«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
план-конспект урока по химии (9 класс)
Конспект урока химии для 9 класса на тему «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции»
№ | Основные пункты технологической карты | Обязательная общая часть |
1 | Наименование дисциплины | Химия |
2 | Тема урока | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции |
3 | Тип и вид занятия | Комбинированный урок Повторение, лекция |
4 | Цели урока (как ожидаемые результаты обучения) | В результате проведённого урока учащиеся: продолжают формирование понятия «скорость химических реакций», выясняют, от каких факторов зависит скорость химических реакций; продолжают учиться обрабатывать и анализировать экспериментальные данные; выяснять взаимосвязь между скоростью химических реакций и внешними факторами; продолжают развитие коммуникативных умений в ходе коллективной работы; акцентировать внимание на важности знаний о скорости химической реакции протекающих в быту; закрепляют умение работать с электронным пособием, таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой |
5 | Задачи урока | Обучающая: Сформировать понятие о скорости химической реакции. Экспериментально выявить факторы, влияющие на скорость химической реакции. Развивающая: Совершенствовать умение обрабатывать и анализировать экспериментальные данные, выявлять сущность химической реакции, устанавливать взаимосвязь между скоростью химической реакции и внешними факторами. Воспитательная: Развивать коммуникативные умения в ходе парной, коллективной работы. Использовать средства химии к пониманию процессов, происходящих в окружающем мире. Выработать положительную мотивации учения, чувство ответственности и уверенности в себе. Воспитывать интерес к учению, личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, сообразительность, любознательность). |
6 | Методы обучения | частично поисковый, форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная |
7 | Формируемые компетенции (общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)) | Общие: формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым дисциплинам и сферам деятельности; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учётом общих требований и норм; владеть разными видами речевой деятельности. Профессиональные: владеть навыками работы с различными источниками информации (Интернет, словари, справочники, книги, учебники); самостоятельно искать, извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; ориентироваться в информационных потоках, уметь осознанно воспринимать информацию; владеть навыками использования информационных устройств (ПК, принтер); уметь применять на практике полученные знания. |
8 | Тезаурусное поле занятия | Химическая кинетика – раздел химии, в котором изучаются скорости и механизмы химических реакций. Гомогенная (однородная) система – система, состоящая из одной фазы. Гетерогенная (неоднородная) система – система, состоящая из двух или нескольких фаз. Скорость гомогенной химической реакции – количество вещества, вступающего в реакцию или образующегося в результате реакции в единицу времени в единице объёма системы. Скорость гетерогенной химической реакции – количество вещества, вступающего в реакцию или образующегося в результате реакции в единицу времени на единице поверхности раздела фаз. Факторы, влияющие на скорость реакции: - природа реагирующих веществ; - концентрация реагирующих веществ; - температура; - присутствие катализаторов - площадь поверхности твердого вещества. Катализатор – вещество, которое изменяет (увеличивают) скорость реакции, но не расходуется в результате реакции. Ингибитор - вещество, которое изменяет (замедляют) скорость реакции, но не расходуется в результате реакции. Закон действующих масс. |
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний (постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся).
3. Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования, сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента, самооценка и групповая оценка).
4. Закрепление знаний.
5. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята!
2. Актуализация знаний.
Войдя в класс, вы заметили, что на столах стоит химическое оборудование и реактивы. Поэтому, прежде чем перейти непосредственно к теме нашего урока, давайте вспомним правила техники безопасности. Первое, о чем стоит сказать: вас разбили на группы. В каждой группе вам нужно среди вас определить три роли: научного руководителя, лаборанта и корреспондента, и приклеить к себе картинку, которая будет обозначать выбранную роль. Научный сотрудник будет руководить исследовательской работой и аргументировать полученные результаты, лаборант будет выполнять эксперимент по инструкции, корреспондент – доведет информацию о результатах исследования широкой общественности.
Теперь давайте вспомним правила техники безопасности (Приложение 1), и затем каждый из вас распишется в регистрационных листах (приложение 2). Если вы занимаете какую-либо должность, впишите ее сразу напротив своей фамилии в регистрационный лист.
Химические реакции окружают нас повсеместно. Многие из них протекают крайне медленно, так, то мы можем и вовсе их не замечать. Спокойствие и безмятежность природы ранним летним утром тому прямое доказательство. Однако, возможен и другой вариант. Некоторые реакции могут протекать настолько активно и эффектно, что пройти мимо них и не заметить становится просто невозможно. Поэтому сегодня на уроке мы попробуем понять, в чем же может состоять отличие между спокойной безмятежностью и атомным взрывом, а, главное, попробуем установить причины такого яркого отличия.
Как вы думаете, в чем состоит принципиальное отличие двух приведенных состояний? (в скорости и интенсивности протекания реакции).
Правильно, это и есть самое главное отличие. Соответственно, темой нашего сегодняшнего урока будет «Скорость химической реакции и факторы, на нее влияющие».
