Разработка урока "Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы" 9 класс.
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Материал состоит из презентации "Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы" Power Point (55 cлайдов), технологической карты урока с применением технологии исследования, поурочного плана "Общая характеристика щелочных металлов", дидактического материала "К уроку общая характеристика элементов IА подгруппы". К сожалению, видеофрагменты к уроку не поместились в основное содержание материала. Найти их вы сможете набрав в поисковой строке браузера "химия-телеурок щелочные металлы FLV", "Щелочные металлы+вода".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
winrar_zip_archive.zip | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Литий (Li)
Литий был открыт в 1817г. шведским химиком А. Арфведсоном при анализе минерала петалита. Металл назвали литием, что в переводе с греческого означает «камень». Впервые был получен Г. Дэви в 1818г.
Содержание в земной коре – 3,2·10-3% от ее массы. Содержание в морской воде –3,2·10-3%. Среднее содержание в организме человека (мышечная, костная ткани, кровь) – 0,67мг. Суточная потребность организма: 0,1-2 мг. Известно около 30 минералов, содержащих литий, пять из них имеют промышленное значение. Мировое производство этого металла – около 39000т в год; по некоторым оценкам его запасы составляют 7,3·106 т.
Долгое время и литий, и его соединения почти не находили практического применения. Лишь в ХХ в. их стали использовать в производстве аккумуляторов, в химической промышленности как катализаторы, в металлургии. Сплавы лития легки, прочны, пластичны. Но главная область применения лития сегодня – атомная техника. Литий нашел применение и в медицине: карбонат лития и литиевая соль салициловой кислоты служат средством для растворения мочевой кислоты, выделяющейся при подагре и некоторых других болезнях. Так «безработный» в прошлом элемент в наши дни стал необходим.
Натрий (Na)
В 1807г. английский химик и физик Г. Дэви впервые получил натрий в чистом виде при электролизе едкого натра. Дэви же первый изучил его свойства.
Натрий – самый распространенный в природе щелочной металл, один из самых распространенных в природе элементов – 2,5% от массы земной коры. Натрий входит в состав гранитов, базальтов, полевых шпатов, множества минералов. Его содержание в морской воде составляет 1,06%.
Мировое производство поваренной соли – 1,68∙108, карбоната натрия – 2,9∙107, металлического натрия - 2∙105т в год, запасы натрия практически не ограничены.
Среднее содержание в организме человека – 100г. Натрий активно участвует в обмене веществ в организмах. Содержится в эритроцитах крови, сыворотке, пищеварительных соках, играет важную роль в водно-солевом обмене и поддержании кислотно-щелочного равновесия. Присутствует натрий и в тканях растений, однако роль этого элемента в жизни растений до конца не изучена.
Натрий входит в состав многих лекарственных препаратов, в том числе таких, как питьевая сода, норсульфазол. Многие антибиотики используются в медицинской практике главным образом в виде натриевых солей.
Калий (K)
Человечество знакомо с калием более полутора веков. В лекции, прочитанной в Лондоне 20 ноября 1807г., Г. Дэви сообщил, что при электролизе едкого кали он получил «маленькие шарики с сильным металлическим блеском… некоторые из них сейчас же после своего образования сгорали со взрывом». Это и был калий.
В земной коре содержится 2,5% калия по массе. Калийсодержащих минералов известно несколько сотен, среди них сильвин, карналлит, ортоклаз. Содержится в морской воде – 0,037%. Мировое производство солей калия – 5,1·107, металлического калия – 200т в год. Запасы огромны.
Важен для всех живых организмов. При недостатке этого элемента замедляется рост растений, желтеют листья, плоды становятся менее сладкими, семена теряют всхожесть.
Калий обычно используют в форме солей. Калийные удобрения – это природные или измененные в процессе химической обработки соли калия. Нитрат калия (калийная селитра) – двойное удобрение и окислитель, компонент дымного пороха; фторид калия – важнейший металлургический флюс; перманганат калия (марганцовка) – окислитель и антисептик; хлорат калия (бертолетова соль) применяют в пиротехнике и производстве спичек; карбонат калия (поташ) необходим при варке стекла. Металлический калий употребляют как материал электродов в химических источниках тока, как восстановитель при получении некоторых металлов и как теплоноситель в ядерных реакторах.
Содержится в человеческом организме (140г). Суточная потребность организма: 1,4-7,4г.
Рубидий (Rb)
Был открыт по характерным линиям в длинноволновой области спектра в 1861г. немецким учеными Р. Бунзеном и Г. Кирхгофом. Цвет этих линий определил и название элемента: в переводе с латыни «рубидис» - «темно-красный». В 1863г. Бунзен получил рубидий в чистом виде.
