Урок в 8 классе "Степень окисления"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Кривошеева Эльвира Михайловна

Цель урока: сформировать у обучающихся основные представления о степени окисления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 класса «Степень окисления»

  1. Ф.И.О. учителя – Кривошеева Э.М.
  2. О.У. – МКОУ «Ханинская СОШ»
  3. Предмет- Химия
  4. Класс – 8
  5. Тема урока – Степень окисления
  6. Цель: сформировать у обучающихся начальные представления о степени окисления .
  7. Задачи:

Образовательные: 

Создать условия для формирования понятия степень окисления, самостоятельного определения учащимися необходимых условий и порядка действий для определения степени окисления эллемента по химической формуле.

Развивающие: 

Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока, деятельности в группе; преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно контролировать время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Воспитательные: Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, организовывать совместную деятельность в группе, осуществлять взаимный контроль.

8.Планируемые результаты урока

Предметные: определение понятия «степень окисления», уметь определять степень окисления по формуле вещества, состоящего из двух и трёх химических элементов

Метапредметные: уметь получать информацию из разных источников, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе; уметь использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.

Личностные: формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при индивидуальной и групповой работе.

Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор), компьютерная презентация, карточки с заданиями для учащихся, раздаточный материал для самооценки, учебник (Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2014).  

  • УУД:                                                                                                                                                           Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);
  • Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  • Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
  1. Основные понятия:.степень окисления, бинарные соединения
  2. Тип урока: комбинированный урок.
  3. План изучения нового материала: 
  • Организационный этап.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Изучение нового материала.
  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия (подведение итогов урока).

Этап 1. Мотивация учебной деятельности

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

«Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела курса химии «Соединения химических элементов. . Ценность веществ для человека определяется их составов, а состав выражается формулой. Следовательно, для изучения свойств веществ необходимо знать их формулы. На этом уроке мы попытаемся выяснить каким образом составляются формулы веществ. А в этом нам поможет понятие «Степень окисления».

Этап 2. Актуализация субъективного опыта

Учитель предлагает вспомнить

- типы химической связи (ковалентная неполярная и полярная);

- что такое электроотрицательность, как она изменяется в периодах, в главных подгруппах,

- ионная связь, что такое ионы, какие они бывают по заряду;

металлическая связь,

- определение формулы вещества

и предлагает определить тип х.с. для следующих веществ: Н2; НСl; NaCl; Са

Далее учитель даёт задание: определить заряды атомов в соединениях.

Этап 3 . Восприятие и осмысление учащимися нового материала 

1. Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (и ионные, и ковалентные полярные) состоят из ионов.

2. С.О. положительная “+” и отрицательная “-” ставится над знаками элементов перед цифрами, в том числе и единицей.

ПРАВИЛА:

  1. Степень окисления свободных атомов и простых веществ равна 0: (Zn0;https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5749545bdd338/razrabotkaurokakhimiiv8klassiestiepienokislieniia_1.pngMg0   )
  2. Степень окисления водорода в соединениях с неметаллами равна +1, а с металлами равна -1: (NaH-1, H+1Cl).
  3. Степень окисления фтора в соединениях всегда равна -1: (HF-1, CaF-12).
  4. Степень окисления кислорода в соединениях равна -2 (NO-2, Al2O-23), а в пероксидах -1 (H2O-12, O+1F2)
  5. Степень окисления металлов в соединениях всегда положительная , у металлов I-A, II-A, III-A соответственно равна +1, +2, +3 .
  6. Суммарная степень окисления всех атомов в молекуле равна 0.
  7. Высшая степень окисления элемента равна (+№ группы).
  8. Низшая степень окисления: для металлов равна 0, для неметаллов равна (№ группы -8).
  9. Элементы в высшей степени окисления могут только принимать электроны
  10. Элементы в низшей степени окисления могут только отдавать электроны
  11. Элементы в промежуточной степени окисления могут и принимать, и отдавать электроны.

                                              ЗАДАНИЕ:

  1. Определить степени окисления элементов в веществах: Na2O; O2; H2SO4; N2; S; H2O; Al; Cu; HNO3; F2; Ca.
  2. Подчеркнуть бинарные соединения.

СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ:

постоянная

переменная

(указывается в скобках римской цифрой)

элементы I-А, II-А, III-А– группы

все остальные

Бинарные соединения (“би” – два– состоят из двух химических элементов.

В соединениях на первом месте пишется элемент (или частица) с положительной степенью окисления, а на втором — с отрицательной с.о.

