Рабочая программа. Химия. 8-9 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Рабочая программа по химии 8-9 класс УМК Н.Е. Кузнецовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_himiya_8-9_klass.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «Химия» 8  класс.

Введение

Рабочая программа по учебному предмету « Химия» разработана в соответствии с нормативными актами:

-        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

-        приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. от 07.06.2017 № 506);

-        приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. от 29.06.2017 № 613);

-        приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);

-        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010   № 189;

-        Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол заседания от 28.06.2016 № 2/16-з);

-        УМК: примерная программа авторского курса химии Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др.  М.: Вентана-Граф, издательство,  2014 год. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др. М.: Вентана-Граф, 2014 .

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

                        1.1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Выпускник научится:

 описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

 изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

 сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

 классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

 описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

 пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

 проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

 различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

 осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

 использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества

Выпускник научится:

 классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

 раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

 описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

 характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

 различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

 изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

 выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

 характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

 описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

 характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

 осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

 осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

 описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

 применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

 развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций

Выпускник научится:

 объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

 называть признаки и условия протекания химических реакций;

 устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные);

 прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

 выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

 приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

 определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

 проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

 приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ

Выпускник научится:

 определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

 составлять формулы веществ по их названиям;

 определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

 составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

 объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

 называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

 называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

 приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

 определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

 составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

 проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

 проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода,  составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

 прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

 выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

 организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Общая характеристика учебного предмета.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание примерной программы структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь

В основу курса химии 8 класса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами). Ведущая идея курса — знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений. Важнейшими идеями так же являются:

• материальное единство веществ естественного мира, их генетическая связь;

  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами, получением и применением веществ;
  • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
  • конкретное химическое соединение как звено в непрерывной цепи превращений веществ, участвующее в круговороте химических элементов и химической эволюции;
  • объективность и познаваемость законов природы; знание законов химии позволяет управлять химическими превращениями веществ,
  • взаимосвязанность науки и практики; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях, амфотерных  соединениях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.

            Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений.

      Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:

  • работать с веществами;
  • выполнять простые химические опыты;
  • учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Место учебного предмета в учебном плане.

      Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно развитым абстрактным мышлением.

        Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в  VIII и IX  классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

      Учебный план МБОУ «Голузинская СОШ» предусматривает изучение предмета химии в 8 и 9 классе на базовом уровне по 2 часа в неделю. Таким образом, всего на изучение химии в 8 и 9классах отводится 140 часов.

         Данная рабочая программа по химии  для 8 класса предусматривает использование УМК Н.Е. Кузнецовой.

Приоритетные виды и формы контроля.

    Для контроля уровня достижений учащихся предусмотрены такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, тестирование.

   Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям стандарта предусмотрены разнообразные способы организации оценочной деятельности и учащихся (в том числе самооценка и взаимооценка).

Образовательные технологии.

           При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:  организация самостоятельной работы, проектная деятельность, творческая деятельность, развитие критического мышления через решение качественных задач, организация группового взаимодействия. Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, в частности, смена видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуальной на двигательную, требующую физической активности, или смены видов учебной речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников.

          В учебно-воспитательном процессе происходят существенные изменения, а именно:

- в общении между учителем и учениками на смену авторитарного стиля приходит учебное сотрудничество / партнерство;

-парные и групповые формы работы доминируют  над фронтальными;

- ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (задач, упражнений, последовательности работы и др.), проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придает процессу обучения химии личностный смысл;

-последовательно развиваются у школьников рефлексивные умения — умения видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.

Более разнообразными становятся формы работы, среди которых предпочтения отдаются парно-групповой работе, проектной деятельности и ролевой игре, усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения химии (в том числе информационных).  

Промежуточная  аттестации учащихся проводится в форме зачета, в конце учебного года. Зачет выставляется при наличии положительной годовой отметки, которая выставляется по принципу накопительного  подхода, который основывается на выведении годовой отметки успеваемости учащихся по  предмету химия  на основе совокупности четвертных отметок, полученных учащимся в течение учебного года. Годовая отметка выводится как среднее арифметическое четвертных или полугодовых отметок, согласно правилам математического округления

Сроки реализации программы: 2018-2020 уч. год.

