Рабочие программы по химии 11класс
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс) на тему
Рабочая программа базового уровня для учащихся 11 класса по учебнику Рудзитис Г.Е.
Рабочая программа содержит приложение: контрольные и практические работы, лабораторные опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp11h.doc | 399.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Светлинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «____»_________2017г
Заместитель директора по УВР
____________/Т.К.Кребенштеин/
Рабочая программа по химии 11 класс
учителя биологии и химии Белоусовой Ирины Ивановны
на основе авторской программы по химии для 8-11 кл. под ред. Н.Н.Гара – М.: Просвещение, 2009г.
Рассмотрено на заседании МО.
Протокол № 1
от « »_____________ 2017 г.
Руководитель ШМО
_________________/ И.И.Белоусова/
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Химия – базовая учебная дисциплина, позволяющая развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно –научной картины мира. Включение историко-научного материала даёт возможность показать школьникам, что развитие науки- это многовековая история становления знаний об окружающем мире, позволяет раскрыть общеобразовательное знание химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.
Примерная программа среднего ( полного) общего образования разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы, В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.
В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества.
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного ) общего образования в 10-11 классах выделяется по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю, 1 час добавлен из школьного компонента) .
При составлении планирования уроков химии в 11 классе использовано содержание «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» автор Н.Н.Гара (2009г), «Химия. Основы общей химии. : учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений» авторы Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман.- М.: Просвещение, 2011, место предмета в Базисном учебном плане МБОУ «Светлинская СОШ»; предусмотрены в рамках отведенного времени часы ля проведения контрольных-6часов, практических работ- 6часов.
контрольных работ - 6ч: входная диагностика-1ч; тематические контрольные работы-4ч; итоговая контрольная работа -1ч
практических работ-6ч
ПР№1. Приготовление растворов заданной молярной концентрации.
ПР№2.Влияние различных факторов на скорость химических реакций.
ПР№3.Решение расчетных задач по неорганической химии.
ПР№4.Решение экспериментальных задач по органической химии.
ПР№5.Решение практических расчетных задач.
ПР№6. Получение, собирание и распознавание газов.
Программой предусмотрены:
4 лабораторных опыта
ЛО№1. Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций.
ЛО№2.Определение реакции среды универсальным индикатором.
ЛО№3. Гидролиз солей.
ЛО№4. Получение гидроксида хрома (III), доказательство его амфотерности.
18 демонстраций
Дем №1. Модели кристаллических решеток или слайды с изображением кристаллических решеток.
Дем №2. Образцы различных видов дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы, взвеси.
Дем №3.Приготовление раствора определенной молярной концентрации. Коагуляция коллоида.
Дем №4.Испытание веществ на электролитическую проводимость.
Дем №5. Определение реакции среды растворов карбоната натрия, хлорида алюминия и сульфида аммония.
Дем №6. Образцы металлов, сплавов и изделия из них.
Дем №7. Восстановление железа алюминием. Восстановление меди водородом или углеродом.
Дем №8.Электролиз растворов солей :хлорида меди (II) и иодида калия.
Дем №9. Коррозия металлов в растворах электролитов.
Дем №10.Взаимодействие металлов с кислородом, хлором, водой и кислотой.
Дем №11.Образцы меди, хрома, железа.
Дем №12.Взаимодействие меди, железа и хрома с соляной или разбавленной серной кислотой. Взаимодействие меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой.
Дем №13.Образцы оксидов и гидроксидов (калия, натрия, кальция, меди, хрома, железа).
Дем №14. Получение гидроксидов меди, хрома и железа. Взаимодействие гидроксидов меди, хрома и железа с кислотами и щелочами.
Дем №15. Образцы неметаллов. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита.
Дем №16. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью.
Дем №17. Взаимодействие концентрированной и разбавленной азотной кислоты с медью.
Дем№18. Получение хлороводорода и аммиака, растворение их в воде, подтверждение кислотно-основных свойств этих веществ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Теоретические основы химии
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (5 ч)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Расчетные задачи: Решение расчётных задач. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.
Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (4 ч)
Атомные орбитали, s-, р-, d- и /-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
Тема 3. Строение вещества (8 ч)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Образцы различных видов дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы, взвеси. Приготовление раствора определенной молярной концентрации. Коагуляция коллоида.
Практическая работа . Приготовление растворов заданной молярной концентрацией.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Тема 4. Химические реакции (14 ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Гидролиз органических и неорганических соединений.
Демонстрации. Испытание веществ на электролитическую проводимость. Определение реакции среды растворов карбоната натрия, хлорида алюминия и сульфата аммония.
Лабораторные опыты. Изучение влияния различных факторов на скорость химических реакций. Определение реакций среды универсальным индикатором. Гидролиз солей.
Практическая работа . Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 5. Металлы (13 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Образцы металлов, сплавов и изделия из них. Восстановление железа алюминием. Восстановление меди водородом или углеродом. Электролиз раствора хлорида меди(П). Коррозия металлов в растворах электролитов. Взаимодействие металлов с кислородом, хлором, водой и кислотой. Образцы меди, хрома, железа. Взаимодействие меди, железа и хрома с соляной кислотой или разбавленной серной. Взаимодействие меди с разбавленной и концентрированной азотной кислотой. Образцы оксидов и гидроксидов (калия, натрия, кальция, меди, хрома, железа). Получение гидроксидов меди, хрома и железа. Взаимодействие гидроксидов меди, хрома и железа с кислотами и щелочами.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида хрома(III), доказательство его амфотерности.