Сегодня мы представим себя учеными-исследователями. Для начала, я проведу один эксперимент (опыт с гвоздем и растворами KOH и CuSO4). Прямо сейчас мы не будем дожидаться окончания эксперимента, мы вернемся к нему в конце нашего урока. Только давайте обратим внимание вот на что: есть ли какие-либо видимые изменения хотя бы в одной из пробирок? (да, есть, во второй, где нет гвоздя). Все верно, запомните, пожалуйста, этот эффект.
А тем временем давайте определим цели и задачи нашего сегодняшнего урока.
Цель: Познакомиться с понятием скорости химической реакции и факторами, влияющими на нее
Задачи:
- дать определение скорости химической реакции
- узнать, какие факторы влияют на скорость химической реакции
- научиться объяснять влияние различных условий на скорость химической реакции
Сегодня мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.
У вас на столе для каждого приготовлены рабочие карты (Приложение 3), которые вы будете заполнять в процессе урока.
3. Изучение нового материала.
- Для ответа на первый вопрос прибегнем к теоретическому исследованию.
Из курса Физики вы узнали, что из себя представляет скорость и как ее можно рассчитать. Давайте вспомним, что измеряют в физике, чтобы определить скорость движения тела? (расстояние и время).
Правильно, молодцы. В Химии в качестве объектов исследования мы будем рассматривать вещества. Какие параметры, связанные со скоростью реакции, будут изменяется при взаимодействии веществ? (количество исходных веществ и продуктов реакции в единицу времени).
Как мы можем сформулировать определение скорости химической реакции? (это изменение концентрации одного из реагирующих веществ или одного из продуктов реакции в единицу времени).
Верно. Запишем это определение в вашу карту урока. Формула для определения скорости химической реакции так же представлена на слайде.
Итак, с первой целью мы успешно справились. Теперь нам нужно не останавливаться на достигнутом и брать новые вершины
- А сейчас приступим к выполнению второй задачи. Мы должны выяснить, каким образом можно влиять на скорость реакции.
Для начала нам нужно определить, что же может влиять на химическую реакцию. Здесь я вам немного подскажу. Всего мы с вами рассмотрим пять факторов, влияющих на химическую реакцию. Вы сейчас можете их видеть на экране.
- Теперь нам нужно перейти к выполнению третьей задачи, а именно к экспериментальному доказательству перечисленных факторов.
Для этого каждая исследовательская группа выполнит химический эксперимент по инструкции, записанной в Приложении 4. У каждой группы своя инструкция. Не забывайте о правилах техники безопасности.
Работа производится в пяти группах. По результатам своего исследования каждая группа 1) прикрепляет на доску свой фактор, влияющий на скорость химической реакции (научный руководитель); 2) показывает результат эксперимента (лаборант); 3) поясняет свой фактор (корреспондент). В итоге на доске получается схема, из которой видно, что скорость химической реакции зависит от:
- Природы реагирующих веществ.
- Температуры
- Концентрации реагентов.
- Площади соприкосновения веществ.
- Наличия специальных веществ – катализаторов.
Вы верно определили факторы, влияющие на скорость химических реакций. Молодцы.
Пожалуйста запишите эти факторы в карту урока.
Давайте проверим, все ли цели сегодняшнего урока мы с вами выполнили? (да) Отлично!
4. Рефлексия (самооценка).
Научный руководитель выставляет итоговую оценку всем участникам своей группы за урок в регистрационном листе.
Итоговая оценка складывается из самооценки (как я работал на уроке) + работа в группе.
Скажите, узнали ли вы что-то новое сегодня?
5. Выводы
Сегодня все прекрасно работали на уроке в новой для себя роли исследователей. Я вижу, что вы усвоили тему урока, а это было самое главное в нашей с вами совместной работе.
Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в школе для глухих детей ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
ТЕМА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ. ЦЕЛЬ: Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.ЗАДАЧИ:...
Разработка урока по химии для 11 класса общеобразовательной школы по теме "Факторы, влияющие на скорость химической реакции".
Краткое описание урока Урок разработан для учащихся 11 класса общеобразовательной школы на базовом уровне, с использованием УМК О.С.Габриелян, при нагрузке 1 час в неделю.Данный урок позволяет р...
"Факторы, влияющие на скорость химической реакции."
Разработка урока: "Факторы, влияющие на скорость химической реакции."Цель урока: изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции; уметь объяснить влияние каждого фактора, расширить понят...
"Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Цель урока Формирование понятий о скорости химической реакции, зависимости скорости гомогенных и гетерогенных реакций от различных факторов (природы реагирующих веществ, температуры, концентрации веще...
Методическая разработка урока химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Факторы, влияющие на скорость химической реакции" к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана "Химия-9"...
Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Конспект урока для 11 класса, изучающего химию по УМК О.С. Габриэляна, с авторской презентацией...
Открытый урок по химии "Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Данный материал предназначен для учителей химии для обобщения и систематизации знаний в 11 классе по дисциплине "Химия"...