Рабочая программа. Современные проблемы экологии.
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа Курсов по выбору. "Современные проблемы экологии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._sovremennye_problemy_ekologii.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Огромный интерес общественности к экологическим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом каждого. Формирование и развитие экологического мышления должно осуществляться с детства. Этот процесс формирует человеческое сознание, гражданскую активность, убежденность в возможности и необходимости решения экологических проблем на основе имеющихся знаний и умений по изучению и охране окружающей среды.
Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения состояния окружающей нас среды натолкнула на мысль о введении в учебный план учащихся 9 класса элективного курса “Современные проблемы экологии”.
Содержание программы ставит своей целью способствовать формированию у учащихся экологического мышления и культуры на основе фактического и статистического материала, характеризующего современное состояние окружающей среды и масштаб влияния на нее человека, как в целом на планете, так и местном регионе. Повысить экологическую грамотность с учетом современных требований к охране окружающей среды.
Задачи курса:
- систематизация и обобщение уже имеющихся у учащихся знаний курсов биологии и других естественных дисциплин;
- формирование обязательных знаний и умений для понимания состояния окружающей среды, роли антропогенных факторов, путей решений
- экологических проблем;
- формирование умения использовать разнообразные приемы работы с информацией, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности и умелого использования их на практике;
- развитие творческих способностей в процессе экспериментальной и научно-исследовательской работы;
- научить работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- прививать интерес и любовь к природе, всем ее проявлениям.
Обучение учащихся опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, физике, географии, обществознанию на основе развития и обобщения экологических понятии, усвоения важнейших закономерностей, идеи, теории, обеспечивающих формирование эколого-природоохранительного мышления и подготовку к практической деятельности.
В целях развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения данного курса организуются исследовательская и экспериментальная работа, подготовка рефератов, составление различных схем, решение экологических задач Предусмотрено в курсе проведение конференций, разработка, оформление и защита проектов и научно-исследовательских работ. В ходе преподавания курса используются активные формы обучения: лекции, конференции, дискуссии, деловые игры, ток-шоу.
Курс рассчитан на 35часа в году, 1 час в неделю. Он ориентирует выпускников основной школы на осознанный выбор в старших классах естественнонаучного профиля обучения.
Проверка качества усвоения учебного материала осуществляется в ходе текущего и тематического контроля с использованием устного опроса, тестовых заданий, изучения результатов исследовательской и проектной деятельности
Содержание программы
Введение. (1 час)
История развития экологии как науки, задачи и методы. Экологические факторы.
I. Взаимодействие человека с природной средой. ( 5 часов)
Роль природы в жизни человеческого общества. Масштабы воздействия человека на природу и их последствия. Атомная энергетика. Нетрадиционные источники энергии. Здоровье и окружающая среда. Современные проблемы охраны природы. Международное сотрудничество в области охраны природы.
.
II. Атмосфера и человек. (6 часов)
Газовая оболочка Земли. Антропогенные выбросы в атмосферу. Экологические проблемы: парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, радиация. Самоочищение атмосферы. Выбросы производства и автотранспорта, мероприятия по борьбе с ними.
Контроль за качеством атмосферного воздуха. Безотходные и малоотходные производства.
III. Земля и человек. (3 часа)
Деятельность человека и почва. Почва как составная часть биосферных
круговоротов веществ. Земельный фонд России.
Плодородие почвы. Эрозия почв и борьба с ней. Экология и минеральные удобрения. Мониторинг земель.
IV. Недра и человек. (3 часа)
Горные разработки и природные ландшафты. Добыча полезных ископаемых и
комплексное их использование. Охрана недр на Севере. Рекультивация земель.
V. Водные ресурсы и человек. ( 4 часа)
Значение воды в жизни человека. Водные ресурсы России, их охрана. Экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала. Очистка сточных вод. Бессточные производства. Мировой океан и человек. Контроль за чистотой водоемов.
VI. Растительный мир и человек. (2 часа)
Растительный мир - компонент биосферы. Роль леса в жизни человека. Охрана лесов, хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие растения Ямала, их охрана.
