Рабочая программа по химии .10 класс. О.С.Габриелян. Базовый уровень
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии .10 класс. О.С.Габриелян. Базовый уровеньэ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_bazovyy_uroven_10_klass.doc | 698 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для учащихся 10 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28 п.3 пп.6), Федерального компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г); в соответствии с Примерной программой среднего общего образования по химии и авторской программой курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) О.С. Габриеляна (2011года)
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс. Базовый уровень» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ– М.: Дрофа, 2012
Изучение предмета « Органическая химия» на базовом уровне способствует решению следующих задач:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.За счёт резервного времени увеличено количество часов на изучение тем:
« Углеводороды и их природные источники» с 16 часов до 17 часов,
на изучение темы « Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» с 9 часов до 10 часов.
2.Запланированы уроки повторения и обобщения знаний по изученным темам, контрольные работы.
Рабочая программа построена с учётом реализации межпредметных связей, предмет химия опирается на курс естествознания, физики (строение молекул и атомов), на биологию ( даётся знакомство с химической организацией клетки , процессами обмена веществ),опирается на практические знания обучающихся по математике и информатике.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
- В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
- важнейшие химические понятия: молекула, химическая связь, валентность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- причины многообразия углеродных соединений ( изомерию); виды связей
(одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ; номенклатуру основных представителей групп органических веществ.
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
- основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- строение , свойства и практическое значение важнейших веществ и материалов: метана, этилена, ацетилена, бензола, этанола, уксусной кислоты, жиров, мыла, глюкозы, сахарозы, крахмала, клетчатки, белки, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
--объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
--определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
--экологически грамотного поведения в окружающей среде;
---оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
---безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
---критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Данная рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов ( 2часа в неделю).
Предпочтительные формы организации учебной деятельности учащихся: урок объяснения нового материала. урок закрепления, контроля, проведение практических, лабораторных работ. На уроках химии используются словесные методы ( беседа, объяснение, рассказ, лекция), наглядные ( опыты, модели молекул, электронные учебники, мультимедийные презентации), практические методы ( распознавание, наблюдение, эксперимент). Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, создание ситуации успеха.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме:
- тестов;
-контрольных;
- самостоятельных работ;
- практических;
- творческих работ.
Контрольно-оценочная деятельность строится по традиционной системе, включающей проверку трёх основных элементов: теоретических знаний(устный ответ, самостоятельная работа, химический диктант,), умений применять полученные знания при решении типовых расчётных задач (контрольная работа, самостоятельная работа) и экспериментальных умений (лабораторные опыты и практические работы). В каждой теме выделены уроки по обобщению и систематизации знаний по отработке умений и навыков учащихся при подготовке к контрольной работе. Проведение самостоятельных и контрольных работ обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний учащихся, способствует объективности их оценки. Содержание заданий и характер учебной деятельности ученика находятся в строгом соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В планировании предусмотрено проведение 4 контрольных работ по темам: «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники»,» Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе»,» Итоговая контрольная работа»
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе: | ||
Уроки | Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. | Тема 1.Теория строения органических соединений | 6 | 6 | ||
3. | Тема 2. Углеводороды и их природные источники. | 17 | 16 | 1 | |
4. | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники. | 19 | 18 | 1 | |
5. | Тема4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе. | 10 | 8 | 1 | 1 |
6. | Тема 5. Биологически активные органические соединения. | 8 | 8 | ||
7. | Тема 6.Искусственные и синтетические полимеры. | 7 | 5 | 1 | 1 |
| Итого: | 68 | 62 | 2 | 4 |
Содержание
Введение (1ч,)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими.
Тема 1
Теория строения органических соединений (6ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации: 1. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
В результате изучения данной темы учащийся должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: валентность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории химии: теория строения органических соединений.
уметь:
- определять валентность и степень окисления химических элементов
--объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Тема 2
Углеводороды и их природные источники (17ч)
Природный газ как топливо. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства . Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение Химические свойства этилена.. Применение этилена на основе его свойств. Полиэтилен.,его свойства и применение
Понятие об алкадиенах. Химические свойства бутадиена –1;3 и изопрена. Каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, егополучение. Химические свойства ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств.. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации:
2. Горение метана, этилена, ацетилена
.3. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к бромной воде и раствору перманганата калия
.4. Получение этилена реакцией дегидрирования этанола и деполимеризация полиэтилена, ацетилена карбидным способом
.5. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.
6. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты:
1. Изготовление моделей молекул углеводородов.
2. Определение элементного состава органических соединений.
3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
4. Получение и свойства ацетилена.
5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
В результате изучения данной темы учащийся должен:
знать/понимать:
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол.
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать общие химические свойства основных классов углеводородов;;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших углеводородов
. иметь опыт
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве
- Безопасного обращения с горячими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
--экологически грамотного поведения в окружающей среде;
--оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Тема 3
Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе ( 19ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола.Представление о водородной связи. Химические свойства этанола. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах.. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина ..
Фенол. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Применение фенола. Получение фенола Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция.. Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров. Применение жиров .
Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе свойств.
Демонстрации:
.7. Окисление спирта в адьдегид.
8. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»
.9. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. 10.Качественные реакции на фенол.
11.Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.
12.Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II)
.13.Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров
.14. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты:
6. Свойства этилового спирта.
7. Свойства глицерина.
8. Свойства формальдегида.
9. Свойства уксусной кислоты.
10. Свойства жиров.
11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. .
12.Свойства глюкозы.13. Свойства крахмала
В результате изучения данной темы учащийся должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, ;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать строение и химические свойства изученных органических
соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- пользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
--экологически грамотного поведения в окружающей среде;
--оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Тема 4
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе ( 10ч )
Понятие об аминах.. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации:
15. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.
16. Реакция анилина с бромной водой
.17. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
18. Растворение и осаждение белков
19. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая
.20. Горение птичьего пера и шерстяной нити
.21. Модель молекулы ДНК
22.. Переходы: этанол ---- этилен------- этиленгликоль-------- этиленгликолят меди (II); этанол--------- этаналь--------- этановая кислота
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений.
В результате изучения данной темы учащийся должен:
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,;
- важнейшие вещества и материалы: белки;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
Тема 5
Биологически активные органические соединения ( 8ч)
Ферменты как биологические катализаторы белковой природы.. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
. Понятие о гомонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии.. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации:
23. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля
.24. Коллекция СМС, содержащих энзимы.
25.Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.
26. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.
27. Коллекция витаминных препаратов.
28.Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
29. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
30. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
В результате изучения данной темы учащийся должен
знать/понимать:
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- важнейшие вещества и материалы: белки;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-экологически грамотного поведения в окружающей среде;
--оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Тема 6
Искусственные и синтетические органические соединения ( 7ч )
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров. Структура полимеров. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации:
31. Коллекция пластмасс и изделий из них
.32. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них
.33. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты.:
15. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.
В результате изучения данной темы учащийся должен:
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:-
- --критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
- экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Контрольно-измерительные материалы .
КИМ №1 «Углеводороды и их природные источники»
Вариант 1.
1. Углеводороды, молекулы которых содержат наряду с простыми связями также и двойную связь между 2 атомами углерода, относятся к классу:
1) циклоалканов; 2) алкинов; 3) алкенов; 4) алканов.
2. Формула 2,3-диметилбутена-1: СН3
1) СН3− С = С − СН3 2) СН3 – С = С = СН2 3) СН2 = С – СН = СН2 4) СН2 = С – СН − СН3
СН3 СН3 СН3 СН3 СН3
3. Из веществ, формулы которых:
а) СН3− СН2− СН2 б) СН3− СН2− СН2− СН3 в) СН3− СН− СН3 г) СН2− СН2
СН3 СН3 СН2− СН2
изомерами являются: 1) б,в 2) а,б 3) а,г 4) б,г
4. Гомологом 2,3-диметилбутена-1 является:
1) СН3− С = С − СН3 2) СН3 – С = С Н− СН2 − СН2 – СН3 3) СН2 = С – С = СН2 4) СН2 = С Н− СН2– С = СН2
СН3 СН3 СН3 СН3 СН3 СН3
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
5. С каждым из указанных веществ: водой, бромоводородом, водородом – в химическое взаимодействие вступает:
1) пропан 2) бутен 3) этан 4) хлорметан.
6. Коэффициент перед кислородом в уравнении реакции горения циклопропана равен:
1) 2 2) 4 3) 6 4) 9
7. Схема, соответствующая реакции присоединения:
1) С2Н6 + Сl2 → …. 2) С2Н4 + 3O2 → …. 3) С2Н4 + С2Н4 + … → …. 4) С3Н8 (t,катализатор)→ …
8. В схеме химических превращений
С2Н6 → Х1 + Х2 → С2Н5ОН Х1 и Х2 это:
1) ацетилен и вода 2) хлорэтен и натрий 3) этилен и вода 4) ацетилен и хлороводород .
