Использование информационных материалов на уроках химии
статья по химии по теме
Описан опыт работы по использованию информационных технологий при преподавании химиии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий при обучении химии.
Учитель химии школы №108 города Омска
Криницына Ираида Валерьевна.
В настоящее время общество требует активных, деятельностных людей, которые могли бы выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способные к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. Поэтому все большее внимание привлекает использование информационных технологий в образовании. Информационные технологии создают условия для самостоятельного и мотивированного приобретения знаний, исследовательской деятельности и развития творческих способностей учащихся.
Работая по технологии развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова и используя информационные технологии я увидела, что основной девиз учителя в той и другой технологии: «Не навреди, поддержи, окажи помощь!» - присутствует в полной мере. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет ученика в обучении, а сопровождает его.
При использовании информационных технологий важно убедиться, что тему можно рассматривать с разных позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности. Использование информационных технологий позволяет более широко применять их в образовательном процессе при изучении любых предметов школьной программы. Этот и проведение интегрированных, межпредметных уроков, факультативов, элективных курсов, как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Информационные технологии позволяют охватить большее число учащихся, так как можно привлекать ребят к участию и созданию различных проектов и т.п.
Тесно сотрудничая с учителем информатики, мне удалось не только заинтересовать учащихся этой работой, но и направить их интересы на пользу обучения своему предмету. Например, в 11 классе, в конце учебного года по химии некоторое количество часов отводится на обобщение и повторение всего курса химии. Вот уже третий год я в это время провожу уроки по типу проектных защит. Заранее, еще в январе, учащимся предлагаю выбрать любую тему из курса химии 8-11 класса, найти что-то интересное, необычное или расширить какие-либо вопросы, не освещенные в учебниках. Затем с февраля по апрель ребята работают над своими проектами, постоянно консультируясь со мной по различным вопросам в рамках своей работы.
Прежде, чем учащиеся приступят к работе, они знакомятся с работами других учащихся в качестве образца. Учащиеся разбиваются на группы, выбирают одну из предложенных тем исследования или выбирают тему сами и разрабатывают ее. Обсуждаются и определяются учениками цель и форма представления работы: презентация, публикация, буклет, фильм, web-сайт или комбинация разных видов. С ребятами провожу консультации, где они осваивают приемы работы с текстами, аудио- и видеоинформацией. С учащимися обсуждаем критерии защиты индивидуальной работы, их параметры. Когда работы подготовлены, они оформляются на компьютере. В мае, на уроках, идет представление работ учащихся и их защита. Лучшие работы отбираются мной и учителем информатики и выносятся на защиту при проведении выпускного экзамена по информатике. Здесь ребята еще раз уже более подробно рассказывают о тех программах, которые они применяли при создании работы о возможностях или границах данных программ. Учащиеся всегда заинтересованы такой формой работы. Я никогда не слышала отказов или негативных откликов об этой форме работы от учеников, так как дети не только занимаются интересной работой, но и, как правило, бывают хорошо оценены и даже по двум предметам.
Предлагая учащимся темы, я не ограничиваю их в творчестве. В результате появляются презентации, представляющие иллюстрации дополнительного материала и буклеты, которые можно использовать и как раздаточный материал. А чего стоят названия работ: «Такая разная материя», «О чем говорят кристаллы», «Зверинец в пробирке», «Химические элементы на Земле и в космосе» и др. Работы учащихся я всегда использую в своей работе при изучении данных тем в курсе химии. Эти работы демонстрируются следующим поколениям учеников, которые в свою очередь тоже становятся заинтересованными такой формой работы и обучения.
Разрабатывая задания с помощью информационных технологий можно ставить, а затем достигать, как предметные цели и задачи, так и формировать общеучебные умения и навыки: ставить цели, выдвигать гипотезы, анализировать и объяснять явления, факты проведенных исследований, да и просто работать с научной литературой, выделяя существенное, главное.
Так мною был разработан и проведен внутришкольный проект по теме: «Строение вещества». Ребята проявили огромное желание к творчеству, показали очень интересные работы, с которыми выступили на городском конкурсе «Мой мир и я» где заняли призовые места и стали лауреатами этого конкурса. В этом учебном году я провела проект «Мой покоя дух не знает», посвященный М.В. Ломоносову уже на городском уровне и увидела, насколько неисчерпаем творческий талант детей нашего города.
Большое внимание в своей работе я отвожу также участию ребят во Всероссийских телекоммуникационных олимпиадах школьников. Здесь также предоставляется возможность учащимся проявить свое творчество, показать уровень своих знаний умений по предмету, сравнить себя с ребятами из других городов и республик, убедиться, что уровень их знаний не хуже, а даже иногда и лучше.
Информационные технологии привлекают учащихся, им интересны данные задания, ребята стремятся проявить себя, свою фантазию, показать свое творчество. Учащиеся становятся более активными и свободными в мышлении. Нет предела их изобретательности при разработке своих работ. Отрадно отметить, что даже «троечники» улучшают свою успеваемость, так как им становится интересно учиться, и они с удовольствием выполняют ту работу, которая им по силам, и в тоже время они углубляются в материал предмета и начинают с большей уверенностью оперировать многими понятиями. У ребят появляется заинтересованность и мотивация к обучению, растет их активность, как на уроках, так и на внеучебных занятиях.
Таким образом, учащиеся, выполняя задания с применением информационных технологий, приобретают не только необходимые знания, умения, навыки, повышают свой интерес к предмету, но и развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных техналогий на уроках химии
С этим докладом выступала на методическом обЪединении учителей химии.Использование новых технологий в системе обучения является необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного разв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-222973-1363507659.jpg)
Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе
В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/18/picture-125159-1350546191.jpg)
Использование информационных технологий на уроках химии
Применение компьютера на различных этапах урока химии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417539-1394513490.jpg)
Использование информационных технологий на уроках химии.
Использование информационных технологий на уроках химии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-648026-1436267600.jpg)
Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"
Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...
статья "Использование информационных технологий на уроках химии и биологии"
В статье приводятся примеры из педагогической практики использования ИКТ и компьютерной техники открывающие огромные возможности, так как позволяют применять совершенно новую методику обучения на школ...