СТАТЬЯ Формирование познавательных УУД в процессе учебного исследования по проблемам истории химии
статья по химии на тему

Космынина Татьяна Алексеевна

Учебное исследование - одна из наиболее активных, а следовательно и эффективных форм организации работы обучающихся на уроках по формированию познавательных УУД. Изучение истории химии, с использованием элементов исследовательской деятельности, не только обогатит опыт обучающихся, но в ходе накопления специальных химических знаний позволит рассматривать химию как пограничную область знаний которая связывает явления и процессы, относящиеся к развитию химии, с историей человеческого общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_poznavatelnyh_uud_v.docx57.05 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование познавательных УУД в

процессе учебного исследования по проблемам истории химии»

“ Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать”.
Л.Н.Толстой

Одним из основных  результатом обучения учащихся в современных условиях является формирование компетенций,  в том числе и   универсальных  учебных  действий. Формирование УУД начинается  в рамках в  урочной и внеурочной деятельности  в начальной школе, поэтому, приступая к обучению в 5 классе,  у учащихся уже сформированы основные навыки работы с информацией  (текстовой, графической, иллюстративной и тд) и имеется  первичное  представление  о  проектно-исследовательской деятельности поэтому обучающиеся при переходе в основную школу уже владеют некоторыми навыками проектной, исследовательской учебной работы. Наиболее полноценное овладение исследовательской деятельностью, как способом познания окружающего мира, осуществляется с началом изучения предметов, на которых эксперимент и наблюдение за ним  становятся одним из ключевых видов деятельности и получения информации.

Универсальные учебные действия - это комплекс учебный действий, навыков и умений,  обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новой информации, умений, знаний, сознательному и активному получению социального опыта, самосовершенствованию. Посредством нее обеспечивается "умение учиться". УУД относится к ключевым компетенциям.  Ключевая компетенция - это  личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая индивидуальный смысл система знаний, навыков, имеющая универсальное значение.  

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование  УУД, она призвана вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного к ней отношения.

Учебный предмет «Химия» обладает широкими дидактическими возможностями для развития индивидуальных особенностей учащихся в образовательном процессе и формирования познавательных универсальных учебных действий. К их числу можно отнести: социально-практическую значимость содержания учебного предмета «Химия», дифференциацию учащихся в обучении, модульное построение и вариативность структуры содержания химико-технологического образования, разнообразие видов деятельности исследовательского и проектного характера, практическую направленность содержания обучения, которая реализуется на основе практических форм и методов организации занятий, а также во внеурочное время.

Одной из наиболее активных, а следовательно и эффективных форм организации работы обучающихся на уроках химии  по формированию УУД является учебное исследование. Учебное исследование  – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.). Причем поиск информации может осуществляться как через организацию химического эксперимента,  наблюдение и анализ его результатов, так и через изучение других источников информации. Изучение истории химии, с использование элементов исследовательской деятельности, не только обогатит опыт обучающихся, но в ходе ознакомления с     процессом накопления специфических, химических  знаний, относящихся к изучению свойств и превращений веществ,  позволит  рассматривать химию как пограничную область знания, которая связывает явления и процессы, относящиеся к развитию химии, с историей человеческого общества.

Актуальность изучения такого явления как УУД обусловлена новыми социальными запросами, требованиями общества о повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании. Одним из наиболее эффективных способов формирования УУД является учебное исследование. Исследовательская деятельность рассматривается c точки зрения ее организации в формировании УУД учащихся.

Теоретико-методологической базой служит системно-деятельностный подход, который базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.

Современный человек должен быть готов к овладению новыми умениями и навыками в течении всей  жизни, а значит уже в школе у него должны быть сформированы компетенции позволяющие ему самосовершенствоваться.

Универсальные учебные действия – это действия, которые открывают возможность широкой ориентации учащихся, развитию данных компетенций в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» понимается как «умение учиться», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, ведет к формированию способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания.

Цели химического образования в основной школе:

-формирование у обучающихся:

1.  Умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;

2. Умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

3. Целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира;

4. Умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

-приобретение обучающимися:

1. Опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;

2. Опыта решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД,  но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован традиционно. Просто лекциями и перессказыванием учебника не обойтись.