9. При сжигании 11,4 г углеводорода образовалось 35,2 г оксида углерода (IV) и 16,2 г воды. Относительная плотность по кислороду паров этого вещества 3,5. Определите формулу углеводорода.
10. Какая масса бензола потребуется для получения 738 г нитробензола, если выход продукта реакции составляет 92% от теоретически возможного?
Вариант 2.
1. Название гомологического ряда нециклических углеводородов, в молекулах которых атомы углерода образуют только С−С связи:
1) алканы; 2) алкены; 3) алкины; 4) алкадиены.
2.Вещество, структруная формула которого
СН3− СН − СН2 – СН − СН2 − СН3 называется: а) 2,2-диметилбутан б) 2,4-диметилгексан
СН3 СН3 в) 2-метилгексан г) 2,4-диметилоктан
3. Из веществ, формулы которых:
а) СН3− СН= СН− СН2− СН3 б) СН2=С− СН2− СН3 в) СН3− СН2− СН2− СН=СН2 г) СН3− СН2− СН= СН− СН2− СН3
СН3
изомерами положения двойной связи являются: 1) б,в 2) а,б 3) а,в 4) б,г
4. Гомологом 3-этилпентена-1 является:
1) СН3− С = С – СН=СН2 2) СН3 – С Н= С − СН2 − СН2 – СН3 3) СН2 = С – СН2− СН3 4) СН2 = С Н− СН2– С Н= СН2
СН3 СН3 СН3 СН3
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
5. Для обнаружения непредельных углеводородов можно использовать раствор:
1) нитрата серебра 2) хлорида бария 3) аммиака 4) бромной воды.
6. Коэффициент перед кислородом в уравнении реакции горения толуола равен:
1) 7 2) 8 3) 9 4) 10
7. Схема, соответствующая реакции замещения:
1) С2Н6 + Сl2 → …. 2) С2Н4 + 3O2 → …. 3) С2Н4 + С2Н4 + … → …. 4) С3Н8 (t,катализатор)→ …
8. В схеме химических превращений
СН4 → Х1 → Х2 → С6Н5Cl Х1 и Х2 это:
1) циклогексан и бензол 2) ацетилен и бензол
3) ацетилен и хлороводород 4) циклогексан и хлороводород .
9. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 28. Массовая доля углерода в нем 85,7%. Определите формулу вещества.
10. Вычислите массу карбида алюминия Al4C3, которая потребуется для получения 112 л метана(н.у.), если выход продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного.
10 класс.
КИМ №2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Вариант 1
1.Формула предельного одноатомного спирта:
1.С6 Н12 О6 2. С2Н4О2 3. С5Н12О 4. С3Н6 О
2.Содержит 5 атомов углерода:
1. Бутаналь 2. 2-метилбутаналь 3. Гексанол-1 4.2-метилпентанол
3.Реакцию « серебряного зеркала» даёт:
1. этаналь 2. уксусная кислота 3. фенол 4. Крахмал
4.Какое из перечисленных веществ содержит карбоксильную группу:
1. метаналь 2. уксусная кислота 3. фенол 4. крахмал
5.Синее окрашивание с йодом даёт:
1.метаналь 2. уксусная кислота 3.глюкоза 4. крахмал
6. Не относится к углеводам:
1.фруктоза 2.сахароза 3.фенол 4.глюкоза
7.Напишите уравнение реакции взаимодействия бутановой кислоты и этанола и укажите её название:
1.гидролиз 2. Гидратация 3.нейтрализация 4.этерификации
8.Соотнесите названия веществ и класс органических соединений:
А. 2- метил пропанол 1. Альдегиды
Б. Крахмал 2.Кетоны
В. Пентаналь 3. Спирты
Г. Гексанон-2 4. Карбоновые кислоты
5.Углеводы
А | Б | В | Г |
9.Жиры представляют собой:
1.Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот
2. Сложные эфиры этиленгликоля и высших карбоновых кислот
3.Смесь солей высших карбоновых кислот
4.Смесь карбоновых кислот
10. Задача. Какой объём водорода выделится при взаимодействии 460 г этанола с натрием?
