Амфотерные гидроксиды
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок изучения амфотерных гидроксидов с элементами практической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amfoternye_gidroksidy.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия "Дмитров"», 9 б класс,
Учитель: Человечкова Марина Ивановна
Открытый урок по химии
Тема: " Амфотерные гидроксиды"
Цели: Обучающие – научить определять опытным путем амфотерные гидроксиды и прописывать химические реакции в молекулярном, ионном виде;
Развивающие – развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку, опираясь на знания химии; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; формировать способности к адекватному само- и взаимоконтролю;
Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах ученик- ученик, ученик- учитель;
воспитывать наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.
Методы и методические приемы – фронтальный опрос. Взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок, выполнение лабораторной работы в парах после просмотра видеофильма, работа со средствами наглядности ( ПСМ, таблица растворимости, карточки.)
Тип урока: комбинированный, с использованием групповой технологии, технологии проблемного обучения.
Оборудование: рисунок на доске, цепочка превращений, химические реактивы и оборудование, видеокассета, карточки с заданиями: а) самостоятельная работа, б) задача.
Ход урока
- Повторение.
Вспомним классификацию сложных веществ, для этого сейчас напишем диктант по матрице, которая лежит перед вами на парте. Рядом с таблицей – листки, где вы должны написать свою фамилию и класс. В листок ставится только номер правильного ответа, не перенося на лист формулу.
Выберите формулу вещества:
- простое вещество.
- кислотный оксид.
- бескислородная кислота.
- нерастворимое основание.
- средняя соль.
- основная соль.
- кислородсодержащая 2хосновная кислота.
- основный оксид.
- кислая соль.
- щелочь.
2. Новая тема.
Особое место в классификации неорганических соединений занимают амфотерные соединения. Это и есть тема нашего урока: «Амфотерные гидроксиды».
Вспомните, где вы слышали слова с приставкой «амфи». (Амфибии – земноводные животные, с двумя средами обитания; амфора – сосуд с двумя ручками). А в чем же особенность амфотерных соединений. (Ответ).
Чтобы приступить к доказательству двойственности амфотерных соединений поработаем с учебником. Откройте параграф 2 стр. 9-10.
Читаем, разбираем их свойства.
Смотрим видеофильм.
После фильма проводим опыт с гидроксидом цинка по уравнениям, которые записаны в параграфе. Обращаю внимание на ионное уравнение, называем полученные соли. Подчеркиваю, что к амфотерным соединениям относятся гидроксиды 111 и 1У группы и
Тут же задаю домашнее задание: Написать в молекулярном и ионном виде получение и химические свойства гидроксида алюминия по аналогии.
3. Решение задачи.
На столах лежат листочки с текстом задачи. Читаем:
«К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили 200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?»
.
На осмысление и оформление задачи отводиться 5 мин. (Я в это время должна успеть проверить химический диктант).
№ вопроса | ||||||||||
1 вариант | 4 | 6 | 7 | 9 | 2 | 5 | 3 | 10 | 1 | 8 |
2 вариант | 6 | 5 | 1 | 8 | 4 | 9 | 10 | 7 | 2 | 3 |
3 вариант | 5 | 6 | 7 | 9 | 10 | 8 | 1 | 3 | 4 | 2 |
4 вариант | 1 | 10 | 2 | 4 | 3 | 6 | 7 | 9 | 8 | 5 |
5 вариант | 3 | 4 | 7 | 8 | 1 | 9 | 10 | 5 | 6 | 2 |
6 вариант | 9 | 8 | 2 | 6 | 7 | 5 | 4 | 1 | 3 | 10 |
Помогите мне записать краткое условие задачи:
Дано: Решение:
m(р-ра AlCl3)= 200 г
w(AlCl3)= 13,35 %
m(р-ра NaOH)= 200 г
w(NaOH)= 14 %
m(осадка) - ?
Вариант вашего решения запишите на доску. Ответ__________.
А кто обратил внимание на дополнительный вопрос в задачи. (Ответ).
Значит, вы считаете, что от перемены слагаемых сумма не изменяется. А я считаю, что в данном случае может измениться.