Тема 6. Неметаллы (8 ч)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Модели кристаллических решёток йода, алмаза, графита. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью. Взаимодействие концентрированной и разбавленной азотной кислоты с медью. Получение хлороводорода и аммиака, растворение их в воде, подтверждение кислотно-основных свойств этих веществ.
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 7: Генетическая связь неорганических и органических веществ (10 ч)
Генетическая связь неорганических веществ. Генетическая связь органических веществ. Бытовая химическая грамотность.
Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов.
Практические работы. Решение экспериментальных работ по неорганической химии. Решение экспериментальных задач по органической химии. Решение практических расчетных задач. Получение, собирание и распознавание газов.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение
Программа:
Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Учебник:
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Основы общей химии. 11 класс. – М.: Просвещение, 2011
Методические пособия:
1. Химия. «Констуктор» текущего контроля. 11класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Ю.Н.Казанцев. – М.: Просвещение, 2012.
2. Химия. Универсальный задачник для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и контрольным работам.9-11 классы: учебно-методическое пособие /Под ред. В.Н.Доронькина._Ростов н/Д: Легион, 2015.
3. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровня сложности: учебно-методическое пособие/под ред. В.Н. Доронькина.- Ростов н/Д: Легион,2015
4. Химия. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. -Ростов н/Д: Легион, 2015
5. ЕГЭ. Химия. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ: 2-е изд., перераб. и доп./Савинкина Е.В.- Москва: Издательство АСТ, 2016.
6. ЕГЭ. Химия. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ/ Р.А. Лидин.- М.: Издательство «Экзамен», 2016
7. Химия. Эксперт в ЕГЭ/ Ю.Н.Медведев, АЭ. Антошин, Р.А.Лидин.- М.: Издательство «Экзамен», 2016.
8. Химия. Дидактический материал. 10-11классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.М. Радецкий. -2-е изд.М.: Просвещение, 2016
9. Сборник задач, упражнений и тестов по химии:10-11 классы: к учебникам Г.Е.Рудзитиса ,Ф.Г.Фельдмана «Химия:10 класс», «Химия :11класс/М.А. Рябов._М.: Издательство «Экзамен», 2017.
10. Химия . Успеть за 48 часов.ЕГЭ+ОГЭ/Г.К.Рубцов, С.С.Гамзин, Н.В. Безручко. _Ростов н/Д: Феникс,2017
11. Интегрированные уроки химии с применением ИКТ .8-11классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / И.И.Березенцева, Н.И.Дубинина; сост. И.А.Сыроедова.-М.:Планета, 2017
Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия. 11класс». Разработчик ЗАО «Образование –Медиа».ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Интернет ресурсы:
1. | Министерство образования и науки РФ | |
2. | Федеральное агентство по образованию | |
3. | Российское образование (Федеральный портал) | |
4. | Российский общеобразовательный портал | |
5. | Дополнительное образование детей (Федеральный портал) | |
6. | Сервер информационной поддержки единого государственного экзамена | |
7. | Профильное обучение в старшей школе | |
8. | Информационно-коммуникационные технологии в образовании (система федеральных образовательных порталов) | |
9. | Федерация Интернет-образования | |
10. | Всероссийский Интернет-педсовет | |
11. | Сервер ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций | |
12. | Вестник образования (сайт журнала) | |
13. | Учительская газета | |
14. | Первое сентября (газета) | |
15. | Я иду на урок химии | |
16. | ХиМиК.ру | |
17. | Школьная химия | |
18. | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | |
19. | Федеральный центр информационных образовательных ресурсов ФЦИОР | |
20. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
21. | Единое окно доступа к образовательным ресурсам |
http://school-colltction.edu.ru
http://papa-vlad.narod,ru
http:// flashsait.com
http://viki.rdf.ru
http://uroki.net
Для самостоятельной работы школьников по химии предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
chemworld.narod.ru: школьные опыты, эксперименты и мн. др.; "Химия для любознательных" (1,6 Мб - это 224стр. в Worde со схемами и рисунками); Олимпиады; Справочные материалы, Словарь терминов ; Программы, электронный учебник "Химия" и др.; Ссылки; Обзоры и пр.
