Рабочая программа по химии 11класс Рудзитис Г.Е.
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Программа по химии 11класс автор Рудзитис Г.Е.Требования, одержание, КТП
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бетькинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
протокол от « 28» августа 2017 г. № 1
Введено приказом № 206
От «31» августа 2017 г.
Директор школы
____________ Даутова З.И.
Рабочая программа
по предмету химия для 11 класса
(количество часов в неделю – 2часа, в год – 68часов, базовый уровень)
Составитель: Нургалиева Налима Аманбаевна
(учитель химии-биологии, высшая квалификационная категория)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора ________ от «28» августа 2017 г.
подпись
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от «28» августа 2017 г. №1
Руководитель МО ________ от «28» августа 2017 г.
подпись
Тукаевский район
2017г.
Содержание программы учебного курса
Наименование разделов | Краткое содержание | Количество часов |
1.Методы познания в химии | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | 1 |
2.Теоретические основы химии | Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Единая природа химических связей. Вещество. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах. Химические реакции. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | 37 |
3.Неорганическая химия | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. | 23 |
4. Экспериментальные основы химии. | Правила безопасности при работе с едкими, горючими, токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. | 2 |
5. Химия и жизнь | Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность. | 5 |
Итого: | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
Календарно-тематическое планирование ФК ГОС
УМК (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия» 11класс М. «Просвещение» 2014)
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Календарные сроки | |||
По плану | Фактическ | |||||
1.Методы познания в химии | 1 | |||||
1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете химии. | 1 | 06.09 | |||
2. Теоретические основы химии | 37 | |||||
2 | Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p-элементы). Химический элемент. Нуклиды. | 1 | 07.09 | |||
3 | Законы сохранения массы и энергии в химии | 1 | 13.09 | |||
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение электронных оболочек атомов. Особенности распределения электронов в атомах элементов малых и больших периодов. | 1 | 14.09 | |||
5 | Строение электронных оболочек атомов. Особенности строения электронных оболочек переходных элементов | 1 | 20.09 | |||
6 | Положение в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов. | 1 | 21.09 | |||
7 | Валентность и валентные возможности атомов. | 1 | 27.09 | |||
8 | Характеристика химического элемента | 1 | 28.09 | |||
9 | Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. | 1 | 04.10 | |||
10 | Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы, анионы. | 1 | 05.10 | |||
11 | Металлическая связь. Водородная связь. | 1 | 11.10 | |||
12 | Пространственное строение молекул | 1 | 12.10 | |||
13 | Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 1 | 18.10 | |||
14 | Строение кристаллов. Кристаллические решетки. | 1 | 19.10 | |||
15 | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. | 1 | 25.10 | |||
16 | Явления, происходящие при растворении веществ: разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. | 1 | 26.10 | |||
17 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. | 1 | 09.11 | |||
18 | Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов, | 1 | 11.11 | |||
19 | Катализ. Катализаторы. | 1 | 16.11 | |||
20 | Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. | 1 | 18.11 | |||
21 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 20.11 | |||
22 | Контрольная работа №1 «Теоретические основы химии» | 1 | 23.11 | |||
23 | Анализ контрольной работы. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. | 1 | 27.11 | |||
24 | Дисперсные системы. | 1 | 30.11 | |||
25 | Золи, гели, понятие о коллоидах. Лабораторная работа №1:Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. | 1 | 04.12 | |||
26 | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества | 1 | ||||
27 | Экспериментальные основы химии. Качественный и количественный анализ веществ. Проведение химических реакций в растворах. Практическая работа №1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией» | 1 | ||||
28 | Электролитическая диссоциация. Водородный показатель. Лабораторная работа №2: Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора. | 1 | ||||
29 | Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты | |||||
