РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Байкал – кладезь мира» Направление эколого-биологическое
рабочая программа по географии (8 класс)

Цырендашиева Баярма Раднаевна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованием  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03 -2960, на основе образовательной программы школы. Программа опирается на основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действии, Программы отдельных учебных предметов и курсов, с учетом КОЭЭП «Цветок Байкала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_8_klass.docx48.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное   учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г Улан-Удэ»

РАССМОТРЕНО                                                                    

на заседании ШМО                                                                                                                                

Протокол от                                

Руководитель ШМО _______/_____________/                

СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР

_______           /Ю.Н. Белявская

« ____ »                    2019 г

УТВЕРЖДЕНО                                           приказом директора

 МАОУ СОШ №19

___________В.И. Хамнуев

«      »                     2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   внеурочной деятельности

курса  «Байкал – кладезь мира»

           Направление эколого-биологическое

для   8   классс

Рабочую программу составила:  

Цырендашиева Б.Р.

                                                                                                   учитель                         географии

                                   

                                                                                               квалиф. кат-рия:           высшая                                                                         

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана в соответствии с требованием  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03 -2960, на основе образовательной программы школы. Программа опирается на основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действии, Программы отдельных учебных предметов и курсов, с учетом КОЭЭП «Цветок Байкала».

        Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как экологическая грамотность и экологическая культура, экологически безопасный образ жизни и направлена на воспитание ценностного отношения к окружающей природе, формирование способности проектировать свое поведение в разных экологических условиях, мотивации на самообразование в области экологии. Настоящая программа предназначена для учащихся 8 класса, проходящих предпрофильное обучение по биологии и экологии. Программа разработана с учетом региональных особенностей. Байкал – самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Знание особенностей Байкала, понимание его величия и значимости в жизни людей, а также бережное отношения к природе родного края будет  способствовать формированию у детей патриотических чувств и гордости за свою родную землю. Байкал – уникальный уголок природы на Земле, природная лаборатория возникновения новых живых организмов в воде, организмов которых нигде в мире больше нет. В результате изучения курса учащиеся получат начальное представление о живых организмах, о видовом разнообразии озера Байкал.

        Актуальность тематик обусловлена стремительным ростом вклада экологических знаний в жизнь современного человека. Экологическая культура выступает как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности человека в окружающей среде. От ее формирования напрямую зависит качество жизни человечества. Программа имеет профилактическую  направленность, базируется на научных достижениях в области образования и культуры.  Программа определяет минимальный объем содержания внеурочной деятельности в 8 классе основной школы, оставляя возможность дополнения ее вариативной составляющей педагогическим коллективом при участии обучающихся и их родителей. К доработке могут привлекаться представители общественных институтов, специалисты по биологии и экологии.

        Программа составлена с учетом возрастных особенностей восьмиклассников. Она направлена на развитие общения, как ведущей деятельности этого возраста (освоение умений вести дискуссию, прения, диспут, проводить просветительскую работу); позиционировать себя в качестве лица, несущего ответственность за благополучие окружающих людей и состояние природы; исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях (экологический мониторинг состояния окружающей среды, выбор актуальных знаний из этнокультурного опыта).

        Цель программы «Байкал – колодец мира»: приобщение учащихся к активной, эмоционально окрашенной познавательной деятельности через изучение уникального творения природы Байкала, сформировать экологическое мировоззрение, мышление, сознание, культуру, направленные на рациональное экономическое использование природных ресурсов Байкала, ориентация на естественно-научный профиль обучения

Задачи обучения:

  • расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
  • рассмотреть и определить экономическую роль и значение озера Байкал в жизни людей;
  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу.
  • развитие наблюдательности у учащихся, способности живо откликаться на события жизни;
  • развитие  творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
  • создание  условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
  • вовлечение в посильные  природоохранные  дела.
  • воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности;
  • формирование и воспитание у школьников любви  и бережного отношения  к своей Родине;
  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.    

        

Результаты внеурочной деятельности в 8 классе формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области биологии и экологии. Стратегические цели школьного образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологической безопасности граждан страны, общества, природы; международными рекомендациями по развитию образования в интересах устойчивого развития – как генеральной гуманитарной стратегии 21 века, направленной на предотвращение глобальной экологической катастрофы и выживание человечества. На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности, с экологическим мышлением, осознающей ответственность за сохранение природы и личный вклад в экологическое качество окружающей среды, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к исследовательским и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды.

        Программа предусматривает организацию деятельности учащихся, направленную на формирование индивидуального и коллективного опыта экологически безопасного образа в жизненных ситуациях школы и дома, с учетом разнообразия познавательных интересов обучающихся в естественнонаучной области.

