материалы к урокам химии 11 класс
учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему
презентации и конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_vvedenie.ppt | 645.5 КБ |
valentnost_konspekt_uroka.doc | 40 КБ |
valentnye_vozmozhnosti_atomov.ppt | 936 КБ |
volokna.ppt | 2.28 МБ |
kartochki_klas-tsiya_him_reaktsiy.doc | 32 КБ |
klas-tsiya_reaktsiy.rar | 2.05 МБ |
periodicheskiy_zakon_samostoyatelnaya_rabota.ppt | 1.19 МБ |
himicheskaya_svyaz.ppt | 757 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важнейшие химические понятия и законы 1 .Понятие «химический элемент» 2.Понятие «изотопы» 3.Важнейшие законы
1 .Определение «химический элемент»» Определенный вид атомов (курс 8 класса) Вид атомов (химически не связанных друг с другом) с одинаковым зарядом ядра (в свете периодического закона)
Задание - заполните таблицу Вид атомов Число протонов Число нейтро нов Число электро нов Заряд ядра 80 35 В r 65 30 Zn 64 29 Cu 119 50 Sn
2. Определение «изотопы» Изотоп в переводе с греческого означает: изо – «один», топос – «место», т.е. «занимающий одно место» (одну клетку в периодической системе химических элементов) Разновидности одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разные массовые числа
Задание – в каком ряду расположены только изотопы: а) 16 О, 32 S , 12 C б) 24 Mg , 12 C , 39 K в) 17 O , 18 O , 15 O
Проверь себя: а) 16 О, 32 S , 12 C б) 24 Mg , 12 C , 39 K в) 17 O , 18 O , 15 O
Задание – заполните таблицу: Изотоп Заряд ядра Число протонов Число нейтро нов Массовое число 35 17 С l 37 17 Cl
Задание – определите элемент по указанному в таблице числу протонов, нейтронов, электронов: Число протонов Число нейтронов Число электронов Элемент 15 16 8 3
3.Важнейшие законы: А) Б) В) Г)
Предварительный просмотр:
Цели.
- Развить представления о валентности как основном свойстве атома, выявить закономерности изменения радиусов атомов химических элементов в периодах и группах периодической системы.
- Используя интегрированный подход, развивать у учащихся умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, предсказывать практический результат на основании теоретических рассуждений.
- Создавая ситуации успеха, преодолевать психологическую инерцию учащихся.
- Развивать образное мышление, способности к рефлексии.
Оборудование: Таблица “ Валентность и электронные конфигурации элементов”, мультимедиа.
Эпиграф. Логика, если она отражается в истине и здравом смысле, всегда ведёт к цели, к правильному результату.
Урок комбинированный, с элементами интеграции. Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстрированый, эвристический и проблемный.
Ход урока
I этап. Ориентировочно-мотивационный
Урок начинается с “настройки” (звучит музыка – симфония №3 Й. Брамса).
Учитель: Слово “валентность” (от лат. valentia) возникло в середине XIX в., в период завершения второго химико-аналитического этапа развития химии. К тому времени было открыто более 60 элементов.
Истоки понятия “валентность” содержатся в работах разных ученых. Дж. Дальтон установил, что вещества состоят из атомов, соединенных в определенных пропорциях Э. Франкланд, собственно, и ввел понятие валентности как соединительной силы. Ф.А. Кекуле отождествлял валентность с химической связью. А.М.Бутлеров обратил внимание на то, что валентность связана с реакционной способностью атомов. Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов, в которой высшая валентность атомов совпадала с номером группы элемента в системе. Он же ввел понятие “переменная валентность”.
Вопрос. Что такое валентность?
Вчитайтесь в определения, взятые из разных источников (учитель показывает слайды через мультимедиа):
“Валентность химического элемента – способность его атомов соединяться с другими атомами в определенных соотношениях”.
“Валентность – способность атомов одного элемента присоединять определенное количество атомов другого элемента”.
“Валентность – свойство атомов, вступая в химические соединения, отдавать или принимать определенное количество электронов (электровалентность) или объединять электроны для образования общих для двух атомов электронных пар (ковалентность)”.