30 | Реакции ионного обмена в водных растворах. Лабораторная работа №3: Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов. | 1 | ||||
31 | Гидролиз органических и неорганических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Лабораторная работа №4 «Гидролиз солей» Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии. | 1 | ||||
32 | Электрохимические реакции. Химические источники тока. | 1 | ||||
33 | Ряд стандартных электродных потенциалов. Электрохимический ряд напряжения металлов. | 1 | ||||
34 | Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Коррозия металлов и их предупреждение | |||||
35 | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | ||||
36 | Электролиз растворов и расплавов. | 1 | ||||
37 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | ||||
38 | Контрольная работа №2 «Химическая реакция» | 1 | ||||
3. Неорганическая химия | 23 | |||||
39 | Анализ контрольной работы. Металлы. Общие способы получения металлов. | 1 | ||||
40 | Обзор металлов главных подгрупп (I группа). Лабораторная работа №5: Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями). | 1 | ||||
41 | Обзор металлов главных подгрупп (II группа). | 1 | ||||
42 | Обзор металлов главных подгрупп (III группа). | 1 | ||||
43 | Обзор металлов побочных подгрупп (медь) | 1 | ||||
44 | Обзор металлов побочных подгрупп (цинк) Лабораторная работа №6: Взаимодействие цинка с растворами кислот и щелочей | 1 | ||||
45 | Обзор металлов побочных подгрупп (титан и хром) | 1 | ||||
46 | Обзор металлов побочных подгрупп (железо, никель, платина) Лабораторная работа №7: Взаимодействие железа с растворами кислот и щелочей | 1 | ||||
47 | Сплавы металлов. | 1 | ||||
48 | Оксиды и гидроксиды металлов | 1 | ||||
49 | Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного | 1 | ||||
50 | Экспериментальные основы химии. Качественный и количественный анализ веществ. Проведение химических реакций в растворах. Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии (Металлы)»» | 1 | ||||
51 | Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Лабораторная работа №8:Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). | 1 | ||||
52 | Свойства и применение важнейших неметаллов | 1 | ||||
53 | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Оксиды. Основания | 1 | ||||
54 | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Кислоты. Лабораторная работа №9: Распознавание хлоридов и сульфатов | 1 | ||||
55 | Окислительные свойства серной и азотной кислот | 1 | ||||
56 | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Соли. | 1 | ||||
57 | Водородные соединения неметаллов | 1 | ||||
58 | Генетическая связь неорганических и органических веществ. | 1 | ||||
59 | Экспериментальные основы химии. Качественный и количественный анализ веществ. Проведение химических реакций в растворах. Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии (Неметаллы)» | 1 | ||||
60 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | ||||
61 | Контрольная работа № 3 «Вещества и их свойства». | 1 | ||||
4. Экспериментальные основы химии | 2 | |||||
62 | Качественный и количественный анализ веществ. Проведение химических реакций при нагревании. Практическая работа №4 «Получение, собирание и распознавание газов» | 1 | ||||
63 | Качественный и количественный анализ веществ. Проведение химических реакций в растворах. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Практическая работа № 5 «Идентификация неорганических веществ» | 1 | ||||
5.Химия и жизнь | 5 | |||||
64 | Общие принципы промышленного получения важных веществ из природного сырья на примере производства серной кислоты. | 1 | ||||
65 | Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали | 1 | ||||
66 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
67 | Анализ итоговой контрольной работы. Химия в быту. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Бытовая химическая грамотность. | 1 | ||||
68 | Химическая промышленность и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность. | 1 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бетькинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
протокол от « 28» августа 2017 г. № 1
Введено приказом № 206
От «31» августа 2017 г.
Директор школы
_____________ Даутова З.И.
Рабочая программа
по предмету химия для 10А класса
(количество часов в неделю – 2 часа, в год – 68часов, базовый уровень)
Составитель: Нургалиева Налима Аманбаевна
(учитель химии-биологии, высшая квалификационная категория)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора ________ от «28» августа 2017 г.
подпись
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от «28 » августа 2017 г. №
Руководитель МО _________ от «28» августа 2017 г.
