Рабочая программа (8-9 классы)
рабочая программа по химии на тему

Жданкина Татьяна Юрьевна

Рабочая ученая программа по химии для 8-9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_himii_8-9_.docx52.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ключинская средняя школа»

                         

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Предмет: __химия__

Классы: __8-9___

Сроки реализации: ___2015-2018 гг___________

Составитель: __Жданкина Татьяна Юрьевна, учитель химии, биологии, высшей квалификационной категории__

Пояснительная записка

«Жизнь – череда химических реакций», - как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Актуальность учебного предмета химии проявляется на двух уровнях: очевидном – полученные знания необходимы для поступления в высшие учебные заведения; бытовом – информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельно приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но так же и средством контроля за качеством их сформированности.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал  - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактологическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элементов (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса, вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Рабочая программа курса химии 8-9 классов разработана на основе Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С.Габриелян - М.: Дрофа, 2009) и государственного образовательного стандарта.

В рабочей программе курса химии для 8 – 9 классов привнесены следующие изменения в объёме часов по отношению к авторской программе: добавлен 1 час на изучение темы «Атомы химических элементов», добавлен 1 час на тему «Соединения химических элементов», добавлен 1 час на тему «Изменения, происходящие с веществами» за счет уменьшения 2 часов на тему «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Кроме того, добавлено по 1 часу на проведение промежуточной аттестации в каждом классе. В 9 классе добавлено 5 часов на изучение темы «Металлы» за счет сокращения 2 часов на тему «Повторение основных вопросов курса 8 класса», 1 часа на тему «Неметаллы» и 1 часа на тему «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».  В целом, рабочая программа составлена на 68 часов в каждом классе. Содержание курса химии в рабочей программе полностью соответствует содержанию, предусмотренному авторской программой.

Для контроля результатов учебной деятельности учащихся используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный (текущий), тематический (по итогам прохождения темы), промежуточный (в рамках промежуточной аттестации), итоговый (по итогам учебного года, итоговая аттестация).

В зависимости от содержания и специфики изучаемого материала, продолжительности учебного времени, отводимого на изучение темы, этапа и планируемых результатов обучения используются следующие формы контроля: устный контроль, письменный (химические диктанты, задания в тестовой форме, контрольные работы), практическая (практические работы и лабораторные опыты).

Устный контроль знаний применяется в зависимости от урока: в начале урока, перед изучением нового материала, с целью контроля и одновременного повторения и закрепления ранее пройденного; при изучении нового материала с целью выяснения связи нового с ранее изученным; в конце урока с целью закрепления материала, а также повторения ранее пройденного; после изучения темы или раздела на уроках посвященных контролю, с целью закрепления, повторения, систематизации и обобщения.

Устный контроль может проявляться также в отслеживании правильности ответов учащихся в течении урока (работа на уроке). Важной стороной устного опроса учащихся является развитие химического языка. Например, правильное чтение химических уравнений, формул, номенклатуры соединений и т.д.

Письменный контроль позволяет получить за один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или иному раздел курса. Результаты работ документально отражают знания и могут быть выражены в количественных показателях, что позволяет объективно оценить успеваемость. Наиболее существенный недостаток этого контроля состоит в том, что не все изученное по курсу химии может быть проверено, например, трудно учесть экспериментальные навыки и умения.

На длительных и кратковременных контрольных работах, используются задания в тестовой форме, то есть проверочные задания, в содержании которых имеются ответы.

Предполагаются и  традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи, кроссворды и другие). Учащимся готовиться несколько вариантов заданий, включающих обязательную и дополнительную часть, дополнительной части более трудные задания, выделяют другим цветом или шрифтом.

Программа предусматривает следующие методы, с помощью которых та или иная форма контроля позволяет получить достоверную информацию о качестве процесса и результатах учебной деятельности учащихся: опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой), химические диктанты, контрольные работы, практические работы и лабораторные опыты.

Содержание рабочей программы

Общая характеристика учебного курса

Химия — предмет естественнонаучного цикла, главное назначение которого  — формирование научного мировоззрения, знаний о природе, о методах ее познания. Школьный курс химии в синтезированном виде содержит краткие и обобщенные сведения из разных разделов химической науки, дидактически переработанные и последовательно изложенные в доступной для учащихся форме. Большую часть его содержания составляют основы химии.

Основы химии — это построенная и обобщенная на базе ведущих идей, научных достижений и теорий науки система общих знаний об элементах, веществах, процессах их превращений и методов их познания.

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,  исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

  • вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
  • химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
  • применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
  • язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность её состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычленения укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала.