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | Из них(количество часов) | ||
Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные опыты | |||
1 | Теоретические основы химии Тема 1 . Важнейшие химические понятия и законы. | 5 |
1 |
| |
2 | Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома. | 4 |
|
| |
3 | Тема 3. Строение вещества | 8 | 1 | 1 |
|
4 | Тема 4.Химические реакции | 14 | 1 | 1 | 3 |
5 | Неорганическая химия Тема 5. Металлы | 13 |
1 |
| 1 |
6 | Тема 6. Неметаллы | 8 | 1 |
|
|
7 | Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум. | 10 | 1 | 4 |
|
Заключение | 6 | ||||
| Итого: | 68 | 6 | 6 | 4 |
График проведения контрольных работ
Тема контрольной работы | Время проведения | |
I полугодие | II полугодие | |
Входная диагностика | ||
Контрольная работа по темам «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и система», «Строение вещества» | ||
Контрольная работа по теме «Теоретические основы химии». | ||
Контрольная работа по теме «Металлы» | ||
Контрольная работа по теме «Неметаллы» | ||
Итоговая контрольная работа |
Тематическое планирование по химии 11 класс (2 часа в неделю) 2017-2018 уч.г
№ урока | Тема занятия | Вид работы | Д/з | Дата | проведения |
по плану | по факту | ||||
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ Тема №1. Важнейшие химические понятия и законы (5ч) | |||||
1. | 1. Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. | §1 упр 1-3, задача 1 (с.7) | |||
2. | 2.Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. | §2 упр 4-5, (с.7) | |||
3. | 3.Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | §2 упр 6-7, задача 2 (с.7) | |||
4. | 4. Решение расчетных задач. | Инд задания стр 7 «Конструктор» текущ. Контр. | |||
5. | 5.Входная диагностика | ВД | |||
Тема №2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома. (4ч) | |||||
6. | 1.Строение электронных оболочек атомов химических элементов. | §3 упр 1-4, (с.22) | |||
7. | 2. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. | §3 упр 5-7, задачи 1, 2 (с.23) | |||
8. | 3.Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева водорода, лантаноидов . | §4 упр 8-10, задачи 3,4 (с.23) | |||
9. | 4. Валентность. Валентные возможности размеры атомов химических элементов. | §5 упр 11-17, (с.22) | |||
Тема №3. Строение вещества (8ч) | |||||
10. | 1.Виды и механизмы образования химической связи. | §6 | |||
11. | 2. Ионная и ковалентная связи. | Дем№1 | §6 (с.24-26), 8 упр 1-4, 7, зад.1 (с.42) | ||
12. | 3.Металлическая и водородная связи. | §6 , 8 упр 8 зад.2 (с.42) | |||
13. | 4.Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. | §7 | |||
14. | 5.Причины многообразия веществ. | §9 упр 9 зад.3 (с.42) | |||
15. | 6.Дисперсные системы | Дем №2,3 | §10 | ||
16. | 7.ПР№1. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией. | ПР№1 | |||
17. | 8.Контрольная работа по темам «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и система», «Строение вещества». | КР№1 | |||
Тема№4. Химические реакции (14ч) | |||||
18. | 1.Сущность и классификация химической реакции. | §11 упр 1,3, зад.1 (с.48) | |||
19. | 2.Окислительно-восстановительные реакции. | §11 упр7,8 зад 2 §17 упр. 2,3 (с.74) | |||
20. | 3.Скорость химических реакций. | ЛО№1 | §12 упр 1 (с.62) зад.1 (с.63) | ||
21. | 4.Закон действующих масс. Катализ и катализаторы. | §12 упр 1,4-6 (с.62) зад.2 (с.63) | |||
22. | 5.ПР№2. Влияние различных факторов на скорость химической реакции. | ПР№2 | |||
23. | 6.Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. | §13 упр 7-9 зад.3 (с.63) | |||
24. | 7.Производство серной кислоты контактным способом. | §14 упр 10-12 зад.4 (с.63) | |||
25. | 8.Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. | Дем№4 | §15 упр 1 | ||
26. | 9.Среда водных растворов. Водородный показатель (рН). | ЛО№2 | §16задача1(с.74) | ||
27. | 10.Реакции ионного обмена | §17 упр 2,3 (с.74) | |||
28. | 11.Гидролиз органических и неорганических соединений. | Дем№5 ЛО№3 | §18 упр 4-11(с.74), задача 2, подготовка к семинару. | ||
29. | 12.Обобщение и повторение изученного материала | Семинар | Повторить задачи | ||
30. | 13.Решение расчетных задач. | РРЗ | Подготовиться к контрольной работе. | ||
31. | 14.Контрольная работа по теме «Теоретические основы химии» | КР№2 | |||
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Тема №5. Металлы (13ч) | |||||
32. | 1.Общая характеристика металлов. | Дем№6 | (с.77-79) упр 1-4 (с.88), задача 1 | ||
33. | 2.Химические свойства металлов. | (с.77-79) | |||
34. | 3.Общие способы получения металлов. | Дем №7 | §19 (стр79) упр 5-6(с.88), задачи из задачника (стр 45) | ||
35. | 4.Электролиз растворов и расплавов веществ. | Дем №8 | §19 упр7-10, задачи4,5 (с.89) | ||
36. | 5.Понятие о коррозии металлов. Способы защиты о коррозии. | Дем№9 | §20 упр 11-13 (с.89), задачи из задачника (с.45) | ||
37. | 6.Обзор металлов А-групп периодической системы химических элементов. | Дем№10 | §21 упр 14-16 (с.97-98), задачи из задачника (с.38) | ||
38. | 7.Свойства металлов А-групп периодической системы химических элементов. | §21, задачи из задачника (с.38) | |||
39. | 8.Обзор металлов Б-групп периодической системы химических элементов. | Дем№11 | §22, 23 упр 1-4 (с.118) | ||
40. | 9. Свойства металлов Б-групп периодической системы химических элементов. | Дем№12 | §26,27 упр 7-12 задачи 2,4 (с.118) | ||