подпись
Тукаевский район
2017г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессийи профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Кол-во часов | |
1.Методы познания в химии. | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в познании химии. Моделирование химических процессов. | 1 | |
2. Органическая химия | Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды,одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. | 61 | |
3.Экспериментальные основы химии. | Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами Качественный и количественный анализ веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. | 3 | |
4. Химия и жизнь | Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. | 3 |
Календарно-тематическое планирование ФК ГОС
УМК (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, «Химия», 10 класс, М. «Просвещение» 2014 г)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |||
Планир сроки | Факт. сроки | Сроки | ||||
Раздел 1. Методы познания в химии. | 1 | |||||
1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Инструктаж по Правилам техники безопасности в школьной лаборатории. | 1 | 04.09 | |||
Раздел 2.Органическая химия. | 61 | |||||
Тема 1. Теоретические основы органической химии (3ч) | ||||||
2 | Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. | 1 | 07.09 | |||
3 | Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. | 1 | 11.09 | |||
4 | Типы химических связей в молекулах органических соединений. Электронная природа химических связей в органических соединениях. | 1 | 14.09 | |||
5 | Классификация и номенклатура органических соединений | 18.09 | ||||
Углеводороды | 23 | |||||
Тема 2. Предельные углеводороды (8ч) | ||||||
5 | Алканы. Электронное и пространственное строение алканов. | 1 | 21.09 | |||
6 | Метан. Гомологический ряд алканов. Номенклатура и изомерия Лабораторная работа №1: Изготовление моделей молекул органических соединений | 1 | 25.09 | |||
7 | Химические свойства основных классов органических соединений. Физические и химические свойства алканов. Получение и применение. | 1 | 28.09 | |||
8 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания | 1 | 2.10 | |||
9 | Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. | 1 | 5.10 | |||
10 | Качественный и количественный анализ веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. Практическая работа № 1 Качественный анализ органических соединений (Обнаружение углерода, водорода и галогенов) | 1 | 9.10 | |||
11 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 12.10 | |||
12 | Контрольная работа №1 «Предельные углеводороды» | 1 | 16.10 | |||
Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч) | ||||||
13 | Анализ контрольной работы. Алкены. Этилен. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. | 1 | 19.10 | |||
14 | Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. | 1 | 23.10 | |||
15 | Качественный и количественный анализ веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. Практическая работа № 2 Получение этилена и изучение его свойств | 1 | 26.10 | |||
16 | Диены и каучук. Строение, свойства, применение. Природный каучук | 1 | 8.11 | |||
17 | Алкины. Ацетилен. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура | 1 | 11.11 | |||
18 | Физические и химические свойства ацетилена: реакции присоединения и замещения. Получение и применение | 1 | 15.11 | |||
Тема 4. Ароматические углеводороды (5ч) | ||||||
19 | Арены. Бензол. Электронное и пространственное строение бензола. | 1 | 18.11 | |||
20 | Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола | 1 | 24.11 | |||
21 | Генетическая связь между различными классами углеводородов | 1 | 25.11 | |||
22 | Обобщение и систематизация знаний по теме "Углеводороды" | 1 | 01.12 | |||
23 | Контрольная работа №2"Углеводороды" | 1 | 02.12 | |||
Тема 5.Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. (4ч) | ||||||
24 | Анализ контрольной работы. Природный газ. Попутные нефтяные газы | 1 | 08.12 | |||
25 | Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти. Перегонка. Лабораторная работа №2: Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями). | 1 | 09.12 | |||
26 | Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство. Лабораторная работа №3: Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле | 1 | 15.12 | |||
27 | Решение задач на определение массовой и объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного | 1 | 16.12 | |||
Кислородсодержащие органические соединения | 24 | |||||
Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч) | ||||||
28 | Одноатомные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. | 1 | 22.12 | |||
29 | Свойства метанола (этанола). Физиологическое действие спиртов на организм человека. | 1 | 23.12 | |||
30 | Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Лабораторная работа №4: Качественные реакции на многоатомные спирты. Инструктаж по правилам ТБ в кабинете химии | 1 | 09.01 | |||