2.2. Содержание учебного предмета

8 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 2 ч — резервное время)

Введение (2 ч)

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые) различных простых и сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

Лабораторные опыты. 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.

 2. Сравнение скорости испарения поды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги. Практическая работа  1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним.

Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения – 11 часов

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой — образование металлических кристаллов. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Число Авогадро. Количество вещества.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).

Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.

4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи.

Тема 2.  Химические явления в свете атомно – молекулярного учения - 7 часов

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции. Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение. Расчеты по химическим уравнениям.      Типы химических реакций.  Методы химии

           Тема 3. Методы химии - 1 часа

Наблюдение, описание, сравнение, химический  эксперимент. Химический язык. индикаторы.

         Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике –7 часов

         Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.

Практические работы

2 Очистка   веществ.

3 Растворимость веществ.

4 Приготовление раствора заданной концентрации.

     Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. – 8 часов

Законы Гей-Люссака и Авогадро. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества — миллимоль и киломоль, мил-лимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород. Получение кислорода. Катализаторы.  Химические свойства и применение кислорода.

- молярный объем;- состав молекулы  кислорода;

Практическая работа

5 Получение кислорода и изучение его свойств.

  Тема 6. Основные классы неорганических соединений – 12 часов

Оксиды. Основания.  Кислоты.  Соли. Состав, номенклатура, классификация, химические свойства.

Классификация и генетическая связь неорганических веществ. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала рН). Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества.

 Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах.

Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с коллекцией оксидов. 7. Ознакомление со свойствами аммиака. 8. Качественная реакция на углекислый газ. 9. Ознакомление с коллекцией солей. 10. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. 11.Изготовление моделей кристаллических решеток. 12. Ознакомление с образцом горной породы.

Практическая работа

6. Изучение химических свойств веществ.

Тема 7. Строение атома– 3 часа

Состав атомов. Изотопы.

Состояние электронов в атоме.

Тема 8. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева – 3 часа.

Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Периодическая система в свете теории строения атома.

Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома.

Тема 9. Химическая связь и строение вещества в свете электронной теории – 4 часа

Химическая связь. Ковалентная связь.

Полярные и неполярные связи.

Ионная связь.

Степень окисления.

Кристаллическое состояние вещества.

Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории –4 часа.

Окислительно-восстановительные реакции. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Тема 11. Водород – 3 часа.

Водород, его получение и свойства.

Вода и ее свойства.

Практическая работа

7. Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 12. Галогены - 3 часа

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Галогены  - простые вещества.  Хлороводород и соляная кислота.

Практическая работа

8. Изучение свойств соляной кислоты

2.3.. Учебно - тематический план

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

практических работ

Кол-во

контрольных

работ / тестов

Введение

2

-

 1

-

Химические элементы и вещества

11

6

-

 -

Химические реакции

7

2

 -

1

Методы химии

1

1

-

-

Вещества в природе и технике

7

3

3

 -

Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение

8

-

1

1

Основные классы неорганических соединений

12

10

  1

1

Строение атома

3

-

-

-

 Периодический закон Д.И.Менделеева

3

-

-

-  

Строение вещества

4

-

-

-

Химические реакции в свете электронной теории

4

-

 -

1

Водород

3

1

 

Галогены

3

3

 1

 

ВСЕГО:

68

25

 8

4

Рабочая программа учебного предмета «Химия» 9  класс.

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Программа разработана в соответствии с   Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образовния и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897), примерной программой авторского курса химии Н.Е. Кузнецова,

И.М. Титова, Н.Н. Гара и др.  М.: Вентана-Граф, издательство,  2012 год Учебник  Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др. М.: Вентана-Граф, 2012.

Цель курса - вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся.      

В данной программе выражена гуманистическая и химико - экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.

Задачи курса

Образовательные:

  • вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их    добывания, переработки и применения;
  • раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
  • внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
  • развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;

     Воспитательные:

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,

необходимости химически грамотного  отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • развитие  экологической культуры учащихся.

