Рабочая программа по химии для 10 класса
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_10_kl.odt | 71.23 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2007г.)
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2007г.
Программа рассчитана на изучение химии в 10 классе из расчета 2 час в неделю, всего 68 часов в учебном году. В программе предусмотрена практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений и постановке опытов. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой, ПК (для оформления различных видов работ: докладов, рефератов, презентаций, ресурсами Интернет и др).
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по химии.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения вещества, зависимость их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов и энергии.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.
1.1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
•вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
•химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
•применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
•язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.
Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Химия в основной школе изучается с 8 по 11 классы. Общее число учебных часов за 4 лет обучения составляет 272, из них 68 (2ч в неделю) в 8-11 классах.
Содержание курса химии в основной школе является базой для изучения общих химически закономерностей, законов, теорий, решением задач и химических уравнений. Таким образом, содержание курса химии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного химического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Данная программа рассчитана на 1 год – 10 класс. Общее число учебных часов в 10 классе - 68 (2 ч в неделю).
1.2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ, ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ, А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Учебно-методическое обеспечение
1. О.С.Габриелян, А.В. Яшукова. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений.– М.: Дрофа, 2008.
2. Габриелян О.С., Яшукова О.В Химия. 11 класс. Базовый уровень.: Методическое пособие.- М.:Дрофа, 2009.
3. С.Габриелян, А.В. Яшукова. Рабочая тетрадь. 11 кл. К учебнику О.С.Габриеляна « Химия.11класс.Базовый уровень»-М.: Дрофа.
4. Габриелян, П.Н.Берёзкин, А.А. Ушакова и др. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
Дополнительная литература
1. Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
2. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
3. Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
4. Тестовые задания для ЕГЭ различных авторов.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса установлены Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения химии в 10 классе учащиеся должны
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- строение органических соединений и их особенности, связанные с наличием кратной связи
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические соединения на основе особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов органических соединений;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения элементов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: наличие кратной связи в соединениях
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
1.4. ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СОШ № 215 и подразделяется на:
- годовая аттестация – оценка качества усвоения обучающимися всего объёма содержания учебного предмета учебного плана за учебный год;
- аттестация за четверть (полугодие)– оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) учебного предмета по итогам учебной четверти (учебного полугодия) на основании текущей аттестации;
- текущая аттестация – оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) учебного предмета в процессе его изучения обучающимися по результатам образовательного процесса.
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся являются:
1) формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные и самостоятельные работы, тесты, диктанты, сочинения, изложения, само и взаимоконтроля и другие.
2) формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся могут использоваться информационно-коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах) - 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»), словесного (оценочного) суждения.
Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости с учетом результатов письменных контрольных работ.
Основанием для аттестации учащихся за четверть (полугодие) является не менее семи отметок изучении учебного предмета в учебном году.
Обучающиеся, временно проходящие обучение в санаторно-лечебных организациях, в которых осуществляется образовательная деятельность, реабилитационных и других общеобразовательных организациях, аттестуются на основе их аттестации в этих общеобразовательных организациях. Из этих общеобразовательных организаций родители (законные представители) обязаны представить заверенную печатью справку (табель оценок) с текущими или итоговыми отметками.
Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются по итогам четверти. Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.
При пропуске обучающимися по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, обучающийся не аттестуется.
Завершение учебного года завершается годовой аттестацией с выставлением годовых отметок.
Годовые отметки выставляются на основе четвертных оценок, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих оценок, полученных обучающимся в период учебного года по данному учебному предмету.
Неудовлетворительный результат годовой промежуточной аттестации по учебному предмету или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Критерии и нормы оценки
результатов освоения основной общеобразовательной программы
Урок главная часть учебного процесса, где сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Урок это – познание, открытие, деятельность, развитие, самопознание, самореализация, мотивация, инициативность, уверенность, потребность.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
- уроки изучения нового учебного материала;
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
- уроки обобщения и систематизаций;
- комбинированные уроки;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:
- Устный опрос (позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета.)
