РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Байкал – кладезь мира» Направление эколого-биологическое
рабочая программа по географии (8 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с требованием Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03 -2960, на основе образовательной программы школы. Программа опирается на основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действии, Программы отдельных учебных предметов и курсов, с учетом КОЭЭП «Цветок Байкала».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_8_klass.docx | 48.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г Улан-Удэ»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от Руководитель ШМО _______/_____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР _______ /Ю.Н. Белявская « ____ » 2019 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ №19 ___________В.И. Хамнуев « » 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса «Байкал – кладезь мира»
Направление эколого-биологическое
для 8 классс
Рабочую программу составила:
Цырендашиева Б.Р.
учитель географии
квалиф. кат-рия: высшая
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованием Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03 -2960, на основе образовательной программы школы. Программа опирается на основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действии, Программы отдельных учебных предметов и курсов, с учетом КОЭЭП «Цветок Байкала».
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как экологическая грамотность и экологическая культура, экологически безопасный образ жизни и направлена на воспитание ценностного отношения к окружающей природе, формирование способности проектировать свое поведение в разных экологических условиях, мотивации на самообразование в области экологии. Настоящая программа предназначена для учащихся 8 класса, проходящих предпрофильное обучение по биологии и экологии. Программа разработана с учетом региональных особенностей. Байкал – самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Знание особенностей Байкала, понимание его величия и значимости в жизни людей, а также бережное отношения к природе родного края будет способствовать формированию у детей патриотических чувств и гордости за свою родную землю. Байкал – уникальный уголок природы на Земле, природная лаборатория возникновения новых живых организмов в воде, организмов которых нигде в мире больше нет. В результате изучения курса учащиеся получат начальное представление о живых организмах, о видовом разнообразии озера Байкал.
Актуальность тематик обусловлена стремительным ростом вклада экологических знаний в жизнь современного человека. Экологическая культура выступает как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности человека в окружающей среде. От ее формирования напрямую зависит качество жизни человечества. Программа имеет профилактическую направленность, базируется на научных достижениях в области образования и культуры. Программа определяет минимальный объем содержания внеурочной деятельности в 8 классе основной школы, оставляя возможность дополнения ее вариативной составляющей педагогическим коллективом при участии обучающихся и их родителей. К доработке могут привлекаться представители общественных институтов, специалисты по биологии и экологии.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей восьмиклассников. Она направлена на развитие общения, как ведущей деятельности этого возраста (освоение умений вести дискуссию, прения, диспут, проводить просветительскую работу); позиционировать себя в качестве лица, несущего ответственность за благополучие окружающих людей и состояние природы; исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях (экологический мониторинг состояния окружающей среды, выбор актуальных знаний из этнокультурного опыта).
Цель программы «Байкал – колодец мира»: приобщение учащихся к активной, эмоционально окрашенной познавательной деятельности через изучение уникального творения природы Байкала, сформировать экологическое мировоззрение, мышление, сознание, культуру, направленные на рациональное экономическое использование природных ресурсов Байкала, ориентация на естественно-научный профиль обучения
Задачи обучения:
- расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
- рассмотреть и определить экономическую роль и значение озера Байкал в жизни людей;
- формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу.
- развитие наблюдательности у учащихся, способности живо откликаться на события жизни;
- развитие творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
- создание условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
- вовлечение в посильные природоохранные дела.
- воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности;
- формирование и воспитание у школьников любви и бережного отношения к своей Родине;
- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
Результаты внеурочной деятельности в 8 классе формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области биологии и экологии. Стратегические цели школьного образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологической безопасности граждан страны, общества, природы; международными рекомендациями по развитию образования в интересах устойчивого развития – как генеральной гуманитарной стратегии 21 века, направленной на предотвращение глобальной экологической катастрофы и выживание человечества. На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности, с экологическим мышлением, осознающей ответственность за сохранение природы и личный вклад в экологическое качество окружающей среды, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к исследовательским и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды.
Программа предусматривает организацию деятельности учащихся, направленную на формирование индивидуального и коллективного опыта экологически безопасного образа в жизненных ситуациях школы и дома, с учетом разнообразия познавательных интересов обучающихся в естественнонаучной области.
Виды деятельности: научно-исследовательская, проектная, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная практика.
Формы организации: дискуссия, прения, диспуты, встреча с интересными людьми, исследовательские работы, просветительские акции.
Программа рассчитана на 17 часов во втором полугодии.