            Данная программа ориентирована на общеобразовательные  классы.

Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

В программе реализованы следующие направления:

  1. гуманизации содержания и процесса его усвоения;
  2. экологизации курса химии;
  3. интеграции знаний и умений;
  4. последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

2.1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Выпускник научится:

 описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

 характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

 раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

 изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

 вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

 сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

 классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

 описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;

 давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

 пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

 проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

 различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

 осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

 использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества

Выпускник научится:

 классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;

 раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

 описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

 характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

 различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

 изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

 выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

 характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

 описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;

 характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

 осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

 осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

 описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

 применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

 развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Многообразие химических реакций

Выпускник научится:

 объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

 называть признаки и условия протекания химических реакций;

 устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

 называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;

 называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;

 составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

 прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

 составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

 выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

 приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

 определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

 проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.

Выпускник получит возможность научиться:

 составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;

 приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;

 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.

Многообразие веществ

Выпускник научится:

 определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

 составлять формулы веществ по их названиям;

 определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

 составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

 объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

 называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных, амфотерных;

 называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

 приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

 определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

 составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

 проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

 проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.

Выпускник получит возможность научиться:

 прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

 прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

 выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;

 характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;

 приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;

 описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

 организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Общая характеристика предмета.

           Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание примерной программы структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь

В основу курса химии 8-9 класса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами). Ведущая идея курса — знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений. Важнейшими идеями так же являются:

• материальное единство веществ естественного мира, их генетическая связь;

  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами, получением и применением веществ;
  • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
  • конкретное химическое соединение как звено в непрерывной цепи превращений веществ, участвующее в круговороте химических элементов и химической эволюции;
  • объективность и познаваемость законов природы; знание законов химии позволяет управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
  • взаимосвязанность науки и практики; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем.
               В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

            Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

      Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:

  • работать с веществами;
  • выполнять простые химические опыты;
  • учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Место учебного предмета в учебном плане.

      Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно развитым абстрактным мышлением.

        Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов. В том числе по 68 часов в  VIII и IX  классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

      Учебный план МБОУ «Голузинская СОШ» предусматривает изучение предмета химии в 8 и 9 классе на базовом уровне по 2 часа в неделю. Таким образом, всего на изучение химии в 8 и 9классах отводится 136 часов.

         Данная рабочая программа по химии  для 8-9 класса предусматривает использование УМК Н.Е. Кузнецовой.

Приоритетные виды и формы контроля.

    Для контроля уровня достижений учащихся предусмотрены такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа, тестирование.

   Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям стандарта предусмотрены разнообразные способы организации оценочной деятельности и учащихся (в том числе самооценка и взаимооценка).

Образовательные технологии

           При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:  организация самостоятельной работы, проектная деятельность, творческая деятельность, развитие критического мышления через решение качественных задач, организация группового взаимодействия. Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, в частности, смена видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуальной на двигательную, требующую физической активности, или смены видов учебной речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников.

          В учебно-воспитательном процессе происходят существенные изменения, а именно:

- в общении между учителем и учениками на смену авторитарного стиля приходит учебное сотрудничество / партнерство;

-парные и групповые формы работы доминируют  над фронтальными;

- ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (задач, упражнений, последовательности работы и др.), проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придает процессу обучения химии личностный смысл;

-последовательно развиваются у школьников рефлексивные умения — умения видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.

Более разнообразными становятся формы работы, среди которых предпочтения отдаются парно-групповой работе, проектной деятельности и ролевой игре, усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения химии (в том числе информационных).  

Промежуточная  аттестации учащихся проводится в форме зачета, в конце учебного года. Зачет выставляется при наличии положительной годовой отметки, которая выставляется по принципу накопительного  подхода, который основывается на выведении годовой отметки успеваемости учащихся по  предмету химия  на основе совокупности четвертных отметок, полученных учащимся в течение учебного года. Годовая отметка выводится как среднее арифметическое четвертных или полугодовых отметок, согласно правилам математического округления.