Какое определение валентности, по вашему мнению, более совершенно и в чем вы видите недостатки других? (Обсуждение в группах.)
Валентность и валентные возможности – важные характеристики химического элемента. Они определяются структурой атомов и периодически изменяются с увеличением зарядов ядер.
Учитель. Таким образом, делаем вывод, что:
(учитель показывает следующий слайд)
Что, по-вашему, означает понятие “ валентная возможность”?
Учащиеся высказывают свое мнение. Вспоминают значение слов “возможность”, “возможный”, уточняют смысл этих слов в толковом словаре С.И.Ожегова:
“Возможность – средство, условие, необходимое для осуществления чего-нибудь”;
“Возможный – такой, который может произойти, осуществимый, допустимый, дозволительный, мыслимый”.
(учитель показывает следующий слайд)
Потом учитель подводит итог.
Учитель. Валентные возможности атомов – это допустимые валентности элемента, весь спектр их значений в различных соединениях.
II этап. Операционно-исполнительный
Работа с таблицей “ Валентность и электронные конфигурации элементов”.
Учитель. Поскольку валентность атома зависит от числа неспаренных электронов, полезно рассмотреть структуры атомов в возбужденных состояниях, учитывая валентные возможности. Запишем электронографические формулы распределения электронов по орбиталям в атоме углерода. С их помощью определим, какую валентность проявляет углерод С в соединениях. Звездочкой (*) обозначают атом в возбужденном состоянии:
Таким образом, углерод проявляет валентность IV за счёт расспаривания
2s2 – электронов и перехода одного из них на вакантную орбиталь. (Вакантный – незанятый, пустующий (С. И. Ожегов))
Почему валентность С- II и IV , а H-I , He-O , Be – II , B – III , P -V ?
Сопоставьте электронографические формулы элементов (схема №1) и установите причину разной валентности.
Работа в группах:
Схема №1 (Приложение)
Учитель. Итак, от чего зависят валентность и валентные возможности атомов? Давайте рассмотрим эти два понятия во взаимосвязи (схема №2).
Схема №2 (Приложение)
1) числа неспаренных электронов | 1) наличие вакантной орбитали |
2) распределения электронов на энергетическом уровне | 2) распределения электронов по орбиталям при поглощении атомом энергии |
Расход энергии (Е) на перевод атома в возбужденное состояние компенсируется энергией, выделяющейся при образовании химической связи.
В чем отличие атома в основном (стационарном) состоянии от атома в возбужденном состоянии (схема №3)?
Схема№3 (Приложение)
Учитель. Могут ли быть следующие валентности у элементов: Li -III , О – IV , Ne – II ?
Поясните свой ответ, используя электронные и электронографические формулы этих элементов (схема №4).
Работа в группах.
Схема №4 (Приложение)
Ответ. Нет, так как в этом случае затраты энергии на перемещение электрона
(1s —> 2p или 2p —> 3s) настолько велики, что не могут быть компенсированы энергией , выделяющейся при образовании химической связи.
Учитель. Есть ещё один вид валентной возможности атомов – это наличие неподеленных электронных пар (образование ковалентной связи по донорно – акцепторному механизму):
III этап. Оценочно-рефлексивный
Подводятся итоги, характеризуется работа учащихся на уроке (возвращение к эпиграфу урока). Затем подводится резюме – отношение ребят к уроку, учебному предмету, учителю.
Резюме
1. Что не понравилось на уроке?
2. Что понравилось?
3. Какие вопросы остались для тебя неясными?
4. Оценка работы преподавателя и своей работы? (обоснованная).
