Развитие познавательного интереса в условиях школы-интерната на уроках химии
проект по химии (9 класс) по теме
Для увеличения развития познавательного интереса в 9 классе проводилась проектная работа, которая строилась в три этапа: первый этап проходил на уроке во время которого обучающиеся находили природныйгаз, нефть или уголь.Типология проекта по С.С.Татарченковой:по содержанию - межпредметный, по включенности в учебный процесс- текущий, по продолжительности-краткосрочный, по количеству учеников-групповой.На втором этапе обучающиеся знакомились с Санкт-Петербургским Горным университетом и его минералогическим музеем, затем в школе была создана маленькая коллекция минералов. В работе предоставлены критерии оценивания работы обучающихся на уроке, SWOT-анализ и обобщенная карта рефлексии и самооценка ученика на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие познавательного интереса в условиях школы-интерната на уроках химии | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса в условиях школы-интерната
Михайлова Л.И.,
учитель химии школы-интерната №28 СПб
Для увеличения развития познавательного интереса в 9 классе был проведен урок по технологии проектной деятельности «Экспедиция за природными ископаемыми». Проект проходил в три этапа.
Первый этап проекта проходил в школе на уроке химии.
Планируемый образовательный результат:
- предметные результаты
а) ученик научится владеть навыками работы с учебной, научно-популярной литературой, словарями и другими источниками;
б) участвовать в диалоговом и монологическом общении;
- метапредметные результаты –
а) регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять цель экспедиции и обосновать приоритеты;
б) познавательные УУД: выделять общие признаки природных источников углеводородов, сравнивать, классифицировать и обобщать полученные результаты;
в) коммуникативные УУД: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, работать индивидуально и в группе, корректно отстаивать свою точку зрения;
г) личностные результаты - сформировать серьезное отношение к учебе, уважительное отношение к труду.
Описание реализации этапов технологии на данном уроке приводится в технологической карте урока.
Типология данного проекта по С.С. Татарченковой :
- по содержанию: межпредметный;
- по включенности в учебный план: текущий:
- по продолжительности: краткосрочный (90минут);
- по количеству учеников: групповой (6 человек в группе);
- по преобладающему виду деятельности: практико-ориентированный.
Проект объединил знания по таким школьным предметам как химия, физика, география, математика, информатика, изобразительное искусство, русский язык и в дальнейшем по внешкольным предметам: минералогия, кристаллография, оптический анализ минералов в проходящем и отраженном свете.
Образовательная среда урока:
- оборудование для проведения работы ( 3 емкости с землей в которой закопаны каменный уголь, пробирка с нефтью и пробирка с природным газом ; лопатки для раскопок ;
-литература для проведения самостоятельного эксперимента, включая орфографические словари и справочники по русскому языку;
-планшеты для работы с интернетом – 3 штуки для каждой группы;
-листы ватмана для отчета о проведенной работе.
Форма работы на уроке: групповая – 3 группы по 6 человек каждая. Обучающиеся группировались по желанию.
Организационный период длился не более 3-4 минут: разбивались на группы и садились за рабочий стол.
Актуализацией знаний послужил видеоряд о природных ископаемых, после просмотра обучающиеся обсуждали увиденное. Учитель обобщил все высказывания и подвел к целе урока. Ученики высказали свои предположения о цели урока (1 человек обобщил высказывания членов своей команды и записал на доске) и затем учитель окончательно сформулировал цель предстоящего урока, после чего он раздал командам пакеты с заданиями.
После получения задания учитель предлагает озвучить план проведения экспедиции, работая в группах, ученики распределяют роли, составляют план проведения экспедиции, затем каждый начальник экспедиции его озвучивает .
В состав экспедиции входит начальник экспедиции, два геолога, бухгалтер, картограф и повар. Срок экспедиции два месяца (90 минут), при досрочном окончании экспедиции ее члены получают премию.
Во время работы геологи находят свое полезное ископаемое и затем с помощью литературных источников, находящихся на общем столе начинают описывать его физические и химические свойства, а также применение.
Картограф на контурных картах России показывает где находятся залежи этого ископаемого и , если успевает, то показывает мировые запасы.
Бухгалтер обязан провести расчет затрат на экспедицию .
Повар составляет недельное меню из расчета 630 рублей на человека в сутки, расценки на продукты питания ученики брали из каталогов продовольственных магазинов и интернет закупок.
Начальники экспедиции обсуждают критерии оценивания проекта и приходят к следующим выводам:
Таблица №1 Критерии оценивания работы проекта «Экспедиция за природными ископаемыми»
Показатели | Баллы |
Художественное оформление | 1-3 |
Грамотность и культура речи | 1-3 |
Полнота описания физических и химических свойств | 1-3 |
Рациональность питания | 1-2 |
Правильность расчета стоимости экспедиции | 3 |
Учет мировых запасов | 1 |
Содержательность доклада при защите | 1-2 |
Активность команды при ответах на вопросы и во время защиты других команд | 1-3 |
Максимальное количество баллов, которое сможет заработать команда 20 баллов.
Во время обсуждения и оформления проекта участниками учитель контролирует временные рамки, в то время как обучающиеся активно обсуждают полученные результаты и красочно оформляют работу на ватмане.
Проводя SWOT – анализ проекта можно сказать, что он приводит к улучшению качества образовательного процесса, повышению квалификации учителя, осмысленному переходу на новые образовательные стандарты и творческую направленность заданий.
Однако при выполнении данного проекта можно отметить следующие слабые стороны: расчет на энтузиазм учителя, большие затраты внерабочего времени педагога, отсутствие разработок по анализу достижения планируемых результатов по УУД, финансирование отдельных элементов урока самим учителем.
