Разработка урока по химии 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Растворы
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЛАТЫПОВА ЛИЛИЯ РАСИЛЬЕВНА
Разработка урока химии для 8 класса
по теме: Растворы. Типы растворов. Растворимость.
Учебный предмет: химия
Класс: 8 класс
УМК: «Химия 8 » Автор: О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2014 год
Тип урока: урок – формирование новых знаний
Форма урока: урок – исследование
Цель урока:
Содержательная: создать условия для обобщения и получения новых знаний о растворах.
Деятельностная: продолжить формирование у учащихся новых способов деятельности (умение отвечать на действенные вопросы, аргументировать свои ответы; обсуждение проблемных ситуаций; умение оценивать свою деятельность и свои знания.
Задачи:
Образовательные: углубить и расширить знания о растворах; продолжить работу по формированию химических терминов.
Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков классифицировать и выделять характерные признаки, развитию интеллектуальных способностей учащихся; способствовать развитию интереса к химическим знаниям; способствовать формированию умения использовать теоретические знания для объяснения закономерностей, наблюдаемых в повседневной жизни; развитие самостоятельной деятельности на уроке, усиление активности и мотивации.
Воспитательные: воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию; формирование умения работать в группе, в коллективе, где возникает общее решение; уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Здоровьесберегающие: способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни
Планируемые образовательные результаты:
личностные: уметь формулировать понятия "растворы", "насыщенные и ненасыщенные растворы", "гидраты и кристаллогидраты", «растворимость»; объяснять характерные признаки растворов; знать применение растворов в повседневной жизни;
метапредметные: развитие у учащихся навыков проектной деятельности, навыков исследовательской деятельности; развитие у учащихся навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами.
предметные: выделять существенные признаки растворов, их приготовление и использование.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оборудование и реактивы: стаканы, ложки, сахар, вода
Дидактические, демонстрационные материалы: презентация Power Point, таблицы растворимости, образцы растворов или средств для их приготовления из повседневной жизни (лекарственные порошки; чайная сода (бикарбонат натрия) и уксусная кислота; баночка соленых огурцов (рассол в нем); кастрюля, соль, вода и макароны; чай, сахар-рафинад, сахарный песок, лимон, варенье; коллекция монет.
Используемые технологии:
-ИКТ-технологии
1.домашнее задание (тесты на страничке учителя в разделе «Виртуальные факультативы: Химия на «5», Простейшие тесты для начинающих химиков»);
2.частично – для презентации урока (обработка информации, работа с фото, «Электронным образованием»);
-проектная деятельность;
-технология с использованием Сингапурской методики (при рефлексии)
-технология деятельностного метода обучения
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Математика Физика Биология |
|
«Химия 8» О.С.Габриелян, 8 класс, М., «Дрофа», 2014. |
ПЛАН ФРАГМЕНТА УРОКА:
- Организационный момент (1 мин);
- Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
- Этап первичного усвоения новых знаний (10 мин);
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин);
- Рефлексия (3 мин).
Итого: 20 минут
ХОД ФРАГМЕНТА УРОКА
I. Организационная часть
Цель: организовать направление внимания обучающихся на урок.
Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие.
Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция; развитие способности самоконтроля готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Вы пришли сегодня ко мне в гости, а я, как гостеприимная хозяйка, приглашаю Вас к столу, давайте посидим, поговорим о том, что знаем, а может, еще что-то новенького узнаем…. (Слайд 1)
(Учащиеся усаживаются за круглый стол, у каждого стакан кипятку, ложка; на столе сахарный песок, сахар-рафинад, конфеты, лимон и т.д.)
II. Целеполагание и мотивация
Цель: выявить систему опорных знаний и усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала, формировать способность к работе с содержанием учебной литературой, объектами живой и неживой природы.
Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.
-Ребята, на столе, помимо чайных принадлежностей и угощений имеются и другие бытовые (кухонные) предметы, продукты. Ну, обо всем по порядку…
Перед каждым из Вас стакан кипятка, необходимого для чаепития. А что это за вещество?
-Вода.
-А какая формула у кипятка?
-Н2О
-А к какому классу соединений вода относится?
-К оксидам.
-А в Ваших стаканах чистая вода?
-Нет.
(Все ученики берут стаканы, заваривают чай одноразовыми пакетами, кладут сахар, варенье, лимон и т.д.)
-А что в ней помимо молекул оксида водорода?
-Хлор, различные соли….
-А часто нас окружают чистые вещества?
-Нет.