В земной коре содержится 1,5·10-2% рубидия. Он не принадлежит к числу редких элементов, но очень рассеян и не образует собственных минералов. Как примесь он входит в минералы калия, цезия и лития. В морской воде 2·10-5% рубидия.
Рубидий – один из немногих химических элементов, ресурсы и возможности добычи которого больше, чем нынешние потребности в нем. Применяют его (только в виде соединений) весьма ограничено: как катализатор некоторых нефтехимических процессов и при получении стирола и бутадиена – исходных веществ для получения синтетического каучука. Рубидий входит в состав некоторых болеутоляющих лекарственных средств.
Рубидий содержится в морских водорослях, чае, кофе, сахарном тростнике и табаке. Среднее содержание в организме человека – 680мг. Суточная потребность организма: 1,5-6мг.
Цезий (Cs)
Цезий был первым элементом, открытым с помощью метода спектрального анализа. В 1860г. немецкие ученые Р. Бунзен и Г. Кирхгоф по синим линиям в спектре обнаружили в воде, взятой из минеральных источников в Баварии, новый химический элемент. Название элемента происходит от латинского слова «цезиус» - «голубой».
По распространению в земной коре цезий достаточно редкий элемент: 3,7·10-4% по массе. Незначительное количество цезия есть в морской воде - 5·10-6%. Промышленное значение имеет лишь один из минералов цезия – поллуцит.
Содержится в человеческом организме, суточная потребность составляет 0,004-0,03мг.
Соединения цезия используют довольно широко: в оптике, электротехнике, радиолокации, кинотехнике. Металлический цезий чаще всего применяется в исследованиях по физике и химии плазмы. Способность цезия отдавать электрон даже при незначительных воздействиях извне сделала этот метод незаменимым для изготовления фотоэлементов и фотоумножителей.
Франций (Fr)
Часто франций относят к синтезированным элементам, хотя первоначально он был обнаружен в природе (1939г.). Франций был открыт французской исследовательницей Маргаритой Перей. Она доказала, что актиний в редких случаях распадается, испуская альфа-частицу. Продуктом альфа-распада актиния и оказался франций.
Все его изотопы неустойчивы, период полураспада наиболее устойчивого из них равен 21,8 мин. Это один из редчайших элементов. В поверхностном слое земной коры толщиной 1,6км содержится около 24,5г франция. Ничтожные количества франция содержатся в урановых рудах. Чтобы изучить его свойства, ученым приходилось работать с ничтожным количеством элемента. Только в начале 50-ых годов франций удалось получить искусственно в результате облучения тория потоком быстрых протонов.
В организме человека не содержится.
Приложение №2
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ
(исследовательская группа физиков)
Таблица 1
«Некоторые физико-химические
характеристики атомов элементов IА группы»
Знак химического элемента | Q*, кДж | tпл., 0С | ρ, г/см2 | Атомный радиус, пм | Электро-отрицательность по Полингу |
Li | 223 | 180,5 | 0,54 | 155 | 0,98 |
Na | 184 | 98 | 0,97 | 190 | 0,93 |
К | 197 | 63,5 | 0,86 | 235 | 0,82 |
Rb | 180 | 39,5 | 1,52 | 248 | 0,82 |
Cs | 190 | 28 | 1,90 | 267 | 0,79 |
*Тепловой эффект взаимодействия металлов с водой.
Цель: смоделировать металлическую кристаллическую решетку и показать физические свойства металлов.
- Изучите таблицу №1. Проанализируйте закономерность изменения атомного радиуса и электроотрицательности атомов элементов от лития к цезию. Отметьте изменение температур плавления щелочных металлов. Подумайте, почему тепловой эффект взаимодействия с водой самый высокий у лития?
- Смоделируйте металлическую кристаллическую решетку. Распределение ролей среди участников исследовательской группы:
- узлы кристаллической решетки – 6 человек;
- электроны – 2 человека;
- катод, огонь – 1 человек;
- анод, молоток – 1 человек.
Порядок действий:
- «постройте» металлическую кристаллическую решетку;
- продемонстрируйте физические свойства щелочных металлов – электропроводность, теплопроводность, ковкость.
3. Подготовьте устный отчет об особенностях физических свойств щелочных металлов.
Приложение №2
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ
(исследовательская группа историков)
Таблица 1
«Некоторые физико-химические
характеристики атомов элементов IА группы»
Знак химического элемента | Q*, кДж | tпл., 0С | ρ, г/см2 | Атомный радиус, пм | Электро-отрицательность по Полингу |
Li | 223 | 180,5 | 0,54 | 155 | 0,98 |
Na | 184 | 98 | 0,97 | 190 | 0,93 |
К | 197 | 63,5 | 0,86 | 235 | 0,82 |
Rb | 180 | 39,5 | 1,52 | 248 | 0,82 |
Cs | 190 | 28 | 1,90 | 267 | 0,79 |
*Тепловой эффект взаимодействия металлов с водой.
