Рабочая программа. Современные проблемы экологии.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Бичевая Вера Васильевна

Рабочая программа Курсов по выбору. "Современные проблемы экологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._sovremennye_problemy_ekologii.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Огромный интерес общественности к экологическим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом каждого. Формирование и развитие экологического мышления должно осуществляться с детства. Этот процесс формирует человеческое сознание, гражданскую активность, убежденность в возможности и необходимости решения экологических проблем на основе имеющихся знаний и умений по изучению и охране окружающей среды.

Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения состояния окружающей нас среды натолкнула на мысль о введении в учебный план учащихся 9 класса элективного курса “Современные проблемы экологии”.

Содержание программы ставит своей целью способствовать формированию у учащихся экологического мышления и культуры на основе фактического и статистического материала, характеризующего современное состояние окружающей среды и масштаб влияния на нее человека, как в целом на планете, так и местном регионе. Повысить экологическую грамотность с учетом современных требований к охране окружающей среды.

Задачи курса: 

  • систематизация и обобщение уже имеющихся у учащихся знаний курсов биологии и других естественных дисциплин;
  • формирование обязательных знаний и умений для понимания состояния окружающей среды, роли антропогенных факторов, путей решений
  • экологических проблем;
  • формирование умения использовать разнообразные приемы работы с информацией, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности и умелого использования их на практике;
  • развитие творческих способностей в процессе экспериментальной и научно-исследовательской работы;
  • научить работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • прививать интерес и любовь к природе, всем ее проявлениям.

Обучение учащихся опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, физике, географии, обществознанию на основе развития и обобщения экологических понятии, усвоения важнейших закономерностей, идеи, теории, обеспечивающих формирование эколого-природоохранительного мышления и подготовку к практической деятельности.

В целях развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения данного курса организуются исследовательская и экспериментальная работа, подготовка рефератов, составление различных схем, решение экологических задач Предусмотрено в курсе проведение конференций, разработка, оформление и защита проектов и научно-исследовательских работ. В ходе преподавания курса используются активные формы обучения: лекции, конференции, дискуссии, деловые игры, ток-шоу.

Курс рассчитан на 35часа в году, 1 час в неделю. Он ориентирует выпускников основной школы на осознанный выбор в старших классах естественнонаучного профиля обучения.

Проверка качества усвоения учебного материала осуществляется в ходе текущего и тематического контроля с использованием устного опроса, тестовых заданий, изучения результатов исследовательской и проектной деятельности

Содержание программы

Введение. (1 час)

История развития экологии как науки, задачи и методы. Экологические факторы.

I. Взаимодействие человека с природной средой. ( 5 часов)

Роль природы в жизни человеческого общества. Масштабы воздействия человека на природу и их последствия. Атомная энергетика. Нетрадиционные источники энергии. Здоровье и окружающая среда. Современные проблемы охраны природы. Международное сотрудничество в области охраны природы.

.

II. Атмосфера и человек. (6 часов)

Газовая оболочка Земли. Антропогенные выбросы в атмосферу. Экологические проблемы: парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, радиация. Самоочищение атмосферы. Выбросы производства и автотранспорта, мероприятия по борьбе с ними.

Контроль за качеством атмосферного воздуха. Безотходные и малоотходные производства.

III. Земля и человек. (3 часа)

Деятельность человека и почва. Почва как составная часть биосферных

круговоротов веществ. Земельный фонд России.

Плодородие почвы. Эрозия почв и борьба с ней. Экология и минеральные удобрения. Мониторинг земель.

IV. Недра и человек. (3 часа)

Горные разработки и природные ландшафты. Добыча полезных ископаемых и

комплексное их использование. Охрана недр на Севере. Рекультивация земель.

V. Водные ресурсы и человек. ( 4 часа)

Значение воды в жизни человека. Водные ресурсы России, их охрана. Экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала. Очистка сточных вод. Бессточные производства. Мировой океан и человек. Контроль за чистотой водоемов.

VI. Растительный мир и человек. (2 часа)

Растительный мир - компонент биосферы. Роль леса в жизни человека. Охрана лесов, хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие растения Ямала, их охрана.

VII. Животный мир и человек. (2 часа)

Многообразие животного мира и его значение в развитии биосферы. Антропогенное воздействие на животный мир. Охрана и восстановление численности животных. Редкие животные Ямала, их охрана.

VIII. Окружающая среда и здоровье человека. ( 3часов)

Природное окружение человека. Химические и биологические загрязнения среды и их последствия. Влияние на здоровье человека звуков, погоды, питания. Урбанизация и здоровье человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

1Х.Экология Курского края.(3 часа).

\Загрязнение окружающей среды. Промышленная экология. Краткая характеристика воздействия машиностроения на окружающую среду. Безотходное производство. Основные мероприятия по загрязнению окружающей среды.

 Заключение. ( 2 часа).

Проведение конференций, диспутов, защита рефератов и научно-исследовательских работ.

Учебно-тематический план (УТП)

№ п/п

 

Наименование тем курса

 

Всего часов

 

В том числе

Форма контроля

Лекц

Практ

Лабор

Семин

Экскурс.

1

Введение

1

1

 

 

 

 

 

2

Взаимодействие человека с природной средой

5

 

1

 

3

1

тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния пришкольной территории, итоги анкетирования, отчет по экскурсии

3

Атмосфера и человек

6

1

 

1

4

 

тестирование; устный опрос; отчет и обсуждении результатов загрязненности воздуха, итогов лабораторной работы

4

Земля и человек

3

 

 

1

2

 

тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов кислотности почвы.

5

Недра и человек

3

 

 

 

2

1

тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений “Мои впечатления об экскурсии”

6

Водные ресурсы и человек

4

 

 

1

3

 

тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов содержания хлоридов в воде.

