План-конспект урока в 8 классе "Физические и химические свойства воды"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Мой опыт подсказывает, что свойствам воды нужно уделить достаточное внимание. Вода будет фигурировать в описании свойств остальных химических веществ. Кроме разбора групп веществ с которыми вода реагирует, надо сделать упор на те - которые с водой не взаимодействуют: кислоты, основания, соли. Иначе ученики будут пытаться соствлять уравнения реакций воды с упомянутыми группами соединений. О гидролизе детям пока рано знать. Данный урок рассчитан на класс, который способен работать очень быстро. По своему усмотрению что-то моюно перенести на следующий урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pian_uroka_svojstva_vodi.docx | 54.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии в 8 классе «Физические и химические свойства воды»
Учитель химии Севастопольской гимназии № 7 имени В. И. Великого – Колесник В.И.
Тема урока: Физические и химические свойства воды.
Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний:
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Цель урока:
- Образовательная:
Усвоение учащимися знаний о физических и химических свойствах воды. Усвоение учащимися умения составлять уравнения реакций, иллюстрирующих химические свойства воды.
Усвоение учащимися навыка выполнения некоторых реакций.
- Развивающие. Формирование и развитие образовательных компетенций:
учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; строить ответ по плану; умение вести записи в тетради; организовывать и анализировать собственную деятельность;
информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и представлять результаты своей работы.
- Воспитательные: обучение учащихся работать в парах, осуществлять взаимопомощь, воспитывать объективное отношение к результатам собственной деятельности.
- Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Оборудование:
- Оборудование на рабочих местах учащихся: Штатив для пробирок с пробиркой № 1 вода в колбе, раствор фенолфталеина в капельнице, оксид кальция, шпатель для него, карточка для диктанта, технологическая карта для выполнения лабораторной работы, карточки для закрепления материала, карточка для итоговой проверки усвоения материала урока.
- Оборудование на демонстрационном столе: кристаллизатор, вода в колбе, натрий металлический, нож, пинцет, бумага фильтровальная, индикаторы, коническая большая колба, металлическая ложечка, вставленная в пробку для колбы, порошок серы, горелка, спички, штатив с пробирками, хлорид натрия, кислота фосфорная, щелочь, оксид меди.
- Прочее оборудование: ПСХЭ, ряд активности металлов, стенды, демонстрационная доска, готовые ответы на диктант.
Планируемые результаты обучения
Предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать:
- определений понятий – оксиды;
- общие представления о кислотах, основаниях, активных металлах, металлах средней активности и малоактивных металлах;
- умение определить типы химических реакций по количеству и составу исходных и образовавшихся веществ: соединения, разложения, замещения, обмена;
- знание химических свойств воды;
- знание химических формул оксидов, некоторых кислот и оснований.
специальные умения:
- классифицировать вещества по составу;
- называть неорганические вещества;
- составлять уравнения реакций, характерные для воды;
- определять тип химической реакции;
- проводить несложные реакции, подтверждающие химические свойства веществ, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами, и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
общие учебные умения:
- планировать и регулировать свою учебную деятельность;
- проводить самооценку;
- коммуникативные умения (устная речь, ведение записей в тетради).
- применять знания в нестандартных ситуациях (тестирование).
Структура урока
- Организационный этап
- Актуализация опорных знаний,
Тема, цель, задачи урока, мотивация
- Первичное усвоение новых знаний и способов действий
- Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление
- Домашнее задание и инструкции к нему
- Рефлексия
- Организованное окончание урока
Ход урока
- Организационный этап (1 минута)
- Актуализация опорных знаний: Химический диктант. (5 минут)
Учитель: Для выполнения лабораторной работы нам понадобится знание химических формул некоторых веществ. Предлагаю проверить, кто и как их знает. У вас на столе имеется такая таблица. Впишите в первую строку свою фамилию и выполните задание. Формулы оксидов рассматриваются в теме «кислород» к данному уроку они задаются для повторения, формулы некоторых кислот и некоторых оснований вводятся заранее, на уроке «Простые и сложные вещества» и задаются для выучивания. Определения кислот, оснований и солей даются тоже на уроке: «Простые и сложные вещества».