1-6,9 вопросы по 1 баллу
7 вопрос-3 балла
8 вопрос-2 балла
10вопрос-2 балла всего-14 баллов
«5»-13-14 баллов «4»-11-12 баллов «3»-7-10 баллов
Вариант 2
- Формула карбоновой кислоты:
1.С6 Н12 О6 2.С2Н4О2 3.С5Н12О 4. С3Н6 О
2.Содержит 6 атомов углерода:
1. Бутаналь 2. 2-метилбутаналь 3. Гептанол-1 4.2-метилпентанол
3.Реакцию « серебряного зеркала» даёт:
1. фенол 2. уксусная кислота 3. глюкоза 4. Крахмал
4.Какое из перечисленных веществ содержит карбоксильную группу:
1. метаналь 2. фенол 3.Бутановая кислота 4. Крахмал
5.Синее окрашивание с йодом даёт:
1.метаналь 2. крахмал 3.глюкоза 4. Глицерин
6. Не относится к углеводам:
1.фруктоза 2.сахароза 3.этанол 4.глюкоза
7.Напишите уравнение реакции взаимодействия пропановой кислоты и метанола и укажите её название:
1.гидролиз 2. этерификация 3. гидратация 4.нейтрализация 8.Соотнесите названия веществ и класс органических соединений:
А. 2- метилгексанол 1. Альдегиды
Б. Фруктоза 2.Кетоны
В. Гексанон-2 3.Спирты
Г. . Пентаналь 4. Карбоновые кислоты
5.Углеводы
А | Б | В | Г |
9.Жиры представляют собой:
1.Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот
2. Сложные эфиры этиленгликоля и высших карбоновых кислот
3.Смесь солей высших карбоновых кислот
4.Смесь карбоновых кислот
10. Задача. Какой объём водорода выделится при взаимодействии 4,6 г этанола с калием?
1-6,9 вопросы по 1 баллу
7 вопрос-3 балла
8 вопрос-2 балла
10вопрос-2 балла всего-14 баллов
«5»-13-14 баллов «4»-11-12 баллов «3»-7-10 баллов
КИМ № 3 по теме «Азотсодержащие органические вещества»
ВАРИАНТ 1
А 1. Общая формула вторичных аминов
1) R—C—NH2 | R |
2) R—N—R | H |
3) H2N—R—NH2 |
4) R—N=N—R |
А 2. Как называется вещество H2N-CH2- COOH:
1) серин
2) аланин
3) глицин
4) аминопропионовая кислота
А 3. Нейтральная среда в растворе аминокислоты, имеющей формулу
1) CH3—CH—COOH | NH2 |
2) CH2—CH2—CH—COOH | | NH2 NH2 |
3) HOOC—CH2—CH—COOH | NH2 |
4) CH3—CH—CH—COOH | | NH2 NH 2 |
А 4. Амфотерность аланин проявляет при его взаимодействии с растворами
- спиртов
- кислот и щелочей
- щелочей
- средних солей
А 5. Аминокислоты не реагируют ни с одним из двух веществ:
1) | NaOH и CH3OH | 3) NaCl и CH4 |
2) | CH3NH2 и Na | 4) NH3 и H2O |
А 6. Ароматические амины по сравнению с аммиаком
1) | более слабые основания, т.к. электронная плотность на атоме азота больше, |
2) | более сильные основания, т.к. электронная плотность на атоме азота больше, |
3) | более слабые основания, т.к. электронная плотность на атоме азота меньше, |
4) | более сильные основания, т.к. электронная плотность на атоме азота меньше |
А 7. Верны ли утверждения: А. аминокислоты входят в состав жиров
Б. Анилин относится к числу ароматических аминов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба утверждения
- неверно ни одно из утверждений
А 8. Вещество, формула которого NH2 - СН2 – СООН, является
- органической кислотой
- органическим основанием
- амфотерным веществом
- амином
А 9 . Изомером диметиламина является:
- этиламин; 3) анилин;
2) метиламин; 4) триметиламин.
А 10. Ксантопротеиновой называют качественную реакцию на белки:
- с гидроксидом меди (II); 3) с гидроксидом натрия;
- с азотной кислотой (конц.); 4) с нингидрином.
