Конспект урока «Дисперсные системы»
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Шелопугина Наталья Сергеевна

 

Цели и компетенции:

 

  1. Выявить особенности состава и многообразия (классификацию) дисперсных систем; выяснить суть понятий: дисперсная система, дисперсная фаза и среда; коагуляция, синерезис, эффект Тиндаля; значение дисперсных систем.

                      (Учебно-познавательная, информационная компетенции)

  1. Развитие аналитико-синтезирующего мышления; развитие умений наблюдать и сравнивать; делать выводы; критически относиться к изучаемому материалу.

                      (коммуникативная, ценностно-смысловая компетенции)

  1. Способствовать достижению эффекта удовлетворенности учащимися их собственной деятельности на уроке; воспитание культуры умственного труда и навыков практической деятельности, соблюдение ТБ.

                       (Социально-трудовая компетенция, компетенция     личностного самосовершенствования)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дисперсные системы

Цели и компетенции:

  1. Выявить особенности состава и многообразия (классификацию) дисперсных систем; выяснить суть понятий: дисперсная система, дисперсная фаза и среда; коагуляция, синерезис, эффект Тиндаля; значение дисперсных систем.

                      (Учебно-познавательная, информационная компетенции)

  1. Развитие аналитико-синтезирующего мышления; развитие умений наблюдать и сравнивать; делать выводы; критически относиться к изучаемому материалу.

                      (коммуникативная, ценностно-смысловая компетенции)

  1. Способствовать достижению эффекта удовлетворенности учащимися их собственной деятельности на уроке; воспитание культуры умственного труда и навыков практической деятельности, соблюдение ТБ.

                       (Социально-трудовая компетенция, компетенция     личностного самосовершенствования)

Тип урока: урок изучения нового материала, проблемно-исследовательский

Используемые технологии: ЛОО, критического мышления, РО

Методы и приемы: проблемное исследование, эвристическая беседа,   лабораторная работа, ИКТ, кластер, наглядность

Маршрутная карта                                                                                     Профильный Класс

Тема:

  1. «Разведем понятия»

                             (учебники закрыты, работаем устно в парах, 6 мин)

  1. Проведите лабораторный опыт. В стакан №1 насыпьте  песок, налейте немного воды, размешайте; в стакан №2 прилейте немного масла и воды, размешайте.

2. Рассмотрите внимательно полученные вами образцы №1 и №2; что общего вы наблюдаете в образцах? Проанализируйте данные опыта и дайте определения понятиям:  дисперсная система, дисперсная фаза и дисперсионная среда;

3. Подготовьте дополнительный материал по учебнику А. С. Егорова с. 246-247 о последних исследованиях в области коллоидных растворов, выясните кратко суть (данный вопрос будет обсуждаться в пункте II).

  1. «Продвинутая лекция»

                              (12 минут)

1.Прослушайте внимательно лекцию о классификации дисперсных систем. По какому признаку произведена классификация? Прослушайте лекцию второй раз, сделайте соответствующие записи согласно следующим обозначениям: + - это я знаю

                                               ? – информация требует пояснения

                                              ?! – информация, противоречащая моим                                            

        знаниям

        +1 – дополнительная информация

Обменяйтесь своими мнениями в паре.

  1. «Следственный эксперимент»

                                   (8  минут)

Проведите следственный эксперимент и выясните процессы обратимости и необратимости коагулированных веществ.

1. Проделайте следующий опыт: в раствор белка прилейте фенол (в одну пробирку) и раствор хлорида натрия (в другую пробирку). Что наблюдаете? В эти пробирки прилейте дистиллированную воду. Что наблюдаете? Каков характер коагуляции в обоих случаях?

2. В демонстрационную пробирку с кипящей водой добавьте 5 мл 2% раствора FeCI3. Получается коллоид гидроксида железа. Запишите уравнение реакции.

VI.   Кластер +  «?!».

Составьте кластер с учетом противоречивой информации (3 мин)

Маршрутная карта                                                                                    «5»

Тема:

  1. «Разведем понятия»

                             (учебники закрыты, работаем устно в парах, 6 мин)

1.Проведите лабораторный опыт. В стакан №1 насыпьте  песок, налейте немного воды, размешайте; в стакан №2 прилейте немного масла и воды, размешайте.

2. Рассмотрите внимательно полученные вами образцы №1 и №2; что общего вы наблюдаете в образцах? Проанализируйте данные опыта и дайте определения понятиям:  дисперсная система, дисперсная фаза и дисперсионная среда;

3 Ответьте на вопрос – в каком агрегатном состоянии может быть дисперсная фаза и дисперсная среда?

  Заполните таблицу, где вместо знака вопроса вставьте нужные слова.

  1. «Продвинутая лекция»

                              (12 минут)

1.Прослушайте внимательно лекцию о классификации дисперсных систем. По какому признаку произведена классификация? Прослушайте лекцию второй раз, сделайте соответствующие записи согласно следующим обозначениям: + - это я знаю

                                               ? – информация требует пояснения

                                              ?! – информация, противоречащая моим                                            

        знаниям

        +1 – дополнительная информация

Обменяйтесь своими мнениями в паре, воспользуйтесь учебником.

  1. «Следственный эксперимент»

                                   (8  минут)

  Проведите следственный эксперимент и выясните процессы обратимости и необратимости коагулированных веществ.

  1. Проделайте следующий опыт: в раствор белка прилейте фенол (в одну пробирку) и раствор хлорида натрия (в другую пробирку). Что наблюдаете? В эти пробирки прилейте дистиллированную воду. Что наблюдаете? Каков характер коагуляции в обоих случаях?