Запишите химические формулы веществ: I вариант
Ваши фамилия и имя: | ||
№ | Название вещества | Химическая формула вещества |
1. | Оксид кальция | |
2. | Гидроксид кальция | |
3. | Гидроксид магния | |
4. | Сернистая кислота | |
5. | Гидроксид лития |
Запишите химические формулы веществ: II вариант
Ваши фамилия и имя: | ||
№ | Название вещества | Химическая формула вещества |
1. | Оксид натрия | |
2. | Гидроксид натрия | |
3. | Гидроксид железа (II) | |
4. | Угольная кислота | |
5. | Оксид углерода (IV) |
Самопроверка. На экран вывести правильные ответы. Учащимся предлагается сверить свою запись с правильной и выставить себе отметку.
Учитель: Проверьте правильность записи химических формул веществ и цифрой отметьте число правильных ответов в своей работе:
I вариант
Ваши фамилия и имя: | ||
№ | Название вещества | Химическая формула вещества |
1. | Оксид кальция | CaO |
2. | Гидроксид кальция | Ca(OH)2 |
3. | Гидроксид магния | Mg(OH)2 |
4. | Сернистая кислота | H2SO3 |
5. | Гидроксид лития | LiOH |
II вариант
Ваши фамилия и имя: | ||
№ | Название вещества | Химическая формула вещества |
1. | Оксид натрия | Na2O |
2. | Гидроксид натрия | NaOH |
3. | Гидроксид железа (II) | Fe(OH)2 |
4. | Угольная кислота | H2CO3 |
5. | Оксид углерода (IV) | CO2 |
Учитель: Передайте свои работы вперед. (Упражнение для позвоночника – повороты)…. Все эти и другие вещества реагируют с водой, либо, образуются в реакциях с нею. Знание их формул вам поможет правильно составлять уравнения химических реакций. Откройте рабочие тетради, запишите число, «классная работа», тему урока: ( 2 минуты)
Тема урока: Физические и химические свойства воды.
Наша цель: Научиться характеризовать химические свойства веществ на примере воды.
Задачи урока:
- Вспомнить классификацию неорганических веществ;
- Проделать некоторые опыты и сформулировать правила, с какими веществами вода взаимодействует, какие продукты образуются в этих реакциях;
- Перечислить группы веществ, которые не реагируют с водой.
- Научиться составлять уравнения химических реакций к изучаемым свойствам;
Мотивация: Данный урок очень важен для изучения химии, На любом уроке впредь, мы будем сталкиваться со свойствами воды.
- Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Мы с вами имеем представление о классификации неорганических веществ (проговорить, пользуясь схемой, у меня она на стенде, см. Приложение). Чтобы охарактеризовать химические свойства какого-либо вещества, нужно рассказать: как это самое вещество реагирует, или не взаимодействует с группами этих веществ, простыми веществами – металлами и неметаллами с водой, основными и кислотными оксидами, кислотами, основаниями и солями. Сегодня мы будем учиться характеризовать химические свойства воды. Исследовать их мы будем в ходе выполнения лабораторной работы. Вести записи вы станете не в тетради, а в технологической карте, возьмите её. Прокомментировать карту. Какие-то опыты, характеризующие главные химические свойства воды будут показаны демонстрационно, другие вы проделаете сами. Проверьте наличие всего необходимого оборудования. Выполнение работы( 15 минут)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ: «ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ»
Лабораторная работа № ____ Фамилия __________________
Тема: Физические и химические свойства воды.
Цель работы: Исследовать химические свойства воды, проделав предложенные опыты. В своем выводе составить их характеристику.
Оборудование: Штатив для пробирок с двумя пробирками № 1 и № 2, вода в колбе, раствор фенолфталеина в капельнице, оксид кальция, шпатель для него.