В 1. Соль может образоваться в результате взаимодействия
- C6H5NH2 и HCl
- C6H5NH2 и C3H7OH
- NH2 - CH2 - COOH и K2O
- NH2 - CH2 - COOH и C2H5OH
- CH3 - NH2 и H2O
- NH2 - CH2 - CH2 - COOH и Na2CO3
Ответ:_________
В 2. Метиламин взаимодействует с
- этаном
- бромоводородной кислотой
- кислородом
- гидроксидом калия
- пропаном
- водой
Ответ:__________
ВАРИАНТ 2
А 1. Пептидная связь есть в веществе
1) R—C—O—CH—R′ || | O NH2 | 3) R—C—O—NH2 || O | ||
2) R—CH2—N—R′ | H | 4) R—C—N—R′ || | O H |
А 2. Соединения, в состав которых входит функциональная группа –NH2, относятся к классу
1) | альдегидов |
2) | нитросоединений |
3) | карбоновых кислот |
4) | аминов |
А 3. Окраска водного раствора амина в присутствии фенолфталеина
1) | малиновая | 2) | желтая | 3) | фиолетовая | 4) | оранжевая |
А 4. Аминопропановая кислота реагирует с каждым из двух веществ:
2. C2H5OH, KCl 4. CO2, HNO3 |
А 5. Формула аминоуксусной кислоты
- CH3 − COOH
- CH3 − CH2 – COOH
- NH2 – CH2 − COOН
- Cl – CH2 − COOH
class=Section20>
А 6. При взаимодействии аминокислот между собой образуется
- сложный эфир
- пептид
- новая аминокислота
- средняя соль
А 7. Этиламин не взаимодействует с веществом, формула которого
1) HCl 2) O2 3) H2 4) Н2О
А 8. Изомером пропиламина не является:
- триметиламин; 3) диметиламин;
- метилэтиламин; 4) 2-аминопропан.
А 9. Биуретовой называют качественную реакцию на белки:
- с ионами Си2+ в щелочной среде;
- с азотной кислотой;
- с гидроксидом натрия;
- с нингидрин
А 10. Верны ли утверждения:
А Амины проявляют основные свойства
Б. Аминокислоты проявляют только основные свойства
- верно только А
- верно только Б
- верны оба утверждения
- неверно ни одно из утверждений
В 1 Этиламин взаимодействует с
- метаном
- водой
- азотной кислотой
- бензолом
- кислородом
- пропаном
Ответ:__________
В 2 Диметиламин
- имеет специфический запах
- является жидкостью при комнатной температуре
- содержит атом азота с неподеленной электронной парой
- реагирует с кислотами
- является более слабым основанием, чем аммиак
- относится к третичным амин
КИМ № 4.Итоговая контрольная работа за курс 10 класса
Вариант 1.
1. Углеводороды, молекулы которых содержат наряду с простыми связями также и двойную связь между 2 атомами углерода, относятся к классу:
1) циклоалканов; 2) алкинов; 3) алкенов; 4) алканов.
2. Формула 2,3-диметилбутена-1: СН3
1) СН3− С = С − СН3 2) СН3 – С = С = СН2 3) СН2 = С – СН = СН2 4) СН2 = С – СН − СН3
СН3 СН3 СН3 СН3 СН3
3. Из веществ, формулы которых:
а) СН3− СН2− СН2 б) СН3− СН2− СН2− СН3 в) СН3− СН− СН3 г) СН2− СН2
СН3 СН3 СН2− СН2
изомерами являются: 1) б,в 2) а,б 3) а,г 4) б,г
4. Гомологом 2,3-диметилбутена-1 является:
1) СН3− С = С − СН3 2) СН3 – С = С Н− СН2 − СН2 – СН3 3) СН2 = С – С = СН2 4) СН2 = С Н− СН2– С = СН2
СН3 СН3 СН3 СН3 СН3 СН3
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
5. С каждым из указанных веществ: водой, бромоводородом, водородом – в химическое взаимодействие вступает:
1) пропан 2) бутен 3) этан 4) хлорметан.
6. Коэффициент перед кислородом в уравнении реакции горения циклопропана равен:
1) 2 2) 4 3) 6 4) 9
7. Схема, соответствующая реакции присоединения:
1) С2Н6 + Сl2 → …. 2) С2Н4 + 3O2 → …. 3) С2Н4 + С2Н4 + … → …. 4) С3Н8 (t,катализатор)→ …
8. В схеме химических превращений
С2Н6 → Х1 + Х2 → С2Н5ОН Х1 и Х2 это:
1) ацетилен и вода 2) хлорэтен и натрий 3) этилен и вода 4) ацетилен и хлороводород .
