Урок по теме "Влияние катализатора на скорость химических реакций. Катализ".
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
При проведении урока применялись элементы технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 291.5 КБ |
otyshchi_vsemu_nachalo_i_ty_mnogoe_poymesh.ppt | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Таловская СОШ
ТЕМА УРОКА: «ВЛИЯНИЕ КАТАЛИЗАТОРА НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. КАТАЛИЗ»(11 класс)
УЧЕБНИК: О.С.ГАБРИЕЛЯН, Г.Г.ЛЫСОВА «Химия 11класс». Дрофа, Москва 2005г.
УЧИТЕЛЬ: ЛЕОНТЬЕВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по катализу;
- расширение и углубление этих знаний: изучение механизма действия катализаторов, гомогенного и гетерогенного катализа;
- знакомство с особым классом катализаторов – ферментами, их специфическими свойствами, условиями протекания ферментативных реакций;
Воспитательные:
- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
- содействовать формированию у учащихся информационной культуры;
Развивающие:
- продолжить работу по формированию умений делать общие выводы из наблюдений;
- продолжить работу по формированию умений обобщать опытные данные, наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- применение информационных технологий.
Методы и приёмы:
- Проблемное обучение.
- Частично-поисковый метод.
- Лабораторная работа исследовательского характера.
- Творческая работа учащихся (сообщения, презентация)
- Поисковая беседа.
- Компьютерные информационные технологии.
Оборудование и реактивы:
- компьютерная презентация;
- диски: «Виртуальная лаборатория», «Общая и неорганическая химия».
- растворы KCNS, FeCl3, Na2S2O3, CuSO4, NH4OH, H 2O2, HCOH, молоко;
- сахар кристаллический, пепел, Al гранулы, кристаллы NaCl, синька, вареный и сырой картофель, вареное и сырое мясо;
- пробирки, горелка, лучинки, мерный цилиндр, стаканы, промывалки.
Ход занятия
1. Эпиграф занятия:
«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» К.Прутков
2. Постановка проблемы: (презентация)
- Вам надо удалить со скатерти пятно от мясного соуса. Соседка посоветовала вам прокипятить скатерть в порошке «Био - С». Но пятно не исчезло. Почему? Можно ли все-таки удалить это пятно с помощью биопорошка?
Инструкция на коробке порошка: энзимы – биологические катализаторы, регулирующие биохимические процессы в живых организмах.
- В рецептах для очистки кожи лица рекомендуют применять отруби, так как в них содержатся ферменты. Как, по вашему мнению, эффективнее пользоваться этим средством: размешать в теплой воде и нанести на лицо или сначала заварить кипятком и только после этого наносить на кожу?
Учитель: - Что объединяет эти ситуации? О чем идет речь?
Проблема: выяснить условия протекания ферментативных реакций.
- Сформулируйте тему урока и определите цели занятия.
3.Тема занятия: Влияние катализатора на скорость химических реакций. Катализ.
Цели занятия:
- обобщить знания о катализаторах, рассмотреть механизмы действия катализаторов; механизмы гомогенного и гетерогенного катализа;
- сравнить неорганические катализаторы и ферменты;
- установить специфические свойства ферментов и условия протекания ферментативных реакций.
4. Актуализация знаний:
Фронтальный опрос:
- Что такое катализатор?
- Что называется катализом? Каталитическими реакциями?
Работа с диском: «Виртуальная лаборатория».
- Давайте отправимся в виртуальную лабораторию и проделаем опыт, подтверждающий определение катализатора (Тест по технике безопасности, лабораторный опыт «Зависимость скорости реакции от катализатора».)
5. Основная часть
1.Гомогенный и гетерогенный катализ. Механизмы действия катализаторов на скорость химических реакций.
Учитель: Почему при действии катализатора скорость химических реакций увеличивается?
На этот вопрос нам поможет ответить презентация и сообщение по данной теме (сообщение и презентация уч-ся).
Сообщение
Для химического взаимодействия недостаточно столкновение молекул. При этом необходимо достижение уровня энергии, называемой энергией активации.
