Практические работы для 8 класса
опыты и эксперименты по химии (8 класс) на тему
Практические работы
№1. Правила ТБ. Приёмы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.
№2 Наблюдение за горящей свечой.
№3 Очистка загрязненной поваренной соли.
№4 Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.
№5 Признаки химических реакций.
№6 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов.
№7 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p._r.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1
Правила техники безопасности.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Цель работы:
- Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
- Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;
Оборудование:
- Набор химической посуды: пробирки, мерные цилиндры, химическая воронка, лабораторный штатив.
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а).
Ход работы.
Задание 1. Образцы химической посуды
Назначение
Задание 2. Лабораторный штатив.
Основные детали:
1) __________________;
2) __________________;
3) __________________;
4) __________________;
5) __________________.
Вывод:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите рабочее место в порядок.
Практическая работа №2
Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой,
и их описание
Цель работы: наблюдать и изучить химические и физические явления при горении свечи.
Оборудование: Свеча, резиновая груша, предметное стекло, пробирка, банки.
Реактивы: Известковая вода.
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а)________________.
Ход работы
Опыт 1. Физические явления при горении:
Зажгите свечу. Наблюдали: таяние парафина. Это физический процесс – плавление.
Опыт 2. Внесите в зону темного конуса пламени предметное стекло Наблюдали: на предметном стекле, внесённом в зону темного конуса пламени, образовалось чёрное пятно – сажа.
Вывод:
Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем.
Наблюдали: сухая пробирка, находящаяся над пламенем запотела.
Вывод:
В эту же пробирку быстро прилейте известковую воду.
Наблюдали известковая вода помутнела.
Вывод:
Опыт 3.Продуйте с помощью резиновой груши в пламя горящей свечи воздух. Наблюдали: усиление яркости пламени при продувании грушей около пламени.
Вывод:
Накройте одну свечу пол-литровой банкой, а другую трехлитровой.
Наблюдали: горение свечи дольше под 3-х литровой банкой, чем под пол-литровой.
Вывод:
Практическая работа №3
Очистка загрязненной поваренной соли
Цель работы: познакомится со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание; продолжить формировать умение работать по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.
Оборудование: смесь песка с солью, 2 стаканчика, стеклянная палочка, промывалка с водой, фильтр, воронка, спички, спиртовка, зажим, чашка для выпаривания.
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен (а)________________.
Ход работы
- Получите загрязненную соль. Поместите её в стакан и растворите в 20 мл воды (при растворении перемешивайте стеклянной палочкой).
- Разделите получившуюся смесь фильтрованием:
А) приготовьте бумажный фильтр, вложите его в воронку и смочите водой, используя стеклянную палочку
Б) проведите фильтрование. Помните, что жидкости надо наливать столько в воронку, чтобы она не доходила до краев 0,5 см, иначе смесь может протекать между фильтром и стенками воронки, не очищаясь от примесей
В) отфильтрованный раствор сохраните.
- Проведите выпаривание:
А) полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашечку
Б) нагрейте чашку в пламени спиртовки, после появления кристаллов соли в чашке, нагревание прекратите
4. Сравните полученную соль с выданной в начале работы
5. Оформите отчет о работе
Что делали | Что наблюдали | Объяснения и выводы |
1. Растворение соли | При добавлении воды соль…, а песок … | Одни вещества в воде …, а другие нет. Песок оседает на дно, так как … |
2. Приготовление фильтра | ||
3. Фильтрование (рисунок) | На стенках фильтра остается …, а в колбу отфильтровывается … | Происходит разделение …, так как они отличаются… |
4. Выпаривание (рисунок) | При нагревании в фарфоровой чашке раствора соли вода …, а соль … | Произошло разделение …, так как у них разные |
Вывод:
Практическая работа №4
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
Цель работы: Научиться готовить растворы и определять их массовые доли.
Оборудование: Мерный цилиндр, коническая колба, чайная ложка, лабораторные весы, стеклянная палочка.
Реактивы: Сахар, вода.
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а)________________.