1. | Опишите физические свойства воды: агрегатное состояние, цвет, запах, температуру плавления и температуру кипения | выполняется учащимися самостоятельно |
2. | Взаимодействие натрия с водой | выполняется демонстрационно |
а. | Что делали? | В кристаллизатор налить немного воды, добавить несколько капель индикатора фенолфталеина и положить маленький кусочек металлического натрия |
б. | Что наблюдали? | |
в. | Уравнение химической реакции. | |
г. | Вывод по результатам опыта. | |
3. | Взаимодействие оксида кальция с водой | выполняется учениками самостоятельно. Прокомментировать, какие металлы являются активными, какие – металлами средней активности, какие – малоактивными. Использовать ряд металлов и ПСХЭ |
а. | Что делали? | В пробирку № 1 налейте 2 мл. воды, добавьте 1-2 капли фенолфталеина и положите шпателем немного оксида кальция. |
б. | Что наблюдали? | |
в. | Уравнение химической реакции. | |
г. | Вывод по результатам опыта. | |
4. | Взаимодействие оксида серы (IV) с водой | выполняется демонстрационно |
а. | Что делали? | В коническую колбу нальем воды слоем в 1 см. и, добавим несколько капель индикатора метилового оранжевого. В металлической ложечке подожжем порошок серы и опустим в колбу с водой |
б. | Что наблюдали? | |
в. | Уравнение химической реакции. | |
г. | Вывод по результатам опыта. | |
5. | Взаимодействие кислот, оснований, оксидов малоактивных металлов с водой | Взаимодействует ли вода с кислотами, основаниями и солями? |
г. | Вывод по результатам опыта. |
Общий вывод: выполняется дома.
На уроке проговорить результаты. Охарактеризуйте физические и химические свойства воды, используя составленные уравнения и выводы к конкретным опытам.
Физминутка.
- Первичная, проверка понимания: (15 минут)
Выполнение заданий у доски и в тетрадях учениками по карточке
.
Карточка-задание
Взаимодействие воды с простыми веществами
1. Составьте уравнения реакций активных металлов при обычной температуре:
а) натрия с водой; б) кальция с водой.
(Формулу воды в уравнениях реакций можно записать так: НОН.)
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.
2. Составьте уравнения реакций металлов средней активности при нагревании, учтите, образуются водород и оксид металла:
а) магния с водой; б) железа с водой.
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.
Дополнительные сведения
Вода реагирует с некоторыми неметаллами при высокой температуре: С + 2Н2О = СО2 + 2Н2.
Взаимодействие воды с оксидами активных металлов
Составьте уравнения реакций соединения оксидов активных металлов с водой:
а)СаО + Н2О = ... ; б)Nа2O + Н2О = ... ;
в)Li2O + Н2О = ... .
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.
Дополнительные сведения
В таких реакциях образуются только гидроксиды металлов; водород не выделяется, в отличие от реакции воды с металлом.
Взаимодействие воды с оксидами неметаллов
Оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют соединения, которые относятся к классу кислот.
1. Составьте уравнение реакции между водой и оксидом серы(IV). При этом учтите, что получившееся вещество – сернистая кислота – имеет формулу, представляющую собой сумму всех атомов, входящих в состав и первого, и второго веществ, взятых для реакции.
Правило. Чтобы правильно составить формулу кислоты, надо сложить число атомов каждого из элементов, входящих в состав оксида и воды. Атомы водорода в формуле кислоты пишутся на первом месте, кислорода – на третьем. Если число атомов каждого элемента делится на два, то производится сокращение и записывается простейшая формула кислоты, например:
N2O5 + Н2О = (Н2N2O6) = 2НNО3.
2. Составьте уравнения реакций между:
водой и углекислым газом СО2,
водой и оксидом серы (VI) SO3.
Дополнительные сведения
SiO2 (речной песок) с водой не взаимодействует;
- Первичное закрепление:
Дидактическая игра. В каждой таблице найдите прямую линию – горизонтальную, вертикальную, диагональ, – которая пересекает все три клетки с веществами, взаимодействующими с водой.
Таблица № 1 | ||
Na | Au | Na2O |
SO3 | Fe2O3 | Ca |
Cu | CaO | CO2 |
Таблица № 2 | ||
SO2 | CuO | Cu |
Fe3O4 | Au | Na2O |
SO3 | CaO | K |
Отметки за урок.