Домашнее задание (по учебнику О.С. Габриеляна, Химия-10; профильный уровень, параграф №4, упр.4)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Валентность Валентность – способность атомов химических элементов образовывать определенное число связей с другими атомами С ― ― ― ― ― С С ― ― ― ― ― Н Н Н Н Н Н Н Н N Cl Cl Cl ― ― ― Понятие «валентность» применимо только для соединений с ковалентным типом химической связи
Валентность определяется: а) числом неспаренных электронов 6 С 2е 4е 1S 2 2S 2 2P 2 P I II S Валентность углерода II
Валентность определяется: а) числом неспаренных электронов 15 P 2е 8 е 5е 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 3 P II III S Валентность фосфора III
Задание Определите валентность серы, хлора и азота в обычном состоянии S N Cl
Валентность определяется: б) числом свободных орбиталей 6 С 2е 4е 1S 2 2S 2 2P 2 P I II S Валентность углерода II Валентность углерода IV 1S 2 2S 1 2P 3
P II III S Валентность определяется: б) числом свободных орбиталей 15 P 2е 8 е 5е 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 3 1S 2 2S 2 2P 6 3S 1 3P 3 3D 1 Валентность фосфора III Валентность фосфора V
Задание Определите, какие валентные возможности имеет сера 16 S 2е 8 е 6 е 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 3 3D 1 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 4 1S 2 2S 2 2P 6 3S 1 3P 3 3D 2 P II III S Валентность серы II Валентность серы IV Валентность серы VI Вывод: сера проявляет валентность II,IV,VI
Задание Оцените валентные возможности кислорода, хлора, углерода Кислород – II Почему нет других валентных возможностей? Хлор – I , III , V , VII Углерод – II , IV
Валентность определяется: в) наличием неподеленной электронной пары у одного атома и свободной орбитали у другого 7 N 2е 5 е P I II S 1 Н + 0е I S 1 Н 1е I S
Валентность определяется: в) наличием неподеленной электронной пары у одного атома и свободной орбитали у другого N H H H H + Валентность азота IV
Вывод: Валентность определяется : числом неспаренных электронов; наличием свободных орбиталей; наличием неподеленных электронных пар у одного атома и свободных орбиталей у другого (при образовании ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волокно — класс материалов, состоящий из непряденых нитей материала или длинных тонких отрезков нити. Волокно используется в природе как животными так и растениями, для удержания тканей (биологических). Волокно используется человеком для прядения нитей, веревок, как часть композитных материалов, а также для производства таких материалов как бумага или войлок.
Вязкий раствор ксантогената целлюлозы, то есть продукта взаимодействия целлюлозы с сероуглеродом, в разбавленном растворе едкого натра. Применяется в легкой промышленности. Вискоза
Предварительный просмотр:
Вариант 7. Даны уравнения трёх химических реакций:
а) CuO + H2 = Cu + H2O
б) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O + Q
в) Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4
рассмотрите их, сопоставьте друг с другом, ответьте на вопросы:
1. Какое из уравнений соответствует следующей характеристике: реакция обмена, экзотермическая и т.д. Дополните описание этой реакции.
2.Дайте полную характеристику реакции «в».
3. В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение «а» при следующих воздействиях: а) понижение давления; б) понижение температуры; в) удаление продукта реакции.
Вариант 12. Даны уравнения трёх химических реакций:
а) Cu(OH)2 = CuO + H2O ─ Q
б) H2SO4 + 2KOH = K2SO4+2H2O
в) NaOH + HCl = NaCl + H2O + Q
рассмотрите их, сопоставьте друг с другом, ответьте на вопросы:
1. Какое из уравнений соответствует следующей характеристике: реакция обмена, экзотермическая и т.д. Дополните описание этой реакции.
2.Дайте полную характеристику реакции «б».
3. В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение «а» при следующих воздействиях: а) понижение давления; б) понижение температуры; в) удаление продукта реакции
Вариант 25. Даны уравнения трёх химических реакций:
а) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4
б) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
в) 2H2O2 = 2H2O + O2 ─ Q
рассмотрите их, сопоставьте друг с другом, ответьте на вопросы:
1. Какое из уравнений соответствует следующей характеристике: реакция обмена, необратимая и т.д. Дополните описание этой реакции.
2.Дайте полную характеристику реакции «б».
3. В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение «а» при следующих воздействиях: а) понижение давления; б) понижение температуры; в) удаление продукта реакции
Вариант 26. Даны уравнения трёх химических реакций:
а) 2FеСl2 + Сl2 = 2FеСl3 ─ Q
б) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
в) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
рассмотрите их, сопоставьте друг с другом, ответьте на вопросы:
1. Какое из уравнений соответствует следующей характеристике: реакция замещения, эндотермическая и т.д. Дополните описание этой реакции.