Разработчики ФГОС выделяют следующие виды УУД:

  1. Регулятивные (обеспечивают сформированность навыка организации  учебной деятельности учащегося)
  2. Познавательные (формулирование и решение проблемы, умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения, умение выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы)
  3. Коммуникативные (обеспечивают сотрудничество, оно предполагает умение слушать, понимать, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность,  навыки ведения дискуссии, достижения консенсуса)
  4. Личностные  (придают осмысленность процессу обучения,  направлены на принятие, осознание жизненных ценностей)  

Остановимся подробнее на познавательных УУД. Познавательные универсальные учебные действия включают:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Учебное исследование  – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.).

Использование целостной технологии “Учебное исследование” возможно только после того, как ученики усвоили отдельные операции: конструирование, реферирование, выполнение наблюдений, измерений, опытов, решение творческих задач.

Сущность технологии “Учебное исследование” заключается в следующей.

1. Постановка учебной проблемы для всей темы.

Учебная проблема – это творческая задача, которая уже решена учеными. Для науки она не представляет объективной новизны, однако для учащихся – это субъективно новая задача, которую они еще не решали.

2. Составление методики решения проблема.

На данном этапе составляется детальный план решения проблемы, который включает в себя следующие пункты:

1) изучение и конспектирование учебной и дополнительной литературы по содержанию проблемы;

2) решение проблемы и выдвижение гипотез;

3) практическая проверка полученных гипотез;

4) применение полученных решений для решения других проблем;

5) внесение дополнений в учебную информацию по результатам исследования;

6) защита выполненной работы.

3. Изучение и конспектирование учебной и дополнительной литературы.

Прежде чем решать проблему, необходимо внимательно ознакомиться, законспектировать и выучить основные закономерности новой темы, а также составить конспекты по дополнительному учебному материалу, который понадобиться для решения проблемы. При этом необходимо организовать изучение новой учебной информации с учетом взаимосвязей с информацией по предыдущей теме.

4. Решение проблемы и выдвижение гипотез.

Для решения проблемы используются закономерности как новой, так и предыдущих тем, специальные алгоритмы, закономерности диалектической логики. В процессе решения выдвигаются гипотезы. Задача ученика выдвинуть как можно больше гипотез, что при наличии соответствующих алгоритмов вполне возможно и весьма проблематично при их отсутствии.

5. Практическая проверка полученных гипотез.

Предполагается, что ученики самостоятельно составят программы наблюдений, измерений и опытов и проведут их (насколько это возможно в школьных условиях).

6. Применение полученных решений для решения других проблем.

На этом этапе учащимся предлагается система творческих задач по материалу темы, для выполнения которых наряду с алгоритмами, методиками, используются составленные конспекта и практически проверенные решения проблем. Этот этап – расширение и углубление исследовательской работы через решение прикладных задач. Это самое сильное воспитание личности, когда личность учится применять самостоятельно полученные знания и умения в практических, жизненных ситуациях. Теперь ученику становится понятно без долгих объяснений, зачем он пришел в школу.

7. Внесения дополнений в учебную информацию по результатам исследований.

Конспекты учебной информации дополняются практически проверенными положениями, результатами, полученными в процессе их применения для решения прикладных задач. Это позволяет значительно расширить и углубить учебную информацию и что самое главное – непроизвольно усвоить ее.

8. Защита выполненной работы.

При защите выполненной работы, ученик излагает методику работы, конкретные результаты, полученные на каждом этапе исследования, выводы и предложения по дальнейшим исследованиям. Эти предложения могут быть составлены по каждому этапу, например изменение формулировки проблемы и проведение нового исследования, изучение дополнительной литературы, проведение дополнительной практической проверки, предложения по применению полученных решений в новых областях науки, сопоставление вновь полученных результатов с другими результатами, полученными при решении этой проблемы для поиска новой информации и другие. Важно, чтобы ученик не только усвоил технологию исследовательской деятельности, но и те перспективы, которые теперь перед ним открываются.

Основными признаками учебного исследования являются:

а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;

б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;

в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;

г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.

Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:

1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);

2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;

3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;

4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.

Сущность исследовательского метода сводится к тому, что:

  1. Учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени.
  2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов.
  3. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач, лабораторных и практических работ исследовательского характера.
  4. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Итогом учебного исследования служат субъективно новые знания о свойствах рассматриваемого объекта (отношения), об их практических приложениях.

Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений:

  • добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
  • самостоятельно организовывать поиск;
  • достигать поставленных целей обучения;
  • формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.

Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи.

Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности.

Обращение в преподавании химии к ее истории очень важно. Только зная историю становления (открытия) того или иного объекта, процесса можно сделать процесс усвоения учебного материала осознанным, а следовательно и личностно значимым для учащегося.

Под предметом историко-научного исследования понимается генезис и процесс развития науки, состоявшиеся в прошлом, т.е. то, что реально было, но чего уже нет, что недоступно непосредственному наблюдению.

 Проблематика историко-научных исследований по химии:  от хронологических описаний этапов развития представлений об явлениях или объектах окружающего мира (репродуктивные формы работы обучающихся  на уроке) до отслеживания  развития идей и проблем, описания механизма их развития.  Наиболее интересно рассмотреть историю развития представлений через призму личности ученого и характеристику временных эпох в которые творили химики, через воссоздание социокультурного и мировоззренческого контекста творчества ученых, анализ традиций научных сообществ различных эпох, реконструкция внешней канвы, на которой осуществляется развитие научных идей, теорий.

 Практически на каждом уроке химии возможна организация исследовательской работы учащихся с информацией по истории химии (история открытия, создания, развития….)

На уроках химии развитие УУД возможно через систему исследований по истории химии, например: 
-
личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Возможна организация работы с видеоинформацией после просмотра фильмов о истории открытия химических  законов, веществ, фильмов о жизни и деятельности великих ученых – химиков. Учащиеся могут выразить свою точку зрения по просмотренному, составить вопросы к информации.  Предлагаются задания на подготовку сообщений на темы: «Эволюция представлений о строении атома», «Химия и загрязнение окружающей среды», «История открытия……»,   «Химия в быту», и т.д.)», где учащиеся выражают свое мнение по той или иной проблеме.

- познавательные действия формируются в разных заданиях, например: закончить уравнение реакции и описать значимость того или иного превращения в быту, в промышленности, или дать характеристику истории открытия химического элемента, его названия.  Всегда интересны для учащихся задания по содержанию близкие к нескольким предметам. Например,  содержание темы «Металлургия». Знакомясь с учебным материалом по истории становления  и эволюционированию  процессов выплавки металлов, металлургических заводов (предприятий) можно отработать, а возможно и сформировать многие познавательные УУД такие как уравнение химической реакции, условия протекания химических реакций, признаки химических реакций, скорость химической реакции и факторы на нее влияющие и тд. Формы организации деятельности могут быть самыми различными, через организацию исследования  в парах, в малых группах.

Для формирования коммуникативных действий (умение работать в парах (группах)) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Постановка таких задач, решение которых требует организации работы в парах, в группах постоянного или переменного состава. Это могут быть как элементарные задания по работе  с информацией (составление вопросов одними детьми и ответы на них другими учащимися), так и деловые игры, диспуты.

С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами.

Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике.,т.е необходимо провести исследование. Вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, воспользовавшись которыми, обучающийся может верно решить задачу. В рамках поиска и выделения необходимой информации, структурирования знаний используются различные педагогические техники. С их помощью формулируются и совершенствуются познавательные УУД.

Химия - предмет, в котором можно использовать:

