разработка урока в 9 классе по теме "Химия металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
"Мощь и сила науки - во множестве фактов, цель - в обобщении этого множества"Д.И.Менделеев, урок обобщения и систематизации знаний по теме "Металлы", подготовка к контрольной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_himii_v_9_klasse_po_teme_metally.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеморецкая средняя общеобразовательная школа имени А. И. Кострикина»
Еланского муниципального района Волгоградской области
Урок химии в 9 классе по теме:
«Химия металлов»
Подготовила: учитель химии
Красюкова Наталия Ивановна
2013 год
Цели:
-расширение знаний о положении металлов в ПСХЭ и строении их атомов; металлической химической связи и кристаллической решетке металлов; физических и химических свойствах металлов;
-совершенствование умений пользоваться справочными таблицами, выделять главное, сравнивать и обобщать; составлять уравнения реакций и решать задачи;
- развитие навыков самостоятельной работы, умения четко и грамотно выражать свои мысли;
-воспитание потребности в знаниях о роли металлов в организме человека; о металлах, с которыми мы соприкасаемся в жизни;самостоятельности при подборе дополнительной информации.
Оборудование: таблицы «Периодическая система химических элементов», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Металлическая кристаллическая решетка»; химические реактивы (железный гвоздь, цинк, медная проволока, растворы сульфата меди (II) и соляной кислоты), спиртовка, спички, пробирки; компьютер, диск «Химия. 8 -9 класс. Базовый уровень», мультимедийный проектор.
Эпиграф к уроку:
«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества».
Д. И. Менделеев
Тип урока: урок обобщения и повторения знаний по теме, подготовка к контрольной работе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение и закрепление знаний по теме.
- Происхождение термина «металл».
Это слово известно всем с раннего детства. Оказывается это слово имеет греческие корни: греческое «металлон» имело значение «земляные работы», «раскопки», а позднее стало значить «шахты», «рудники», «руда». В латинском языке слово «металлум» уже получило смысл «руда и выплавляемый из нее металл» и оттуда в виде французского «металь» перекочевало к нам в Россию.
А как вы думаете почему это слово имеет такое происхождение?
(В природе нет чистых металлов, человек научился получать металлы из руды.)
- Какое же положение занимают металлы в периодической системе химических элементов, каковы особенности строения их атомов, тип кристаллической решетки?(Ответ ученика у доски, работа с таблицами.)
Задание: охарактеризовать химический элемент цинк по плану:
А) период
Б) группа
В) подгруппа
Г) относительная атомная масса
Д) строение атома (число, протонов, электронов, нейтронов)
(работа в парах на месте, один человек у доски, самопроверка)
- Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет по числу семи планет…», но мы то с вами знаем, что в настоящее время известно 88 металлов. Об истории открытия металлов на уроках мы почти не говорили, сегодня вы подготовили презентацию «Из истории открытия металлов»
(учащиеся представляют презентацию)
- Одинаковое строение кристаллической решетки металлов обусловливает их общие физические свойства. Каковы же они? (ответ ученика у доски)
задание: выполнение тестов на знание физических свойств металлов (работа в парах, самопроверка; просмотр слайдов с диска «Химия 8, 9 класс»)
- Для металлов характерны общие физические свойства, но по этим же свойствам они различаются. Это различие человек научился применять. Предлагаю вам задание «Определите металл» (зачитываю информацию о металлах «Самый, самый…», учащиеся должны узнать металл)
- Ученикам дано опережающее задание – подобрать словосочетания, употребляемые в жизни, в которых свойства явлений или предметов сравнивают со свойствами металлов. Например, железные нервы и т.д. После того как были заслушаны ученики, учитель приводит примеры использования таких словосочетаний поэтами и писателями.
- Теперь вспомним химические свойства металлов (просмотр слайдов с диска «Химия 8, 9 класс»)
задание: выбрать схемы возможных реакций и осуществить эти реакции практически (ответ ученика у доски)
Cu + O2
Ag + H2SO4
Na + H2O
Zn + HCl
Fe + CuSO4
Al + Na2CO3
Дифференцированное задание: запишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить превращения.
Ca +О2CaO+Н2ОCa(OH)2 +СО2 CaCO3 t CaO ( на «3»)
Zn +О2 X +НСl Y КОН Z t ZnO (на «4-5»)
(задание на «4-5» выполняется у доски)
- Мы знаем, что металлы различаются по активности. А вот о биологической роли металлов в живых организмах мы почти не говорили. Сегодня ученица подготовила сообщение «Значение металлов для живых организмов»
- Знание химических свойств металлов, их иллюстрация в виде уравнений реакций необходимы при решении задач.
Задание: решить задачу у доски.
Определите объем водорода (н.у.), который выделяется при взаимодействии 230 г натрия с водой, если выход газа составляет 90%.
- Рефлексия:подведение итогов урока, самооценка работы учащихся на уроке, выставление отметок учителем.
- Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.
Урок окончен, не навсегда –
через неделю придешь сюда.
Захочешь если, то научу
задашь вопрос мне – не промолчу.
Ведь я учитель, ты ученик,
а значит вместе мы не на миг.
А значит вместе одной тропой
дорогой знаний идти с тобой.
Поверьте, дети, хочу для всех,
чтоб на контрольной вас
ждал успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока"
Разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока" представлена в виде методологической таблицы, приложений с раздаточным материалом.Це...
Методическая разработка урока "Разметка заготовок из тонколистового металла"
Урок по теме «Разметка заготовок из тонколистового металла» разработан для учащихся 8 класса на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл. с использованием уч...
Разработка урока с презентацией по теме " Металлы в жизни человека"
Урок обобщения знаний. Помогает проанализировать значение, применение металлов в разных аспектах деятельности человека, акцентировать внимание на металлургическом комплексе нашего города.Урок решает ...
Разработка урока.9 класс "Соединения щелочных металлов"
Тема урока: Соединения щелочных металлов. 9 класс Цели урока: * ознакомление обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением; * выявле...
Методическая разработка урока "Свойства чёрных и цветных металлов"
Урок технологии для обучающихся 6 класса. На уроке используются современные образовательные технологии: ИКТ, проблемное обучение....