Методика решения качественных задач
статья по химии (9, 11 класс) на тему
Статья о методике решения качественных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика решения качественных задач
Учащиеся обычно с трудом справляются с решением задач такого типа: Даны растворы четырёх веществ (BA (NO3)2 , ZnSO4 ,Na2CO3 и H2SO4) в пробирках без надписей. Как без помощи других реактивов определить эти вещества?
Подобные задачи часто предлагают учащимся на школьных и районных олимпиадах ,но правильное, логически построенное решение не могут дать не только учащиеся ,но и некоторые учителя.
Мне кажется, что методика решения задач такого типа должна быть следующей. Сначала нужно написать уравнения всех возможных реакций:
1. Ba(NO3)2+ZnSO4=Zn(NO3)2+BaSO4↓
2 .Ba(NO3)2+Na2CO3=BaCO3↓+2NaNO3
3. Ba(NO3)2+H2SO4=BaSO4↓+2NaNO3
4. ZnSO4+NaCO3=ZnCO3↓+Na2SO4 и далее гидролиз ZnCO3 : ZnCO3+H2O=Zn(OH)2+CO2↑
5. ZnSO4+H2SO4-изменений не происходит
6. Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+H2O+CO2↑
Затем надо составить таблицу, в которую записывают результаты реакций .В данном случае она будет выглядеть так:
Ba(NO3)2 | ZnSO4 | Na2CO3 | H2SO4 | |
Ba(NO3)2 | Белый осадок | Белый осадок | Белый осадок | Белый осадок |
ZnSO4 | Белый осадок | Белый осадок и выделение газа | Изменений нет | |
Na2CO3 | Белый осадок | Белый осадок и выделение газа | Бурное выделение газа | |
H2SO4 | Белый осадок | Изменений нет | Бурное выделение газа |
Эта таблица послужит основой для решения данной задачи.Теперь пронумеруем пробирки. Содержимое одной из них, например № 1,разделим на 4 части (пробы) и к первой, второй и третьей пробам прильём растворы из пробирок №2,3 и 4 соответственно. Пусть у нас произошли следующие изменения: в первом случае выпал белый осадок, во втором изменений не произошло, а в третьем было бурное выделение газа. По таблице видно, что такие результаты записаны в строчке против серной кислоты. Аналогично можно определить и остальные вещества. Четвертая проба может требоваться при последующем анализе веществ в других пробирках. Конечно, на практике решение задачи часто значительно проще, потому что нет необходимости проводить все опыты. Для того чтобы учащиеся хорошо уяснили принцип решения, надо в ходе подготовки к олимпиадам таким задачам уделить одно занятие химического кружка, разобрав задачу сначала теоретически, а затем практически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/08/picture-45699.gif)
Решение качественных задач с элементами исследования на уроке
Решение качественных задач носит практический характер, учит творчески мыслить. Как правило, подобные задачи не требуют специального оборудования, но для их решения необходимы знания, что стимулирует ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/19/picture-19820.jpg)
Вес и невесомость.Решение качественных задач повышенного уровня сложности.
Презентация содержит качественные задачи на углубление знаний учащихся 9 – 10 классов по теме: Вес тела. Невесомость...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/15/picture-226760-1366054132.jpg)
Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...
Урок решения качественных задач
Урок повторительно-обобщающий урок в 8-ом классе по теме "Тепловые явления" Цель урока 11. Повторить материал по теме тепловые явления, изучение которых предусмотрено программой.2. Научить "виде...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/28/picture-473869-1409244793.jpg)
8 класс. Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей
Решение качественных задач на объяснение поверхностных явлений жидкостей в группах...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-520289-1420285326.jpg)
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1193875-1574975005.jpg)
Методика решения качественных задач на уроках физики
Алгоритм решения качественных задач на газовые законы. Решение графических задач на газовые законы рассмотрено в данной презентации достаточно подробно и пошагово, что даст возможность учащимся не зап...