2.Дайте полную характеристику реакции «б».
3. В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение «в» при следующих воздействиях: а) понижение давления; б) понижение температуры; в) удаление продукта реакции – сульфата цинка.
Подписи к слайдам:
1) Fe + S = FeS 2)CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 3) CuO + H 2 = Cu + H 2 O 4) 2HgO = 2Hg + O 2 Какая из данных реакций относится к реакциям соединения?
Какая из данных реакций относится к реакциям разложения? 1) CaCO 3 = CaO + CO 2 2) CuSO 4 + Fe = Cu + FeSO 4 3) 2H 2 + O 2 = 2H 2 O 4) H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 5) BaO + SO 2 = BaSO 3
Какая из данных реакций относится к реакциям замещения? 1) CaO + CO 2 = CaCO 3 2) CuO + H 2 = Cu + H 2 O 3) 2Al + 3I 2 = 2AlI 3 4) 2H 2 + O 2 = 2H 2 O 5)NaOH + HCl = NaCl + H2O
Какая из данных реакций относится к реакциям обмена? 1) CaO + CO 2 = CaCO 3 2) CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O 3) 2H 2 O = 2H 2 + O 2 ↑ 4) CuO + H 2 = Cu + H 2 O 5) Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑ 6) ZnO + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2 O 7) Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O
Какое из уравнений реакций соответствует следующей характеристике: Реакция соединения, эндотермическая реакция. Дополните описание данной реакции. 2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2 - Q 2) CuSO 4 + Fe = Cu + FeSO 4 3) BaO + SO 2 = BaSO 3 4) 2HgO = 2Hg + O 2 ─ Q 5) H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 +2H 2 O 6) 2H 2 + O 2 = 2H 2 O ─ Q 7) CaCO 3 = CaO + CO 2
Дайте полную характеристику реакции: «Колокольная бронза»- сплав состоящий из 80% меди и 22% олова Na 2 S + AgNO 3 = Ag 2 S ↓ + 2NaNO 3 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)
Дайте полную характеристику реакции: «Колокольная бронза»- сплав состоящий из 80% меди и 22% олова 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 2CO + O 2 = 2CO 2 + Q
Дайте полную характеристику реакции: «Колокольная бронза»- сплав состоящий из 80% меди и 22% олова 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 2Al + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 ↑
Дайте полную характеристику реакции: «Колокольная бронза»- сплав состоящий из 80% меди и 22% олова Na 2 S + AgNO 3 = Ag 2 S ↓ + 2NaNO 3 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)
Запишите уравнений реакций: HCl+AgNO 3 =AgCl+HNO 3 2) Fe(OH) 2 =FeO + H 2 O 3) H 2 + ZnO = Zn + H 2 O 4) 2Al+6HCl=2AlCl 3 +3H 2 ↑ 5) Al 2 O 3 +3H 2 SO 4 =Al 2 (SO 4 ) 3 +3H 2 O
Типы реакций реакция 1 2 3 4 5 1.соединения 2.разложения 3.замещения 4.обмена 5.экзотермические 6.эндотермические 7.обратимые 8.необратимые 9.окислительно-восстановительные 10.не окислительно-восстановительные 11.каталитические 12.не каталитические 13.реакции ионного обмена 14.Не РИО
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В природе существует два стабильных изотопа: 1 вариант 14 N и 15 N 2 вариант 12 С и 13 С Рассчитайте число нейтронов в ядрах атомов этих изотопов.
Изобразите модель вашего атома (по Резерфорду) Вопрос 3 Запишите электронно-графическую формулу для вашего атома с использованием квантовых ячеек.
Укажите максимально возможную валентность вашего атома. Ответ подтвердите написанием электронной и структурной формул частицы (иона, молекулы).
Запишите формулы предложенных веществ: a) летучее водородное соединение; b) азот (газ) или углерод (кокс); c) высший оксид; d) азотная или угольная кислота.
