внеурочное занятие по химии "Физические и химические свойства воды"
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему
Внеурочное занятие предназначено для учащихся 8-9 классов. В ходе занятия учащиеся познакомятся с методами и способами определения изических свойств воды, приобретут навыки работы с химическим оборудованием, расширят свои знания о свойствах воды и смогут использовать их в нестандартных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vody.docx | 778.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснохуторская
основная общеобразовательная школа Белгородского района
Белгородской области»
СВОЙСТВА ВОДЫ
Внеурочная деятельность
«Занятия для любознательных».
Выполнили учащиеся 8 класса МОУ «Краснохуторская ООШ»
Земляченко Виталина,
Моисеева Валентина
Руководитель: учитель химии
Печеркина Галина Алексеевна
с.Красный Хутор
2017 год
Тема занятия - исследования:
Изучение физических и химических свойств воды.
Эпиграф к занятию:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь.Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».
Антуан де Сент – Экзюпери.
Цель :
- в ходе самостоятельных исследований изучить физические и химические свойства воды;
- формировать и расширять знания о свойствах веществ;
- развивать навыки самостоятельной работы с химическим оборудованием и реактивами;
- воспитывать аккуратность, ответственность за правильное выполнение задания и правил техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.
Оборудование: штатив, пробирки, спиртовка, держатель, стеклянные палочки, набор универсальной индикаторной бумаги, прозрачный цилиндр с плоским дном высотой 40см, мерные пипетки, водный термометр, ареометр (можно использовать сырое яйцо); 0,03% раствор перманганата калия, 0,1016 н. раствор соляной кислоты;, таблица «Стандартное содержание веществ в питьевой воде»; бумажные кружочки коричневого, желтого и голубого цвета.
Тип занятия: практическая работа
Форма занятия: групповая
План занятия.
- Актуализация знаний. Краткие сообщения учащихся:
а) Вода – самое необходимое вещество в природе
б) Вода в живых организмах.
В) Экологические проблемы чистой воды.
- Обсуждение сообщений и формулирование цели занятия.
- Переход к выполнению практической работы в группах. Распределение
- заданий
- Изучение свойств воды – практическая работа.
- Обсуждение результатов работы.
- Выводы по работе.
- Практическое значение работы и область применения знаний.
- Рефлексия.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя об особенностях практической работы
- Прослушивание сообщений.
- Обсуждение прослушанного;
- Формулирование цели занятия;
- Практическая работа.
Цель работы - в ходе самостоятельных исследований изучить физические и химические свойства воды. Инструктаж по технике безопасности при выполнении заданий.
Задания имеют разный уровень сложности.
- Группа 1- Изучение плотности воды, причин и факторов, изменяющих плотность воды. Составление словаря терминов с использованием специальной литературы. В лабораторию привезли 3 емкости с водой из реки, окраинного моря и океана. Придумайте этикетки, посмотрев на которые, можно сразу узнать, из какого водоема ВОДА.
- Группа 2 – Изучение температуры воды и цвета воды. Одинакова ли температура воды на поверхности и в глубине водоема? А цвет? В чем причина?
- Группа 3 - Используя предложенную научную литературу, найти способы определения вкуса и запаха воды в лаборатории, а так же показать возможные способы устранения запаха воды для ее употребления в быту. Где можно использовать эти знания?
- Группа 4 - Окисляемость воды, наличие органических веществ и примесей. Предложите использование полученных знаний в походных условиях.
- Демонстрационный опыт – Определение жесткости воды. Подумайте – для чего нужно знать о жесткости воды?
- Обсуждение результатов работы. Выводы.
- Обобщение работы. Роль воды и практическое применение полученных знаний. Экология воды. По словам Сент-Экзюпери вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. На сегодняшнем занятии мы узнали, что вода - уникальное творение природы. И нужна нам вода с приятным вкусом, без примесей, в жаркую погоду – прохладная, в холодную – горячий чай, а когда мы очень упорно работали и нас одолевает сильная жажда, нам нужно много чистой воды, чтобы напиться.
- Рефлексия.
На вашем столе лежат этикетки к чашкам с водой. Если на занятии вы узнали много нового , интересного , и вы удовлетворены, используйте для ответа этикетку самой чистой воды.
Методические рекомендации
- Вода – универсальный растворитель. Благодаря этому свойству воды в ней содержится очень много различных веществ. Соль в солонке – соленая, сахар в сахарнице – сладкий. А вот вода безвкусная. Почему суп соленый, а чай сладкий?
- В воде растворяются не только твердые, но и жидкие, и газообразные, в том числе и ядовитые, вещества. Количество примесей в воде влияет на состояние водоема и живущих в нем организмов.
- Наличие в воде солей характеризует соленость воды, которую выражают в промилле
(Солёность в промилле это количество твёрдых веществ в граммах, растворённое в 1 кг морской воды).
