Окислительно-восстановительные реакции
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Технологическая карта урока химии в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_ovr.docx | 120.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет | Химия | Класс | 8 класс | ||
Тема урока | Окислительно-восстановительные реакции (7-й урок в теме «Строение веществ. Химическая связь») УМК Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс | ||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний (типология уроков в соответствии с требованиями ФГОС) | ||||
Цели | Создать условия для изучения понятий окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса, продолжить формирование универсальных учебных действий (УУД) на материале темы. | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1. Характеризовать процессы окисления, восстановления 2. Анализировать и сравнивать окислительно-восстановительные реакции и реакции, протекающие без изменения степеней окисления. 3. Составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций 4. Объяснять особенности окислительно-восстановительных реакций, их многообразие. 5. Решать практикоориентированные задачи. | 1. Определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе. 2. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, прибегать к самоконтролю, самооценке. 3. Создавать и преобразовывать знаки, модели, символы, схемы для решения познавательных задач. 4. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. | 1. Ответственно относиться к обучению. 2. Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач. 3. Признавать ценность жизни во всех ее проявлениях, бережно относиться к окружающей среде. |
Основные понятия, изучаемые на уроке (дополнительные понятия) | Окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительные реакции, метод электронного баланса, фотосинтез, | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
№ этапа | Этап урока, время | УУД | Деятельность | Демонстрационный, лабораторный эксперимент (или виртуальный). Моделирование. | Элементы технологий, техники (приемы) | ||
Учителя | Учащихся | ||||||
1 | Организационный этап | Личностные УУД | Создает условия для восприятия темы | Приветствуют учителя, готовятся к уроку | |||
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Личностные УУД Регулятивные УУД | 1. Приветствует учащихся 2. Предлагает учащимся подумать над следующим вопросом: какую химическую реакцию первой осуществил человек в своей истории? Подводит класс к формулированию темы урока. 3. Предлагает учащимся предположить какие знания понадобятся на уроке, какова цель урока, какие задачи необходимо решить 4. Организует деятельность учеников в паре. | 1. Приветствуют учителя, записывают число. 2. Ученики отвечают на вопрос, предполагают тему урока. 3. Предлагают цель урока, план работы | Прием «Зигзаг» | ||
2!!! | Актуализация субъективного опыта | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | 1. Организует работу класса (фронтально) по обсуждению ряда вопросов: А) Какую информацию о свойствах атома углерода можно извлечь из ПСХЭ? Б) Какая степень окисления характерна для углерода в соединениях? В) Какие соединения называют оксидами, как их можно классифицировать? Г) Почему свойства двух оксидов углерода достаточно сильно отличаются? 2. Создает условия для самостоятельной постановки цели урока, составления плана работы (кластера). | 1. Вступают в диалог с учителем, формулируют предположения. 2. Анализируют ответы друг друга, сопоставляют известный материал с неизвестными фактами «химического расследования». 3. В тетрадях составляют предварительную карту мыследеятельности по теме урока (которая и будет являться планом работы). 4. Начинают заполнять графу «Физические свойства» в таблице (приложение 2). | Демонстрация через проектор видеосюжеты «Оксиды углерода: физические свойства, распознавание» | Техники: «Карта мыследеятельности» | |
3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД | 1. Обращает учеников на их первоначальные гипотезы, активизирует внимание в рамках приема «Ошибка в цепочке». 2. Организует самостоятельную работу с текстом учебника в группе (4 человека): доказательство кислотных свойств СО2; горение СО. 3. Акцентирует внимание на особенностях окислительно-восстановительных св. оксидов. Предлагает обучающимся пояснить самостоятельно. 4. Обсуждает пример с физиологическим воздействием газов на организм человека. Вводится понятие гемоглобин, карбоксигемоглобин. | 1. Анализируют предложенные в начале урока гипотезы. Работают с логическими рядами, исключают лишнее понятие или картинку (которые не будут относиться к теме урока). 2. Читают и анализируют текст учебника «Физические и химические свойства оксидов углерода» Делают записи в тетради, сравнивают, выделяют главное. 3. Формулируют свое предположение «А нужно ли человеку свойства оксидов углерода?» 4. В паре обмениваются тетрадями, проводят взаимооценку, сравнивая заполнение с эталоном. | Демонстрационный эксперимент учителя по доказательству кислотных свойств СО2, Особенности распознавания СО2 | Технология развития критического мышления (элементы) Приемы: «Ошибка в цепочке!» | |
4 | Первичная проверка понимания | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | 1. Предлагает у доски (2-3 ученика) и в тетрадях дописать пропуски в уравнениях химических реакций, расставить коэффициенты и назвать вещества. Проговорить, какие свойства газов проиллюстрированы. 2. Организует проверку узнавания тех или иных терминов и объектов по теме, предлагает обучающимся сделать предположение о строении молекул СО и СО2. (!) Объясняет особенности образования тройной связи в СО | 1. Аргументировано отвечают у доски, сопоставляют полученные знания с уже имеющимися, работают в тетрадях с картами-обобщениями. 2. Сравнивают, определяют, анализируют различные соединения углерода, их свойства и особенности применения. 3. Объясняют факты, приведенные в «химическом расследовании» | Техники: «Карта мыследеятельности», «Лови ошибку» | ||