-А какие смеси вы знаете?
-Воздух, сплавы и т.д.
-То есть различные по агрегатному состоянию (Слайд2-состав воздуха)
- Посмотрите, какая коллекция монет у меня есть (Коллекция Сочинских монет, Екатерининская, советского периода, современного периода). Известно, что белые монеты делают из нейзильбера (20% меди, 35% никеля, 45% цинка), а желтые из сплавов меди и никеля (мельхиор), меди и цинка (латуни), алюминиевой бронзы (меди и алюминия) Значит смеси бывают и твердые (Слайды 3-5)
-Но с какими смесями по агрегатному состоянию в жизни мы встречаемся чаще?
-Жидкими.
-Мы пьем чай, а чай это что?
-Раствор?
-Посмотрите, кто-то пьет чай с сахаром, кто-то с вареньем, лимоном, молоком. То есть химический состав содержимого Ваших стаканов одинаков?
-Нет
-Чем мы с Вами сейчас занимаемся с химической точки зрения?
-Приготовлением растворов.
-Как Вы думаете, о чем мы сегодня с Вами будем говорить?
-О растворах
-Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока: Растворы. Типы растворов. Растворимость (Слайд 6)
III. Этап первичного усвоения новых знаний
Цель: привлечь внимание к новым сведениям, выявить осознанное понимание нового материала.
Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельности, инициативы, ответственности за свои действия как условие самоактуализации личности.
Личностные УУД: осознание значимости отобранного материала; формирование алгоритма своего действия.
Познавательные УУД: умение структурировать знания; поиск и отбор необходимой информации.
-А из чего состоит раствор?
-Из вещества и растворителя?
-А что может быть растворителем?
-Вода, ацетон, спирт,----
-А какие растворы Вы готовите у себя дома?
-Лекарства, рассол при консервировании, варим еду, гасим соду уксусом (все вещества на столе).
-А когда делаете ремонт (краски, клей), выращиваете урожай (удобрения, отрава) и т.д. и т.п. Часто встречаетесь с растворами в быту?
-Да.
-Посмотрите, кто –то положил в стакан сахарный песок, а кто-то сахар-рафинад. У кого сахар быстрее растворился?
-У кого песок.
-А почему вы мешаете ложкой?
-Что бы быстрее сахар растворился.
-А где сахар быстрее растворится, в теплой или горячей воде?
-В горячей.
-Ребята, вспомните, а когда варите макароны и кладете соль в кипящую воду, вода перестает кипеть?
-Да, потому что в кастрюле уже не чистая вода, а раствор, у него своя температура кипения.
-Давай, Миша, положи еще ложечку сахара, растворился?
-Да.
-Еще ложечку. (Учитель просит добавлять раствор до тех пор, пока сахар не перестанет растворяться)
-Сахар больше не растворяется, в таких случаях раствор называют насыщенным.
-А как Вы думаете, как будет называться раствор, в котором, еще может сахар растворяться.
-Ненасыщенным.
-Какие Вы молодцы.
-А если повысить температуру, добавим кипятку, будет сахар растворяться?
-Да.
-Значит, какой вывод делаем?
-С повышением температуры растворимость вещества растет.
-А если этот раствор охладить, то получается пересыщенный раствор (если вещество не выпадет в осадок). А как готовят пересыщенный раствор, прочтете дома.
Из некоторых веществ легко получить кристаллогидраты –глауберова соль, медный купорос. В их состав входит вода (кристаллизационная). (Слайд 7)
. Подумайте, сульфат меди был бесцветным, а кристаллогидрат-голубой. Что произошло?
-Видимо, химическая реакция, изменение окраски-признак химической реакции.
-До сегодняшнего дня, мы, как Вант-Гофф, Аррениус, Оствальд, считали что смеси и растворы-это одно и то же. То есть при изучении физики мы сталкивались с понятием диффузия, и считали, что растворение-это чисто физический процесс. Но Менделеев придерживался другой теории. А существование кристаллогидратов являлись доказательством этой теории. Что же это за теория?
-Растворение относят к физико-химическому процессу.
-Совершенно верно.
