Формирование познавательных УУД в процессе организации исследовательской работы школьников
проект по русскому языку по теме
Методические рекомендации по формированию и оценке сформированности УУД в процессе исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
Формирование познавательных УУД в процессе организации исследовательской работы школьников
Выполнила: Толстенко Марина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБУ школы № 21 г.о. Тольятти
г.о. Тольятти
2013год
1.Тема:
Формирование УУД в процессе организации исследовательской работы школьников
2.Проблема и ее актуальность
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей
«прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс
формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного
участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе
должна стать готовность учащихся к овладению современными средствами
информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний
в дальнейшем.
Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно-
иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором школьник
становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в
сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и
решению проблем. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных
педагогических технологий является исследовательская работа. Детская потребность
в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается
исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о
мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие
ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я
знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить.
Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся,
критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования
универсальных учебных действий.
3. Цель
Выявление и формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе организации и осуществления исследовательской работы.
4. Задачи:
- изучить научно-теоретические и практические работы по данной проблеме;
- разработать и определить УУД на каждом этапе;
- разработать методические рекомендации по формированию и оценке
сформированности УУД в процессе исследовательской работы;
- апробировать систему работы по формированию и оцениванию УУД в процессе исследовательской работы;
- скорректировать результаты, спланировать дальнейшую работу.
Этапы | Мероприятия | Механизм реализации | Ожидаемые результаты |
1.Изучить научно-теоретические и практические работы по данной проблеме. | Чтение методических пособий, работа с Интернет-ресурсами, составление каталога. | Стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией. Совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии. | Поиск и выделение информации, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, учёт и развитие познавательного предпочтения ученика. |
2. Разработать и определить УУД на каждом этапе. . | Разработка технологии организации и проведения исследований учащимися в рамках проектной деятельности. Определение форм и методов исследования. Анализ деятельности учащихся, разработка и определение УУД на каждом этапе исследовательской работы. | Составление таблицы с этапами работы над проектом, плана-схемы условий и средств формирования УУД, проведение анкетирования, тестирования учащихся с целью выявления УУД в процессе исследовательской работы, составление планирования форм и методов исследования. | Выдвижение гипотез и их обоснование, выбор наиболее эффективных способов решения, умение структурировать знания, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
3. Разработать методические рекомендации по формированию и оценке сформированности УУД в процессе исследовательской работы. | Изучение методических работ по данной проблеме, анализ, синтез изученного, разработка методических рекомендаций с опорой на личный опыт. | Фиксирование, анализ результатов деятельности, составление тезисов по проблеме, обработка мониторинговых исследований, составление таблиц результатов, написание научно-методических статей. | Способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, наличие и выраженность авторской позиции, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, синтез. |
4. Апробировать систему работы по формированию и оцениванию УУД в процессе исследовательской работы. | Выполнение различных видов исследовательских работ на уроках и во внеурочной деятельности, анализ качества выполнения работ, тестирование, анкетирование учащихся по предмету, проведение мониторингов обученности и качества знаний школьников, участие в конкурсах исследовательских работ на различных уровнях, анализ участия. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся. | Исследование результатов работы по данной системе, составление диаграмм, рефлексия. | Волевая саморегуляция, высокий уровень познавательной мотивации, оценка усвоенного, осознание качества и уровня усвоения, рефлексия, развитие интеллектуального потенциала. . |
5. Скорректировать результаты, спланировать дальнейшую работу. | Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад. Обсуждение и анализ результатов на М/О школы, городских конференциях, методических семинарах, Интернет-сайтах. Осмысление, составление коррекционного плана работы. | Фиксирование положительных и отрицательных моментов, разработка перспективного плана развития. | Выступления на конференциях, победы на конкурсах. Полученный опыт исследования будет использован учеником в высшей школе, в будущей профессиональ- ной и научной деятельности. |
5. Вывод
Таким образом, исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное - реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.
6. Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр « Академия », 2000.
4. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ - Медиа, 2008.
5. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
7.Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.
Описание опыта работы по теме "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...
Организация учебной исследовательской работы школьников
Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....
Организация учебной исследовательской работы школьников
Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....
Организация учебной исследовательской работы школьников
Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....
Организация исследовательской работы школьника
Из опыта работы...
Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность
. Все острее обозначается проблема применения академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее значение приобретает направление, пре...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РУКОВОДСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ ШКОЛЬНИКА
Цель работы – поделиться опытом организации исследовательской работы школьников с позиции учителя, провести некоторые параллели между составляющими надпредметных компетенций и областями деятельн...