5 | Первичное закрепление | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | 1. Организует работу в паре по решению теста и заполнению «Химического визуализатора» (приложения 3-4) 2. Корректирует деятельность учащихся, организует проверку первичного понимания через разбор заданий «Химического визуализатора». | 1. Работают в паре, пользуются альтернативными источниками информации. 2. Самостоятельно формулируют выводы, готовят отчет «Я узнал», «Хочу спросить». 3. Рассказывают друг другу в паре самое важное по изучаемой теме. | ЭОРы по теме «Соединение углерода. Практическая значимость» (электронный учебник) | Элементы ТРИЗ педагогики (+ мозговой штурм, если позволит время урока), «Пчелиный улей» | |
6 | Анализ | Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД | 1. Организует деятельность по обобщению и анализу основного материала урока через решение расчетных задач двух уровней. 2. Проверяет понимание школьниками своих успехов и неудач, помогает выделить главные пункты плана урока. 3. Оценивает деятельность пары, группы и индивидуально деятельность учащихся. Обязательно отмечает личный рост учеников (НЕ сравнивает их друг с другом!) | 1. Обращаются к таблице «Оксиды углерода» в тетради. Вспоминают алгоритмы решения расчетных задач. 2. Озвучивают самую интересную, сложную, нужную информацию по теме. 3. Анализируют, какие источники информации помогли ответить на те, или иные вопросы. На какие вопросы «химического расследования» так и не удалось ответить? | Таблицы, схемы по теме | «Работа по алгоритму» | |
7 | Домашнее задание | Регулятивные УУД Личностные УУД | 1. Озвучивает дифференцированное Д/з (три уровня). 2. Помогает учащимся сделать осознанный выбор своего уровня. 3. Мотивирует школьников, заинтересованных предметом, принять участие в мини-проектах (приложение 5). | 1. Выбирают Д/з (три уровня). 2. Выбирают темы мини-проектов (возможна работа 2-3 учеников над проектом). | Технология дифференцированного обучения (элементы) | ||
8 | Рефлексия | Личностные УУД Регулятивные УУД | 1.Организует рефлексию по теме следующим образом: телеграмма – мои знания (для родителей), телеграмма – мои трудности (для учителя), телеграмма – мои эмоции (для товарища). | 1. Заполняют бланки «телеграмм», озвучивают по желанию свой багаж знаний и пути его применения в жизненных ситуациях. | Техники: «Телеграмма учителю, родителю, товарищу» |
Источники информации: (3-5 источников)
Приложение 1. «Химическое расследование»
Веществ А | Вещество Б |
Указанные вещества имеют одинаковый элементный состав, однако их свойства достаточно сильно отличаются: одно вещество обладает кислотными свойствами, другое – нет; одно вещество необходимо для правильного функционирования нашего организма (в определенных концентрациях), другое – сильнейший яд… | |
Ниже приведены некоторые факты, которые связаны с неизвестными веществами тем, или иным образом | |
В вулканической зоне близ Неаполя находится «собачья пещера». Страшная тайна долгое время будоражила воображение местного населения. Ученые-химики положили конец страхам… | |
Среди виновников несчастных случаем в зимний период (особенно в сельских домах, которые отапливаются печками) – это вещество лидирует! | |
Лаборант одной химической лаборатории постоянно жалуется на этот газ А, так как после летнего отпуска, некоторые баночки с растворами щелочей очень трудно открытии. | |
Вещество Б облюбовали металлурги, так как оно помогает решать очень важные производственные задачи. Еще вещество Б используют нанотехнологи для получения очень чистых порошков некоторых металлов после ряда химических реакций. | |
Этому веществу мы обязаны тем, что летом может быть «маленькая зима». А вот экологи, наоборот, боятся глобального потепления. | |
О каких веществах идёт речь, можете ли Вы объяснить приведенные примеры. Ваши гипотезы - ? |
Приложение 2. Таблица «Сравнительная характеристика оксидов углерода»
Веществ СО2 | Вещество СО | Оценивание Я/в паре/Учитель |
Физические свойства | ||
Химические свойства (особенности кислотно-основных св. и окислительно-восстановительных св.) | ||
Строение молекул, как основа объяснения их свойств | ||
Значение веществ для человека | ||
Получение (в лаборатории и промышленности) Д/З | ||
Интересный материал из сети Интернет Д/З | ||
Приложение 3. Тесты
Тест (от 5 до 8 вопросов) в зависимости от времени. Расчетные задачи ,предполагающие (1) работы по знакомому алгоритму, (2) работу по измененному алгоритму.
Приложение 4. «Химический визуализатор»
Химические реакции с пояснениями (или физические явления) | |||
Приложение 5. Мини-проекты
«Что такое ПДК?», «Почему вода бывает жёсткой?», «Сорбция в решении экологических проблем», «Соединения кальция под микроскопом», «Опыты со знакомой газировкой», «Разработка творческих задач для школьной викторины – Химический день на канале Discovery»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....
Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов
Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
Окислительно-восстановительные реакции
Представленный материал является уроком по заданной теме и выполнен в виде презентации, дополненной гиперссылками для проверки усвоения материала обучающимися.Первая часть урока посвящена закреплению ...
Окислительно-восстановительные реакции.
Презентация к уроку "Окислительно-восстановительне реакции". Материал для 11 профильного класса. Можно использовать и для базового.1)ОВР. Классификация ОВР.2)Метод электронного баланса.3)Метод п...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...