Ведущими идеями курса являются:

  • Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  • Причинно-следственные связи между составом строением, свойствами и применением веществ;
  • Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
  • Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
  • Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
  • Законы природы объективны и познаваемы:  знание законов химии даёт возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
  • Наука и практика взаимосвязаны: требования практики  - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • Развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Место учебного курса  в учебном плане школы

Особенности содержания курса химии являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Рабочая программа курса химии 8 – 9 классов разработана  из расчета по 2 недельных (по 68 годовых) учебных часов в каждом классе, что соответствует учебному плану школы.

Результаты обучения

В результате изучения химии ученик должен

знать и понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Содержание учебного курса

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. 

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.

Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечей, и их описание.

Анализ почвы и воды.

Признаки химических реакций.

Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

ВЕЩЕСТВО.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды}.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Решение экспериментальных задач.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Демонстрации

Взаимодействие калия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений галогенов.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами железных руд, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

Практические занятия

Осуществление цепочки химических превращений металлов.

Получение и свойства соединений металлов.

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака, сероводорода).

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа азота и углерода».

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен, ацетилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

Практические занятия

Изготовление моделей углеводородов.

Свойства глицерина.

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

Взаимодействие крахмала с йодом.

Контроль уровня обученности

Для тематического и итогового контроля знаний, умений учащихся используются контрольные, практические и лабораторные работы.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

8 КЛАСС

1

Простые вещества.

1

2

Соединения химических элементов

1

3

Изменения, происходящие с веществами

1

4

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

1

5

Промежуточная аттестация

1

ИТОГО:                                                                                      

5

9 КЛАСС

1

«Металлы»

1

2

«Неметаллы»

1

3

Промежуточная аттестация

1

ИТОГО:

3

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

проведения

8 класс

1

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием

1

2

Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

1

3

Анализ почвы и воды

1

4

Признаки химических реакций

1

5

Приготовление раствора сахара с определённой массовой долей его в растворе.

1

6

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

1

7

Решение экспериментальных задач.

1

ИТОГО:                                                                                      

7

9 класс

1

Осуществление цепочки химических превращений металлов.

1

2

Получение и свойства соединений металлов.

1

3

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

1

4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

1

5

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

1

6

Получение, собирание и распознавание газов.

1

ИТОГО:

6

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ

№ п/п

Тема

Кол-во

Дата

проведения

8 класс

1

Знакомство с образцами веществ разных классов

1

2

Разделение смесей.

1

3

Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге

1

4

Окисление меди в пламени спиртовки

1

5

Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом

1

6

Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.  Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

2

7

Реакции, характерные для растворов серной и соляной кислот.

1

8

Реакции, характерные для растворов щелочей. Получение и свойства нерастворимого основания – гидроксида меди (II).

2

9

Реакции, характерные для растворов солей.

1

10

Реакции, характерные для основных оксидов (на примере оксида кальция). Реакции, характерные для кислотных оксидов (на примере углекислого газа)

2

ИТОГО:                                                                                      

13

9 класс

1

Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

1

2

Ознакомление с образцами металлов.

1

3

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

1

4

Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

1

5

Качественные реакции на ионы железа (II, III).

1

6

Качественные реакции на хлорид-ионы.

1

7

Качественные реакции на сульфат – ионы.

1

8

Распознавание солей аммония.

1

9

Получение углекислого газа и его распознавание.

1

10

Качественная реакция на карбонат-ион.

1

11

Ознакомление с природными силикатами. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

1

12

Изготовление моделей молекул органических веществ.

1

13

Свойства глицерина.

1

14

Взаимодействие глюкозы с глицеридом меди без нагревания и при нагревании. Взаимодействие крахмала с йодом.

1

ИТОГО:

14

Критерии и нормы оценки:

 

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

Ответ «4»:

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

 Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

 Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации курса химии в 8 – 9 классах используются:

Учебные и методические пособия:

  1. Химия. 8, 9 классы./ О.С. Габриелян - М.: Дрофа, 2014 – 2015 гг.
  2. Химия 8 кл.: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян. – М.: «Блик плюс», 2000.
  3.  Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна
  4. «Химия - 8»  / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2005.
  5. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2003.
  6. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна
  7. «Химия - 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003.
  8. Изучаем химию в 8 кл.: Методическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия - 8» для учащихся и учителя / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. – М.: «Блик плюс», 1997.
  9. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриелян «Химия - 9» для учащихся и учителей общеобразовательных учебных учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: «Блик и К», 2003.

Учебное  оборудование для выполнения практических видов работ по химии:

 

класс

темы лабораторных или практических работ

Вещества и оборудование

8

№ 1 Знакомство с образцами веществ различных классов

Вещества. Бинарные соединения: вода, оксид кальция. Основания (тв.): гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция. Кислоты (р-ры): серная кислота, соляная кислота, азотная кислота. Соли (тв.): хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция

№ 2 Разделение смесей

Оборудование: воронки, делительные воронки, химические стаканы, чашки для выпаривания, стеклянные палочки, фильтры бумажные, спиртовки.

