Урок по химии в 9-м классе на тему "Амфотерность оксида и гидроксида алюминия"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Урок строится на основе презентации, включает выполнение лабораторных опытов учащимися по доказательству амфотерности гидроксида алюминия, к которым имеются указания в слайдах, в уроке выдержаны основные этапы, материал презентации содержит яркие фотокартинки, насыщенность слайдов помогает лучше усвоить новый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_alyuminiy.docx | 52.58 КБ |
prezentatsiya_po_soedineniyam_alyuminiya.pptx | 568.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока по химии в 9-м классе
«Амфотерность оксида и гидроксида алюминия»
Цели урока:
1. Дать понятие об амфотерности, амфотерных оксидах и гидроксидах, переходных металлах;
2. Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов (в том числе и в свете ТЭД) и о генетической связи между классами веществ.
Воспитательные, образовательные и развивающие задачи урока:
- развитие интереса к химии и познавательной активности учащихся;
- развитие знаний о классификации и свойствах веществ и о генетической связи;
- дать понятие об амфотерности, переходных элементах
Для достижения поставленных целей на уроке используются личностно-ориентированные и компьютерные технологии обучения.
Оборудование и реактивы:
- Мультимедийная презентация;
- Компьютер, проектор;
- Микролаборатории – 12 шт, в которых имеются растворы едкого натра, соляной или серной кислоты, соли алюминия, пробирки.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
(сообщение темы и цели урока, настрой на работу) Слайды №1,2
2. Повторение изученного материала.
1) Проверка домашнего задания (3-4 человека у доски) Слайды №4,5,6
2) Сообщение о применении алюминия и его соединений. (1 человек) Слайд №3
3. Изучение нового материала.
1. Алюминий в природе: встречается в основном в виде соединений, по распространенности в земной коре занимает 1 место среди металлов и 3-е место среди всех элементов (после кислорода и кремния) Слайд № 7
2. Одно из самых распространенных соединений алюминия – это его оксид Al2O3
В природе он представлен в виде различных горных пород и минералов: Слайд№8
Al2O3 бокситы (горная порода)
корунд (минерал)
в мелкозернистом виде в виде кристаллов
используется как наждак как драгоценные камни
красные - рубины синие – сапфиры
глинозём
В очищенном виде
Оксид алюминия Al2O3 – белый тугоплавкий порошок, температура плавления 2044°С, температура кипения 3530°С, плотность 4 г/см3, по твердости близок к алмазу. Слайд№9
Получение: оксид алюминия – природное соединение, может быть получен из бокситов или при термическом разложении гидроксида алюминия: 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O;
Химические свойства
Al2O3 – амфотерный оксид, химически инертен, благодаря своей прочной кристаллической решетке. Он не растворяется в воде, не взаимодействует с растворами кислот и щелочей и может реагировать лишь с расплавленной щелочью.
взаимодействует лишь с горячими концентрированными растворами:
Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O;
Al2O3 + 2NaOH + 3H2O = 2Na[Al(OH)4]
Al2O3 + 2NaOН = 2NaAlO2
3. Другое очень интересное соединение – это гидроксид алюминия. Слайд№10
Гидроксид алюминия Al(OH)3 – бесцветное твердое вещество, нерастворимое в воде, входит в состав многих бокситов.
Химические свойства
Гидроксид алюминия – типичное амфотерное соединение, свежеполученный гидроксид растворяется в кислотах и щелочах:
Лабораторный опыт №1. Слайд№11
- Докажем амфотерность гидроксида алюминия на опыте. Для начала получим его: В 2 пробирки налейте по 1 мл раствора соли алюминия
- В обе пробирки прилейте по каплям раствор щелочи до появления белого осадка гидроксида алюминия:
AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl
1.Взаимодействие с кислотами Слайд№12
В одну пробирку с осадком прилейте раствор соляной кислоты.
2.Взаимодействие со щелочами
В другую пробирку с осадком прилейте избыток раствора щелочи
Что наблюдали? Осадки в обеих пробирках растворились. Слайд№13
Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O Слайд№14
Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4].
Лабораторный опыт №2 Слайд№15
От перемены мест слагаемых сумма …. изменяется!!!
1. В одну пробирку налейте 1 мл соли хлорида алюминия AlCl3 и добавьте 3-4 капли раствора натриевой щелочи NaOH.
2. Во вторую пробирку налейте наоборот- 1 мл натриевой щелочи NaOH и добаьте 3-4 капли соли хлорида алюминия AlCl3.
Что наблюдали? В первой пробирке образовывался осадок, а во второй нет. Слайд№16
Для амфотерных соединений имеет большое значение, в какой последовательности проводить эксперимент!