31 | Качественный и количественный анализ веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. Практическая работа № 3 «Спирты» | 1 | 15.01 | |||
32 | Фенолы. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Физические и химические свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. | 1 | 16.01 | |||
33 | Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке | 1 | 22.01 | |||
Тема 7. Альдегиды, кетоны (3ч) | ||||||
34 | Альдегиды. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение Лабораторная работа №5: Качественные реакции на альдегиды. | 1 | 23.01 | |||
35 | Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Свойства и применение | 1 | 27.01 | |||
36 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 | 02.02 | |||
Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч) | ||||||
37 | Одноосновные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. | 1 | 03.02 | |||
38 | Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение | 1 | 09.02 | |||
39 | Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах | 1 | 10.02 | |||
40 | Высшие карбоновые кислоты | 1 | 16.02 | |||
41 | Качественный и количественный анализ веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. Практическая работа №4 Получение и свойства карбоновых кислот | 1 | 17.02 | |||
42 | Генетическая связь между органическими соединениями. | 1 | 23.02 | |||
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч) | ||||||
43 | Сложные эфиры: свойства, получение, применение | 1 | 24.02 | |||
44 | Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение | 1 | 02.02 | |||
45 | Мыла. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии | 1 | 03.03 | |||
Тема 10. Углеводы (6 ч) | ||||||
46 | Глюкоза как моносахарид. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия | 1 | 09.03 | |||
47 | Фруктоза – изомер глюкозы. Свойства и применение | 1 | 10.03 | |||
48 | Дисахариды. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение | 1 | 16.03 | |||
49 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Лабораторная работа №6: Качественные реакции на крахмал. | 1 | 17.03 | |||
50 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 23.03 | |||
51 | Контрольная работа № 3 "Кислородсодержащие органические вещества" | 1 | 24.03 | |||
Азотсодержащие соединения | 7 | |||||
Тема 11. Амины и аминокислоты(3ч) | ||||||
52 | Анализ контрольной работы. Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. | 1 | 06.04 | |||
53 | Анилин как ароматическое основание. | 1 | 07.04 | |||
54 | Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. | 1 | 13.04 | |||
Тема 12. Белки (4 ч) | ||||||
55 | Белки - природные полимеры. Состав и строение. Физические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. | 1 | 14.04 | |||
56 | Химические свойства белков. Лабораторная работа №7: Качественные реакции на белки. | 1 | 20.04 | |||
57 | Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. | 1 | 21.04 | |||
58 | Нуклеиновые кислоты: состав, строение | 1 | 27.04 | |||
Высокомолекулярные соединения | 4 | |||||
59 | Синтетические полимеры. Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. | 1 | 28.04 | |||
60 | Строение молекул. Стерео нерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. | 1 | 04.05 | |||
61 | Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность. | 1 | 05.05 | |||
62 | Синтетические волокна. Капрон. Лавсан | 1 | 11.05 | |||
Раздел 3. Экспериментальные основы химии. | 3 | |||||
63 | Качественный и количественный анализ веществ. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. Практическая работа № 5 «Идентификация органических соединений» | 1 | 12.05 | |||
64 | Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Практическая работа №6"Распознавание пластмасс и волокон" | 1 | 18.05 | |||
65 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 19.05 | |||
Раздел 4. Химия и жизнь | 3 | |||||
66 | Анализ контрольной работы. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Лабораторная работа №8: Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки. | 1 | 25.05 | |||
67 | Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. | 1 | 26.05 | |||
68 | Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Лабораторная работа №9: Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по применению. | 1 | 31.05 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бетькинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 28.08.2017г.№ 1
Введено приказом от 31.08.2017г. № 206
Директор МБОУ «Бетькинская СОШ»
_______________ Даутова З.И.
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету «Химия» для 8 класса (в неделю - 2 ч., год -68 ч.)
уровень обучения – базовый
Составитель: Нургалиева Налима Аманбаевна
(учитель химии и биологии, высшая кв. категория)
«Согласовано»
Заместитель директора Шагимарданова Р. А. от 28.08.2017г.
Подпись
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 28. 08.2017г. № 1_
Руководитель МО Галяутдинова Г. А. От 28.08. 2017г.
