Практические работы для 8 класса
опыты и эксперименты по химии (8 класс) на тему

Ахтямова Лейсен Идрисовна

Практические работы

№1. Правила ТБ. Приёмы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.

№2 Наблюдение за горящей свечой.

№3 Очистка загрязненной поваренной соли.

№4 Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

№5 Признаки химических реакций.

№6 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.

№7 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p._r.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 1

Правила техники безопасности.

 Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Цель работы:

  • Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
  • Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;

Оборудование:

  • Набор химической посуды: пробирки,  мерные цилиндры, химическая воронка, лабораторный штатив.

С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а).

Ход работы.

Задание 1.  Образцы химической посуды

Назначение

Задание 2.  Лабораторный штатив.        

Основные детали:

1) __________________;

2) __________________;

3) __________________;

4) __________________;

5) __________________.

Вывод: 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите рабочее место в порядок.           

    

Практическая работа №2

Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой,

и их описание

Цель работы: наблюдать и изучить химические и физические явления при горении свечи.

Оборудование: Свеча, резиновая груша, предметное стекло, пробирка, банки.

Реактивы: Известковая вода.

С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а)________________.

Ход работы

Опыт 1. Физические явления при горении:

Зажгите свечу. Наблюдали: таяние парафина. Это физический процесс – плавление.

Опыт 2. Внесите в зону темного конуса пламени предметное стекло Наблюдали: на предметном стекле, внесённом в зону темного конуса пламени, образовалось чёрное пятно – сажа.

Вывод:

Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем.

Наблюдали: сухая пробирка, находящаяся над пламенем запотела.

Вывод:

В эту же пробирку быстро прилейте известковую воду.

Наблюдали известковая вода помутнела.

Вывод:

Опыт 3.Продуйте с помощью резиновой груши в пламя горящей свечи воздух. Наблюдали: усиление яркости пламени при продувании грушей около пламени.

Вывод:

Накройте одну свечу пол-литровой банкой, а другую трехлитровой.

Наблюдали: горение свечи дольше под 3-х литровой банкой, чем под пол-литровой.

Вывод:

Практическая работа №3

Очистка загрязненной поваренной соли

Цель работы: познакомится со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание; продолжить формировать умение работать по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.

 Оборудование: смесь песка с солью, 2 стаканчика, стеклянная палочка, промывалка с водой, фильтр, воронка, спички, спиртовка, зажим, чашка для выпаривания.

С инструкцией по технике безопасности ознакомлен (а)________________.

Ход работы

  1. Получите загрязненную соль. Поместите её в стакан и растворите  в 20 мл воды (при растворении перемешивайте стеклянной палочкой).
  2. Разделите получившуюся смесь фильтрованием:

А) приготовьте бумажный фильтр, вложите его в воронку и смочите водой, используя стеклянную палочку

Б) проведите фильтрование. Помните, что жидкости надо наливать столько в воронку, чтобы она не доходила до краев 0,5 см, иначе смесь может протекать между фильтром и стенками воронки, не очищаясь от примесей

В) отфильтрованный раствор сохраните.

  1. Проведите выпаривание:

А) полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашечку

Б) нагрейте чашку в пламени спиртовки, после появления кристаллов соли в чашке, нагревание прекратите

4. Сравните полученную соль с выданной в начале работы

5. Оформите отчет о работе

Что делали

Что наблюдали

Объяснения и выводы

1. Растворение соли

При добавлении воды соль…, а песок …

Одни вещества в воде …, а другие нет. Песок оседает на дно, так как …

2. Приготовление фильтра

3. Фильтрование (рисунок)

На стенках фильтра остается …, а в колбу отфильтровывается …

Происходит разделение …, так как они отличаются…

4. Выпаривание (рисунок)

При нагревании в фарфоровой чашке раствора соли вода …, а соль …

Произошло разделение …, так как у них разные

Вывод:

Практическая работа №4

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе

Цель работы: Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.

Оборудование: Мерный цилиндр, коническая колба, чайная ложка, лабораторные весы, стеклянная палочка.