        Виды деятельности: научно-исследовательская, проектная, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная практика.

        Формы организации: дискуссия, прения, диспуты, встреча с интересными людьми, исследовательские работы, просветительские акции.

Программа рассчитана на 17 часов во втором полугодии.

Календарно-тематическое планирование курса «Байкал – колодец мира»

Темы занятий

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

Кол-во часов

Даты проведения

по плану

по факту

  1. Байкал – колодец мира

Вводная беседа. Планирование порядка и сроков изучения тем.

 Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя). осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

Познавательные УУД: решать проблемные задачи.

1

  1. История исследования озера. Современнные исследования

Работа с научными источниками

Личностные: ответственное отношение к учению.

Коммуникативные УУД:  проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

Познавательные УУД: искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.

2

  1. Проект «Селенга –Байкал» цели и задачи

Дискуссия

Личностные: осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу.

Коммуникативные УУД:  в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Познавательные УУД: решать проблемные задачи.

1

  1. Происхождение котловины

Работа с тектонической картой

Личностные: постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи.

1

  1. Воды Байкала

Лабораторная работа

Личностные: ответственное отношение к учению.

Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

Познавательные УУД: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.

1

  1. Флора и фауна. Эндемики Байкала

Просмотр видеофрагментов

Личностные: ответственное отношение к учению.

Регулятивные УУД: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Коммуникативные УУД:  проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

Познавательные УУД: решать проблемные задачи.

2

  1. Природа Байкала

Игра путешествие

Личностные: постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу

Коммуникативные УУД:  критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи.

1

  1. Ветры Байкала

Работа с климатической картой

Личностные: ответственное отношение к учению.

Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные УУД:  критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий.

1

  1. Реки Байкала

Работа с картой

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя); сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

Познавательные УУД: работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

1

  1.  Легенды и предания.

Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста

Личностные: осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности.

Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные УУД:  оценивать работу одноклассников.

Познавательные УУД: искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.

1

  1.  Экологические проблемы Байкала.

Мозговой штурм

Личностные: понимание основ экологической культуры.

Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

Познавательные УУД: создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

1

  1.  Народная экология

Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста - эколога

Личностные: понимание основ экологической культуры.

Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные УУД:  оценивать работу одноклассников.

Познавательные УУД: работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

1

  1.  Пути решения экологических проблем

Групповая работа на единую цель: проектирование и моделирование ситуации. Защита проектов.

Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; приобретение опыта участия в социально значимом труде; понимание основ экологической культуры.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя).

 Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

Познавательные УУД: решать проблемные задачи; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

2

  1.  Игра «Знаешь ли ты Байкал»

Интерактивная игра

Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные УУД:  проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи;

1

Выбор индивидуальных тем для исследовании

Учебно-методическое обеспечение курса:

  1. «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета;
  2. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004 г.
  3. Гольдфарб С.И. Мир Байкала. – Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2016 г.
  4. Гурулев С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 2011 г.
  5. Доржиев Ц.З., Намзалов Б.Б. Байкал. Мир живой природы. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ 2011 г.
  6. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991 г.
  7. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ: Изд. Дом «Информполис», 2005 г.
  8. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука, 2012г.
  9. Кузеванова Е. Н.  « Контурные карты Байкала», Иркутск 2012г.
  10.   Кузеванова Е.Н.  «Байкаловедение. Животный мир Байкала. Человек и Байкал» . Иркутск. 2015 г.
  11. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11

Результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

• осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

• ответственное отношение к учению;

• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

 • приобретение опыта участия в социально значимом труде;

• развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

• понимание основ экологической культуры.

 Метапредметными.

 Регулятивные УУД:

• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

 • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

 • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

• работать в соответствии с предложенным планом;

• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

• владеть основами самоконтроля и самооценки;

 • осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

 • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

• оценивать работу одноклассников;

• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

• проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

 • критично относиться к своему мнению.

Познавательные УУД:

 • выделять главное, существенные признаки понятий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

 • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

• классифицировать информацию по заданным признакам;

• решать проблемные задачи;

• искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: 

• объяснять значение ключевых понятий курса;

• работать с основными источниками  информации;

 • определять географическое положение озера Байкал;

 • знать основные  географические характеристики озера;

• называть  основных представителей флоры и фауны Байкала;  

 • составлять описания (характеристики)  природного комплекса Байкал;

• приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

• приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу Байкала;

• приводить примеры рационального и нерационального использования природных богатств Байкала;

• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

• определять экологические проблемы оз Байкал;

• называть меры по охране природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев»

Предлагаю рабочую программу внеурочной деятельности по русскому "Кладезь грамотеев"...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...