7

Растительный мир и человек

2

 

 

 

2

 

тестирование; устный опрос

8

Животный мир и человек

2

 

 

 

2

 

тестирование; устный опрос

9

Окружающая среда и человек

3

1

1

 

4

 

тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния овощей.

10

Итоговое занятие

2

 

 

 

2

 

Защита проектов и научно-исслед. работ.

Поурочное планирование

№ п/п

Наименование тем и уроков

Количество часов

I.

Введение. История развития экологии как науки, экологические факторы.

1

II.

Взаимодействие человека с природной средой.

5

Современное состояние природной среды. Проблемы охраны природы.

Практическая работа “ Изучение экологического состояния пришкольной территории”.

Особо охраняемые территории ( ООТ).

Международное сотрудничество в области охраны природы. Экскурсия в природу.

 

III.

Атмосфера и человек.

6

 Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Антропогенные изменения”.

Глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди и радиация).

Выбросы автотранспорта и меры борьбы с ними.

Отходы производства. Безотходные и малоотходные производства. Лабораторная работа “ Определение загрязненности воздуха в классе, на территории школы”.

 

IV.

Земля и человек.

3

Возникновение земледелия. Почва как составная часть биосферных круговоротов.

Лабораторная работа “ Определение кислотности почвы”. Земельные ресурсы России и их антропогенные изменения.

 

V.

Недра и человек.

Добыча полезных ископаемых и окружающая среда.

Рациональное использование минеральных ресурсов. Охрана недр на Севере.

Экскурсия на предприятия добывающей промышленности ( места разработки нефти и газа).

3

VI.

Водные ресурсы и человек.

4

Вода - основа жизни. Загрязнение природных вод.

Очистка сточных вод и бессточные производства.

Экологические проблемы Байкала, Арала, Ладоги.

Лабораторная работа “Определение содержания хлоридов в пробе воды”.

 

VII.

Растительный мир и человек.

2

Роль леса в жизни человека, истребление лесов и их охрана.

Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие

растения Ямала.

 

VIII

Животный мир и человек.

2

Животный мир и цивилизация.

Охрана и восстановление численности животных, редкие животные Ямала.

 

IX

Окружающая среда и человек.

3

 Загрязнения среды и здоровье человека .

 

Питание и здоровье человека.

Практическая работа “Изучение содержания нитратов в овощах”.

 

X.

Заключение.

Конференция “ Человек - это тоже природа”.

Защита рефератов и научно-исследовательских работ.

2

Литература.

Для учителя: 

  1. Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл. - М: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
  2. Миркин В.М., Наумова Л.Г. Экология России: 9 класс- М.: АОМДС,
    Юнисам, 1995.
  3. Новиков Ю.В. Человек и природа.- М.: Просвещение, 1991.
  4. Понаморева И.Н. Экология.-М.: Изд. центр “ Вентана-Граа”, 2001.
  5. Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.
  6. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2000 г.
  7. Шилов И.А. Экология.- М.: Высшая школа, 2000 г.
  8. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учеб. пособие для вузов.- СПб: Химия, 1997.
  9. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4-х кн. - М.: Мир, 1994.
  10. Майстренко В.Н., Хамитов Р.З., Будников Г.К.  Эколого-аналитический мониторинг супертоксикантов. - М.: Химия, 1996.

Использование информационных ресурсов:http://www.gosnadzor.ru/

Для учащихся 

Основная. 

  1. Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл.- М.: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
  2. Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.

Дополнительная. 

  1. Абадашев И.и. Трагедия или гармония?- М.: Мысль, 1973.
  2. Азаров В.И., Иванов Г.К. Редкие животные Тюменской области.-
    Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1981.
  3. Анастасова Л.П. Карточки-задания к курсу “ Человек и окружающая среда”,
    9 кл.-М.: Дрофа, 1997.
  4. Баландин Р.К., Бондарь Л.Г. Природа и цивилизация.- М.: Мысль, 1988.
  5. Беллер Г.А. Экзамен разума.- М.: Мысль, 1988.
  6. Бианки В. Лесная газета.-М.: 1986.
  7. Дмитриев Ю. Большая книга леса.- М.: 1974.
  8. Дружинина О.А., Мяло Е.Г. Охрана растительного покрова Крайнего
    Севера: проблемы и перспективы.- М.: Агропромиздат, 1990.
  9. Заповедными тропами. Пособие для учащихся/ Т.А. Адольф, МИ.
    Давыдова, В.А. Кошевой и др.-М.: Просвещение, 1980.
  10. Земля людей ( книга для чтения).- М.: Знание, 1979.
  11. Книга для чтения по охране природы/ Сост. Захлебный А.Н.- М.:
  12. Просвещение, 1986.
  13. Куракова Л.И. Беседы о природе, обществе и человеке.- М.: Знание, 1975. 13.Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере. Медицинская энциклопедия
  14. северянина.-М.: Астра, 1994.
  15. Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта, 1995. 15.Эттенборо Д. Живая планета; Портрет Земли/ Пер. с англ.- м.: Мир, 1988.
  16. Материалы журналов “ Вокруг света”, “Человек и природа”, “Экология и жизнь”, “Наука и жизнь”, “Химия и жизнь” и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс

В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...

Современные проблемы экологии

Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды главным образом благодаря тому огромному влиянию, котор...

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень

Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...

Урок по теме "Современные проблемы экологии"

Работа с текстами, рассказывающими об общих экологических проблемах в Германии и России....

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа внеурочной направленности «Экология ЮнЭк» на основе проекта «Современная школа» в рамках федеральной сети образовательных центров «Точка роста» для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных школ

Цель курса – формирование у учащихся экологического сознания, гуманного отношения к природе.Задачи курса: формирование экологического взгляда на природу, развитие широких познавательных интересо...