VI.   Кластер (3 мин

Маршрутная карта                                                                                    «4»

Тема:

  1. «Разведем понятия»

                             (учебники закрыты, работаем устно в парах, 6 мин)

1.Проведите лабораторный опыт. В стакан №1 насыпьте  песок, налейте немного воды, размешайте; в стакан №2 прилейте немного масла и воды, размешайте.

2. С помощью учебника или самостоятельно, дайте определения понятиям:  дисперсная система, дисперсная фаза и дисперсионная среда;

3. Ответьте на вопрос – в каком агрегатном состоянии может быть дисперсная фаза и дисперсная среда?

  Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник с.66, ознакомьтесь с таблицей, приготовьтесь к устному ответу.

  1.   «Продвинутая лекция»

                              (12 минут)

1.Прослушайте внимательно лекцию о классификации дисперсных систем. По какому признаку произведена классификация? Прослушайте лекцию второй раз, сделайте соответствующие записи согласно следующим обозначениям: + - это я знаю

                                               ? – информация требует пояснения

                                              ?! – информация, противоречащая моим                                            

        знаниям

        +1 – дополнительная информация

Обменяйтесь своими мнениями в паре, воспользуйтесь учебником.

  1. «Следственный эксперимент»

                                   (8  минут)

  Проведите следственный эксперимент и выясните процессы обратимости и необратимости коагулированных веществ.

  1. Проделайте следующий опыт: в раствор белка прилейте фенол (в одну пробирку) и раствор хлорида натрия (в другую пробирку). Что наблюдаете? В эти пробирки прилейте дистиллированную воду. Что наблюдаете? Каков характер коагуляции в обоих случаях?

VI.   Кластер (3 мин)

Маршрутная карта                                                                                    «3»

Тема:

  1. «Разведем понятия»

                             (учебники закрыты, работаем устно в парах, 6 мин)

1.Проведите лабораторный опыт. В стакан №1 насыпьте  песок, налейте немного воды, размешайте; в стакан №2 прилейте немного масла и воды, размешайте.

2. С помощью учебника, дайте определения понятиям:  дисперсная система, дисперсная фаза и дисперсионная среда (если нужно, запишите в тетрадь);

3. Ответьте на вопрос – в каком агрегатном состоянии может быть дисперсная фаза и дисперсная среда?

  Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник с.66, ознакомьтесь с таблицей, приготовьтесь к устному ответу.

  1.   «Продвинутая лекция»

                              (12 минут)

1.Прослушайте внимательно лекцию о классификации дисперсных систем. По какому признаку произведена классификация? Прослушайте лекцию второй раз, сделайте соответствующие записи согласно следующим обозначениям: + - это я знаю

                                               ? – информация требует пояснения

                                              ?! – информация, противоречащая моим                                            

        знаниям

        +1 – дополнительная информация

Обменяйтесь своими мнениями в паре, воспользуйтесь учебником.

  1. «Следственный эксперимент»

                                   (8  минут)

  Проведите следственный эксперимент и выясните процессы обратимости и необратимости коагулированных веществ.

  1. Проделайте следующий опыт: в раствор белка прилейте фенол (в одну пробирку) и раствор хлорида натрия (в другую пробирку). Что наблюдаете? В эти пробирки прилейте дистиллированную воду. Что наблюдаете? Каков характер коагуляции в обоих случаях?

VI. «Классификация»

Распределите образцы на столе согласно схеме с.67 учебника. Объясните, исходя из каких знаний, вы распределили образцы.

Заполните таблицу    ФИ--------------------------------------------------------------------

(учебники закрыты)

Дисперсионная среда

Дисперсная фаза

Примеры

Газ

Газ

Воздух

?

?

Твердое вещество

Дым, смог

?

?

?

?

Цитоплазма, лимфа

?

Пасты, ?

?

Газ

?

Жидкость

Влажная почва, помада

Твердое вещество

Сплавы

Заполните таблицу    ФИ--------------------------------------------------------------------

(учебники закрыты)

Дисперсионная среда

Дисперсная фаза

Примеры

Газ

Газ

Воздух

?

?

Твердое вещество

Дым, смог

?

?

?

?

Цитоплазма, лимфа

?

Пасты, ?

?

Газ

?

Жидкость

Влажная почва, помада

Твердое вещество

Сплавы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Дисперсные системы"

Данная презентация дает представление одисперсных системах, их классификации. Раскрывает значение коллоидных систем в жизни природы и общества....

Конспект урока "Солнечная система" по учебнику Forward-5

План-конспект  урока.1.ФИО – Утебаева Марина Александровна.2.Место работы- МБОУ « СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва».3.Должность- учитель английского языка.4.Предмет- английский язык.5.Класс- 5 ...

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма"

Методическая разработка конспекта урока "Транспортные системы организма" составлена с учетом требований при переходе на ФГОС, где центральное место занимает системно-деятельностный подход....

Конспект урока по системе Л.В. Занкова

Урок по системе  Л.В. Занкова во 2 классе ( умение строить английские предложения по схемам и умение составлять рассказ о друге). ...

Конспект урока-повторения "Системы счисления в заданиях ЕГЭ"

Урок с использованием обучающих структур «сингапурской» методики...

разработка урока "Дисперсные системы. Истенные растворы. Способы выражения концентрации растворов"

Тема: «Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов». Тип урока: урок новых знаний.Цель:Образовательная:Сформулировать понятие дисперсной системы;Познакомить с класс...

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".

План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....