VII. Животный мир и человек. (2 часа)
Многообразие животного мира и его значение в развитии биосферы. Антропогенное воздействие на животный мир. Охрана и восстановление численности животных. Редкие животные Ямала, их охрана.
VIII. Окружающая среда и здоровье человека. ( 3часов)
Природное окружение человека. Химические и биологические загрязнения среды и их последствия. Влияние на здоровье человека звуков, погоды, питания. Урбанизация и здоровье человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
1Х.Экология Курского края.(3 часа).
\Загрязнение окружающей среды. Промышленная экология. Краткая характеристика воздействия машиностроения на окружающую среду. Безотходное производство. Основные мероприятия по загрязнению окружающей среды.
Заключение. ( 2 часа).
Проведение конференций, диспутов, защита рефератов и научно-исследовательских работ.
Учебно-тематический план (УТП)
№ п/п
| Наименование тем курса
| Всего часов
| В том числе | Форма контроля | ||||
Лекц | Практ | Лабор | Семин | Экскурс. | ||||
1 | Введение | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
2 | Взаимодействие человека с природной средой | 5 |
| 1 |
| 3 | 1 | тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния пришкольной территории, итоги анкетирования, отчет по экскурсии |
3 | Атмосфера и человек | 6 | 1 |
| 1 | 4 |
| тестирование; устный опрос; отчет и обсуждении результатов загрязненности воздуха, итогов лабораторной работы |
4 | Земля и человек | 3 |
|
| 1 | 2 |
| тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов кислотности почвы. |
5 | Недра и человек | 3 |
|
|
| 2 | 1 | тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений “Мои впечатления об экскурсии” |
6 | Водные ресурсы и человек | 4 |
|
| 1 | 3 |
| тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов содержания хлоридов в воде. |
7 | Растительный мир и человек | 2 |
|
|
| 2 |
| тестирование; устный опрос |
8 | Животный мир и человек | 2 |
|
|
| 2 |
| тестирование; устный опрос |
9 | Окружающая среда и человек | 3 | 1 | 1 |
| 4 |
| тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния овощей. |
10 | Итоговое занятие | 2 |
|
|
| 2 |
| Защита проектов и научно-исслед. работ. |
Поурочное планирование
№ п/п | Наименование тем и уроков | Количество часов |
I. | Введение. История развития экологии как науки, экологические факторы. | 1 |
II. | Взаимодействие человека с природной средой. | 5 |
Современное состояние природной среды. Проблемы охраны природы. Практическая работа “ Изучение экологического состояния пришкольной территории”. Особо охраняемые территории ( ООТ). Международное сотрудничество в области охраны природы. Экскурсия в природу. |
| |
III. | Атмосфера и человек. | 6 |
Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Антропогенные изменения”. Глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди и радиация). Выбросы автотранспорта и меры борьбы с ними. Отходы производства. Безотходные и малоотходные производства. Лабораторная работа “ Определение загрязненности воздуха в классе, на территории школы”. |
| |
IV. | Земля и человек. | 3 |
Возникновение земледелия. Почва как составная часть биосферных круговоротов. Лабораторная работа “ Определение кислотности почвы”. Земельные ресурсы России и их антропогенные изменения. |
| |
V. | Недра и человек. Добыча полезных ископаемых и окружающая среда. Рациональное использование минеральных ресурсов. Охрана недр на Севере. Экскурсия на предприятия добывающей промышленности ( места разработки нефти и газа). | 3 |
VI. | Водные ресурсы и человек. | 4 |
Вода - основа жизни. Загрязнение природных вод. Очистка сточных вод и бессточные производства. Экологические проблемы Байкала, Арала, Ладоги. Лабораторная работа “Определение содержания хлоридов в пробе воды”. |
| |
VII. | Растительный мир и человек. | 2 |
Роль леса в жизни человека, истребление лесов и их охрана. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие растения Ямала. |
| |
VIII | Животный мир и человек. | 2 |
Животный мир и цивилизация. Охрана и восстановление численности животных, редкие животные Ямала. |
| |
IX | Окружающая среда и человек. | 3 |
Загрязнения среды и здоровье человека .