Таблица 2
«История открытия»
Знак химического элемента | Этимология названия | Год открытия | Кто открыл |
Li | |||
Na | |||
К | |||
Rb | |||
Cs | |||
Fr |
Цель: подготовить историческую справку об открытии щелочных металлов.
- Прочитайте тексты (КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ, приложение №1).
- Внесите в таблицу №2 краткие сведения об истории открытия щелочных металлов.
- Подготовьте устный отчет.
Приложение №2
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ
(исследовательская группа геологов)
Таблица 1
«Некоторые физико-химические
характеристики атомов элементов IА группы»
Знак химического элемента | Q*, кДж | tпл., 0С | ρ, г/см2 | Атомный радиус, пм | Электро-отрицательность по Полингу |
Li | 223 | 180,5 | 0,54 | 155 | 0,98 |
Na | 184 | 98 | 0,97 | 190 | 0,93 |
К | 197 | 63,5 | 0,86 | 235 | 0,82 |
Rb | 180 | 39,5 | 1,52 | 248 | 0,82 |
Cs | 190 | 28 | 1,90 | 267 | 0,79 |
*Тепловой эффект взаимодействия металлов с водой.
Таблица 3
«Области распространения. Мировые запасы и мировое производство»
Знак химического элемента | Содержание в земной коре | Содержание в морской воде | Мировые запасы | Мировое производство |
Li | ||||
Na | ||||
К | ||||
Rb | ||||
Cs | ||||
Fr |
Цель: выяснить области распространения щелочных металлов, их содержание, мировые запасы и мировое производство.
- Прочитайте тексты (КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ, приложение №1).
- Внесите в таблицу №3 краткие сведения об истории открытия щелочных металлов.
- Подготовьте устный отчет.
Приложение №2
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ
(исследовательская группа, биологов)
Таблица 1
«Некоторые физико-химические
характеристики атомов элементов IА группы»
Знак химического элемента | Q*, кДж | tпл., 0С | ρ, г/см2 | Атомный радиус, пм | Электро-отрицательность по Полингу |
Li | 223 | 180,5 | 0,54 | 155 | 0,98 |
Na | 184 | 98 | 0,97 | 190 | 0,93 |
К | 197 | 63,5 | 0,86 | 235 | 0,82 |
Rb | 180 | 39,5 | 1,52 | 248 | 0,82 |
Cs | 190 | 28 | 1,90 | 267 | 0,79 |
*Тепловой эффект взаимодействия металлов с водой.
Таблица 4
«Щелочные металлы и живые организмы»
Знак химического элемента | Содержание в живых организмах | Суточная потребность организма | Применение щелочных металлов человеком |
Li | |||
Na | |||
К | |||
Rb | |||
Cs | |||
Fr |
Цель: выяснить содержание щелочных металлов в живой природе.
- Прочитайте тексты (КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ, приложение №1).
- Внесите в таблицу №4 краткие сведения о содержании щелочных металлов в живых организмах и о применении щелочных металлов человеком (кратко).
- Подготовьте устный отчет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы
Урок химии в 9 классе по программе О.С. Габриеляна, с использованием информационных кейсов и модулей ФЦИОР....
Модель урока химии в 9 кл по теме "Общая характеристика элементов 1 группы главной подгруппы, презентация к уроку
Цели урока:Образовательная: Сформировать знания об элементах 1 группы, главной подгруппы.Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химической составляющей естественно – научной картины м...
Контрольная работа для 9 класса по теме: «Элементы VII группы главной подгруппы»
Проверка знаний по теме: «Элементы VII группы главной подгруппы»...
Проверочная работа по теме: "Элементы 5 группы главной подгруппы. Азот и фосфор." 9 класс
проверочная работа предназначен для проверки знаний по теме: "Элементы 5 группы главной подгруппы. Азот и фосфор." 9 класс. первых два варианта рассчитаны на учащихся среднего и низко...
Интернет-урок: "Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы"
Интернет-урок, 9 класс...
Технологическая карта урока «Общая характеристика элементов 6 группы главной подгруппы»
«Общая характеристика элементов 6 группы главной подгруппы». Знать физические и химические свойства серы, ее аллотропные модификации. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающие окислительно – ...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: «Общая характеристика элементов IА- группы».
Цель данной разработки — дать общую характеристику щелочным металлам на основании их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; охарактеризовать строение, физ...