Формирование познавательных УУД в процессе организации исследовательской работы школьников
проект по русскому языку по теме

Толстенко Марина Алексеевна

Методические рекомендации по формированию и оценке сформированности УУД в процессе исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

 Формирование познавательных УУД в процессе       организации исследовательской  работы школьников

                               Выполнила: Толстенко Марина Алексеевна,

                                                     учитель русского языка и литературы

                                                     МБУ школы № 21 г.о. Тольятти                      

г.о. Тольятти

2013год

1.Тема:

 Формирование УУД в процессе  организации исследовательской  работы школьников

2.Проблема и ее актуальность

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование

универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,

способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей

«прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс

формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного

участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в школе

должна стать готовность учащихся к овладению современными средствами

информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний

 в дальнейшем.

Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно-

иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором школьник

становится активным субъектом учебной деятельности. Учение превращается в

сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и

решению проблем. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных

педагогических технологий является исследовательская работа. Детская потребность

в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается

исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное

стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о

мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие

ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я

знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить.

Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся,

критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования

универсальных учебных действий.

3. Цель

Выявление и формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе организации и осуществления исследовательской работы.

4. Задачи:

- изучить научно-теоретические и практические работы по данной проблеме;

- разработать и определить УУД на каждом этапе;

- разработать методические рекомендации по формированию и оценке

сформированности УУД в процессе исследовательской работы;

- апробировать систему работы по формированию и оцениванию УУД в процессе исследовательской работы;

- скорректировать результаты, спланировать дальнейшую работу.

Этапы

Мероприятия

Механизм реализации

Ожидаемые результаты

1.Изучить научно-теоретические и практические работы по данной проблеме.

Чтение методических пособий, работа с Интернет-ресурсами, составление каталога.

Стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией. Совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии.

Поиск и выделение информации, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, учёт и развитие познавательного предпочтения ученика.

2. Разработать и определить УУД на каждом этапе.

.

Разработка технологии организации и проведения исследований учащимися  в рамках проектной деятельности. Определение форм и методов исследования.

Анализ деятельности учащихся, разработка и определение УУД на каждом этапе исследовательской работы.

Составление таблицы с этапами работы над проектом, плана-схемы

 условий и средств формирования УУД, проведение анкетирования, тестирования  учащихся  с целью выявления УУД в процессе исследовательской

работы, составление  планирования форм и методов исследования.

Выдвижение гипотез и их обоснование, выбор наиболее эффективных способов решения, умение структурировать знания, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

3. Разработать методические рекомендации по формированию и оценке

сформированности УУД в процессе исследовательской работы.

Изучение методических работ по данной проблеме, анализ, синтез изученного,

разработка методических рекомендаций с опорой на личный опыт.

Фиксирование, анализ результатов деятельности, составление тезисов по проблеме, обработка мониторинговых исследований, составление таблиц результатов, написание научно-методических статей.

Способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, наличие и выраженность авторской позиции, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, синтез.

4. Апробировать систему работы по формированию и оцениванию УУД в процессе исследовательской работы.

Выполнение различных видов

исследовательских работ на уроках и во внеурочной деятельности, анализ качества выполнения работ,

 тестирование, анкетирование учащихся по предмету, проведение мониторингов

обученности и качества знаний школьников,

участие в конкурсах исследовательских работ на различных уровнях, анализ участия. Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.

Исследование результатов работы по данной системе, составление диаграмм, рефлексия.

Волевая саморегуляция, высокий уровень познавательной мотивации, оценка усвоенного, осознание качества и уровня усвоения, рефлексия, развитие интеллектуального потенциала.

.

5. Скорректировать результаты,

спланировать

дальнейшую работу.

Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.

Обсуждение и анализ результатов на М/О школы, городских конференциях, методических семинарах,

Интернет-сайтах. Осмысление, составление коррекционного плана работы.

Фиксирование положительных и отрицательных моментов, разработка перспективного плана развития.

Выступления на конференциях,  победы на конкурсах. Полученный опыт исследования будет использован учеником в высшей школе, в будущей профессиональ-

ной и научной деятельности.

5. Вывод

Таким образом, исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное - реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

6. Список использованной  литературы 

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр « Академия », 2000.

4. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ - Медиа, 2008.

5. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

7.Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Организация учебной исследовательской работы школьников

Данная работа предназначена учителям, ведущим научно-исследовательскую работу с учащимися на базе школы....

Особенности организации исследовательской работы школьников через внеурочную деятельность

. Все острее обозначается проблема применения  академических знаний учащихся на практике в современном образовании, а, следовательно, всё большее   значение приобретает направление, пре...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РУКОВОДСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ ШКОЛЬНИКА

Цель работы – поделиться опытом организации исследовательской работы школьников с позиции учителя, провести некоторые параллели между составляющими надпредметных компетенций и областями деятельн...