41. | 10.Оксиды и гидроксиды металлов. | Дем№ 13,14 ЛО№4 | §29 упр 16-18 задача 3 (с.118) | ||
42. | 11.Сплавы металлов. Решение расчетных задач. | РРЗ | §29 повт §19-29 | ||
43. | 12.Обобщение и повторение изученного материала. | Подготовка к контрольной работе. | |||
44. | 13.Контрольная работа по теме « Металлы» | КР№3 | |||
Тема №6. Неметаллы (8ч) | |||||
45. | 1. Химические элементы- неметаллы. | §30 упр 1-2 задача 2 (с.138) | |||
46. | 2.Строение и свойства простых веществ-неметаллов. | Дем№15 | §30 упр 3-4 (с.138) | ||
47. | 3.Оксиды неметаллов | §31 упр 5-7 (с.138) | |||
48. | 4.Кислородсодержащие кислоты. | §31 упр 8-10, задача 1 (с.138) | |||
49. | 5.Окислительные свойства азотной и серной кислот. | Дем№ 16,17 | §31 упр 13а (с.138) | ||
50. | 6. Водородные соединения неметаллов. | Дем№18 | §32 упр 11- 13(б,в), задача 3 (с.138) | ||
51. | 7. Решение качественных и расчетных задач. | РЗ | Повторить §30-32 | ||
52. | 8.Контрольная работа по теме «Неметаллы» | КР№4 | |||
Тема №7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум.(10ч) | |||||
53. | 1. Генетическая связь неорганических веществ. | Семинар | §33 упр (с.143) | ||
54. | 2. Генетическая связь органических веществ. | Семинар | §33 упр (с.143) | ||
55. | 3.ПР№3.Решение экспериментальных задач по неорганической химии. | ПР№3 | (с.144) | ||
56. | 4. ПР№4.Решение экспериментальных задач по органической химии. | ПР№4 | (с.145) | ||
57. | 5. ПР№5. Решение практических расчетных задач. | ПР№5 | (с.146) | ||
58. | 6.ПР№6.Получение , собирание и распознавание газов. | ПР№6 | (с.147) подготовить сообщения по теме «Бытовая химическая грамотность» | ||
59. | 7. Бытовая химическая грамотность | §34 | |||
60. | 8.Обобщение и повторение изученного материала | §1-34 | |||
61. | 9. Итоговая контрольная работа | КР№5 | |||
62. | 10. Анализ контрольной работы | ||||
Повторение | |||||
63. | 1.Повторение по неорганической химии | ||||
64. | 2.Повторение по органической химии | ||||
65. | 3.Решение задач | ||||
66. | 4. Решение заданий ЕГЭ | ||||
67. | 5. Подведение итогов | ||||
68. | 6. Резерв |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа по темам «Важнейшие химические понятия и законы»,
«Периодический закон и система», «Строение вещества».
Вариант I.
А1. Наибольшее число нейтронов содержится в ядре атома
- Углерода 2)натрия 3)азота 4)алюминия
А2.Число электронов в электронейтральном атоме определяется
- Числом протонов 3) числом энергетических уровней
- Числом нейтронов 4)величиной относительной атомной массы
А3.Атом наиболее активного неметалла имеет электронную конфигурацию
- 1s22 s22p5 2) 1s22 s22p6 3s2 3) 1s22 s22p3 4) 1s22 s22p63s2 3p5
А4. Двумя общими электронными парами образована ковалентная связь в молекуле
- Водорода 2)кислорода 3)метана 4) воды
А5. Ковалентная полярная химическая связь характерна для вещества
1)CI2 2)CaCI2 3)CO2 4) N2
А6.Атомная кристаллическая решетка характерна для каждого из веществ , расположенных в ряду
- Железо, фтор, хлорид кальция
- Алмаз, карбид кремния, бор
- Цинк, медь, карбид кремния
- фосфор, алмаз, графит
А7. Высший оксид состава ЭО2 образуют все элементы
- 4 периода 2)IIА группы 3)IVA группы 4)2периода
А8. Верны ли следующие суждения о щелочных металлах?
А.Характерная степень окисления щелочных металлов +1.
Б. С неметаллами щелочные металлы образуют соединения с ионной связью
1)верно только А 3)верны оба суждения
2) верно только Б 4)оба суждения неверны
А9.Водородная связь образуется между молекулами
- С6 Н6 2)С2Н5ОН 3) С2Н5О С2Н5 4) НСОО С2Н5
А10. По донорно-акцепторному механизму образована одна из ковалентных связей в частице:
1)Н2 2)Н3О+ 3)NН3 4) Н2О2
В1.Установите соответствия между веществом и характерным для него типом кристаллической решетки
Вещество | Тип кристаллической решетки |
А. вода Б.алюминий В. азот Г. хлорид натрия | 1)ионная 2)атомная 3)молекулярная 4)металлическая |
В2. Установите соответствия между веществом и видом гибридизации атомов.
Формула вещества | Вид гибридизации |
А. ВСI3 Б.СН4 В.ВеF2 Г. NН3 | 1)sp 2) sp2 3) sp3 |
В3. Установите соответствия между свойством веществ и характерным видом связи.
Свойства веществ | Вид связи |
А. Твердые , ковкие вещества хорошо проводящие электрический ток Б.Вещества твердые, с высокими температурами плавления , хорошо растворимые в воде В. Газообразные и жидкие вещества с низкими температурами кипения | 1) ионная связь 2)ковалентная связь 3)металлическая связь 4)водородная |
С1.Решите задачу:
Какая соль образуется и какова ее масса, если через 100мл 32% раствора с p=1.32 г/мл гидроксида кальция пропустили 5,6 л оксида углерода (IV)?
ОТВЕТЫ:
А по 1б
В | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
От | 4 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
В по 2б
В1 3431
В2 2313
В3 312
С1 -4б
Решение: 1). m= V · p mр-ра=100·1,32= 132г (Са(ОН)2)
2). mв=mр-ра ·w m(Са(ОН)2)=132·0,32=42,24г
3). По уравнению реакции находим избыток
42,24г 5,6л хг
Са(ОН)2 + СО2 = Са СО3 +Н2O
1моль 1моль 1моль
М=74г/м V m=22,4л/м М=100г/м
n=0,57м n= 0,25м
0,57/1 > 0,25/1 т.е. Са(ОН)2 –в избытке (исключаем из решения)
4). Решаем по СО2 n (Са СО3 )= n( СО2)= 0,25моль
m= Mn m(Са СО3 )=0,25·100=25г
Ответ: m(Са СО3 )=25г
Критерии оценок:
19-20б «5»
15-18б «4»
8-14б «3»
Менее 7б «2»
Контрольная работа по теме «Неметаллы».