Подпись
Тукаевский район
2017 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен
Знать и понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон химических элементов;
Уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов: связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева, уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание - 8класс
№ | Название раздела | Краткое содержание | Кол-во час | |
1 | Методы познания веществ и химических явлений | Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. | 1 | |
2 | Вещество | Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов. Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.Основные классы неорганических веществ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая) | 31 | |
3 | Химическая реакция | Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: по числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 27 | |
4 | Экспериментальные основы химии. | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Методы анализа веществ. Качественные реакции на ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. | 5 | |
5 | Химия и жизнь. | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность. | 4 |
Календарно – тематическое планирование ФК ГОС
УМК (О.С. Габриелян «Химия» 8 класс М. «Дрофа» 2014 г)
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во час. | Календарные сроки | ||||||
План сроки | Факт сроки | Фактические сроки | |||||||
Раздел 1. Методы познания веществ и химических явлений (1 час) | |||||||||
1 | Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Лабораторная работа №1: Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой). Инструктаж по Правилам техники безопасности в школьной лаборатории. | 1 | 2.09 | ||||||
Раздел 2. Экспериментальные основы химии. (2час) | |||||||||
2 | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории» | 1 | 6.09 | ||||||
3 | Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой» | 1 | 9.09 | ||||||
Раздел 3. Вещество (31 час) | |||||||||
4 | Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов | 1 | 13.09 | ||||||
5 | Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчетные задачи: Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле | 1 | 16.09 | ||||||
6 | Массовая доля химического элемента в веществе. Расчетные задачи: Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. | 1 | 20.09 | ||||||
7 | Молекулярная масса и массовая доля химического элемента в веществе. Расчетные задачи: Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | 1 | 23.09 | ||||||
8 | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Моделирование атомов химических элементов. | 1 | 27.09 | ||||||
9 | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. | 1 | 30.09 | ||||||
10 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. | 1 | 04.10 | ||||||
11 | Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей. Ионная связь. | 1 | 07.10 | ||||||
12 | Типы химических связей. Ковалентная неполярная химическая связь. | 1 | 11.10 | ||||||
13 | Типы химических связей. Ковалентная полярная химическая связь. | 1 | 14.10 | ||||||
14 | Типы химических связей. Металлическая связь. | 1 | 18.10 | ||||||
15 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических элементов» | 1 | 21.10 | ||||||
16 | Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов» | 1 | 25.10. | ||||||
17 | Анализ контрольной работы. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Простые вещества – металлы. Лабораторная работа № 2: Знакомство с образцами простых и сложных веществ. | 1 | 28.10 | ||||||
18 | Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Простые вещества – неметаллы | 1 | 11.11 | ||||||
19 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | 13.11 | ||||||
20 | Молярный объем. Молярный объем газообразных веществ. | 1 | 18.11 | ||||||
21 | Решение задач на основе формул. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» | 1 | 22.11 | ||||||
22 | Сложные вещества (неорганические). Бинарные соединения. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления) | 1 | 24.11 | ||||||
23 | Основные классы неорганических веществ. Оксиды. | 1 | 29.11 | ||||||
24 | Основные классы неорганических веществ. Основания. | 1 | 01.12 | ||||||
25 | Основные классы неорганических веществ. Кислоты. | 1 | 06.12 | ||||||
26 | Основные классы неорганических веществ. Соли как производные кислот и оснований. | 1 | 08.12 | ||||||
27 | Основные классы неорганических веществ. Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 | 13.12 | ||||||
28 | Растворимость солей в воде. | 1 | 15.12 | ||||||
29 | Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов» | 1 | 20.12 | ||||||
30 | Анализ контрольной работы. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая) | 1 | 22.12 | ||||||
31 | Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Лабораторная работа №3: Разделение смесей. Инструктаж по Правилам техники безопасности в школьной лаборатории. | 1 | 10.01 | ||||||
32 | Массовая и объемная доля компонентов смеси. Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы вещества, содержащего определенную долю примеси. | 1 | 12.01 | ||||||
Раздел. Экспериментальные основы химии. (1час) | |||||||||