Для разрешения нашего спора нам поможет следующий опыт: на доску вывешиваю на листке алгоритм проведения первого опыта.
Приливаем по схеме :
1) NaOH 2) AlCl3
AlCl3 NaOH
выпадение осадка осадок не выпадает
Наблюдаем образование осадка, который при добавлении избытка щелочи растворяется.
Вопрос: почему же так получается? Значит, мы не до решали задачу. Что мы не учли?
Давайте вернемся к решению задачи.
Что в избытке? Считаем по гидроксиду натрия. Если 0,1 моль осталось щелочи, то эта щелочь начинает реагировать с гидроксидом алюминия, которого было 0,2 моль, но тогда и гидроксида алюминия должно прореагировать тоже 0,1 моль. Следовательно, осталось ½ массы осадка. Делим массу осадка на два и получаем 7,8 г.
Проводим другой опыт (схема 2). Доказательство того, что осадка не образуется.
Мы убедились, что от перемены слагаемых «сумма» меняется.
Закрепление.
В - Что такое амфотерные соединения?
В – Какие гидроксиды являются амфотерными?.
В – чем выражается их амфотерность?
В - Какой класс н/с можно использовать для доказательства амфотерности?
Д/з параграф 2. Упр.3.
Анализ усвоенности материала.
С целью проверки знаний учащихся по данной теме была проведена диагностическая работа. Результаты следующие:
Класс – 25 чел.
На «5» - 6 чел.
На «4» - 14 чел.
На «3» - 4 чел.
Отсутствовал – 1 чел.
Были допущены следующие ошибки: математический расчет в задаче; составление ионных уравнений;
Устойчивый познавательный интерес у учащихся наблюдался в процессе проведения практической части, математических расчетах, составлении уравнений.
. Работу проводили спокойно, осмысленно.
Фамилия__________________________________________ Класс_________Вариант 1
№ вопроса | ||||||||||
№ ответа |
Фамилия__________________________________________ Класс_________Вариант 2
№ вопроса | ||||||||||
№ ответа |
Условие задачи:
К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?
Условие задачи:
К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?
Условие задачи:
К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?
Условие задачи:
К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?
Условие задачи:
К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?
Условие задачи:
К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?
Условие задачи:
К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?
Условие задачи:
К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?
Условие задачи:
К 200 г 13,35 % раствора хлорида алюминия постепенно добавили
200 г 14% раствора гидроксида натрия. Определите массу осадка.
Изменится ли течение реакции, если реагенты поменять местами?
Выберите формулу вещества:
- простое вещество.
- кислотный оксид.
- бескислородная кислота.
- нерастворимое основание.
- средняя соль.
- основная соль.
- кислородсодержащая 2хосновная кислота.
- основный оксид.
- кислая соль.
- щелочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Работа посвящена изучению истории открытия периодического закона, показан исторический ход развития науки от накопления фактов к их классификации. Особое внимани...
Практическая работа "Получение амфотерного гидроксида и опыты с ним"
Цель: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства.Задачи:- Образовательные: содействовать в ходе урока обобщению и углублению знаний, закрепить умения п...
Урок по химии в 9-м классе на тему "Амфотерность оксида и гидроксида алюминия"
Урок строится на основе презентации, включает выполнение лабораторных опытов учащимися по доказательству амфотерности гидроксида алюминия, к которым имеются указания в слайдах, в уроке выдержаны основ...
Лекция №11 для подготовки к ЕГЭ для 11(профильного) класса по теме "Основания. Щёлочи. Амфотерные гидроксиды"
Лекция для подготовки к ЕГЭ для 11 (профильного) класса. Основания, классификация оснований....
Урок химии в 9 классе по теме "Переходные металлы. Амфотерные оксиды и гидроксиды"
Урок изучения новой темы и первичного закрепления знаний.https://youtu.be/x60fWkzzvEk...
Презентация "Амфотерные гидроксиды"
Данную презентацию можно использовать при проведении урока химии по теме "Амфотерные оксиды и гидроксиды" в 9 классе....
амфотерность гидроксида алюминия
для дистанц обучения...