Календарно-тематическое планирование курса «Байкал – колодец мира»
Темы занятий | Формы проведения занятий | Планируемые результаты | Кол-во часов | Даты проведения | |
по плану | по факту | ||||
| Вводная беседа. Планирование порядка и сроков изучения тем. | Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Регулятивные УУД: ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя). осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество. Познавательные УУД: решать проблемные задачи. | 1 | ||
| Работа с научными источниками | Личностные: ответственное отношение к учению. Коммуникативные УУД: проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению. Познавательные УУД: искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. | 2 | ||
| Дискуссия | Личностные: осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности Регулятивные УУД: ставить учебную задачу. Коммуникативные УУД: в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами. Познавательные УУД: решать проблемные задачи. | 1 | ||
| Работа с тектонической картой | Личностные: постепенное выстраивание собственной целостной картины мира. Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | ||
| Лабораторная работа | Личностные: ответственное отношение к учению. Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество. Познавательные УУД: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям. | 1 | ||
| Просмотр видеофрагментов | Личностные: ответственное отношение к учению. Регулятивные УУД: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Коммуникативные УУД: проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению. Познавательные УУД: решать проблемные задачи. | 2 | ||
| Игра путешествие | Личностные: постепенное выстраивание собственной целостной картины мира. Регулятивные УУД: ставить учебную задачу Коммуникативные УУД: критично относиться к своему мнению. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи. | 1 | ||
| Работа с климатической картой | Личностные: ответственное отношение к учению. Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Коммуникативные УУД: критично относиться к своему мнению. Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий. | 1 | ||
| Работа с картой | Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя); сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество. Познавательные УУД: работать с текстом и нетекстовыми компонентами. | 1 | ||
| Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста | Личностные: осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности. Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные УУД: оценивать работу одноклассников. Познавательные УУД: искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях. | 1 | ||
| Мозговой штурм | Личностные: понимание основ экологической культуры. Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество. Познавательные УУД: создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные). | 1 | ||
| Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста - эколога | Личностные: понимание основ экологической культуры. Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки. Коммуникативные УУД: оценивать работу одноклассников. Познавательные УУД: работать с текстом и нетекстовыми компонентами. | 1 | ||
| Групповая работа на единую цель: проектирование и моделирование ситуации. Защита проектов. | Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; приобретение опыта участия в социально значимом труде; понимание основ экологической культуры. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя). Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество. Познавательные УУД: решать проблемные задачи; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные). | 2 | ||
| Интерактивная игра | Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Коммуникативные УУД: проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; | 1 | ||
Выбор индивидуальных тем для исследовании |
Учебно-методическое обеспечение курса:
- «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета;
- Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004 г.
- Гольдфарб С.И. Мир Байкала. – Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2016 г.
- Гурулев С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 2011 г.
- Доржиев Ц.З., Намзалов Б.Б. Байкал. Мир живой природы. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ 2011 г.
- Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991 г.
- Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ: Изд. Дом «Информполис», 2005 г.
- Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука, 2012г.
- Кузеванова Е. Н. « Контурные карты Байкала», Иркутск 2012г.
- Кузеванова Е.Н. «Байкаловедение. Животный мир Байкала. Человек и Байкал» . Иркутск. 2015 г.
- Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11
Результаты освоения учебного курса.
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;
• ответственное отношение к учению;
• готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
• приобретение опыта участия в социально значимом труде;
• развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• понимание основ экологической культуры.
Метапредметными.
Регулятивные УУД:
• ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
• планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
• работать в соответствии с предложенным планом;
• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
• владеть основами самоконтроля и самооценки;
• осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
• участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
• оценивать работу одноклассников;
• в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
• проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;
• критично относиться к своему мнению.
Познавательные УУД:
• выделять главное, существенные признаки понятий;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
• сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
• классифицировать информацию по заданным признакам;
• решать проблемные задачи;
• искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• объяснять значение ключевых понятий курса;
• работать с основными источниками информации;
• определять географическое положение озера Байкал;
• знать основные географические характеристики озера;
• называть основных представителей флоры и фауны Байкала;
• составлять описания (характеристики) природного комплекса Байкал;
• приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
• приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу Байкала;
• приводить примеры рационального и нерационального использования природных богатств Байкала;
• объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
• определять экологические проблемы оз Байкал;
• называть меры по охране природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев»
Предлагаю рабочую программу внеурочной деятельности по русскому "Кладезь грамотеев"...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...