№3 Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге

Оборудование: фильтровальная бумага, пипетки или капилляры (стеклянные трубочки, палочки).

Вещества: спирт этиловый.

№ 4 Окисление меди в пламени спиртовки или горелки

Оборудование: спиртовки, тигельные щипцы.

Вещества: медная проволока.

№ 5 Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа

Оборудование: химические стаканы, стеклянные трубочки.

Вещества: гидроксид кальция.

№ 6 Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты 6

Оборудование: пробирки (химические стаканы), спиртовки, лучины. Вещества: твердые карбонаты (кальция) , разбавленная соляная (уксусная, серная) кислота.

№ 7 Замещение меди в растворе хлорида меди(II) железом

Оборудование: пробирки (химические стаканы). Вещества: железо порошок (стальной гвоздь), раствор хлорида меди (II).

№ 8 Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной)

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: разбавленная соляная (серная) кислота; раствор гидроксида натрия (калия); цинк, медь (порошок или медная проволока), оксид кальция (оксид меди), твердый карбонат кальция или натрия, ндикаторы (лакмус, фенолфталеин).

№ 8 Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксида натрия или калия)

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: раствор гидроксида натрия (калия), разбавленная соляная (серная) кислота; раствор хлорида (сульфата) меди или хлорида (нитрата) алюмимния, индикаторы (лакмус, фенолфталеин)

№ 9 Получение нерастворимого основания (гидроксида меди)

Оборудование: пробирки. Вещества: раствор гидроксида натрия (калия), раствор хлорида (сульфата) меди.

№ 10 Реакции, характерные для основных оксидов (оксида кальция)

Оборудование: пробирки. Вещества: оксид кальция, разбавленная соляная (серная) кислота, индикатор фенолфталеин (универсальный индикатор).

№ 10 Реакции, характерные для кислотных оксидов (оксида углерода (IV))

Оборудование: прибор для получения газа (пробки с газоотводными трубками), пробирки. Вещества: твердый карбонат кальция, разбавленная соляная кислота, раствор гидроксида натрия (калия), индикаторы лакмус и фенолфталеин

Практические работы

№ 1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Оборудование: штатив лабораторный, спиртовка, спиртовка, химическая посуда (пробирка, стаканы, колбы др.).

№ 2 Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание

Оборудование: свеча стеариновая, предметное стекло, тигельные щипцы, стеклянная трубочка.

№ 3 Анализ почвы и воды

Оборудование: спиртовка, предметное стекло, колба коническая (химический стакан), воронка, стеклянная палочка, фильтр бумажный, тигельные щипцы.

№ 4 Признаки химических реакций

Оборудование: спиртовки, тигельные щипцы, химический стакан, лучина, пробирки. Вещества: твердый карбонат кальция (мрамор), разбавленная соляная кислота, растворы гидроксида натрия (калия), хлорида железа (III), роданида калия, карбоната натрия, хлорида кальция.

№ 5 Приготовление раствора сахара с определенной массовой долей

Оборудование: весы аналитические, набор разновесов (весы электронные), мерный цилиндр, химический стакан (коническая колба), стеклянная палочка.

№ 6 Ионные реакции (углубленное изучение).

Оборудование: пробирки. Вещества: растворы сульфата натрия, сульфата калия, сульфата магния, хлорида бария, хлорида натрия, хлорида калия.

№ 7 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца (углубленное изучение)

Оборудование: пробирки. Вещества: растворы сульфата меди, сульфата алюминия, сульфита натрия, хлорида калия, хлорида бария, фосфата натрия, карбоната натрия, гидроксида натрия, соляной (серной) кислоты, азотной кислоты, фенолфталеин.

№ 8 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей

Оборудование: пробирки, пробки с газоотводными трубками, спиртовки. Вещества: сера кристаллическая, цинк, медь, железо, оксид кальция, оксид меди, растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, сульфата железа (III), хлорид железа (II), хлорид меди (II).

№ 9 Решение экспериментальных задач

Оборудование: пробирки, спиртовки, тигельные щипцы. Вещества: сера,  цинк, железо, медь, алюминий, оксид меди, растворы соляной кислоты, серной кислоты, азотной кислоты, хлорида магния, хлорида бария, хлорида цинка, гидроксида натрия, сульфата калия, сульфата меди, сульфита натрия, сульфида натрия, карбоната натрия, карбоната калия, нитрата цинка, нитрата свинца, фосфата калия, иодида калия

9

Лабораторные опыты

№1 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Оборудование: пробирки. Вещества: раствор соли цинка (хлорид, нитрат), раствор гидроксида натрия (калия), раствор соляной (серной кислоты).

№ 2 Ознакомление с образцами металлов.

Коллекция «Металлы» или Вещества: натрий, литий, кальций, магний, цинк, алюминий, медь, железо и др.