33 | Взвешивание. Приготовление растворов. Проведение химических реакций в растворах. Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе » | 1 | 20.01 | ||||||
34 | Решение задач, связанных с понятием "доля". Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества в растворе; массы вещества, раствора и растворителя. | 1 | 24.01 | ||||||
35 | Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование | 1 | 27.01 | ||||||
Раздел. Экспериментальные основы химии. (1час) | |||||||||
36 | Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Получение кристаллов солей. Практическая работа №4 «Очистка загрязненной поваренной соли» | 1 | 31.01 | ||||||
Раздел 3. Химическая реакция (27 часов) | |||||||||
37 | Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Изменения, происходящие с веществом. | 1 | 02.02 | ||||||
38 | Сохранение массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. | 1 | 07.02 | ||||||
39 | Составление уравнений химических реакций. Значение индексов и коэффициентов | 1 | 09.02 | ||||||
40 | Расчетные задачи: Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного их продуктов реакции по массе исходного вещества. | 1 | 14.02 | ||||||
41 | Химическая реакция. Реакции разложения. | 1 | 16.02 | ||||||
42 | Химическая реакция. Реакции соединения. | 1 | 21.02 | ||||||
43 | Химическая реакция. Реакции замещения. | 1 | 23.02 | ||||||
44 | Химическая реакция. Реакции обмена. | 1 | 28.02 | ||||||
45 | Классификация химических реакций по различным признакам: по числу и составу исходных и полученных веществ; по изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Типы химических реакций на примере свойств воды | 1 | 02.03 | ||||||
46 | Расчеты по уравнениям реакций. Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций с использованием понятий «примеси», «массовая доля растворенного вещества». | 1 | 07.03 | ||||||
47 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций » | 1 | 09.03 | ||||||
48 | Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 14.03 | ||||||
49 | Анализ контрольной работы. Растворение как физико – химический процесс. | 1 | 16.03 | ||||||
50 | Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. | 1 | 21.03 | ||||||
51 | Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | 1 | 23.03 | ||||||
52 | Химическая реакция. Реакции ионного обмена. | 1 | 04.04 | ||||||
Раздел .Экспериментальные основы химии. (1час) | |||||||||
53 | Методы анализа веществ. Качественные реакции на ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Практическая работа №5 «Признаки химических реакций. Условия протекания РИО» | 1 | 06.04 | ||||||
54 | Электролитическая диссоциация кислот. Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. Техника безопасности при работе с кислотами. Лабораторная работа №4: Взаимодействие оксида магния с кислотами. | 1 | 11.04 | ||||||
55 | Электролитическая диссоциация щелочей. Основания в свете ТЭД. Классификация и свойства оснований. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Техника безопасности при работе с щелочами. Лабораторная работа №5: Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств | 1 | 13.04 | ||||||
56 | Электролитическая диссоциация солей. Классификация и свойства солей. Соли в свете ТЭД, их свойства. | 1 | 18.04 | ||||||
57 | Свойства оксидов. Оксиды, их классификация и свойства. Лабораторная работа №6: Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. | 1 | 20.04 | ||||||
58 | Изучение химических свойств неорганических веществ. Практическая работа №6 «Свойства оксидов, оснований, кислот и солей» | 1 | 25.04 | ||||||
59 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 | 27.04 | ||||||
60 | Химическая реакция. Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 1 | 02.05 | ||||||
61 | Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций. | 1 | 04.05 | ||||||
62 | Свойства простых веществ – металлов и неметаллов. | 1 | 09.05 | ||||||
63 | Свойства сложных веществ – оксидов, оснований, кислот, солей. | 1 | 11.05 | ||||||
64 | Контрольная работа №4 «Вещество. Химическая реакция» | 1 | 16.05 | ||||||
Раздел 5. Химия и жизнь (4 часа) | |||||||||
65 | Анализ контрольной работы. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. | 1 | 18.05 | ||||||
66 | Годовая контрольная работа | 1 | 23.05 | ||||||
67 | Анализ контрольной работы. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Практическая работа № 7«Знакомство с образцами лекарственных препаратов» | 1 | 25.05 | ||||||
68 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность. Практическая работа № 8 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» | 1 | 30.05 |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 28.08.2017г.№ 1
Введено приказом от 31.08.2017г. №206
Директор МБОУ «Бетькинская СОШ»
_______________ Даутова З.И.
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету химия для 9-х классов
( 2 часа в неделю,68 часов в год)
Составитель: Нургалиева Налима Аманбаевна
(учитель химии-биологии высшей квалификационной категории)
«Согласовано»
Заместитель директора __________ Шагимарданова Р.А. от_28 августа 2017г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от 28 августа 2017г. № 1
Руководитель МО ___________ Галяутдинова Г.А. от 28 августа 2017г.
Подпись Ф.И.О.