Вариант I
A-1. Атом наиболее активного металла имеет электронную конфигурацию
- 1s2 2s 1 3) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p64s 1
- 1s2 2s2 2p6 3s 1 4)1s2 2s2 2p6 3s2 3p63d 104s24p65s 1
A-2. Атом наиболее активного неметалла имеет электронную конфигурацию
- 1s2 2s2 2p2 3) 1s2 2s2 2p4
- 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3 4) 1s2 2s2 2p5
А-3. Наибольшей электроотрицательностью среди элементов VI А-группы обладает
- селен 2)сера 3)кислород 4) теллур
А-4. Высшую степень окисления хром проявляет в соединении
- СrCI2 2) Сr2O3 3)К2 Сr2O7 4) Сr(OН)2
А-5. Верны ли следующие суждения о железе?
А. Железо во всех соединениях проявляет степень окисления +2
Б. Железо в химических реакциях проявляет свойства восстановителя
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А-6. Верны ли следующие суждения о концентрированной серной кислоте?
А. Концентрированная серная кислота – сильный окислитель.
Б. При взаимодействии меди с концентрированной серной кислотой выделяется оксид серы (IV).
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А-7. Гидроксид хрома (III) является
1)кислотой 2)основанием 3)амфотерным соединением
А-8. Амфотерным и основным оксидами соответственно являются
- Na2O и СО2 2) АI2О3 и СrO3 3)Fе2О3 и Li2O 4) АI2О3 и Сr2O3
А-9. С азотом без нагревания реагирует
- кальций 2)литий 3)алюминий 4)магний
А -10. Сокращенное ионное уравнение реакции
Сr3++ 3OH- = Сr (OH)3↓ соответствует взаимодействию
- хрома с водой 3)оксида хрома (III) со щелочью
- оксида хрома (III) с водой 4) хлорида хрома (III) со щелочью
А-11. В схеме превращений
+S +HCI +Na2O
Fe → A → Б → Х веществом Х является
1)NaOH 2)Na2 SO3 3) Na2 SO4 4) Na2 S
В – 1. Разбавленная серная кислота взаимодействует
1)с кислородом 4) с оксидом железа (III)
2)с хлоридом бария 5)с оксидом углерода (IV)
3)с азотной кислотой 6)с магнием
В-2. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их взаимодействия
Исходные вещества | Продукты реакции |
1)НNO3 +Cu→ разб. 2) НNO3 +Cu→ конц. 3)НNO3 +NaOH→ 4)НNO3 +CuO→ | А. Сu (NO3)2 + NO2 +H2O Б. Сu (NO3)2 +H2O В. NaNO3 +H2O Г. Сu (NO3)2 + NO+H2O Д. NaNO3 + CO2 +H2O |
В-3. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и веществом, которое является в ней восстановителем.
Схема реакции | Восстановитель |
1)Н2S + O2→SO2 +H2O 2)N2 +H2 →NH3 3) S O2 + O2→SO3 4)CuO +C→Cu +CO2 | А. C Б. Н2S В. H2 Г. S O2 Д. O2 |
В-4. Объём водорода (н.у.), выделяющегося при взаимодействии серной кислоты с 10г железа, содержащего 5% при меси, равен__________л.
С-1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции NH3 +…..→NO+…….Определите окислитель и восстановитель.
С-2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Fe→FeCI2→FeCI3→Fe(OH)3→Fe2O3
Ответы:
В | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 |
От | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 4 |
В1 | 246 |
В2 | ГАВБ |
В3 | БВГА |
В4 | 3,8л |
С1.
NH3 +…..→NO+…….
4 N-3 -5е→ N+2 окисление, восстановитель 5 О20 +4е →2О-2 восстановление, окислитель | 1б |
NH3- восстановитель О2 – окислитель | 1б |
4NH3 +5О2 →4NO+6Н2О | 1б |
С2. Оценить любые 3 правельно написанные уравнения
Fe→FeCI2→FeCI3→Fe(OH)3→Fe2O3
Fe +CI2→FeCI2
2FeCI2+CI2→2FeCI3
FeCI3 +3NaOH →Fe(OH)3+3NaCI
2 Fe(OH)3→Fe2O3+ 3Н2О
Итоговая контрольная работа по химии
Вариант I
I уровень
1. Электронная формула атома ls22s22p62s1. Определите элемент, напишите для него формулы оксида и гидроксида, укажите их характер.
2. У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства: а) у кислорода или углерода; б) у фосфора или мышьяка? Объясните ответ на основании строения атомов этих химических элементов.
3. Определите тип химической связи в веществах, формулы которых: С2Н2, Br2, K3N. Напишите их электронные формулы.
4. Определите число σ- и π-связей в молекулах: а) уксусного альдегида (этаналя); б) углекислого газа. Укажите типы гибридизации атомов углерода и соответствующие им валентные углы в молекуле этаналя.
5. Химическая реакция протекает в растворе согласно уравнению А + В = С. Исходные концентрации веществ: А - 0,80 моль/л, В - 1,00 моль/л. Определите концентрацию вещества В через 20 мин и среднюю скорость реакции за этот промежуток времени, если концентрация вещества А снизилась до 0,78 моль/л.
6. Массовые доли элементов в органическом веществе (в долях единицы): углерод - 0,67; водород - 0,11; кислород - 0,22. Известно, что вещество не обесцвечивает водный раствор перманганата калия, не дает реакцию «серебряного зеркала», его молярная масса меньше 100 г/моль. Напишите название этого вещества по номенклатуре ИЮПАК.