Ход работы
- Определить массу сахара (взвесить);
- Приготовить раствор;
- Рассчитать массовые доли сахара и воды в полученном растворе;
- Рассчитать число молекул сахара в полученном растворе.
Дано:
Н2О, С12Н22О12
mсахара=.
Vводы = 50мл.
______________
ωсахара =?
ωводы = ?
Nсах. = ?
Вывод:
Практическая работа №5
Признаки химических реакций
Цель работы: 1)провести химические реакции;
2) по признакам химических реакций доказать их осуществление.
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.
Реактивы: медная проволока, H2SO4, HCl, роданид калия,
мел (CaCO3), FeCl3, Na2SO4, BaCl3.
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а)________________.
Ход работы
Опыт 1. Прокаливание медной проволоки, получение оксида меди (II)
Cu + O2 =
Тип реакции:
Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой.
CuO + H2SO4 =
Наблюдения:
Тип реакции:
Вывод:
Опыт 2. Взаимодействие мела с кислотой
CaCO3 + HCl =
Наблюдения:
Тип реакции:
Вывод:
Опыт 3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия
FeCl3 + KSCN =
Наблюдения:
Тип реакции:
Вывод:
Опыт 4. Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция
Na2CO3 + CaCl2 =
Наблюдения:
Практическая работа №6 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
Цель: осуществить практически реакции ионного обмена, выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.
Ход работы.
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций. Выводы. |
Указания по выполнению работы:
-экономное расходование реактивов, чистота и порядок на рабочем месте (не путать крышечки, наливать реактивы над лоточком, не переливать из пробирки в бутылочку)
Инструкция по технике безопасности:
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
- Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г . После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
- Кислоты и щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
Первая помощь при порезах:
а) ОБРАТИТЬСЯ К Учителю! в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:
Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.
Прежде, чем приступить к работе, вспомните:
-Что такое реакции ионного обмена?
- Что такое сильные электролиты?
- Что такое слабые электролиты?
Работа выполняется по инструкционной карте учебника. Открываем учебник, приступаем к работе.
Опыт №1.
В 1-м опыте 3 реакции, проделывать их будем поочерёдно.
- Какие вещества необходимо взять для реакции?
- Что наблюдаем в результате реакции?
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему?
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Cu2+ и OH-)
2. Какие вещества необходимо взять для реакции?
- Что наблюдаем в результате реакции?
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему?
- Почему не происходит образования осадка, газа воды (в растворе нет ионов слабого электролита, которые могли бы связываться между собой)
3. Какие вещества необходимо взять для реакции?
- Что наблюдаем в результате реакции?
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему?
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Ba2+ и SO42-)
Опыт №2.
Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.
- Что наблюдаем в результате реакции?
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему?
- Какой газ образуется и почему?
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Н+ и СO32-)
Формулировка общего вывода
Практическая работа №7
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей
Цель работы: осуществить реакции, характеризующие некоторые свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками.
Реактивы: HCl, NaOH, Zn, NaCl, AgNO3.
С инструкцией по технике безопасности ознакомлен(а)________________.
Ход работы
Уравнения реакций | Наблюдения, тип реакции |
|
Для реакций ионного обмена привести уравнения в молекулярном, в полном и сокращенном ионном виде.
Выводы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа в классе. Тема План и карта.
Практическая направленность в географии, при всех изменениях ( сокращением часов в 6 классе) должна обязательно присутствовать на уроках. Тема План и Карта - самая важная в курсе землеведе...
Практические работы 8 класс. Линия учебников " Полярная звезда"
Предлагаю методическую разработку практических работ для 8 класса по теме " Россия в мире"....
Практические работы 6 класс, СФЕРА №1-8
Разработки практических работ...
Практические работы, 6 класс, СФЕРА, №9-10
Методические разработки практических работ...
Практические работы 9 класс (базовый уровень)
Документ содержит 21 оценочную практическую работу (класссные, домашние)....
Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)
Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений). Практическая работа 6 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ Н...
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 класс. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6 классРабота с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)....