Положительными сторонами являются следующие возможности: личностный рост учеников, саморазвитие педагога, возможность интегрирования предметных уроков на основе УУД, создание банка педагогического опыта школы.
Большим риском является нехватка фактического времени на реализацию программы учителем.
Предметными целями урока было: узнать свойства нефти, каменного угля и природного газа; научиться анализировать тестовый материал; научиться извлекать информацию по заданному вопросу из различных источников.
Во время работы над проектом у учащихся совершенствовалась речевая деятельность (чтения, говорения и письма), что обеспечивает овладение разными учебными предметами: химией, географией, биологией, физикой, основами безопасности жизнедеятельности, русским языком и литературой, а также взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. В условиях нашей школы большую роль играет понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.
Метапредметные цели были: формировать регулятивные УУД (вносить дополнения и исправления в план работы; выделять то, что уже понятно и что еще надо узнать), познавательные УУД (умение обобщать и устанавливать аналогии; смысловое чтение как осмысление цели чтения), коммуникативные УУД ( умение слушать, участвовать в диалоге, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми). Для того, чтобы понять были ли достигнуты планируемые результаты в конце урока была проведена рефлексия и самооценка урока каждым участником, которая показала, что такая форма урока интересна 100% его участников, у 92% было интересное задание, материал был интересен и полезен (таб. №2).
Таблица №2. Обобщенная карта рефлексии и самооценки ученика на проекте
Отметьте то выражение, которое больше соответствует Вашему состоянию | Да, % | Нет, % | Затрудняюсь ответить, % |
Своей работой на уроке я доволен | 100 | 0 | 0 |
Своей работой в группе я доволен | 83 | 8 | 9 |
Для меня не было интересного задания | 8 | 92 | 0 |
Урок показался мне коротким | 67 | 33 | 0 |
За урок я устал | 33 | 67 | 0 |
Мое настроение улучшилось | 100 | 0 | 0 |
Материал урока мне был интересен | 92 | 8 | 0 |
Материал урока мне был полезен | 92 | 8 | 0 |
Сегодня на уроке мне было комфортно | 84 | 8 | 8 |
Однако 33% учеников устали во время урока и 16% на уроке было не комфортно. Подводя итоги урока, все учащиеся написали, что они ушли с хорошим настроением и желанием сделать презентацию.
Во время урока реализовывались следующие здоровьесозидающие потенциалы урока: нахождение логики событий, занимательный учебный материал, проектная деятельность, предоставление возможности выбора творческого задания, обоснованное оценивание собственной работы.
Вторым этапом проекта стало посещение Санкт-Петербургского Горного университета для дальнейшего развития интереса к изучению полезных ископаемых. Обучающиеся не только познакомились с коллекцией минералов и горных пород, но сделали лабораторную работу под руководством сотрудников музея.
Целью лабораторной работы было определение минерала по его признакам.
Экскурсантам объяснили, что аналогичную работу делают студенты – геологических специальностей во время прохождения курса минералогии. Наши обучающиеся смогли определить ряд минералов, что вызвало неподдельный интерес к науке минералогии.
Этот лабораторная работа была настолько востребована учениками, что были проведены исследования по минералам и породам, которые находились на школьном дворе. Для исследования приносимых материалов совместно с учениками были созданы два продукта: коллекция природных минералов для определения твердости по шкале Мооса и коллекция минералов со школьного двора. Это стало третьим этапом проектной работы.
В результате данной работы были созданы следующие продукты: 1.презентация и выступление с отчетом о природном газе, нефти и каменном угле ( первый урочный этап);
- открытие минерала в ходе лабораторной работы (второй этап, проводимый в СПбГУ);
- создание шкалы твердости природных минералов по Моосу;
- создание коллекции минералов и пород, найденных на школьном дворе и садовых участка.
Как показывает опыт, ученики нашей школы в музеи ходят только во время проживания в интернате, поэтому поход в музей Горного университета был для них открытием и университета, и минералогического музея.
Литература:
- Абдулаева О.А., Ивашедкина О.А. Организация учебной проектной и исследовательской деятельности при изучении курса «Естествознание» [Текст ] / науч.ред. И.Ю.Алексашина: методическое пособие.- СПб.: СПб АППО, 2014.-66с.
- Направление проектирования работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности ( география, биология, химия, технология [Текст ]:методические рекомендации /О.А.Абдулаева и др.; под общ.ред. С.В.Жолована; под науч. Ред. И.Ю.Алексашиной.-СПб АППО, 2015-с.92.
- Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО [Текст ]: методическое пособие / О.Н.Крылова, И.В .Муштавинская. – Санкт –Петербург : КАРО, 2015. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях школы-интерната
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности....
Развитие познавательного интереса учащихся СКК 7 вида на уроках физики
Особого внимания заслуживает проблема развития познавательного интереса учащихся коррекционных классов. Школьные программы по физике не адаптированы для данной категории...
Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта применения ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы...
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...
"Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе по химии в школе»
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе....
Конспект урока Развитие познавательного интереса учащихся к английскому языку на уроках с носителями языка
Как показывает практика, очень эффективными являются занятия с носителем языка (native speaker). Уверена, что подобное общение можно организовывать в рамках учебного процесса, приглашая носителей язык...
Круглый стол на тему: «Основные аспекты развития волонтерского движения в условиях школы - интерната»
Работа посвящена теме: "Основные аспекты развития волонтерского движения в условиях школы - интерната"...