II уровень
1. Используя правило Гунда, составьте схему распределения электронов по орбиталям, соответствующим низшему и высшему энергетическому состоянию атомов углерода и серы. Как называют эти состояния атома? Как перейти от первого состояния ко второму?
2. Высший оксид элемента отвечает формуле ЭО3. Его водородное соединение содержит 2,47% водорода. Определите этот элемент. Напишите формулу его соединения с водородом.
3. Объясните образование молекулы SiF4 и иона SiF62- с помощью электронно-графических формул. Может ли существовать ион CF62-? Почему?
4. В чем заключаются причины резкого различия в свойствах: а) оксида углерода (IV) и оксида кремния (IV); б) плавиковой кислоты и соляной кислоты? Ответ обоснуйте.
5. В системе А(г) + 2В(г) = С(г) + Q равновесные концентрации равны [А] = 0,06 моль/л, [В] = 0,12 моль/л, [С] = 0,22 моль/л. Найдите константу равновесия реакции, исходные концентрации веществ А и В, предложите способы смещения равновесия в сторону продукта реакции.
6. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:
Са - Са(ОН)2- СаСО3 - СаО - СаС2 - С2Н2 - СН3-Cl - CH3COOH – CH3COONa - СН4 - СО2.
При необходимости укажите условия протекания реакций
Вариант II
I уровень
1. Электронная формула атома Is22s22p63s22p4. Определите элемент, напишите для него формулы высшего оксида и гидроксида, летучего соединения с водородом, укажите их характер.
2. У какого элемента сильнее выражены металлические свойства: а) у лития или рубидия; б) у калия или кальция? Объясните ответ на основании строения атомов этих химических элементов.
3. Определите тип химической связи в веществах, формулы которых: ВаСl2, СО2, С2Н6. Напишите их электронные формулы.
4. Определите число σ- и π-связей в молекулах: а) бутена-2; б) азота. Укажите типы гибридизации атомов углерода и соответствующие им валентные углы в молекуле бутена-2.
5. Химическая реакция протекает в растворе согласно уравнению А + В = С. Исходные концентрации веществ: А - 2,7 моль/л, В - 2,5 моль/л. Определите концентрацию вещества С через 30 мин и среднюю скорость реакции за этот
6. Массовые доли элементов в органическом веществе (в долях единицы): углерод - 0,67; водород - 0,11; кислород - 0,22. Известно, что вещество не обесцвечивает водный раствор перманганата калия, не дает реакцию «серебряного зеркала», его молярная масса меньше 100 г/моль. Напишите название этого вещества по номенклатуре ИЮПАК.
II уровень
1. Пользуясь правилом Гунда, распределите электроны по орбиталям, соответствующим низшему и высшему энергетическому состоянию атомов бора и фосфора. Как называют эти состояния атома? Как перейти от первого состояния ко второму?
2. Массовая доля водорода в соединении с элементом IV группы равна 0,125. Определите этот элемент. Напишите формулу его высшего оксида.
3. Объясните образование ковалентных связей в молекулах СН4, NH3 и в ионе NH4+ с помощью электронно-графических формул. Могут ли существовать ионы СН5+ и NH52+? Почему?
4. Приведите структурные формулы 1-хлорбутанола-З и гидрокарбоната натрия. Укажите в каждом из соединений характер химических связей, валентности и степени окисления элементов.
5. Исходные концентрации оксида углерода (II) и паров воды соответственно равны 0,08 мол/л. Вычислите равновесные концентрации СО, Н2О, Н2 в системе: СО + Н2О <=> СО2 + Н2 + Q,
если равновесная концентрация [СO2] = 0,05 моль/л. Рассчитайте константу равновесия, предложите способы смещения равновесия в сторону оксида углерода (IV) и водорода.
6. Простое вещество, представляющее собой порошок желтого цвета, смешали с порошком цинка и подожгли. Полученное твердое вещество прокалили в избытке кислорода. Образовавшуюся смесь газов пропустили через дистиллированную воду, к раствору добавили несколько капель лакмуса. Укажите цвет раствора.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическаяработа№1. Приготовление растворов с заданной молярной концентрации.
Цели: Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
Оборудование: Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.
Реактивы: NaCl, КСI, дистиллированная (кипяченная) вода.
Правила техники безопасности
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.
Предварительно учащиеся получают домашнее задание, связанное с изучением содержания предстоящей работы по инструкции, используя материал учебника за 8 класс.
Каждый из учеников выбирают один из 5 вариантов задач. Задания, обозначенные звездочкой(*), предназначены для учащихся , успешно выполнивших предыдущие задания.
Ход работы:
Вариант №1
Приготовить 100мл 0,1М раствора хлорида натрия.
Вариант №2
Приготовить 100мл 0,2М раствора хлорида калия.
Этапы выполнения работы
- После произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради(6-7 мин.)
- Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан объемом 100 мл или колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду! Кислоту добавляют в воду при постоянном перемешивании!
В з в е ш и в а н и е
*Отрегулируйте арретиром весы.
*Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, разновесы на правую. (Для левшей – на правую чашку кладут вещество, на левую-разновесы.)
* Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
*После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
*По окончании работы проверьте разновесы. Весы арретировать (привести в нерабочее состояние).
Жидкости на весах не взвешивают!
- Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью и водой (1-2 мин.)
- Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
- В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте рисунок сосуда. В котором вы приготовили раствор (10 мин).
Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту.
- Сделайте письменный вывод о проделанной работе
- Приведите рабочее место в порядок . Сдайте тетради для проверки.
