План-конспект урока в 7 классе по теме "Виды сил. Систематизация знаний "
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
План-конспект урока в 7 классе по теме "Виды сил"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды сил. Систематизация знаний | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Виды сил. Систематизация знаний
Цель урока:
Образовательные
- систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил»
- Обобщить знания о силах.
- Способствовать приобретению умений работать в дополнительной литературой, Интернет-источниками;
- готовить сообщения.
Развивающие
- Развивать логическое мышление, устную речь.
- Интеллектуальные умения: обобщение, систематизация, сравнение и т.п.
Воспитательные
- Формировать уважение к народному творчеству.
- Содействовать проявлению творческих способностей.
- Воспитывать ответственное отношение к поручениям и чувства долга перед товарищами.
Место урока в разделе «Взаимодействие тел»: урок проводился в 7 классе после изучения темы «Виды сил».
Оборудование: мультимедийная презентация, динамометр, набор грузов, деревянный брусок, наждачная бумага; индивидуальные карты.
Подготовительная работа
Класс перед уроком разделен на 3 группы, каждая готовит задания по одной из сил. Представить силу.
Подобрать пословицы и поговорки о силе трения, силе тяжести, силе упругости.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами вновь отправимся в путешествие по Физическому океану и посетим архипелаг Сил. Мы сделаем остановки на о.Упругости, о.Трения, о.Тяжести. Перед путешествием сделаем разминку.
Повторение (приложение 1)
- Что называют силой?
- Как обозначается сила?
- В каких единицах измеряется сила?
- Каким прибором измеряется сила?
- Какие силы вы знаете?
2. Основная часть урока.
Учитель: Итак, отправляемся в путешествие. На пути у нас остров Тяготения. Сделаем здесь остановку. Как вы думаете, почему остров так называется? Правильно. Здесь живет сила тяжести. Давайте вспомним, какую силу называют силой тяжести, как она действует, какие явления наблюдаются вследствие действия силы тяжести?
Сообщение учащегося "Сила тяжести". Приложение 2
Силой тяготения называют силу, с которой все тела в мире притягиваются друг к другу. Разновидностью силы тяготения является сила тяжести – сила, с которой тело, находящееся вблизи какой-либо планеты, притягивается к ней. Например, на ракету, стоящую на Марсе, тоже действует сила тяжести. Сила тяжести всегда направлена к центру планеты. На рисунке показано, что Земля притягивает мальчика и мяч с силами, направленными вниз, то есть к центру планеты. Как видите, направление «вниз» различно для различных мест на планете.
Учитель: Народное творчество не обошло стороной влияние тех или иных сил на окружающие тела и выразилось в пословицах, поговорках и других сочинениях устного творчества.
(Учащиеся называют пословицы, поговорки о силе тяжести и поясняют их смысл.)
Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.
На гору десять тянут, под гору один столкнет. Яблоко от яблони не далеко падает.
Обобщим: Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она приложена ко всему телу, направлена вниз.
Решим задачи: (приложение 1 продолжение)
1. Масса одного тела вдвое больше массы другого.
Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.
2. Определите силу тяжести , действующую на тело массой 500 г.
Демонстрация: (Учащиеся демонстрируют силу тяжести с помощью динамометра и набора грузов, показывают на доске график зависимости силы тяжести от массы тела)
Учитель: Продолжим наше путешествие. Остановка - остров Упругости. Название острова говорит само за себя. Здесь правит Сила Упругости. Вспомним: какую силу называют силой упругости, как она действует, приведем примеры действия этой силы.
Сообщение учащегося "Сила упругости". Приложение 3
Силой упругости называют силу, которая возникает в теле при изменении его формы или размеров. Это происходит, если тело сжимают, растягивают, изгибают или скручивают. Например, сила упругости возникла в пружине в результате ее сжатия и действует на кирпич.
Сила упругости всегда направлена противоположно той силе, которая вызвала изменение формы или размеров тела.
Учитель: И какие пословицы, поговорки вы знаете о силе упругости?
(Учащиеся называют пословицы, поговорки о силе упругости и поясняют их смысл).
Веник не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.
Обобщим: Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется силой упругости. Прилагается к телу и направлена противоположно силе, действующей на тело.
Задачи: (приложение 1 продолжение)
1. Назовите силы, действующие на шарик, подвешенный к концу стальной пружины. Сделайте рисунок и изобразите а нем , куда направлены силы.
