Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян 2 часа в неделю
рабочая программа (химия, 8 класс) по теме
Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog._8_klass.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные цели учебного курса: формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:
Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
Развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:
- работать с веществами;
- выполнять простые химические опыты;
- учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2006 году. При составлении рабочей программы использовался
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)
2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
Основное описание курса
(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 2часа – резервное время)
УМК О.С. Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение | 5 | №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. №2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. | |
2. | Тема 1. Атомы химических элементов | 8 | К.р. №1 | |
3. | Тема 2. Простые вещества | 7 | ||
4. | Тема 3. Соединение химических элементов | 15 | №3. Анализ почвы и воды. №4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. | К.р. №2 |
5. | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. | 11 | №5. Признаки химических реакций. | К.р. №3 |
6. | Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 21 | № 6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов. №7.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. №8. Решение экспериментальных задач. | К.р. №4 |
Итоговая контрольная работа | 1 | К.р.№5 | ||
Резервное время | 2 | |||
Итого | 70 | 8 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
(2часа в неделю, всего 70 часов), УМК О. С. Габриеляна
№ п/п | Домашнее задание | Тема урока | Дата проведения | Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. - лабораторный | |
По плану | По факту | ||||
Введение ( 5 часов ) | |||||
1. | §1, с. 11 упр 3,4,8 письм | Инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества ИКТ | Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. | ||
2. | §2, §3 (составление конспекта) | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. ИКТ | Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2.Помутнение «известковой воды». | ||
3. | Изучить правила техники безопасности | Практические работы: №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. №2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. | |||
4. | §4 Выуч. знаки хим элем.наизусть, сооб.об этимологии назв. Хим. Элем. | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов ИКТ | |||
5 | §4,5, упр 1-8, с. 37 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса | |||
Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов) | |||||
1 (6) | §6,7, упр 3,5 письм | Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. ИКТ | Д. Модели атомов химических элементов. | ||
2-3 (7-8) | §8, упр1-3 письм, с. 52 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов. ИКТ | Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | ||
4 (9) | §9, упр1,2 с. 58 письм | Ионы. Ионная химическая связь. ИКТ | Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. | ||
5 (10) | §10, упр1-5стр 62,§11,упр2,с. 66 | Ковалентная связь. ИКТ | Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | ||
6 (11) | §12, упр3 с. 68 | Металлическая химическая связь. ИКТ | |||
7 (12) | Подгот.к контр.раб. | Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2. | |||
8 (13) | Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов. Химическая связь» | ||||
Тема 2. Простые вещества (7 часов) | |||||
1 (14) | §13,упр5(п) с. 73 | Простые вещества - металлы. ИКТ | Д. Коллекция металлов. | ||
2 (15) | §14,упр3(п) с. 78 | Простые вещества - неметаллы. ИКТ | Д. Коллекция неметаллов. | ||
3-4 (16-17) | §15, упр1-5, с. 82 | Количество вещества | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. | ||
5-6 (18-19) | §16упр1-5,с. 85 | Молярный объем газов. | |||
7 (20) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». | ||||
Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов) | |||||
1 (21) | §17, упр1-6 письм,с. 90-91 | Степень окисления ИКТ | Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. | ||
2 (22) | §18, упр 1-6 письм,с. 98 | Важнейшие классы бинарных соединений. ИКТ | Д. Образцы оксидов. Растворы хлороводорода и аммиака. | ||
3 (23) | §19,в1-6(п),с.102 | Основания. ИКТ | Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. | ||
4 (24) | §20в1,3,4(п),с. 107 | Кислоты. ИКТ | Д. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
| ||
5-6 (25-26) | §21,в1-3,с.113;сост.формулы солей | Соли. ИКТ | Д. Образцы солей. | ||
7 (27) | Заполнить табл.в тетради. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | |||
8 (28) | §22, упр 1-6 устно | Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки ИКТ | Д. Модели кристаллических решеток. | ||
9 (29) | §23, упр 1-4 устно | Чистые вещества и смеси. ИКТ | Д. Образцы смесей. Л.. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. | ||
10 (30) | Составить отчет. | Практическая работа №3. Анализ почвы и воды. | |||
11-12 (31-32) | §24, упр 1-7 письм | Массовая доля компонентов и смеси. ИКТ | |||
