Урок химии в 8 классе по теме "Соли"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме "Соли" к учебнику О.С. Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_himii_po_teme_soli_8_klass.docx | 83.01 КБ |
Рабочий лист к уроку по теме "Соли" | 16.38 КБ |
Презентация к уроку по теме "Соли" в 8 классе | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Соли»
Задачи урока:
образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
развивающие: развитие культуры речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;
воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.
Оснащение урока:
презентация "Соли", компьютер, проектор; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль); индикатор; коллекция солей для лабораторного опыта на парты.
раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).
Ход урока:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
? Ребята, сейчас вы изучаете классы неорганических соединений. С какими классами веществ вы уже успели познакомиться? (Оксиды, основания, кислоты).
- Задание на классификацию соединений. (задание на доске и в рабочих листах)
Выпишите из приведенных ниже веществ оксиды, основания, кислоты.
СаО, Аl(ОН)3, СuО, СuСl2, НСl, Н2О, СаSО4, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4 , Nа2S.
Оксиды | Основания | Кислоты |
СаО, СuО, Н2О, Сl2О7 | Аl(ОН)3, Fе(ОН)2, NаОН | НСl, НNО3, Н2SО4 |
Давайте проверим, что у нас получилось.
Ученики по одному выходят к доске и стирают с доски поочередно оксиды, основания, кислоты.
? Какие вещества называют оксидами? Давайте уберем оксиды из списка.
? Какие вещества относят к основаниям? Убираем основания.
? Какие вещества называют кислотами? Стираем кислоты.
(Слайд 1). Крестики-нолики «Кислоты»
Найдите выигрышный путь, состоящий из формул кислот.
Игровое поле № 1 Игровое поле № 2
Н2SО4 | Н2СО3 | СО2 | Н2S | НСl | НВr | |
NаН | НNО3 | НI | СаН2 | КСl | НNО3 | |
Н2О | СаСl2 | Н3РО4 | Н2SО3 | СаСО3 | О2 |
Назовите эти кислоты.
? Что общего у кислот в первом игровом поле и чем они отличаются от кислот, расположенных на игровом поле № 2? (В первом игровом поле – кислородсодержащие кислоты, во втором – бескислородные.)
? По каким признакам, кроме наличия кислорода, классифицируют кислоты? Какие меры предосторожности нужно соблюдать при обращении с кислотами?
- Перед нами три пробирки с растворенными веществами. Можем ли мы по внешнему виду определить, в какой пробирке находится кислота, а в какой щелочь? Что же нам может помочь?
Определение кислоты и щелочи с помощью индикатора. – 1 ученик
Как вы думаете, какое вещество находится в третьей пробирке?
У нас остались вещества, которые мы не отнесли ни к одному из известных нам классов соединений и неизвестное вещество, которое мы не смогли определить с помощью индикатора. Как вы думаете, почему?
Да, с классом, к которому относятся эти вещества, вы ещё незнакомы.
Разгадав, ребус, мы узнаем название класса соединений и тему урока. (Слайд 2)
- Изучение нового материала
1. Формулирование темы урока.
Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Соли». Запишите тему урока в рабочую тетрадь. (Слайд 3).
? Что же нам необходимо знать о солях? (Состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности).
2. Составление кластера «Соли» и на его основе выдвижение целей (на доске)
- узнаем ….
- будем совершенствовать умения …
- проверим …
3. Анализ формул солей и формулирование определения.
Давайте проанализируем формулы и сформулируем определение солей. (Слайд 4)
Какие это вещества – простые или сложные? Какие ионы входят в состав соли?
Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
А сейчас сравним формулы основания, кислоты и соли. Что общего у соли и основания? Что объединяет соль и кислоту? Как вы думаете, почему соли называют производными кислот и оснований? А почему индикатор нам не помог в определении соли? (Слайд 5)
Физкульт-минутка
Вы, наверное, устали,
Значит все мы дружно встали.
«Соли – это вам не шутки» –
Тема нашей физминутки.
Слоганы | Упражнения |
Соли – это целый класс | Правое плечо вверх-вниз |
Ион металла входит - раз | Левое плечо вверх-вниз |
И остаток кислоты – это два. | Руки согнутые в плечевом суставе, к плечам и повороты в плечевом суставе вперед – назад. |
В целом – сложные вещества. | Руки на пояс, повороты вправо – влево. |
Гимнастика для глаз
Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!
На таблицу вверх посмотрим,
А теперь в свою тетрадь,
Влево, вправо, поморгали,
И по кругу пробежали.
Мы глаза зажмурим снова.
Продолжать урок готовы?
Мы глаза откроем снова!