Допустим, существует реакция:
А + В = А...В=АВ
идёт медленно, так как Еакт велика. И есть К – катализатор, ускоряющий её протекание:
а) А + К = А…К = АК
б) В + АК = В…А…К = АВ + К
в итоге: А + В = АВ.
Таким образом, катализатор активно, за счёт химических связей участвует в элементарном акте реакции. Он образует либо промежуточное соединение с одним из участников реакции, либо активированный комплекс со всеми реагирующими веществами. После каждого химического акта он регенирируется и может вступать во взаимодействие с новыми молекулами реагирующих веществ.
Основная причина ускорения реакции при действии катализатора в том, что химические взаимодействия, в которых при катализе участвует промежуточный продукт(АК), требует меньшей энергии активации, чем взаимодействие веществ А и В.
Учитель:
- Какие виды катализа вам известны?
- Дайте определение гомогенного и гетерогенного катализа.
Лабораторный опыт: «Гомогенный и гетерогенный катализ».
Задание: провести лабораторный опыт по группам, определить вид катализа, оформить по плану.
Группа №1
В стаканчик с 20 мл воды добавлять по 1 капле растворов роданида калия и хлорида железа (III). Образующийся раствор (роданида железа (III)) красного цвета налить в две пробирки, заполняя их поровну. В 2 другие пробирки налить по 5 мл тиосульфата натрия и в одну их них добавить 2-3 капли раствора сульфата меди (II). Далее параллельно провести 2 реакции:
а) раствор роданида железа (III) + раствор тиосульфата натрия;
б) раствор роданида железа (III) + раствор тиосульфата натрия + сульфат меди (II).
Группа №2.
К раствору соли меди добавляйте по каплям раствор аммиака (до образования темно-синего раствора)
К раствору пероксида водорода добавьте несколько капель полученной соли меди. Какой газ выделяется?
Группа №3.
С помощью тигельных щипцов внесите в пламя кусочек сахара. Посыпьте кусочек сахара пеплом от сигарет и снова внесите в пламя.
Группа №4.
Налейте в 2 пробирки по 2 мл раствора сульфата меди (II) и поместите в каждую по грануле алюминия. В одну из пробирок добавьте несколько кристаллов поваренной соли.
Обсуждение результатов опыта.
Учитель: - Рассмотрим механизмы гомогенного и гетерогенного катализа: (сообщения и презентация учащихся).
Гомогенный катализ
Гомогенный – это такой катализ, когда катализатор и все реагирующие вещества находятся в одной фазе.
Главным положением гомогенного катализа является представление о том, что в ходе реакции образуются неустойчивые промежуточные соединения катализатора с реагирующими веществами, которые затем распадаются с регенерацией катализатора.
А + В + К → А…В…К → Д + К
Данная каталитическая реакция чаще всего протекает в две стадии:
1) A + K ↔ AK
2) AK + B → D +K
Примером гомогенной каталитической реакции является разложение ацетальдегида, которое катализируется йодом:
CH 3CHO → CH4 +CO
Эта реакция протекает в две стадии:
- CH 3 СНО +J2 ® CH 3J +HJ +CO
- CH 3J +HJ ® CH 4 +J2
В ходе данного процесса катализатор образует два промежуточных соединения, которые затем взаимодействуют друг с другом, регенирируя катализатор. В отсутствие паров йода Е акт =191 кДж/моль, при их присутствии Е акт = 136 кДж/моль.
Гетерогенный катализ.
Гетерогенный катализ – это катализ, при котором катализатор и реагирующие вещества находятся в разных фазах.
При гетерогенном катализе реакция протекает через активные промежуточные соединения, которые представляют поверхностные соединения катализатора с реагирующими веществами. Далее происходит следующее:
А) Адсорбция, т.е. поглощение молекул реагирующих веществ пористой поверхностью катализатора.
Б) Реакция на поверхности катализатора с образованием активных частиц.
В) Десорбция продуктов.
Активность катализатора зависит от размера, строения и чистоты поверхности катализатора.
Проблемный вопрос: - Почему перед проведением каталитических реакций
тщательно очищают исходные вещества? (Учитель обсуждает с уч-ся понятия «каталитические яды», «отравление катализаторов».)
Ферменты.