Алгоритм определения степеней окисления по формуле:

  1. Определение степеней окисления начинают с того элемента, у которого С.О. (Р2О-25); постоянная или известна в соответствии с правилами (см. выше);
  2. Умножить эту С.О. на индекс атома (или группы) (– 2 * 5 = – 10);
  3. Полученное число разделить на индекс второго элемента (или группы) (– 10 / 2 = – 5);
  4. Записать полученную С.О. с противоположным знаком (Р+5-25).

Упражнение (уч-ся по одному выходят к доске)

Расставить степени окисления в соединениях: Na; K2O; Fe; CaCO3; AlCl3; Li3N; BaSO4; Zn; H2CO3; O3; OF2; CuSO4; NaOH; O2; SO3; KH; KOH; BaH2; H2O; NH3.

-Вам удалось выполнить задание?

-Не возникло ли у вас трудностей?

- Если да, то в чём они заключаются?

 Этап 4  Закрепление пройденного:

проставте с.о.

N2O, NH3, N2O5, Fe2O3, Al2S3

Na2S, Na3N, SO2, SO3, H2S

MgS, Mg3N2, P2O5, PH3, P2O3

Ca3N2, CaCl2, Cl2O3, HCl, Cl2O7

Задание для сильных уч-ся: решить тест

Тест

1.Степень окисления магния в формуле MgO

А) -2, Б) +2, В) 0, г) +1.

2. Степень окисления кислорода в оксидах

А) +2, Б) -2, В) 0, г) +1.

3. Степень серы в сульфидах

А) 0, Б) +2, В) -2 , г) +1.

4.Формула оксида азота (IV)

А) N2O, Б) Nа2O, В) N2O5 , г) NO2.

5. Формула СО2 имеет название

А) оксид углерода (IV) , Б) оксид углерода (II) , В) оксид серы (IV) г) кобальт

Ответы на тест:

1. б

2. б

3. в

4. г

5. а

Этап 5. Рефлексия                                                                                                                                            Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Ответьте на вопросы

1. На уроке я узнал ….

2. На уроке я научился

3. Сегодня мне удалось

4.При подготовке домашнего задания мне надо обратить внимание на ….

Этап 6. Домашнее задание

1.Выучить определение степени окисления

2. §18

3. Выполните задания 5, 7 на с. 106



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока химии в 8 классе по теме « Степень окисления».

Урок проводился в 8  классе, где всего 6 учеников. Учащиеся в данном классе имеют разный уровень обучаемости и обученности, 3 ученика имеют высокий уровень, остальные 3 – средний и ниже среднего. Поэтому необходимо давать задания разного уровня, создавать ситуацию успеха.

В начале урока на этапе мотивации и целеполагания учащиеся сами предполагали, каким образом новая тема связана с уже пройденным материалом. Школьникам пришлось вспомнить понятие «химическая связь», типы химической связи, механизмы их преобразования . Для активизации деятельности каждого ученика и более глубокого усвоения нового материала даётся задание «Определить степени окислений» и предоставляется возможность каждому оценить свои знания самостоятельно по критериям, предоставленным учителем.

Создание проблемной ситуации, когда учитель ставит вопрос: «Для чего необходима степень окисления?», позволяет подвести учащихся к изучению следующего этапа новой темы: «Составление химических формул бинарных соединений». На экране по пунктам появляется алгоритм деятельности, что позволяет учащимся не только по памяти, но и зрительно запомнить основные правила составления химических формул.

Закрепление темы проводится в виде решения теста.

Подобное моделирование урока позволяет легче усвоить и закрепить сложный материал по химии, преследует цель научить, как можно большему за возможно короткое время.

Результаты деятельности учащихся свидетельствуют о достижении целей урока. На уроке было оценено 5 учащихся.

Хронологические рамки урока строго выдержаны в пределах 45 минут.

Домашнее задание – разноуровневое, с учётом подготовленности учащихся. Отсутствовал 1 и 2 уровень. На 3и 4 уровне - задания из учебника (параграф и задачи), на 5 уровень дано творческое задание.

Этап рефлексии подтвердил положительное эмоциональное состояние учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"

Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала....

методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"

Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...

Урок химии "Понятие "степень окисления"в органической химии"

Урок для 10 и 11 класса. Цель:  научить определятьстепень окисления в органических соединениях. На уроке отрабатываются умения определять степени окисления атомов химических элементов по формулам...

урок химии "Степень окисления"

Урок химии в 8 классе по программе Новошинского И.И. . Урок с использованием элементов критического мышления и проблемного изучения материала . Урок сопровождается презентацией , учитель применяет тех...

урок "Степень окисления. составление формул бинарных соединений" 8 класс

составление формул по степени окисления, название бинарных соединений...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...