Практическая работа №2. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Цель: экспериментально исследовать влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, лучинка стакан, с горячей водой, раствор HCl, раствор H2SO4, , Mg, Zn, H2O, CuO, раствор H2O2, MnO2.
Ход работы
Задание 1. Исследование влияния природы реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость протекания химической реакции взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами.
Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, Mg, Zn, пробирки.
Возьмите две пробирки и налейте в них по одному мл соляной кислоты, поместите в них примерно одинаковые кусочки Mg, Zn, . Наблюдения и выводы запишите в таблицу.
Задание 2. Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: изучить зависимость скорости взаимодействия растворов соляной кислоты разной концентрации с Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, H2O.
В три пробирки налейте раствор HCl: в первую - 3мл, во вторую - 2мл, в третью - 1мл. Во вторую и третью пробирки долейте воды до 3 мл. В каждую пробирку поместите одинаковые гранулы Zn. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Задание 3.Влияние температуры на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость химической реакции взаимодействия CuO и H2SO4 при разной температуре.
Оборудование и реактивы: CuO, H2SO4, спиртовка, стакан с горячей водой, пробирки.
В три пробирки насыпьте немного порошка CuO, добавьте 3-5мл раствора H2SO4 . Первую пробирку поставьте в штатив, вторую - в стакан с горячей водой (пробирку предварительно подогрейте), третью нагрейте в пламени спиртовки. По изменению окраски раствора сделайте вывод о скорости протекания химической реакции.
Задание 4.Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с гранулами и порошком Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, пробирки.
В две пробирки поместите гранулы и порошок Zn примерно одинакового объёма, добавьте раствор HCl. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Задание 5.Влияние катализатора на скорость химической реакции.
Цель: рассмотреть влияние катализаторов MnO2 на скорость разложения перекиси водорода.
Оборудование и реактивы: раствор H2O2, MnO2, пробирки, спиртовка, лучинка.
Вспомните, какие вещества называют катализаторами?
В пробирку налейте раствор H2O2. Что наблюдаете? Добавьте в пробирку немного порошка MnO2. Внесите в пробирку тлеющую личинку. Какой газ выделяется? Сравните скорость разложения H2O2 при разных условиях.
ВЫВОД:
ПР №3 Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Цель: Закрепить знания учащихся об основных классах неорганических веществ; Закрепить умения распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток по их физическим, химическим свойствам и по качественным реакциям на катионы и анионы, а также оформлять решение экспериментальных задач этого типа в отчете о практической работе;
Оборудование: Инструкция, периодическая система, таблица растворимости, пробирки 12шт, сухое горючее, спички, держатель для пробирок, р-р AgNO3, р-р NaOH, р-р НСI, FeCI3, АI, р-р Н2SO4, вода.
Пять советов решающему экспериментальные задачи:
- Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план (обоснование и техника проведения опытов).
- Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения.
- Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы.
- Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всем веществом.
- Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс посмотреть, что у вас получилось.
Задание №1
Дана смесь веществ: хлорида калия и сульфата железа (III). Определите экспериментально наличие в смеси ионов хлора и ионов железа (Ш). Уравнения реакций запишите в ионном виде.
Задание №2
Пользуясь хлоридом железа (Ш) получите экспериментально оксид железа (Ш). Уравнения реакций запишите в ионном виде.
Задание №3
Осуществите практически превращения:
АI→ АI2 (SO4)3→ АI(OH)3→Na│АI(OH)4│
Уравнения реакций запишите в ионном виде.
ПР№4. Решение экспериментальных задач по органической химии.
Цели: 1.Применить полученные знания при экспериментальном решении задач; 2.Закрепить умения распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток по их физическим, химическим свойствам и по качественным реакциям на катионы и анионы, а также оформлять решение экспериментальных задач этого типа в отчете о практической работе;
Оборудование: Инструкция, периодическая система, таблица растворимости, пробирки 12шт, сухое горючее, спички.
Пробирки с веществами под номерами: Этанол, уксусная кислота, глицерин (2, 1, 3), медная проволока, Zn, СuSO4, NaOH
Задание №1
В трех пробирках без надписей под номерами находятся следующие вещества:
Этанол, уксусная кислота, глицерин (2, 1, 3)
Опытным путем определите каждое из предложенных вам веществ. Запишите уравнения соответствующих реакций.
Задание №2
Осуществите превращения. Запишите уравнения реакций.
А) СаС2→ С2Н2→ С2Н2Вr4 Б) С 2Н5 ОН→ С2Н4→ СН2- СН2
↓ ↓ │ │
CO2 CO2 ОН ОН
Пять советов решающему экспериментальные задачи:
- Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план (обоснование и техника проведения опытов).
- Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения.
- Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы.
- Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всем веществом.
- Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс посмотреть, что у вас получилось.
ПР№5. Решение практических расчетных задач.
Цели урока:
1.Применить полученные знания при экспериментальном решении задач;
2.Закрепить умения решать задачи на теоретический выход;
3.Закрепить умения учащихся составлять уравнения проведенных реакций;
Оборудование: Инструкция, периодическая система, таблица растворимости, пробирки, хим. стакан, сухое горючее, спички, штатив с кольцом, фарфоровая чашечка, стеклянная палочка, хим. ложечка, весы с разновесами.
Вещества: порошок алюминия, раствор серной кислоты.
Необходимо провести эксперимент, растворив порошок алюминия в растворе серной кислоты, мы получим раствор соли. Выпарим воду, взвесим сухую соль, это будет масса………….. (она составляет…….)
Затем решим задачу и найдем массу ……. полученной соли(она составляет…..)
