Практическая работа "Получение амфотерного гидроксида и опыты с ним"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цель: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства.
Задачи:
- Образовательные: содействовать в ходе урока обобщению и углублению знаний, закрепить умения писать уравнения с участием амфотерных соединений, на практике познакомиться со свойствами амфотерного гидроксида;
- Развивающие: вырабатывать практические умения по работе с химическим оборудованием и проведению химических реакций, контролировать свои действия при проведении химического эксперимента, развитие наблюдательности, умения делать выводы, фиксировать результаты эксперимента, самостоятельности и воли.
- Воспитательные: способствовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: идеи познаваемости мира и его закономерностей, связи строения и свойств, воспитание аккуратности в работе, трудолюбие, бережное отношение к школьному оборудованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poluchenie_amf_gidroksida.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Урок «Получение амфотерного гидроксида» Учитель :Еременко Екатерина Викторовна Класс: 9 «Б» Учащихся в классе: 31 человек Присутствовало на уроке: 31 человек Дата проведения:6.12.05 Место урока в календарно – тематическом планировании: 24 2005 – 2006 учебный год |
Урок: «Получение амфотерного гидроксида»
Цель: получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства.
Задачи:
- Образовательные: содействовать в ходе урока обобщению и углублению знаний, закрепить умения писать уравнения с участием амфотерных соединений, на практике познакомиться со свойствами амфотерного гидроксида;
- Развивающие: вырабатывать практические умения по работе с химическим оборудованием и проведению химических реакций, контролировать свои действия при проведении химического эксперимента, развитие наблюдательности, умения делать выводы, фиксировать результаты эксперимента, самостоятельности и воли.
- Воспитательные: способствовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей: идеи познаваемости мира и его закономерностей, связи строения и свойств, воспитание аккуратности в работе, трудолюбие, бережное отношение к школьному оборудованию
Тип урока: практическая работа;
Методы и метод. приемы: практическая работа, инструктаж, тестирование по правилам техники безопасности.
Оборудование: инструкции, лист оценивания, тесты по правилам техники безопасности.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, NaOH (водный раствор), ZnCl2 (водный раствор), HCl (водный раствор), универсальный индикатор,
Структура урока:
I Вводная часть
1. Организация класса
2. Тестирование
3. Инструктаж
II Практическая работа
III Заключительная часть
Домашнее задание
Ход урока
I Вводная часть
1. Организация класса. Приветствие. При организации класса обратить внимание на состояние рабочего места ученика, на оформление доски, на подготовку рабочего места учителя. Отметить отсутствующих
2. Тестирование.
Работая в химической лаборатории (в школьном кабинете химии), очень важно неукоснительно выполнять правила ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, соблюдать вполне определенные нормы поведения, иначе можно получить серьезную травму.
Домашнее задание к практической работе было повторить правила техники безопасности (в начале года и перед каждой демонстрацией эксперимента на уроке проводился инструктаж). Это первый урок в системе химического практикума, поэтому тест предусматривает выявление общих знаний по ТБ. Ребятам раздаются тесты (см. приложение).
Ответы.
Вариант 1.
1 – 4
2 – 2
3 – 4
Вариант 2.
1 – 1
2 – 2
3 – 4
Вариант 3.
1 – 1
2 – 2
3 – 1
Оценка, полученная за тест, вносится в лист оценивания.
3. Инструктаж.
Любое умение, в том числе и умение выполнять химический эксперимент, формируется не сразу. Выполняя лабораторные опыты, помогайте друг другу и обязательно добивайтесь получения нужного результата. На практических занятиях старайтесь работать самостоятельно.
1. Раздать инструкции (см. приложение)
2. Познакомить с содержанием работы
3. Обострить внимание на технике безопасности (работа со щелочами и кислотами).
3. Практическая работа
Ребята согласно инструкции выполняют работу, учитель следит за выполнением каждого этапа эксперимента и вносит в лист оценивания. После выполнения работы ученики наводят порядок на рабочих местах и сдают работы.