№ 3 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей

Оборудование: пробирки, спиртовки

Вещества: цинк (алюминий), железо, медь;  растворы соляной (серной) кислоты, хлорида (сульфата) меди, хлорида (сульфата) железа (II).

№ 4 Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия, железа.

Коллекция «Горные породы и минералы»

№ 5 Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

Оборудование: пробирки

Вещества: растворы хлорида (нитрата) алюминия, гидроксида натрия (калия), соляной (серной) кислоты.

№ 6 Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ 

Оборудование: пробирки. Вещества: растворы хлорида (сульфата) железа (II), хлорида (сульфата) железа (III),    гидроксида натрия (калия), желтой кровяной соли, красной кровяной соли, роданида калия.

№ 7 Качественная реакция на хлорид-ион.

Оборудование: пробирки.

Вещества: растворы хлорида натрия (калия), нитрата серебра.

№ 8 Качественная реакция на сульфат-ион.

Оборудование: пробирки

Вещества: растворы сульфата натрия (калия), хлорида бария

№ 9 Распознавание солей аммония

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: хлорид (карбонат, нитрат) аммония, гидроксид натрия (калия) (или гашеная известь), фенолфталеин или универсальный индикатор.

№ 10 Получение углекислого газа и его распознавание.

Оборудование: прибор для получения газа (пробки с газоотводными трубками), пробирки.

Вещества: карбонат кальция (натрия),  раствор соляной (серной) кислоты, известковая вода (гашеная известь).

№ 11 Качественная реакция на карбонат-ион.

Оборудование: пробирки. Вещества: карбонат кальция (натрия),  раствор соляной (серной) кислоты.

№ 12 Ознакомление с природными силикатами.

Коллекция «Горные породы и минералы»

№ 13 Ознакомление с продукцией силикатной промышленности

Коллекция «Стекло» или образцы изделий из стекла, керамики, фарфора применяемых в быту, технике, медицине иных сферах деятельности человека.

№ 14 Изготовление моделей молекул углеводородов

Набор для изготовления шаростержневых моделей.

№ 15 Свойства глицерина

Оборудование: пробирки. Веществ: глицерин, раствор гидроксида натрия (калия), раствор сульфата меди (II).

 № 16  Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

Оборудование: пробирки, спиртовки. Веществ: глюкоза, раствор гидроксида натрия (калия), раствор сульфата меди (II).

№17 Взаимодействие крахмала с иодом.

Оборудование: пробирки, спиртовки. Веществ: крахмал, спиртовый раствор иода.

Практические работы

№ 1 Осуществление цепочки химических превращений металлов

Оборудование: пробирки, спиртовки. Веществ: растворы гидроксида натрия (калия), сульфата меди (II), карбоната магния, хлорида цинка, серной кислоты, соляной кислоты

№ 2 Получение и свойства соединений металлов

Оборудование: пробирки, спиртовки.

Вещества: железо, растворы хлорида алюминия, хлорида кальция, гидроксида натрия (калия), соляной (серной) кислоты, карбоната натрия, красной кровяной соли.

№ 3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: железо, железный купорос, растворы гидроксида натрия, карбоната калия, хлорида бария, хлорида калия, хлорида алюминия, хлорида железа (III), нитрата бария, сульфата натрия, карбоната кальция.

№ 4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: цинк, медь, растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, иодид натрия, хлорид натрия, хлорида бария, сульфида натрия, сульфата натрия, сульфита натрия, нитрата серебра (нитрата свинца).

№ 5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

Оборудование: пробирки, спиртовки. Вещества: растворы хлорида аммония, сульфата аммония, нитрата аммония, карбоната натрия, нитрата аммония, силиката натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты. Кристаллические сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия,

№ 6 Получение собирание и распознавание газов

Оборудование: пробирки, спиртовки, прибор для получения газов, пробки с газоотводными трубками, лучины.

Вещества: цинк, кристаллический перманганат калия, кристаллический хлорид аммония, кристаллический гидроксид кальция, растворы соляной кислоты, фенолфталеин, мрамор.

     Набор таблиц:

1. Физические явления и химические реакции

2. Строение атома

3. Закон сохранения массы веществ

4.Классификация химических реакций

5.Модели атомов некоторых элементов

6. Кристаллы

7. Тепловой эффект химической реакции

8. Окислительно- восстановительные реакции

9. Химическая связь

10. Валентность

11. Электролиз

12. Степень окисления

13. Генетическая связь классов неорганических веществ

14. Изомерия. Часть

15. Генетическая связь классов органических  веществ

16. Изомерия. Часть 2

17. Гомология

 

Индикаторы: метилоранж, лакмоид, фенолфталеин

Приборы:

  1. Прибор для получения газов
  2. Прибор для изучения зависимости скорости химических реакций от условий проведения
  3. Прибор для изучения электролитической диссоциации веществ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...