Учитель: Особый класс катализаторов – это ферменты. Что представляют собой ферменты по составу, строению? Каков механизм их действия? (сообщение и презентация уч-ся)
Сообщение.
Как и все белки, ферменты построены из аминокислот. Порядок чередования аминокислот в полипептидной цепи и их число характерны для каждого данного фермента. Он обуславливает первичную структуру белковой молекулы. Полипептидная цепь, свёрнута в виде спирали, форма которой определяет вторичную структуру молекулы белка – фермента. Большинство ферментов имеют третичную структуру, а некоторые – четвертичную.
Часть молекулы фермента, принимающая непосредственное участие в процессе катализа, называется каталитическим участком. Кроме того, на поверхности фермента имеется особый участок, к которому прикрепляется субстрат, так называемая контактная площадка. Каталитический участок и контактная площадка образуют активный центр фермента. Высокая специфичность действия фермента связана с особенностями структуры их активных центров – она идеально соответствует строению субстрата.
Каталитический процесс происходит благодаря согласованному действию всех функциональных групп активного центра. В ходе ферментативной реакции происходит образование промежуточного фермент-субстратного (ЕS) комплекса. Субстрат входит в активный центр, только если он соответствует его форме. В 1890 году Эмиль Фишер сравнил процесс образования комплекса с ключом и замком.
Свойства ферментов.
Учитель: Сейчас химикам известно более 2000 ферментов. Все они обладают рядом специфических свойств, отличающих их от неорганических катализаторов.
Размер молекул. Молекулярная масса белков колеблется в пределах от 105 до 107, а это значит, что по своему размеру молекулы ферментов попадают в разряд коллоидных частиц. Это не позволяет отнести их ни к гомогенным, ни к гетерогенным катализаторам. Поэтому ферменты относят к особому классу катализаторов.
Селективность (специфичность)
Каждый фермент ускоряет только одну какую – либо реакцию или группу однотипных реакций. Избирательность позволяет организму быстро и точно выполнить синтез нужных ему соединений.
Эффективность (таблица – презентация)
Катализатор | Е акт, кДж/моль | Относительная скорость реакции |
Без катализатора | 70 | 1 |
Pt(гетерогенный катализ) | 45 | 2104 |
Ионы железа (гомогенный катализ) | 42 | 8104 |
Фермент каталаза | 7 | 9 · 1010 |
Скорость ферментативных реакций в 1015 раз больше скорости неферментативных реакций. Молекулы ферментов очень быстро восстанавливаются (регенерируют). Типичная молекула фермента может регенерировать миллионы раз за минуту.
Например, за одну секунду при температуре, близкой к точке замерзания воды, одна молекула каталазы разлагает 50000 молекул пероксида водорода. Этот катализатор снижает энергию активации от 75 кДж/моль до 21 кДж/моль. Если для ускорения этой реакции применяется платина, то энергия активации понижается до 50 кДж/моль.
Лабораторный опыт: Условия протекания ферментативных реакций.
Группа №1 и2
Опыт: Действие дегидрогеназы на метиленовый синий (стиральная синька).
а) Возьмите две пробирки. В каждую их них прилейте по 5 мл свежего молока. Далее, в каждую из пробирок добавьте по 15 капель 0,5 % -го раствора формальдегида и по 5 капель – метиленового синего. Наблюдайте, как постепенно краситель бледнеет и обесцвечивается. Почему это происходит?
б) В обе пробирки влейте немного подсолнечного масла, чтобы изолировать смесь от воздуха. Первую пробирку поставьте в пустой стаканчик, а вторую – в стакан с горячей водой (= 35-40 С). Где быстрее происходит обесцвечивание? Почему?
Группа №3 и 4
Опыт: Действие катализатора на пероксид водорода.
Возьмите 5 пробирок. Налейте в каждую по 2 мл раствора пероксида водорода.
а) В первую пробирку опустите кусочек сырого мяса. Что вы наблюдаете? Поднесите к отверстию пробирки тлеющую лучинку. Что наблюдаете?
б) во вторую пробирку опустите кусочек сырого картофеля и поднесите к отверстию тлеющую лучинку. Что вы наблюдаете?