Теоретический выход это отношение………… оно составило…………..
Задача: Дано 1, 5г порошка алюминия. Получите практически сульфат алюминия и вычислите процент его выхода по сравнению с теоретическим.
Советы решающему экспериментальные задачи:
- Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план (обоснование и техника проведения опытов).
- Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения.
- Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы.
- Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс посмотреть, что у вас получилось.
Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов.
Цель: Получить экспериментально следующие газы (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
Оборудование : прибор для получения газов, пробирки, стаканы, штатив с лапкой, лучинка, вата, спиртовка, спички, пробка с газоотводной трубкой.
Реактивы: КMnO4, НСI, Zn, CaCO3, Са(ОН)2- тв, NH4CI, известковая вода, лакмусовая бумага
Ход работы
Вариант I Получение водорода (инструкция стр 145 учебника)
ВариантII. Получение углекислого газа (инструкция стр 146 учебника)
Вариант III Получение водорода (инструкция стр 147 учебника)
Вариант IV Получение (инструкция стр 147 учебника)
Получите вещество, соберите его, докажите наличие.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт№1 Изучение влияния различных факторов на скорость химической реакции.
Инструкция группе 1.
Исследование влияния природы реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость протекания химической реакции взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами.
Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, Mg, Zn, Fe, пробирки.
Возьмите три пробирки и налейте в них по одному мл соляной кислоты, поместите в них примерно одинаковые кусочки Mg, Zn, Fe. Наблюдения и выводы запишите в таблицу.
Инструкция группе 2.
Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: изучить зависимость скорости взаимодействия растворов соляной кислоты разной концентрации с Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, H2O.
В три пробирки налейте раствор HCl: в первую - 3мл, во вторую - 2мл, в третью - 1мл. Во вторую и третью пробирки долейте воды до 3 мл. В каждую пробирку поместите одинаковые гранулы Zn. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Инструкция группе 3.
Влияние температуры на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость химической реакции взаимодействия CuO и H2SO4 при разной температуре.
Оборудование и реактивы: CuO, H2SO4, спиртовка, стакан с горячей водой, пробирки.
В три пробирки насыпьте немного порошка CuO, добавьте 3-5мл раствора H2SO4 . Первую пробирку поставьте в штатив, вторую - в стакан с горячей водой (пробирку предварительно подогрейте), третью нагрейте в пламени спиртовки. По изменению окраски раствора сделайте вывод о скорости протекания химической реакции.
Инструкция группе 4.
Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора соляной кислоты с гранулами, опилками и порошком Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, пробирки.
В три пробирки поместите гранулы, опилки и порошок Zn примерно одинакового объёма, добавьте раствор HCl. Наблюдения и выводы занесите в таблицу.
Инструкция группе 5.
Влияние катализатора на скорость химической реакции.
Цель: рассмотреть влияние катализаторов MnO2 на скорость разложения перекиси водорода.
Оборудование и реактивы: раствор H2O2, MnO2, пробирки, спиртовка, лучинка.
Вспомните, какие вещества называют катализаторами?
В пробирку налейте раствор H2O2. Что наблюдаете? Добавьте в пробирку немного порошка MnO2. Внесите в пробирку тлеющую личинку. Какой газ выделяется? Сравните скорость разложения H2O2 при разных условиях.
После окончания эксперимента происходит обсуждение. Учащиеся демонстрируют результаты опытов, делают выводы о влиянии различных факторов на скорость химических реакций. Уравнения проделанных реакций записывают на доске.
Выводы по результатам эксперимента.
Лабораторный опыт №2.Определение реакции среды универсальным индикатором.
Цель: Научиться определять среду раствора.
Оборудование и реактивы: пробирки, универсальный индикатор, р-р НСI, р-р NaOH
Ход работы
1.Испытать индикатором предложенные растворы
2.Сделать вывод
Лабораторный опыт №3. Гидролиз солей
Цель: Научиться предвидеть среду раствора по формуле вещества, свои предположения проверить экспериментально.
Оборудование и реактивы: пробирки, лакмус, фенолфталеиновый, вода, NaCI, Na2CO3, ZnCI2
Ход работы
Вам даны вещества:
1.Теоретически предположить какова будет среда раствора предложенной соли
2. Экспериментально подтвердить или опровергнуть свои предположения.
Для этого необходимо:
-растворить соль в воде,
-тщательно перемешать;
-полученный раствор испытать индикаторами.
Сделать вывод.
Лабораторный опыт №4. Получение гидроксида хрома (III), доказательство его амфотерности.
Цель: Экспериментально доказать амфотерность гидроксида хрома (III).
Оборудование и реактивы: пробирки, р-р СrCI3, р-р NaOH, р-р НСI
Ход работы
-Получите гидроксид хрома (III) путем взаимодействия хлорида хрома (III) с раствором гидроксида натрия
-Разделите полученный осадок пополам
-К одной части добавьте раствор НСI
-К другой части добавьте раствор гидроксида натрия
-Запишите свои наблюдения, соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
-Сделайте вывод
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
Отметка «5»:
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные
ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 11класс (3часа) УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа содержит: планирование на 3 часа, пояснительную записку, содержание материала, требования к знаниям и умениям....
рабочая программа по химии для 10-11класса к учебникам Н.С.Новошинской
в данном файле представлена рабочая программа к учебнику по химии Н.С. Новошинской...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...
Рабочая программа по химии 11класс Рудзитис Г.Е.
Программа по химии 11класс автор Рудзитис Г.Е.Требования, одержание, КТП...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
рабочая программа по химии 10-11класс
Химия. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 10—11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков &md...