Тукаевский район
2017-2018 уч.г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен Знать и понимать:
- · химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- · важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- · основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь:
- · называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- · объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- · определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- · составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- · обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- · распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- · вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- · безопасного обращения с веществами и материалами;
- · экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- ·оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- · критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание программы учебного курса
Наименование разделов | Краткое содержание | Кол-во часов |
1. Методы познания веществ и химически х явлений | Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2)массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | 1 |
2. Химическая реакция | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. | 12 |
3. Элементарные основы неорганической химии | Свойства простых веществ (металлов и неметаллов). Кислород. Озон. Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор. Аллотропия фосфора. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод. Алмаз, графит. Угарный газ и углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты. Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа. | 34 |
4. Первоначальные представления об органических веществах | Первоначальные представления о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах на примере полиэтилена. | 12 |
5.Экспериментальные основы химии | Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ. | 7 |
6. Химия и жизнь | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических процессов в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. | 4 |
Итого: | 68 |
Календарно – тематическое планирование ФКФГОС
УМК (Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия» 9 класс, М. «Просвещение», 2014 г)
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока | К-во час | Календ сроки | Факт сроки |
Раздел 1.Методы познания веществ и химических явлений | 1 | |||
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2)массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Вводный инструктаж по охране труда в кабинете химии. | 1 | 9аб-04.09 | ||
Раздел 2.Химическая реакция | 12 | |||
Химическая реакция. Условия и признаки протекания реакций. Расчетные задачи: Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. | 1 | 9аб-07.09 | ||
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 1 | 9аб-11.09 | ||
Тепловые эффекты химических реакций | 1 | 9аб-14.09 | ||
Скорость химических реакций | 1 | 9аб-18.09 | ||
Экспериментальные основы химии. Методы анализа веществ. Практическая работа №1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость» | 1 | 9аб-21.09 | ||
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. | 1 | 9аб-25.09 | ||
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах | 1 | 9аб-28.09 | ||
Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. | 1 | 9аб-02.10 | ||
Реакции ионного обмена | 1 | 9аб--05.10 | ||
Гидролиз солей. | 1 | 9аб-09.10 | ||
Экспериментальные основы химии. Методы анализа веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов» | 1 | 9аб-12.10 | ||
Обобщение и систематизация знаний | 1 | 9аб-16.10 | ||
Контрольная работа №1 «Химическая реакция» | 1 | 9аб-19.10 | ||
Раздел 3. Элементарные основы неорганической химии. | 34 | |||
Анализ контрольной работы. Свойства простых веществ (неметаллов). Неметаллы. Лабораторная работа №1: Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами). | 1 | 9аб-23.10 | ||
Хлор. Галогены. Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Сравнительная характеристика галогенов. | 1 | 9аб-26.10 | ||
Галогеноводородные кислоты и их соли. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. | 1 | 9аб-08.11 | ||
Экспериментальные основы химии. Методы анализа веществ. Получение соединений неметаллов и изучение их свойств. Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» | 1 | 9аб-13.11 | ||
Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Озон — аллотропная модификация кислорода. | 1 | 9аб-15.11 | ||
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. | 1 | 9аб-.21.11 | ||
Оксиды серы. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли. | 1 | 9аб-22.11 | ||
Оксиды серы. Серная кислота и ее соли. Лабораторная работа №2: Распознавание сульфат-анионов. | 1 | 9аб-28.11 | ||
Экспериментальные основы химии. Методы анализа веществ. Получение соединений неметаллов и изучение их свойств. Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 1 | 9аб-29.11 | ||
Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ. | 1 | 9аб-05.12 | ||
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Физические и химические свойства, применение | 1 | 9аб-06.12 | ||
Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение и его свойства. | 1 | 9аб-12.12 | ||
Экспериментальные основы химии. Методы анализа веществ. Получение соединений неметаллов и изучение их свойств. Практическая работа №5 Решение экспериментальных задач по теме «Получение аммиака и изучение его свойств» | 1 | 9аб-13.12 | ||