В ыберите из списка формулы таких веществ, в которых атом вашего элемента проявляет: a) максимальную степень окисления; b) минимальную степень окисления; c) промежуточную степень окисления ( между max и min ). ВЕЩЕСТВА – NH 3 , HNO 3 , Mg 3 N 2 , Ca(NO 3 ) 2 , NO, NO 2 ВЕЩЕСТВА - CO 2 , CH 4 , H 2 CO 3 , CO, K 2 CO 3 , Al 4 C 3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под химической связью понимают такое взаимодействие атомов , которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы
Ионная химическая связь это связь, образовавшаяся за счет электростатического притяжения катионов к анионам Задание: Выпишите формулы веществ с ионной связью. РС1 3 ; С 2 Н 2 ; Na 3 P ; СС1 4 MgCl 2 ; СН 4 ; K 3 N ; NaBr .
Водородная связь Химическая связь между положительно поляризованными атомами водорода одной молекулы (или ее части) и отрицательно поляризованными атомами сильно электроотрицательных элементов, имеющих неподеленные электронные пары (F, О, N и реже С1 и S) другой молекулы (или ее части) O H…..O H…..O H…. H H H
Металлическая связь связь в металлах и сплавах, которую выполняют относительно свободные электроны между ионами металлов в металлической кристаллической решетке о п + М — п е М Схема образования металлической связи: Задание: Выпишите формулы веществ, в которых присутствует металлическая и водородная связи Na, KF, NH 3 , C 2 H 2 , CH 3 -COOH, H 2 S, AL, NaCL.
Ковалентная химическая связь это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар Обменный Донорно-акцепторный Механизм образования связи:
Донорно-акцепторный механизм
Способ перекрывания электронных орбиталей: Задание № 1: Вспомните, что такое сигма- и пи- связи? Задание № 2: Укажите пару формул веществ, в молекулах которых есть только сигма-связи: а) СН 4 и О 2 ; б) С 2 Н 5 ОН и Н 2 0; в )N 2 и CO 2 ;
Полярность ковалентной связи степень смещенности общих электронных пар к одному из связанных ими атомов связь неполярной полярной электроотрицательность (ЭО) — свойство оттягивать к себе валентные электроны от других атомов Ковалентную химическую связь, образующуюся между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называют неполярной Ковалентную химическую связь, образующуюся между атомами с разной электроотрицательностью, называют полярной H H H С L
Кратность ковалентной связи число общих электронных пар , связывающих атомы CO 2 оксид углерода (IV) о=с=о N 2 азот N N H 2 водород H-H связи одинарные двойные тройные: Задание: Выпишите отдельно структурные формулы веществ с ковалентной полярной и неполярной связью. Укажите при помощи стрелки полярность. Определите валентность и степень окисления атомов. Вг 2 ; НС l ; КВг; H 2 SO 4 ; Ba ; SO 3 ; Li 3 N ; P 4 ; C 2 H 4 .
Самостоятельная работа Определите типы химических связей между атомами в веществах, формулы которых написаны на доске: NaCl, CaO, Br2, H2Se
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы открытого урока 6 класс
Методическая тема урока - «Здоровьесберегающие технологии обучения как резерв повышения качества образования в средней школе». Учебной темой «Традиции британцев» завершается работа в IV четверти в 6 к...
Материалы открытого урока 9 класс
ТЕМА: «ДОМ, ЖИЛИЩЕ И КВАРТИРА»ПОДТЕМА: «РОДНОЙ ГОРОД: СТАРОЕ НА СЛУЖБЕ НОВОМУ» ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ КРОССКУЛЬТУРНОЙ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬ...
Использование информационных материалов на уроках химии
Описан опыт работы по использованию информационных технологий при преподавании химиии....
Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"
Данный материал поможет учителям химии провести урок по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....
Материалы к уроку химии по теме "Валентность"
Материалы к уроку химии по теме "Валентность" включают в себя презентацию к уроку и рабочий лист, по которому работают учащиеся во время урока....
материалы к урокам химии 8 класс
конспекты уроков и презентации к урокам в 8 классе...
материалы к урокам химии 9 класс
конспекты уроков, презентации, дифференцированный контроль знаний...