А сейчас я раздам Вам таблицы растворимости (образцы КИМов ЕГЭ). Вы прекрасно знаете, что кроме таблицы Менделеева на любом экзамене по химии можно пользоваться таблицей растворимости. Поэтому Вы прекрасно должны в ней ориентироваться. (Учитель напоминает, как с ней работать).Вещества делятся на растворимые (растворяется больше 1 г в 100 г воды, нерастворимые -меньше 0,1 г, малорастворимые- от 0,1 до 1 г в 100г воды и несуществующие в водном растворе. (Слайд 8)
Я Вам буду называть вещества, а Вы пользуясь данной таблицей будете говорить - какое оно: купоросное масло-«хлеб химической промышленности»-серная кислота (не напомните как готовить раствор-кислоту приливать в воду или воду в кислоту), поваренная соль-пищевая соль-хлорид натрия, свинцовый блеск-сульфид свинца, плавиковая кислота-фтороводородная кислота и т.д.
IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Личностные УУД: выделение и осознание учащимися усвоенного материала и материала, который подлежит усвоению; воспитание ответственности.
Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, самостоятельный контроль, коррекции.
Задание на дом: (Слайды 9-12)
Обязательное:
Изучить параграф 34
Необязательное:
1.Выполнить тесты «Вычисление массовой доли вещества в растворе» в Виртуальном факультативе по химии «Простейшие тесты для начинающих химиков» («Электронное образование») учителя химии Латыповой Л.Р.
2.Приготовить пересыщенный раствор (сфотографировать, представить алгоритм работы)
V. Рефлексия
Личностные УУД: самоанализ своей деятельности
Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».
Рефлексия учебных действий (Слайд 13)
Учитель предлагает учащимся выбрать окончания фраз и подойти к тому углу, где висит вывеска с началом фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Учащиеся разбились на 4 группы, уже можно сделать выводы о том, чему больше они научились, узнали и т.д.
Прослушивают высказывания нескольких учащихся (методика Конэрс из Сингапурской технологии).
Спасибо, ребята, за совместную работу. Я думаю, что урок был полезным для Вас, побудил к дальнейшим действиям. Вы сами себя оценили, наметили план мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях. Вы поняли, что все в Ваших руках! До свидания. (Слайд 14)
Технологическая карта фрагмента урока по теме
Растворы. Типы растворов. Растворимость.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Универсальные учебные действия |
1 | Организа- ционный | Организует деятель- ность по подготовке к уроку | Готовят рабочее место | Готовность к уроку | Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие. Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция; развитие способности самоконтроля готовности к уроку. |
2 | Целепола-гание и мотивация | Создает проблемные ситуации, необходимую для постановки учебной задачи посредством непринужденной беседы | Формулируют: что требуется делать, вырабатывают стратегию урока | Формули- ровка учащимися темы урока и определение целей урока | Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока. Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге. Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
3 | Первичное усвоение новых знаний | Знакомит с различными видами растворов, используемых в быту, предлагает ученикам их приготовить, презентация материала с фактами из жизни) | Вспоминают, что им известно по изучае- мой теме Систематизируют информацию Делают предпо-ложения | Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей. | Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельности, инициативы, ответственности за свои действия как условие самоактуализации личности. Личностные УУД: осознание значимости отобранного материала; формирование алгоритма своего действия. Познавательные УУД: умение структурировать знания; поиск и отбор необходимой информации. |
4 | Информация о домашнем задании, инструк-таж по его выполне-нию | Объявляет Д/З: Обязательное: Изучить параграф 34 Необязательное: 1.Выполнить тесты «Вычисление массовой доли вещества в растворе» в Виртуальном факультативе по химии «Простейшие тесты для начинающих химиков» («Электронное образование») учителя химии Латыповой Л.Р. 2.Приготовить пересыщенный раствор (сфотографировать, представить алгоритм работы) | Восприятие, осознание Д/З, запись | Запись учащимися Д/З в дневниках | Личностные УУД: выделение и осознание учащимися усвоенного материала и материала, который подлежит усвоению; воспитание ответственности. Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, самостоятельный контроль, коррекции. |
5 | Рефлексия учебных действий | Предлагает учащимся выбрать окончания фраз (методика Конэрс из Сингапурской технологии): Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… | Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой | Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в знаниях | Личностные УУД: самоанализ своей деятельности Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...
Разработка урока по химии в 8 классе « Простые и сложные вещества» МБОУ «Богатищевская СОШ» Разработала: Притуло Т.В. – учитель химии высшей категории
Цель: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами существования элементов в природе; выполнение заданий на усвоение понятий «простое вещество», «сложное вещество», В...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Разработка урока по химии в 8 классе на тему "Повторение классов неорганических веществ"
Тема урока "повторение классов неорганических веществ" по УМК О.С.Габриелян. Данная тема проводится после изучения основных классов неорганических веществ, как подготовка к контрольной работ...