2. Найдите жесткость пружины, которая под действием силы 1- Н удлинилась на 10 см.
Демонстрация: (Учащиеся демонстрируют силу упругости с помощью динамометра, линейки и набора грузов, показывают на доске график зависимости силы упругости от силы тяжести)
Учитель: Продолжим путешествие. На пути у нас остров Веса, а значит, здесь живет сила, которую мы называем Вес тела. Дайте определение этой силы. Может ли быть такое, чтобы вес тела отсутствовал. Когда такое бывает? Может ли вес тела быть больше или меньше силы тяжести? Мы не будем делать остановки на этом острове и направимся к острову Трения.
Сообщение учащегося "Сила трения". Приложение 4
Силой трения называют силу, препятствующую проскальзыванию одного тела по поверхности другого. Рассмотрим рисунок. Резкое торможение автомобиля всегда сопровождается «визгом тормозов». Этот звук возникает из-за проскальзывания шин по асфальту. При этом между колесом и дорогой действует сила трения, препятствующая проскальзыванию.
Сила трения всегда направлена противоположно направлению (возможного) проскальзывания рассматриваемого тела по поверхности другого. Например, при резком торможении автомобиля его колеса проскальзывают вперед, значит, действующая на них сила трения о дорогу направлена в противоположную сторону, то есть назад.
Сила трения возникает не только при скольжении одного тела по поверхности другого. Существует также сила трения покоя. Например, отталкиваясь ботинком от дороги, мы не наблюдаем его проскальзывания. При этом возникает сила трения покоя, благодаря которой мы движемся вперед. В отсутствие этой силы мы бы не смогли сделать и шага, как, например, на льду.
Учитель: Прошу вас, назвать несколько пословиц о силе трения.
(Учащиеся называют пословицы, поговорки о силе трения и поясняют их смысл.)
Вода и землю точит и камень долбит.
Корабли пускают, как салом подмазывают.
Не подмажешь – не поедешь.
Попала шина на щебенку – быть ей съеденной.
Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
Обобщим: Силой трения называется сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Она направлена противоположно движению тела. Причинами возникновения силы трения являются шероховатость поверхности.
Задачи: (приложение 1 продолжение)
1. Объясните, почему лыжник после спуска с горы катится дальше, если поверхность поля не бугристая, а горизонтально ровная?(отсутствует трение)
2. Зачем делают протектор на автомобильных шинах? (чтобы увеличить трение)
3. Где течение реки быстрее: на поверхности или на дне? У берегов или на середине? Почему?(трение)
4. Почему шуруп, смазанный мылом, легче ввинчивается в дерево?(трение уменьшается)
5. Зачем штангист пред выходом на помост натирает руки тальком?(чтобы рука не скользила)
Демонстрация: (Учащиеся демонстрируют силу трения с помощью динамометра, деревянного бруска, линейки и набора грузов, наждачной бумаги и показывают на доске график зависимости силы трения от массы тела и шероховатости поверхности)
3. Закрепление знаний.
Путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги. Перед вами индивидуальная карта. Вам необходимо ее заполнить.
Индивидуальная карта по теме: "Силы в природе".
| Сила тяжести | Сила упругости | Сила трения |
Определение |
|
|
|
Обозначение, единица измерения |
|
|
|
Формула |
|
|
|
Точка приложения, направление |
|
|
|
Прибор для измерения |
|
|
|
Примеры (схемой или рисунком) |
|
|
|
4. Домашнее задание.
Решить задачи:
- Масса чугунного столба 200 кг. Вычислите силу тяжести, действующую на столб. Изобразите графически силу тяжести и вес столба (масштаб 1000 Н : 1 см).
2. Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.
3. Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках. Коэффициент трения 0,02. Определите силу трения коньков о лед
Подводятся итоги урока и выставляются оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...
Открытый урок по теме : Обобщение и систематизация знаний по теме "Степень с рациональным показателем".
Заключительный урок по теме. Подготовка к контрольной работе....
Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...
Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"
Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...
Конспект урока "Имя прилагательное. Повторение и систематизация знаний" 5 класс
ОБобщающий урок по теме:" Имя прилагательное" в 5 классе....
Конспект урока "Имя прилагательное. Повторение и систематизация знаний" 5 класс
ОБобщающий урок по теме:" Имя прилагательное" в 5 классе....
Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений»
в занимательной форме обобщить и закрепить знания по об основных классах неорганических соединений и их взаимопревращении....