Питание и здоровье человека. Практическая работа “Изучение содержания нитратов в овощах”. |
| |
X. | Заключение. Конференция “ Человек - это тоже природа”. Защита рефератов и научно-исследовательских работ. | 2 |
Литература.
Для учителя:
- Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл. - М: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
- Миркин В.М., Наумова Л.Г. Экология России: 9 класс- М.: АОМДС,
Юнисам, 1995. - Новиков Ю.В. Человек и природа.- М.: Просвещение, 1991.
- Понаморева И.Н. Экология.-М.: Изд. центр “ Вентана-Граа”, 2001.
- Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.
- Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2000 г.
- Шилов И.А. Экология.- М.: Высшая школа, 2000 г.
- Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учеб. пособие для вузов.- СПб: Химия, 1997.
- Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4-х кн. - М.: Мир, 1994.
- Майстренко В.Н., Хамитов Р.З., Будников Г.К. Эколого-аналитический мониторинг супертоксикантов. - М.: Химия, 1996.
Использование информационных ресурсов:http://www.gosnadzor.ru/
Для учащихся
Основная.
- Крискунов Е.Н. Экология, 9 кл.- М.: Издательский дом “ Дрофа”, 1997.
- Чернова Н.М. Основы экологии, 9 кл.- М.: Просвещение, 1995.
Дополнительная.
- Абадашев И.и. Трагедия или гармония?- М.: Мысль, 1973.
- Азаров В.И., Иванов Г.К. Редкие животные Тюменской области.-
Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1981. - Анастасова Л.П. Карточки-задания к курсу “ Человек и окружающая среда”,
9 кл.-М.: Дрофа, 1997. - Баландин Р.К., Бондарь Л.Г. Природа и цивилизация.- М.: Мысль, 1988.
- Беллер Г.А. Экзамен разума.- М.: Мысль, 1988.
- Бианки В. Лесная газета.-М.: 1986.
- Дмитриев Ю. Большая книга леса.- М.: 1974.
- Дружинина О.А., Мяло Е.Г. Охрана растительного покрова Крайнего
Севера: проблемы и перспективы.- М.: Агропромиздат, 1990. - Заповедными тропами. Пособие для учащихся/ Т.А. Адольф, МИ.
Давыдова, В.А. Кошевой и др.-М.: Просвещение, 1980. - Земля людей ( книга для чтения).- М.: Знание, 1979.
- Книга для чтения по охране природы/ Сост. Захлебный А.Н.- М.:
- Просвещение, 1986.
- Куракова Л.И. Беседы о природе, обществе и человеке.- М.: Знание, 1975. 13.Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере. Медицинская энциклопедия
- северянина.-М.: Астра, 1994.
- Энциклопедия для детей. Биология.-М.: Аванта, 1995. 15.Эттенборо Д. Живая планета; Портрет Земли/ Пер. с англ.- м.: Мир, 1988.
- Материалы журналов “ Вокруг света”, “Человек и природа”, “Экология и жизнь”, “Наука и жизнь”, “Химия и жизнь” и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по экологии "Изучаем родной край" 1 класс
В программе “Изучаем родной край” прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ...
Современные проблемы экологии
Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды главным образом благодаря тому огромному влиянию, котор...
Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень
Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...
Урок по теме "Современные проблемы экологии"
Работа с текстами, рассказывающими об общих экологических проблемах в Германии и России....
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа Элективного курса «Экология современного человека» 8 класс на 2014- 2015учебный год
Рабочая программа по экологии человека...
Рабочая программа внеурочной направленности «Экология ЮнЭк» на основе проекта «Современная школа» в рамках федеральной сети образовательных центров «Точка роста» для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных школ
Цель курса – формирование у учащихся экологического сознания, гуманного отношения к природе.Задачи курса: формирование экологического взгляда на природу, развитие широких познавательных интересо...