Обозначают соленость S0/00
Воды по содержанию солей классифицируются на :
Пресноводные - S0/00 = 0,5 0/00
Солоноватые (миксогалинные) - S0/00 = 0,5 0/00 - 30 0/00
Морские (эугалинные) - S0/00 = 30 0/00 - 40 0/00
Пересоленные (гипергалинные) - воды Мертвого моря - > 40 0/00
- Определение температуры воды. От температуры воды зависит содержание кислорода в воде, а, значит, и количество живых организмов. Температуру воды определяют с помощью спиртового водного термометра в течение 5 минут. Особенность термометра в том, что его колбочка заключена в специальный стаканчик для того, чтобы при изъятии термометра из водоема температура колбочки резко не менялась.
- Определение цвета воды. Учащиеся делают это на фоне белого листа бумаги, держа пробирку на уровне глаз. В лабораториях используют специальную шкалу цветности. Различают:
- Вкус воды в лаборатории определяется после кипячения в течении 5 минут и последующего охлаждения до 200 С. Учащиеся вкус воды не определяют. Различают:
Вкус воды | Привкус воды |
Горький Сладкий Соленый Кислый | Горьковатый Сладковатый Солоноватый Кисловатый |
- Запах воды определяют при 200 С и при нагревании до 400 С. Пробирку с водой близко к лицу не подносят, а делают над пробиркой движение рукой к себе, ощущая или не ощущая запах.
Запах | Шкала запахов. |
Травянистый Болотный Тухлый Гнилой Затхлый землистый | Нет запаха – 0 баллов Очень слабый – 1 балл Слабый – 2 балла Заметный - 3 балла Отчетливый (сильный) – 4 б Очень сильный - 5 баллов. |
- Прозрачность воды определяют, налив воду в прозрачный цилиндр с плоским дном высотой 40см. Цилиндр поставили на обычный текст. Если текст читается четко через столб воды высотой не менее 30см – это прозрачная вода, если меньше 30см. – это загрязненная, мутноватая, если меньше 10см – мутная.
- Окисляемость воды – самый интересный опыт, проводится в течение 20 мин, но иногда результат можно увидеть уже через 5 минут.
Наличие в воде органических веществ и примесей можно определить, добавив к 2/3 пробирки исследуемой воды из разных источников 3 капли 0,03% раствора перманганата калия. Стеклянной палочкой перемешать до получения однородной окраски раствора в пробирке. Оставить в штативе на 20мин. Если по истечении этого времени окраска не изменилась (1), вода считается удовлетворительной, пригодной для использования.
Если окраска стала красноватой (2) – вода подозрительная и использовать ее можно только после кипячения, а если окраска стала желто-бурой (3) – это говорит о непригодности воды, воду нельзя использовать даже после кипячения,
- Демонстрационный опыт по определению жесткости воды.
Для этого использовали метод титрования воды 0,1016 н. раствором соляной кислоты.
В пробирку налили 10мл. исследуемой воды и по каплям из мерной пипетки добавили соляную кислоту. В пробирку положили кусочек индикаторной бумаги метиловый оранжевый , который при изменении щелочной среды на кислую из желтого становится малиновым.
Итак, на фоне белой бумаги по каплям добавляем раствор соляной кислоты до появления едва заметной розовой окраски индикаторной бумаги в пробирке с водой. Затем определяем количество миллилитров израсходованной соляной кислоты по делениям мерной пипетки и по формуле рассчитываем жесткость воды: VHCl x NHCl ,
VH 2 O
где VHCl – объем израсходованной кислоты,
NHCl - нормальность кислоты,
VH 2 O - объем исследуемой воды. Стандартное содержание карбонатных ионов в воде не должно превышать 7 баллов.
Для чего нужно знать жесткость воды?
В 1 пробирку налить исследуемую воду , а во 2 – кипяченую. В обе пробирки добавить немного стирального порошка и интенсивно взболтать. В какой воде порошка потребуется меньше для стирки? Где будет чище белье?
В электрическом чайнике, в стиральной машине нагреваем воду. Что образуется на стенках чайника, на деталях машины? Как это влияет на срок службы механизмов?
Знания по определению запаха, прозрачности, окисляемости воды можно использовать в курсе ОБЖ при изучении тем «Походы» и «Выживание в экстремальных условиях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ В РОДНИКАХ И ПРУДАХ п. САУК-ДЕРЕ КРЫМСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Цель работы: выявление физико-химических показателей проб пресной воды в окрестностях п. Саук-Дере Крымского района, Краснодарского края для изучения гидроминерального ресурса территориального проекта...
План-конспект урока в 8 классе "Физические и химические свойства воды"
Мой опыт подсказывает, что свойствам воды нужно уделить достаточное внимание. Вода будет фигурировать в описании свойств остальных химических веществ. Кроме разбора групп веществ с которыми вода...
Памятка "Химические свойства воды" 8 клас
Таблица-памятка является раздаточным материалом для работы на уроке по теме "Химические свойства воды"...
разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"
разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"...
Урок по химии 8 класс тема: " Химические свойства воды".
Данное пособие рекомендовано при проведении урока в 8 классе при изучении темы : «Вода. Химические свойства воды". Адаптировано для уащихся со слабой успеваемостью. Химические свойст...
Химические свойства воды
Огромная роль воды в природе и в жизни человека, послужила причиной того, что она была одним из первых соединений, привлекших внимание ученых, исследовавших ее различные свойства. Во всех процессах св...
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...