроны) и восстановитель (отрывает от себя электроны):
− 3е- │• 2 – восстановитель (пр. ок.)
2 + 2е- │• 3 окислитель (пр. вос.)
- Составьте суммарное уравнение маленьких реакций (отдельно складываем левые, а затем правые части), умножив на найденные коэффициенты:
2 + 6 2 + 3
- Расставьте коэффициенты перед формулами окислителя и восстановителя.
+ +
- Проверьте уравнение реакции. Посчитайте количество атомов справа и слева, если их будет равное количество – уравнение уравнено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"
Методическая разработка данного урока может применяться для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....
Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...
Урок - соревнование по химии для 8-го класса по теме "Химические реакции"
Обобщающий урок по теме "Химические реакции", проведенный в форме игры - соревнования с и спользованием химического эксперимента...
Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"
Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....
Урок 11 класс:Классификация химических реакций
Урок на тему "Классификация химических реакций" по учебнику для 11 класса Новошинской Н.С. Использован метод группового решения поставленных задач для систематизации, обобщения и углубления знаний уча...
Разработка урока "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции", 11 класс
Урок физики в 11 классе по учебнику С.А. Тихомировой...