Сроки реализации программы: 2018-2020 уч. год.

2.2. Содержание учебного предмета

9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 2 ч — резервное время)

Раздел I . Теоретические основы химии.

Энергетика химических реакций. Тепловой эффект реакции

Скорость химических реакций. Энергетика и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов

Лабораторный опыт

Изучение скорости протекания химических реакций 

Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью

Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной химической связью.

Сильные и слабые электролиты

Реакции электролитов в водных растворах. Уравнения ионных реакций в водных растворах

Кислоты как электролиты

Основания как электролиты

Соли как электролиты.

Практические работы

1.Реакции электролитов в водных растворах

Раздел II. Элементы - неметаллы и их важнейшие соединения.  

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Практические работы

2.Получение аммиака и опыты с ним

3.Получение углекислого газа и изучение его свойств.

Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М. Бутлерова

Изомерия.  Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов. Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов. Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры. Углеводы. Аминокислоты и белки. 

Практическая работа

              4.Определение качественного состава органического вещества.

Раздел Ш. Металлы

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Практическая работа

5.Изучение химических свойств металлов.

 Раздел IV. Химия и жизнь

Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды

Полимеры и жизнь

Химия и здоровье человека

Минеральные удобрения.

Практическая работа

6.Минеральные удобрения.

Раздел V  Производство неорганических  веществ и их применение

Взаимосвязь науки химии с химической технологией. Химико-технологический процесс. Химико-технологический процесс на примере производства серной кислоты контактным способом. Различные виды сырья для производства серной кислоты.

Синтез аммиака. Условия протекания химических реакций, их аппаратурное оформление.

Химико-технологические основы получения металлов из руд. Доменное производство. Различные способы производства стали. Легированные стали. Проблема рационального использования сырья перспективные технологии получения сплавов.

Демонстрации  Коллекция минералов и горных пород . Модели производства серной кислоты и аммиака

Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами сырья для производства серной кислоты.

Расчетные задачи. Определение массовой, объемной доли выхода продукта в процентах от теоретически возможного.

2.3.. Учебно - тематический план 

Тема

Кол-во

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

практических работ

Кол-во

контрольных

работ / тестов

Повторение некоторых вопросов курса 8 класса

2

Закономерности протекания химических реакций

5

2

-

-

Растворы. Теория электролитической диссоциации

12

2

1

1

 Общая характеристика неметаллов

2

-

-

-

Подгруппа кислорода

6

1

-

1

Подгруппа азота

5

2

1

Подгруппа углерода

7

6

1

1

Основы органической химии

8

-

1

1

Общие свойства металлов

5

3

-

-

Металлы главных и побочных подгрупп

8

7

1

1

 Человек в мире веществ

2

2

1

Производство неорганических  веществ и их применение

6

1

-

-

ВСЕГО:

68

26

6

5



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа Химия 8,9 классы Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман.Г.

Изучение химии на II ступени общего среднего образования направлено на достижение следующей цели — формирование у учащихся первоначальных знаний о составе, строении, свойствах веществ и закономерностя...

Рабочая программа Химия 10,11 классы Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман.Г.

Цель изучения химии на III ступени общего среднего образования — формирование системы химических знаний и опыта их применения, обеспечивающего общекультурное развитие личности, понимание химической пр...

Рабочая программа. Химия 8-11 класс.

Тематическое планирование по химии 8-11 класс....

Рабочая программа химия 5-6 класс ФГОС.

Рабочая программа учебного предмета «Физика и химия» разработана для обучающихся 5 -6 классов (экспериментальных классов по введению ФГОС ООО) МБОУ "СОШ №27 с углубленным изучением отдельных предметов...

Рабочая программа. Химия 8 - 9 классы

Рабочая программа по химии для 8 - 9 классов к учебникам «Химия. Неорганическая химия. 8 класс»; «Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс». Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:...

Рабочая программа. Химия 10 - 11 классы

Рабочая программа по химии для 10-11 классов к учебникам «Химия. 10 класс»; «Химия. 11 класс». Авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014....