Подведение итога:
Вернуться к стенду (схеме) «Классификация неорганических веществ». Проговаривание учащимися основных моментов изученного:
- Вода при обычных условиях – жидкость, без цвета, запаха…;
- Вода не реагирует с кислотами, основаниями, солями;
- Вода взаимодействует с активными металлами и металлами средней активности;
- Вода реагирует с оксидами активных металлов – основными и оксидами неметаллов – кислотными. (5 минут)
VI. Домашнее задание и инструкции к нему: В своей рабочей тетради вы оформите общий вывод к работе, этот общий вывод и будет характеристикой физических и химических свойств воды. На следующем уроке вы должны будете уметь охарактеризовать свойства воды, подтверждая правила уравнениями реакций. Весь материал возьмете в технологической карте, если чего-то в ней не будет, то изучите параграф № ___ в учебнике. Запишите задание в дневник. Кроме того выполните задание в печатной тетради, автор Габрусева:
ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ
- Какую информацию можно получить о воде по её химической формуле?
- Химическая формула _______________________;
- Качественный состав _______________________;
- Относительная молекулярная масса ___________;
- Молярная масса ____________________________;
- Массовая доля кислорода ____________________;
- Массовая доля водорода ____________________;
- Охарактеризуйте физические и химические свойства воды:
Физические свойства | ||
Химические свойства, вода реагирует с ….. | ||
уравнение реакции | ||
с натрием | ||
с кальцием | ||
с цинком | ||
с оксидом натрия | ||
с оксидом кальция | ||
с оксидом углерода(IV) | ||
с углеродом |
- Допишите уравнения химических реакций:
- CaO + H2O = ____________
- _________ + H2O = H3PO4;
- K + ___________ = KOH + H2;
- Zn + H2O = ________ + H2;
- C + H2O = _________ + H2;
- H2O + _________ = NaOH;
- SO3 + _________ = H2SO4 ;
- H2O эл. ток _____ + _______
- Рефлексия. Так что же означают слова: «Охарактеризуйте свойства вещества»
- Организованное окончание урока.
Использованные источники:
- Габрусева Рабочая тетрадь по химии для 8 класса. – М.: Просвещение, 2014;
- Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. 8–9 класс. М.: Просвещение, 1999;
- Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014;
- «Химические свойства воды», конкурс Я иду на урок химии. – интернетсайт: him.1september.ru/urok
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методы и приемы использованные в уроке:
Иследовательский метод обучения
Частично-поисковый методу обучения
Метод проблемного изложения
Репродуктивный метод обучения
Объяснительно-иллюстративный метод обучения
Методы контроля и самоконтроля: Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля. Методы самоконтроля.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций: Лекция, рассказ, беседа.
Методы иллюстраций, демонстраций и др.
Сочетание словесных и наглядных методов: методы упражнений, проведение опытов и др.
Дедуктивный метод, метод аналогий .
Проблемно-поисковые (проблемное изложение, исследовательский метод )
Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка.
Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда.
Методы стимулирования и мотивации учения:
- Методы формирования интереса к учению: методы эмоционального стимулирования и др.
1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении: Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
- задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
- организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
- задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
- демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
- задание учащимся с несформулированным вопросом;
- задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
- задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- Фронтальная (коллективная)
3. Парная.
4. Индивидуальная:
4.1. индивидуализированная;
4.2. индивидуализированно-групповая.
Приложение 2
Приложение 4
к СанПиН 2.4.2.2821-10
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. -сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза -средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Приложение 5
к СанПиН 2.4.2.2821-10
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ГИМНАСТИКИ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"
разработка урока химии в 8 классе по теме "химические свойства воды"...
внеурочное занятие по химии "Физические и химические свойства воды"
Внеурочное занятие предназначено для учащихся 8-9 классов. В ходе занятия учащиеся познакомятся с методами и способами определения изических свойств воды, приобретут навыки работы с химическим о...
План конспект + презентация урока по химии "Физические и химические явления"
План-конспект+презентация+дидактический материал к уроку по химии на тему "Физические и химические явления"...
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"
Урок по химии на тему: Физические и химические свойства воды. Применение воды"...
Методическая разработка урока химии по теме "Физические и химические свойства воды"
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме "Физические и химические свойства воды" - 30-й урок раздела "Основные химические понятия". Обучение ведется из расчета 2 часа...
Урок по химии "Физические и химические свойства воды"
Разработка открытого урока по химии для учащихся 8 класса в рамках аттестации учителя...