  • "Свои примеры". Обучающиеся придумывают задачи, готовят примеры по новому материалу, предлагают идеи по дальнейшему применению полученной информации.
  • "Помощь учителю". Преподаватель максимально использует обстоятельства, при которых дети могут оказать ему содействие. Например, педагог предлагает им добровольно разработать материал для последующего применения на уроках. К примеру, это могут быть задания к контрольной работе.
  • Одной из часто применяемых техник считается прием повтора с контролем. Дети составляют перечни вопросов по всей изученной теме. Одни обучающиеся задают вопросы, а другие (по вызову спрашивающего одноклассника или преподавателя) отвечают. Можно также провести конкурс на лучший перечень.
  • Блицконтрольные. В течение 7-10 минут преподавателем проводится письменный опрос в быстром темпе. Таким образом, определяется уровень усвоения навыков, которые необходимы для последующей результативной работы. Сдаваться ответы могут учителю. Также эффективна в этом случае и самопроверка, когда педагог показывает или диктует правильные ответы. В таких блицконтрольных очень важно установить нормы, по которым будет происходить оценивание. К примеру, если из 7 заданий 6-7 верные, то оценка 5, если 4 правильные, то, соответственно, 4.
  • Опрос-итог. Ближе к окончанию урока преподаватель задает вопросы, которые побуждают к рефлексии. Формулирование вопросов могут осуществить и сами дети.
  • Игра "да и нет" способствует связыванию разрозненных фактов в одно целое. Познавательные УУД такого типа ставят детей в активную позицию. Они учатся систематизировать полученные сведения, слушать и вникать в слова одноклассников. Суть игры состоит в том, что преподаватель загадывает предмет, число или какого-либо исторического/литературного героя. Обучающимся нужно его узнать. При этом они могут задавать вопросы, которые предполагают ответы "да" или "нет". Рассказа "по цепочке". Преподаватель начинает опрос, с одного ученика. На определенном месте он прерывает его жестом, предлагая другому ребенку продолжить.
  • Фантастическая добавка. Рассказывая тему, преподаватель может, например, перенести литературного или реального героя во времени, исключить его из произведения. В качестве "фантастического элемента" может выступать добавление какого-либо героя с последующим анализом предполагаемых событий. Интересным будет рассмотрение какой-либо ситуации с неординарной точки зрения, к примеру, глазами древнего египтянина или инопланетянина.
  • Пересечение тем. Формирование познавательных УУД может предполагать придумывание или подбор задач, примеров, вопросов, которыми материал, поданный на текущем уроке, связывается с ранее изученным.

Формы заданий при реализации исследовательского метода могут быть различны. Это могут быть задания, решаемые быстро и легко как в классе, так и дома, а также задания, требующие целого урока, или же задания на ограниченный срок времени. Исследовательские задания должны представлять собой поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Этими этапами являются:

  • наблюдение и сравнение фактов и явлений;
  • выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию, осознание целей;
  • предварительный анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу;
  • выдвижение и формулирование исходной гипотезы;
  • построение плана исследования;
  • осуществление плана выяснения связей изучаемого явления с другими;
  • формулирование новых результатов, закономерностей, свойств, определение места найденного решения в системе уже имеющихся знаний;
  • проверка решения;
  • практические выводы о возможном и необходимом применении добытых знаний.

При выполнении исследовательского задания все эти этапы учащиеся реализуют самостоятельно. Роль учителя заключается в контроле хода работы учащихся, в координации ее в случае отклонения учащихся от правильного пути и в проверке итогов работы.

Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи.

При отборе и составлении учебно-исследовательских задач необходимо принимать во внимание следующие требования:

  • при отборе и составлении учебно-исследовательских задач учитывать, что в процессе их решения будут использоваться все возможные обобщения;
  • решение учебно-исследовательских задач будет направлено на нахождение определенных зависимостей между величинами, вывод определенных формул, которые можно использовать в дальнейшем;
  • в процессе решения “частных” задач возможность нахождения рационального способа решения;
  • в процессе решения учебно-исследовательских задач можно создать условия для формирования способностей (компонентов) творческого мышления.

Учителю важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

История химии изучает и описывает сложный процесс накопления специфических знаний, относящихся к изучению свойств и превращений веществ; её можно рассматривать как пограничную область знания, которая связывает явления и процессы, относящиеся к развитию химии, с историей человеческого общества.

Практически на каждом уроке возможна постановка перед учащимися некоторой проблемы по истории химии в ходе решения которой (урочная, внеурочная деятельность) у учащихся будут совершенствоваться их уже накопленные навыки и формироваться новые. Предлагаем некоторые темы исследований по проблемам истории химии:

  1. Эволюция представлений о химическом элементе (веществе).
  2. Развитие взглядов на понятие химического соединения.
  3. История учения о молекуле. Основные моменты.
  4. Эволюция знаний о строении атома.
  5. Ретроспективный анализ понятия «валентность».
  6. Алхимия в трудах И.Ньютона.
  7. М.Бертло как историк алхимии.
  8. Роль алхимии в развитии химического эксперимента.
  9. Химическая революция А.Лавуазье.
  10. Значение конгресса в Карлсруэ для развития химии.
  11. Труды отечественных историков химии по истории химической  атомистики
  12. Рождение классической теории химического строения.
  13. Три версии открытия периодического закона (Б.М.Кедров, Д.Н.Трифонов, И.С.Дмитриев)
  14. Основные этапы формирования теории химического равновесия.
  15. История промышленного синтеза аммиака как фундаментальной проблемы химии и химической терминологии.
  16. Возникновение кристаллохимии и определяющее события в ее эволюции
  17. Краткая история применения в химии физических методов исследования (РСА, электроно- и нейтронографии, ЯМР, ЭПР)
  18. Возникновение нанохимии и фемтохимии как итог применения в химии новейших физических методов исследования.
  19. Главные этапы в развитии химии высокомолекулярных соединений
  20. Современная биотехнология в ретроспективном аспекте.
  21. Новейшие подходы к пониманию предмета химии и оценке периодического закона.
  22. Новый уровень классификации химии.