в) В четвертую пробирку опустите кусочек вареного мяса. А в пятую – кусочек вареного картофеля. Сравните наблюдения с результатами во 2-й и 3-й пробирках. Есть ли различия, объясните, почему?
Обсуждение лабораторных опытов.
В ходе обсуждения выясняются оптимальные условия ферментативных реакций (презентация).
1) оптимальная температура = 37 0С;
2) строго определенная среда раствора.
6. Обсуждение проблемных ситуаций, заданных в начале урока.
7. Домашнее задание:
Стр. 135-138 учебника.
Текст телерекламы: «Био – добавки нового «Лоска» любую грязь отстирают просто». Как вы можете прокомментировать эту цитату?
ЛИТЕРАТУРА:
- О.С.Габриелян «Химия 11 класс», Москва, Дрофа 2005г.
- Э.Г.Донецкая, И.О.Лунева «Актуальные вопросы биологии», Саратов, ОАО Издательство «Лицей», 2001год.
- Г.В.Пичугина «Повторяем химию», Москва, издательство «Аркти», 2000год.
- О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии», Москва, Дрофа, 2003 год.
- Т.З.Савич, Т.С.Ярославцева, А.С.Корощенко «Изучение закономерностей химических реакций». Москва, «Просвещение», 1991 год.
- Н.Л.Глинка «Общая химия». Ленинград, «Химия», 1983 год.
- Химия. Справочные материалы. Москва, «Просвещение», 1988 год.
- Ю.А.Шмаков «Химия. Лабораторные работы». Саратов, «Лицей», 2005 год.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вам надо удалить со скатерти пятно от мясного соуса. Соседка посоветовала вам прокипятить скатерть в порошке “ Био-С ” , но пятно не исчезло. Почему? Можно ли все таки удалить это пятно с помощью биопорошка? Инструкция на коробке порошка: Энзимы- биологические катализаторы, регулирующие биохимические процессы в живых организмах. В старинных рецептах для очистки кожи лица рекомендуют применять отруби т.к. в них содержатся кератолические ферменты. Как по вашему мнению, эффективнее пользоваться этим старинным народным средством: размешать в теплой воде и нанести на лицо или сначала заварить кипятком и только после этого наносить на кожу ?
Тема занятия: «Влияние катализатора на скорость химической реакции. Катализ»
Опыт
Гомогенный катализ A + B + K ↔ (A – B – K) → D + K Данная каталитическая реакция чаще всего протекает в две стадии : 1) A + K ↔ AK 2) AK + B → D +K Примером гомогенной каталитической реакции является разложение ацетальдегида, которое катализируется йодом : CH3CHO → CH4 +CO Эта реакция протекает в две стадии : CH3cHO +J2 ® CH3J +HJ +CO CH3J +HJ ® CH4 +J2
Гетерогенный катализ: а) Адсорбция на поверхности катализатора реагирующих веществ б) Реакция на поверхности катализатора в) Десорбция продуктов Активность катализатора зависит от размера, строения и чистоты поверхности катализатора.
Ферменты, основные сведения.
Специфические свойства ферментов: Размер молекул Эффективность Селективность (Избирательность) Катализатор Е акт. кДж/моль Относительная скорость реакции Без катализатора 70 1 Pt (гетерогенный катализ) 45 2104 Ионы железа (гомогенный катализ) 42 8104 Фермент каталаза 7 9 · 10 10
Лабораторный опыт: «Действие ферментов на различные вещества»
Условия протекания ферментативных реакций: Температура ~ 37 ° С Строго определенная среда раствора Среда Значение рН Возможные отклонения Желудочный сок 1 ,7 0,9 – 2,0 Желчь печёночная 7,4 6,2 – 8,5 Кровь 7,4 7,25 – 7,24 Моча 5,8 5,0 – 6,5 Слюна 6,8 5,6 – 7,9 Сок поджелудочной железы 8,8 8,6 – 9 Сок тонкого кишечника 6,5 5,1 – 7,1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели: дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...
Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.
Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...
Реакция разложения. Понятие скорости о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Конспект урока для 8 класса....
Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса. Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....
Технологическая карта урока "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)
материал для подготовки к уроку "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)...
Урок на тему: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Урок на тему: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок изучения нового материала...