Реактивы: Сахар, вода.

С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а)________________.

Ход работы

  1. Определить массу сахара (взвесить);
  2. Приготовить раствор;
  3. Рассчитать массовые доли сахара и воды в полученном растворе;
  4. Рассчитать число молекул сахара в полученном растворе.

Дано:

Н2О, С12Н22О12

mсахара=.

Vводы = 50мл.

______________

ωсахара =?

ωводы = ?

Nсах. = ?

Вывод:

Практическая работа №5

Признаки химических реакций

Цель работы: 1)провести химические реакции;

2) по признакам химических реакций доказать их осуществление.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы: медная проволока, H2SO4, HCl,  роданид калия,

мел (CaCO3),  FeCl3,  Na2SO4, BaCl3.

С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а)________________.

Ход работы

Опыт 1. Прокаливание медной проволоки, получение оксида меди (II)

Cu + O2 =

Тип реакции:

Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой.

CuO + H2SO4 =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 2. Взаимодействие мела с кислотой

CaCO3 + HCl =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 3.  Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия

FeCl3 + KSCN =

Наблюдения:

Тип реакции:

Вывод:

Опыт 4. Взаимодействие  карбоната натрия с хлоридом кальция

Na2CO3 + CaCl2 =

Наблюдения:

Практическая работа №6 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

Цель: осуществить практически реакции ионного обмена, выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.

Ход работы.

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы.

Указания по выполнению работы:

-экономное расходование реактивов, чистота и порядок на рабочем месте (не путать крышечки, наливать реактивы над лоточком, не переливать из пробирки в бутылочку)

Инструкция по технике безопасности:

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  2. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г . После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
  3. Кислоты и щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

Первая помощь при порезах:

а) ОБРАТИТЬСЯ К Учителю! в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.

Прежде, чем приступить к работе, вспомните:
-Что такое реакции ионного обмена?
- Что такое сильные электролиты?
- Что такое слабые электролиты?

Работа выполняется по инструкционной карте учебника. Открываем учебник, приступаем к работе.

Опыт №1. 

В 1-м опыте 3 реакции, проделывать их будем поочерёдно.

  1. Какие вещества необходимо взять для реакции? 

- Что наблюдаем в результате реакции?
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему?

 - В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Cu2+ и OH-)

2. Какие вещества необходимо взять для реакции? 
- Что наблюдаем в результате реакции?

- Идёт ли данная реакция до конца? Почему?

- Почему не происходит образования осадка, газа воды (в растворе нет ионов слабого электролита, которые могли бы связываться между собой)

3. Какие вещества необходимо взять для реакции? 

 - Что наблюдаем в результате реакции?

- Идёт ли данная реакция до конца? Почему?

- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Ba2+ и SO42-)

Опыт №2.

Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.

- Что наблюдаем в результате реакции?

- Идёт ли данная реакция до конца? Почему?

- Какой газ образуется и почему?

- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Н+ и СO32-

Формулировка общего вывода

Практическая работа №7

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Цель работы: осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.

Реактивы: HCl, NaOH, Zn, NaCl, AgNO3.

С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а)________________.

Ход работы

Уравнения реакций

Наблюдения, тип реакции

  1. HCl + NaOH =
  2. HCl + Zn =
  3. AgNO3 + NaCl =

Для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа в классе. Тема План и карта.

Практическая направленность в географии, при всех изменениях ( сокращением часов  в 6 классе) должна обязательно присутствовать на уроках. Тема План и Карта - самая важная в курсе землеведе...

Практические работы 8 класс. Линия учебников " Полярная звезда"

Предлагаю методическую разработку практических работ для 8 класса по теме " Россия в мире"....

Практические работы 6 класс, СФЕРА №1-8

Разработки  практических работ...

Практические работы, 6 класс, СФЕРА, №9-10

Методические разработки практических работ...

Практические работы 9 класс (базовый уровень)

Документ содержит 21 оценочную практическую работу (класссные, домашние)....

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ Н...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 класс. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 классРабота с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)....