Во втором случае изначально щелочь была в избытке:
AlCl3 + 4NaOH = Na[Al(OH)4] + 3NaCl
4. Домашнее задание. Параграф 42, с.130 зад. 2 и решить цепочку превращений
Al Al2O3 AlCl3 Al(OH)3
Al2(SO4)3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дать понятие об амфотерности; Рассмотреть амфотерные оксид и гидроксид алюминия; Повторить, закрепить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов и о генетической связи между классами веществ. Цели урока:
Повторение изученного материала: Применение алюминия
Проверка Д/З: Упражнение №5 с.130 1) 2Al 0 + 3Cl 2 0 = 2Al 3+ Cl 3 1- 6 e 2) 2Al 0 + Fe 2 3+ O 3 = 2Fe 0 + Al 2 3+ O 6 e 3) 2Al 0 + 6H + Cl = 2Al 3+ Cl 3 + 3H 2 0 6 e 4) 2Al 0 + 3S 0 = Al 2 3+ S 3 2- 6 e 5) 4Al 0 + 3O 2 0 = Al 2 3+ O 3 2- 12 e
Проверка Д/З: Упражнение № 7 с.130 Атомы алюминия не могут быть окислителями, т.к. металлы всегда отдают свои электроны: 2Al 0 + 6H + Cl = 2Al 3+ Cl 3 + 3H 2 0 6 e в-ль , ок-ся ок-ль , в-ся 2) Ионы алюминия могут быть окислителями, принимая от других атомов нужное количество электронов: Al 3+ Cl 3 + 3 K 0 = Al 0 + 3K + Cl 3 e ок-ль , в-ся в-ль , ок-ся
Проверка Д/З: Задача №1 с.130 Дано: Решение: n(Na) = 1 моль 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 m(Al) = ? 2 моль 1 моль 1 моль 0,5 моль 2 Al + 6 HCl = 2 AlCl 3 + 3 H 2 2 моль 3 моль Х моль 0,5 моль Х= 2*0,5/3 = 0,33 моль m ( Al ) = n * M = 0,33 моль * 27г/моль = 8,91 г. Ответ: 8,91 г.
Изучение нового материала: Алюминий в природе:
Оксид алюминия Al 2 O 3 Бокситы Корунд Глинозём горная порода минерал драгоценные камни рубины сапфиры
В очищенном виде Al 2 O 3 - белый тугоплавкий порошок, температура плавления 2044°С, температура кипения 3530°С, плотность 4 г/см 3 , по твердости близок к алмазу. Получают: 1) 4Al + 3O 2 = 2 Al 2 O 3 2) 2Al(OH) 3 = Al 2 O 3 + 3H 2 O Химические свойства: Al 2 O 3 + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2 O; Al 2 O 3 + 2NaOH + 3 H 2 O = 2Na[Al(OH) 4 ] Al 2 O 3 + 2NaOH = 2NaAlO 2 + H 2 O ; Проявляет амфотерные свойства
Гидроксид алюминия Al(OH) 3 б елое гелеобразное вещество, нерастворимое в воде, входит в состав многих бокситов . типичное амфотерное соединение , свежеполученный гидроксид растворяется в кислотах и щелочах:
Получение гидроксида алюминия В 2 пробирки налейте по 1 мл раствора соли алюминия В обе пробирки прилейте по каплям раствор щелочи до появления белого осадка гидроксида алюминия: AlCl 3 + 3NaOH Al(OH) 3 + 3NaCl Лабораторный опыт:
Доказательство амфотерности: 1.Взаимодействие с кислотами В одну пробирку с осадком прилейте раствор соляной кислоты. 2.Взаимодействие со щелочами В другую пробирку с осадком прилейте избыток раствора щелочи Лабораторный опыт:
Что наблюдали? Осадки гидроксида алюминия в обеих пробирках растворяются. Вывод: гидроксид алюминия проявляет свойства оснований, взаимодействуя с кислотой, но он также ведет себя и как нерастворимая кислота, взаимодействуя со щелочью. Он проявляет амфотерные свойства.
Al(OH) 3 + 3HCl = AlCl 3 +3H 2 O Al(OH) 3 + 3NaOH = Na[Al(OH) 4 ] + +3H 2 O Запишите уравнения реакций:
Лабораторный опыт От перемены мест слагаемых сумма …. изменяется!!! 1. В одну пробирку налейте 1 мл соли хлорида алюминия AlCl 3 и добавьте 3-4 капли раствора натриевой щелочи NaOH . 2. Во вторую пробирку налейте наоборот- 1 мл натриевой щелочи NaOH и добаьте 3-4 капли соли хлорида алюминия AlCl 3 .
Что наблюдали? В первой пробирке образовывался осадок, а во второй НЕТ !!! Вывод: для амфотерных соединений имеет большое значение, в какой последовательности проводить эксперимент! Во втором случае изначально щелочь была в избытке: AlCl 3 + 4NaOH = Na[Al(OH) 4 ] + 3NaCl
Генетический ряд алюминия. Осуществите превращения: Домашнее задание: Na[Al(OH) 4 ] Al Al 2 O 3 AlCl 3 Al(OH) 3 Al 2 (SO 4 ) 3 Параграф 42, с.130 задача №2. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по химии "Самородные металлы" 8 класс.
Открытый урок по химии "Самородные металлы" проведен в месячник естественно - математического цикла в 8 классе. На данном уроке учащиеся узнали много нового и интересного о самородных металлах. Образц...
Открытый урок по химии "Самородные металлы" 8 класс
Открытый урок "Самордные металлы " был проведен в 8 классе в месячник естественно - математического цикла в феврале 2010г....
Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество
Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии; систематизировать и дополнить знания о физических свойс...
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".
Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...
Задания для 8 класса на тему "Оксиды и гидроксиды"
Задания для 8 класса на тему "Оксиды и гидроксиды" можно использовать на уроках обобщающего или тематического характера....
открытый урок по химии в 8-м классе по теме "Основные классы неорганических соединений" урок погружение. с элементами театрализованного представления
Урок погружение. С элементами театрализованного представления....