13 (33) | Составить отчет | Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. | |||
14 (34) | Подгот.к контр.раб. | Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3. | |||
15 (35) | Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов» | ||||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов) | |||||
1-2 (36-37) | §25, §26, упр 1-6 | Явления физические и химические. Химические реакции. ИКТ | Д.Горения магния Возгонка йода Плавление парафина Л. Окисление меди в пламени спиртовки Помутнение известковой воды Получение углекислого газа. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. | ||
3 (38) | §27,упр1-4,с. 146 | Химические уравнения. ИКТ | |||
4-5 (39-40) | §28,в1-5,с. 150 | Расчеты по химическим уравнениям. | |||
6-7 (41-42) | §29-32в1-6,с.156, в1,2,с.159, в2-4,с. 164,в 4,6с. 168. | Типы химических реакций. ИКТ | Д. Химические реакции различных типов. | ||
8 (43) | §33,в. 1-5,с. 173 | Типы химических реакций на примере свойств воды. ИКТ | |||
9 (44) | Составить отчет | Практическая работа №5. Признаки химических реакций. | |||
10 (45) | Подгот.к контр.раб. | Обобщение и систематизация знаний по теме 4. | |||
11 (46) | Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами» | ||||
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (21час) | |||||
1 (47) | §34,в7(п), с. 192 | Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. ИКТ | Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде. Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа). | ||
2-3 (48-49) | §35,36,в1-5,с. 203 | Электролитическая диссоциация ИКТ | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | ||
4 (50) | §37, в 1-5,с. 209 | Ионные уравнения реакций. ИКТ | Д. Примеры реакции, идущие до конца. | ||
5 (51) | Составить отчет
| Практическая работа №6.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | |||
6-7 (52-53) | §38,в1-6(п),с. 214 | Кислоты, их классификация и свойства. ИКТ | Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот. | ||
8-9 (54-55) | §39,в 1-5(п),с. 217 | Основания, их классификация и свойства. ИКТ | Л.9. реакции характерные для растворов щелочей Л.10. получение и свойства нерастворимого основания. | ||
10-11 (56-57) | §40,в1-5(п),с. 221 | Оксиды, их классификация и свойства. ИКТ | Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов | ||
12-13 (58-59) | §41,в1-5(п), с. 226 | Соли, их свойства. ИКТ | |||
14 (60) | §42,в1-4(п), с. 228 | Генетическая связь между классами неорганических соединений ИКТ | |||
15 (61) | Составить отчет. | Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. | |||
16 (62) | Закончить ур-я р-й в тетради | Обобщение и систематизация знаний по теме 5. | |||
17 (63) | Контрольная работа №4 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | ||||
18 (64) | Повтрить § 34-42 | Анализ контрольной работы. | |||
19-20 (65-66) | §43,в1-8(п),с. 236 | Окислительно-восстановительные реакции. ИКТ | |||
21 (67) | Составить отчет. Подгот. к итог. Контр.раб. | Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач. | |||
22(68) | Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса | ||||
23-24 (69-70) | Анализ контрольной работы. Портретная галерея великих химиков. ИКТ |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-методический комплекс:
для учителя:
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.
- Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 368с.
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. Настольная книга учителя. Химия 8 класс.- М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. - М.: Дрофа, 2005. – 350с. г.
для учащихся:
- Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007. – 267с.
- Химия в формулах. 8-11 кл.: Справочное пособие/ В.В. Еремин. – М.: Дрофа, 1997. -64с.
- Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009. – 176с.
Оснащение учебного процесса
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Металлов и сплавов;
Минеральных удобрений;
Пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;
Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями, таблицы.
Экранно-звуковые средства обучения:
- Электронная библиотека «Просвещение». «Химия. 8 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца.
- Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»
- 1С: Репетитор. Химия.
- компьютерные презентации в формате Ppt.
ТСО:
Компьютер; Мультимедиапроектор;
Экран; Кодоскоп;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....
рабочая программа по химии 8-9кл ос габриелян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « Химия» 8-9 класс за курс основной общей школы на период 2013 – 2014 учебный год ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс
программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую раскладку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс...
Рабочая программа по алгебре 10класс УМК Мордкович 3 часа в неделю
Рабочая программа...
Рабочая программа по химии УМК О.С. Габриелян 8 класс ФГОС
Рабочая программа по химии по химии О.С. Габриелян 8 класс ФГОС...
рабочая программа спортивной секции по баскетболу на 2 часа в неделю
Физическое воспитание в учреждениях общего образования (школа, гимназия, лицей) является неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, рационально содействуя воспитанию здоровых, физически разв...