4. Домашнее задание повторить § 8, 15, 16
Вариант 1 | |
Вопросы | Варианты ответов (может быть несколько вариантов) |
1. Как оказать первую помощь при порезе стеклом? | 1) дезинфицировать раствором КМnO4 или спирта; 2) смазать йодом; 3) забинтовать; 4) все указанное в предыдущих пунктах. |
2. Куда следует сливать агрессивные жидкости? | 1) в раковину у лабораторного стола; 2) в специальные емкости в вытяжном шкафу; 3) вынести и вылить на улицу; 4) куда угодно. |
3. Почему нельзя пользоваться плохо вымытой посудой? | 1) неприятно брать в руки 2) дает неточный результат опыта; 3) изменяется цвет осадка; 4) все указанное в предыдущих пунктах. |
Вариант 2 | |
Вопросы | Варианты ответов (может быть несколько вариантов) |
1. Как оказать первую помощь при отравлении щелочью? | 1) пить раствор лимонной кислоты или уксусной; 2) пить раствор соды; 3) пить воду; 4) пить кашицу из оксида магния |
2. Как определить газ по запаху? | 1) наклониться над сосудом и вдохнуть; 2) направить пары газа к себе движением руки; 3) воспользоваться прибором с газоотводной трубкой; 4) не знаю |
3. Почему нельзя на рабочем месте собирать много реактивов? | 1) можно перепутать реактивы; 2) создается беспорядок в работе; 3) пачкается лабораторный журнал; 4) указанное в предыдущих пунктах. |
Вариант 3 | |
Вопросы | Варианты ответов (может быть несколько вариантов) |
1. Почему нельзя принимать пищу в химической лаборатории? | 1) возможно отравление химическими препаратами, попавшими в пищу; 2) неэтично; 3) мешаешь окружающим; 4) не знаю. |
2. Почему избыток раствора (вещества) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку? | 1) трудно открывать пробки; 2) загрязняется реактив; 3) можно перепутать склянки; 4) запачкаются руки. |
3. Как оказать первую помощь при ожоге кислотой? | 1) промыть большим количеством воды и затем 5%-м раствором NaНСО3 (соды); 2) смыть водой; 3) промыть 5%-м раствором соды; 4) промыть уксусной кислотой. |
Приложение
Практическая работа № 1
Получение амфотерного основания (на примере гидроксида цинка) и доказательство его свойств
Цель: выяснить, при каких условиях можно получить амфотерное основание (гидроксид цинка) и изучить его свойства.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, NaOH (водный раствор), ZnCl2 (водный раствор), HCl (водный раствор), универсальный индикатор.
План работы:
1. Получите гидроксид цинка. К 1 мл раствора хлорида цинка осторожно по каплям добавляйте раствор гидроксида натрия. (Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярной и ионной форме).
2. Изучение свойств гидроксида цинка. Полученный гидроксид цинка разделите на три части. Одна часть - образец, ко второй части прилейте кислоты, к третьей – щелочи. (Запишите наблюдения и уравнения реакции в молекулярной и ионной форме).
3. Изменение цвета универсального индикатора амфотерными основаниями и щелочами. В одну пробирку налейте 1 мл щелочи, вторая пробирка образец - гидроксида цинка, в каждую пробирку поместите полоску универсального индикатора, сравните со шкалой. Что наблюдаете, как это объяснить.
4. Оформите отчет в виде таблицы.
Что делали | Что наблюдали, уравнение реакции | Вывод |
5. Сделайте вывод (в целом по теме практической работе).
Лист учета
Операции Ф.И. | Техника безопасности | Получение Zn (OH)2 | Взаимод-вие c HCl | Взаимод-вие c NaOH | Индикатор | Оформ- ление | Оценка | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Работа посвящена изучению истории открытия периодического закона, показан исторический ход развития науки от накопления фактов к их классификации. Особое внимани...
Урок по химии в 9-м классе на тему "Амфотерность оксида и гидроксида алюминия"
Урок строится на основе презентации, включает выполнение лабораторных опытов учащимися по доказательству амфотерности гидроксида алюминия, к которым имеются указания в слайдах, в уроке выдержаны основ...
Лекция №11 для подготовки к ЕГЭ для 11(профильного) класса по теме "Основания. Щёлочи. Амфотерные гидроксиды"
Лекция для подготовки к ЕГЭ для 11 (профильного) класса. Основания, классификация оснований....
Урок химии в 9 классе по теме "Переходные металлы. Амфотерные оксиды и гидроксиды"
Урок изучения новой темы и первичного закрепления знаний.https://youtu.be/x60fWkzzvEk...
Презентация "Амфотерные гидроксиды"
Данную презентацию можно использовать при проведении урока химии по теме "Амфотерные оксиды и гидроксиды" в 9 классе....
Амфотерные гидроксиды
Урок изучения амфотерных гидроксидов с элементами практической работы....
амфотерность гидроксида алюминия
для дистанц обучения...