Соли аммония. Лабораторная работа №3: Распознавание катионов аммония. | 1 | 9аб-20.12 | ||
Азотная кислота | 1 | 9аб-21.12 | ||
Соли азотной кислоты. Разложение нитратов. Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии | 1 | 9аб-11.01 | ||
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. | 1 | 9аб-15.01 | ||
Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. | 1 | 9аб-18.01 | ||
Минеральные удобрения | 1 | 9аб-22.01 | ||
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Алмаз, графит. | 1 | 9аб-25.01 | ||
Химические свойства углерода. Адсорбция. | 1 | 9аб-24.01 | ||
Оксиды углерода. Угарный и углекислый газы. | 1 | 9аб-30.01 | ||
Угольная кислота и ее соли. Лабораторная работа №4: Распознавание карбонат-анионов. | 1 | 9аб-31.01 | ||
Экспериментальные основы химии. Методы анализа веществ. Получение соединений неметаллов и изучение их свойств. Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме «Получение оксида углерода и изучение его свойств» | 1 | 9аб-07.02 | ||
Кремний. Оксид кремния. | 1 | 9аб-08.02 | ||
Кремниевая кислота. Силикаты. | 1 | 9аб-15.02 | ||
Экспериментальные основы химии. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества. Получение газообразных веществ. Практическая работа №7 «Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа) | 1 | 9аб-16.02 | ||
Контрольная работа № 2 «Неметаллы» | 1 | 9аб-22.02 | ||
Анализ контрольной работы. Свойства простых веществ (металлов). Металлы. Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Физические свойства металлов. Лабораторная работа №5: «Знакомство с образцами металлов и сплавов» | 1 | 9аб-23.02 | ||
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Лабораторная работа№6: Вытеснение одного металла другим из раствора соли. | 1 | 9аб-01.03 | ||
Сплавы. Лабораторная работа №7: Растворение железа и цинка в соляной кислоте. | 1 | 9аб-02.03 | ||
Щелочные металлы и их соединения. | 1 | 9аб-08.03 | ||
Магний. Щелочно-земельные металлы и их соединения. | 1 | 9аб-09.03 | ||
Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Лабораторная работа№8: Распознавание катионов натрия, калия, кальция, бария. | 1 | 9аб-15.03 | ||
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Важнейшие соединения алюминия. Лабораторная работа №9: Знакомство с соединениями алюминия | 1 | 9аб-16.03 | ||
Железо. Лабораторная работа №10: Знакомство с рудами железа. | 1 | 9аб-22.03 | ||
Оксиды, гидроксиды и соли железа | 1 | 9аб-23.03 | ||
Контрольная работа №3 «Металлы» | 1 | 9аб-03.04 | ||
Раздел 4.Первоначальные представления об органических веществах | 12 | |||
Анализ контрольной работы. Первоначальные сведения о строении органических веществ | 1 | 9аб-04.04 | ||
Углеводороды: метан, этан. Физические и химические свойства. Лабораторная работа №11: Изготовление моделей углеводородов. | 1 | 9аб-10.04 | ||
Углеводороды: этилен. Физические и химические свойства. Представления о полимерах на примере полиэтилена. | 1 | 9аб-11.04 | ||
Ацетилен. Диеновые углеводороды. | 1 | 9аб-17.04 | ||
Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. | 1 | 9аб-18.04 | ||
Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. | 1 | 9аб-24.04 | ||
Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических соединений. Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. | 1 | 9аб-25.04 | ||
Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Муравьиная и уксусная кислоты. Высшие карбоновые кислоты. | 1 | 9аб-01.05 | ||
Биологически важные вещества: жиры. | 1 | 9аб-02.05 | ||
Биологически важные вещества: углеводы. | 1 | 9аб-08.05 | ||
Биологически важные вещества: белки. Аминокислоты. | 1 | 9аб-09.05 | ||
Контрольная работа №4 «Органические вещества» | 1 | 9аб-15.05 | ||
Раздел 5. Химия и жизнь | 4 | |||
Анализ контрольной работы. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Практическая работа № 8 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов» | 1 | 9аб-16.05 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | 9аб-21.05 | ||
Анализ контрольной работы. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). | 1 | 9аб-22.05 | ||
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Практическая работа № 9 «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» | 1 | 9аб-24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс (По Рудзитису)
Пояснительная записка включает в себя статус предемета , структуры . определяет цели и задачи учебного предмета, дает полную характеристику содержания учебных тем...
Рабочая программа по химии 10класс Рудзитис Г.Е.
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины,календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям...
Рабочая программа по химии 11класс (3часа) УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа содержит: планирование на 3 часа, пояснительную записку, содержание материала, требования к знаниям и умениям....
Рабочая программа по химии 11класс ( профильный уровень) ( УМК Кузнецовой Н.Е.)
Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответству...
Рабочие программы по химии 11класс
Рабочая программа базового уровня для учащихся 11 класса по учебнику Рудзитис Г.Е.Рабочая программа содержит приложение: контрольные и практические работы, лабораторные опыты....
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....