4. Номенклатура солей. (Слайд 6)
Дайте названия следующим солям. (Слайд 7)
- Li2SО4 −
- FеSО3 −
- Ва(NО3)2 −
- Nа2S −
- Zn3(РО4) 2 −
5. Выведение формул солей (Слайд 8)
Запишите формулы следующих солей (Слайд 9)
- Карбоната натрия –
- Сульфата железа (III) –
- Хлорида цинка (II) –
- Иодид алюминия –
- Фосфат меди (II) –
5. Классификация солей. (Слайд 10)
Работа с таблицей растворимости.
6. Значение и представители солей. (Слайд 11,12)
IV. Первичное закрепление полученных знаний.
Лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей».
Рассмотрите выданные вам образцы солей и заполните таблицу. ТБ!!!
№ | Название соли | Формула | Цвет | Растворимость | Мr |
Возвращение к кластеру. Дополнение его.
Подведение итогов.
Достигнуты ли цели, поставленные в начале занятия?
VI. Рефлексия деятельности.
-Отметьте знаком (+) и (-)
1.На уроке было над чем подумать.
2.Я понял новую тему
3.На возникшие вопросы получил ответ
4.По новой теме нужна дополнительная консультация
5.На уроке поработал добросовестно Продолжите фразу
- Сегодня на уроке я узнала…
- Я научилась…
- Мне было непонятно…
- Для меня этот урок…
- Интерес вызвало, то …
- Затруднения возникли когда…
Синквейн.
- Домашнее задание.
§21, с. 107-113, выполнить задания 2-3 с. 113, (учебник).
§22, с. 126-132, выполнить задания 2-3 с. 133, (учебник).
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к уроку по теме «__________»
Задание 1. Выпишите из приведенных ниже веществ оксиды, основания, кислоты.
Nа2S, СаО, Аl(ОН)3, СuО, Zn3(РО4) 2 , НСl, Н2О, СаSО4, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4 , Ва(NО3)2.
Оксиды | Основания | Кислоты |
Задание 2. Найдите выигрышный путь, состоящий из формул кислот.
Игровое поле № 1 Игровое поле № 2
Н2SО4 | Н2СО3 | СО2 | Н2S | НСl | НВr | |
NаН | НNО3 | НI | СаН2 | КСl | НNО3 | |
Н2О | СаСl2 | Н3РО4 | Н2SО3 | СаСО3 | О2 |
Задание 3. Дайте названия следующим солям.
- Nа2S −
- Zn3(РО4) 2 −
- СаSО4 −
- Ва(NО3)2 −
Задание 4. Запишите формулы следующих солей
- Карбоната натрия –
- Сульфата железа (III) –
- Хлорида цинка (II) –
- Иодид алюминия –
- Фосфат меди (II) –
Задание 5. Дополните схему «Классификация солей по растворимости в воде»
СОЛИ
___________________ Малорастворимые _______________________
___________________ _________________ _______________________
___________________ _________________ _______________________
Лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей».
Рассмотрите выданные вам образцы солей и заполните таблицу.
№ | Название соли | Формула | Цвет | Растворимость | Мr |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И
Соли как производные кислот и оснований
Состав солей Nа С l Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков. Ион металла Кислотный остаток
Nа ОН Н С l Nа Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований. Ион металла Кислотный остаток
Номенклатура солей Название кислотного остатка в и.п. Название соли Название металла в р.п. С.О. металла римскими цифрами С u ( N О 3 ) 2 н итрат меди I I
Назовите следующие соли Li 2 SО 4 − F еSО 3 − Ва (NО 3 ) 2 − Nа 2 S − Zn 3 (РО 4 ) 2 −
Выведение формул солей А l (SО 4 ) 3+ 2 - 6 6 3 = 2 2 6 2 = 3 3
Карбоната натрия – Сульфата железа ( III ) – Хлорида цинка ( II ) – Иодид алюминия – Фосфат меди (II) – Напишите формулы следующих солей
По растворимости в воде Соли Растворимые Нерастворимые 1. Все нитраты 2. Хлориды, кроме А g С l ( Н ), Р b С l 2 ( М ) 3. Сульфаты, кроме Ва S О 4 ( Н ), Р b SО 4 ( Н ), Са S О 4 ( М ), А g 2 SО 4 ( М ) 4. Все соли натрия и калия 1. Все фосфаты, карбонаты, силикаты и сульфиды, кроме этих солей натрия и калия Мало-р аствори-мые
NaCl - хлорид натрия Обыкновенная поваренная соль, ежедневно принимаемая нами в пищу. Также широко используется в нефтяной промышленности и служит сырьем для получения хлора, соляной кислоты, соды.
CaCO 3 - карбонат кальция Столь привычный каждому стоящему у доски школьнику мел, добываемый из карьеров. А также известняк и мрамор, используемые в строительстве.
§ 21, с. 107-113, выполнить задания 2-3 с. 113, (учебник ). §22, с. 126-132, выполнить задания 2-3 с. 133, (учебник). Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"
Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...
Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"
Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.
Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...