9. При сжигании 11,4 г углеводорода образовалось 35,2 г оксида углерода (IV) и 16,2 г воды. Относительная плотность по кислороду паров этого вещества 3,5. Определите формулу углеводорода.
10. Какая масса бензола потребуется для получения 738 г нитробензола, если выход продукта реакции составляет 92% от теоретически возможного?
Вариант 2.
1. Название гомологического ряда нециклических углеводородов, в молекулах которых атомы углерода образуют только С−С связи:
1) алканы; 2) алкены; 3) алкины; 4) алкадиены.
2.Вещество, структруная формула которого
СН3− СН − СН2 – СН − СН2 − СН3 называется: а) 2,2-диметилбутан б) 2,4-диметилгексан
СН3 СН3 в) 2-метилгексан г) 2,4-диметилоктан
3. Из веществ, формулы которых:
а) СН3− СН= СН− СН2− СН3 б) СН2=С− СН2− СН3 в) СН3− СН2− СН2− СН=СН2 г) СН3− СН2− СН= СН− СН2− СН3
СН3
изомерами положения двойной связи являются: 1) б,в 2) а,б 3) а,в 4) б,г
4. Гомологом 3-этилпентена-1 является:
1) СН3− С = С – СН=СН2 2) СН3 – С Н= С − СН2 − СН2 – СН3 3) СН2 = С – СН2− СН3 4) СН2 = С Н− СН2– С Н= СН2
СН3 СН3 СН3 СН3
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
5. Для обнаружения непредельных углеводородов можно использовать раствор:
1) нитрата серебра 2) хлорида бария 3) аммиака 4) бромной воды.
6. Коэффициент перед кислородом в уравнении реакции горения толуола равен:
1) 7 2) 8 3) 9 4) 10
7. Схема, соответствующая реакции замещения:
1) С2Н6 + Сl2 → …. 2) С2Н4 + 3O2 → …. 3) С2Н4 + С2Н4 + … → …. 4) С3Н8 (t,катализатор)→ …
8. В схеме химических превращений
СН4 → Х1 → Х2 → С6Н5Cl Х1 и Х2 это:
1) циклогексан и бензол 2) ацетилен и бензол
3) ацетилен и хлороводород 4) циклогексан и хлороводород .
9. Относительная плотность углеводорода по водороду равна 28. Массовая доля углерода в нем 85,7%. Определите формулу вещества.
10. Вычислите массу карбида алюминия Al4C3, которая потребуется для получения 112 л метана(н.у.), если выход продукта реакции составляет 80% от теоретически возможного.
Литература
Для учителя:
1.Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
2.Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: метод. пособие. - М.: Дрофа, 2006
3.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
4.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
5.Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2007.
6.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
7.Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2007.
8.Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Карцова А.А. Органическая химия: Методическое пособие. 10 класс. – М.: Просвещение, 2008.
9.Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент по органической химии. 10 класс. – М.: Дрофа, 2008.
10.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа,2009.
Для учащихся:
1.Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: дрофа, 2007-2008.
2.Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии.8 класс.(О.С.Габриелян)
Необходимо каждому учителю систематизировать материал,создать рабочую программу,которая оптимально систематизирует и объединит всю деятельность учителя в единое целое.Рабочие программы для 8,9,1...
Рабочая программа по химии (11 класс) О.С. Габриелян
Календарно- тематическое планирование по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень.Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, ...
рабочая программа по химии 11 класс, О.С.Габриелян.
Рабочая программа по химии составленана основе авторской , к учебнику О.С.Габриеляна ,хмиия 11 класс.Рассчитана программа на 34 часа в год, 1 час в неделю . ...
Рабочая программа по химии 10 класс О.С. Габриелян
Рабочая программа по химии разработана на основе примерной программы курса химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна, 2011г. В основе УМК л...
Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян 2 часа в неделю
Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты обучения...
Рабочая программа по химии 8 класс. О.С. Габриелян. 72 часа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...
Рабочая программа по химии 10 кл. О.С.Габриелян (профильный уровень) 103 часа
В рабочей программе углубленного уровня предусмотрено не только развитие всех основных видов деятельности обучаемых, но и таких видов деятельности, которые обеспечивают реализацию проектируемой образо...