Правильно поставленное обучение должно совершенствовать склонность ребенка к познанию и исследованию окружающего его мира, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять.

Большинство исследовательских заданий представляют собой небольшие поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования.

Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность.

В данной статье рассмотрена  проблема формирования познавательных универсальных учебных действий школьника через осуществление исследовательской деятельности по вопросам истории химии. При анализе научно-публицистической и методической литературы были установлены критерии формирования познавательных УУД и теоретические основы метода учебного исследования, их взаимосвязь, которая проявляется в формировании умений добывать и обрабатывать информацию, превращая ее в знания, которые ученик может применить на практике.

Так критерии сформированности познавательных УУД проявляются в умении учащегося: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, свободно ориентироваться и воспринимать  тексты  художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, структурировать знания, выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера используя в качестве содержательной базы истории химии.

Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь потребности формирования определенных компетенций и метода формирования этих компетенций. Чтобы учащийся по окончании школы мог самостоятельно продолжать обучаться, т.е. реализовывать процесс непрерывного самообучения, в нем должны быть сформированы определенные умения, в том числе, познавательныек УУД. A для их формирования может быть использован очень эффективный метод проектов, согласно которому учащийся сам ищет ответы на поставленные вопросы и способ применения этих ответов на практике.

Формирование УУД считается сегодня одним из приоритетных направлений современного образования. Стандарты, которые действовали в прежнее время, делали акцент на предметном содержании процесса обучения. Основой образования был объем навыков, умений, знаний, который должен освоить ребенок. Современная практика показывает, что требования, выставляемые к уровню подготовки по конкретным предметам, не гарантируют успешной социализации обучающегося после завершения школы. Ключевое значение приобретают надпредметные умения самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Следовательно, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать возможности современного образовательного пространства для развития личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.

Список используемой литературы

  1. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2011.
  2. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2011.
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.образование. – 2009. - №7.
  4. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2011.
  5. Полат, Е. С. Новые педагогические информационные технологии / Учеб. пособие для студ. Пед. вузов / Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  6. Брыкова, О.В. Проектная деятельность c использованием информационных технологий в учебном процессе: Метод. пособие / О.В. Брыкова. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  9. С. И. Левченков  Краткий очерк истории химии. Учебное пособие для студентов

      химфака РГУ

  1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. - М., 1981. - С. 191
  2. Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до ХVII в. Отв. Ред. Ю. И. Соловьев. М.: Наука, 1980. 399 с.
  3. Всеобщая история химии. Становление химии как науки. Отв. Ред. Ю. И. Соловьев. М.: Наука, 1983. 463 с.
  4. Всеобщая история химии. История учения о химическом процессе. Отв. Ред. Ю. И. Соловьев. М.: Наука, 1981. 447 с.
  5. Дмитриев И. С. Периодический закон Д. И. Менделеева. История открытия. СПб.: 2001. 156 с.
  6. 2. Быков Г. В. История классической теории химического строения. М.: 1960. 311 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала...

Формирование познавательных УУД в процессе организации исследовательской работы школьников

Методические рекомендации по формированию и оценке сформированности УУД в процессе исследовательской работы....

Формирование познавательных УУД в процессе учебного исследования по химии

В настоящее время происходит внедрение ФГОС.  Учебный предмет "Химия" обладает широкими дидактическими возможностями для развития индивидуальных возможностей учащихся в образовательном процессе и...

Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка"

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...

Статья "Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения".

Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения....

Макет проекта (учебного исследования): от проблемы к задачам деятельности и «продукту»

Макет проекта (учебного исследования):от проблемы к задачам деятельности и«продукту»...