- Письменный контроль (позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.)
а) Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения, а также наметить «зону ближайшего развития». Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга ЗУН и УУД. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в журнале и в дневнике учащегося.
б) Проверочная работа по итогам изучения темы учащимися проводится после изучения темы и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в дневнике.
в) Итоговая проверочная работа проводиться в конце изучения раздела, включает основные темы учебного года. Задание рассчитано не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта обучения. Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга. Результаты итоговой работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в дневнике.
- Зачёт (проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определённой теме каждым учащимся, перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач).
- Лабораторные и практические работы проводится после изучения темы и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты лабораторных/практических работ заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в дневнике.
Оценка устного ответа
Отметка «5» – ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4» – ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З» – ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2» – при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5» – в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4» – в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3» – в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2» – имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении; отсутствие ответа на задание.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5» – работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4» – работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3» – работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5» – ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4» – ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3» – работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2» – работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок; работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
Для теста из 30 вопросов:
- 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
- 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
- 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
- меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Реферат
Реферат оценивается оп следующим критериям:
- соблюдение требований к его оформлению;
- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведённой в тексте реферата информации;
- умение учащегося свободно излагать основные идеи, отражённые в реферате;
- способность учащегося понять суть задаваемых вопросов и сформировать точные ответы на них.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1 . Теория строения органических соединений (4 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии, гомологах, изомерии и изомерах.
Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2 . Углеводороды и их природные источники (23 ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): Горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола).
Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиеныи каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1, 3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризации в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакции полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид, его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галагенирование, нитрирование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин. Понятие об октановом числе.
Демонстрации.
Горение метана, этана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратацией этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» . 4. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 5. Получение и свойства ацетилена.
Зачет по теме «Алканы. Алкены»
Контрольная работа №1 «Углеводороды».
Тема 3 . Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (22 ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Практическая работа № 1 «Химические свойства карбоновых кислот»
Контрольная работа № 2 «Кислородсодержащие органические соединения».
Тема 4 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (11 ч)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»
Контрольная работа №3 «Азотсодержащие соединения»
Тема 5. Биологически активные органические соединения, полимеры. (5 ч)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Искусственные и синтетические полимеры. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа № 3. Распознавание пластмасс и волокон
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Тема 1. Теория строения органических веществ | 4 | ||
3 | Тема 2. Углеводороды и их природные источники | 23 | Зачет, № 1 | |
4 | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники | 22 | № 1 | № 2 |
5 | Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 11 | № 2 | № 3 |
6 | Тема 5. Биологически активные органические соединения. Искусственные и синтетические полимеры | 5 | № 3 | |
7 | Резерв | 2 | ||
Итого | 68 | 3 | 3 |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Практика | Контроль | Планируемые результаты | Дата | ||||
1 | Вводный, первичный инструктаж. Предмет органической химии. | Вводный, первичный инструктаж. Предмет органической химии, особенности органических веществ, их отличие от неорганических. Группы природных, искусственных и синтетических соединений. | Д.1 Образцы органических соединений и материалов: природных, искусственных и синтетических. | Фронтальная беседа | Знать понятия: органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. | |||||
Тема 1. Теория строения органических веществ – 4 часа | ||||||||||
2 | Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. | Основные положения теории строения органических соединений Сравнение понятий «Валентность « и «степень окисления». Химическое строение. Понятие о гомологах, изомерах. Значение ТХС | Д. Масштабные и шаростержневые модели молекул этилового спирта, водорода, сероводорода, бутана, изобутана | Фронтальная беседа | Знать: основные положения ТХС; понятия гомолог, изомер. Уметь составлять структурные формулы органических соединений, находить изомеры, гомологи среди нескольких формул | |||||
3 | Классификация органических соединений | Классификация органических соединений по строению углеродного скелета, по функциональным группам | Д. Образцы представителей различных классов органических соединений и их шаростержневые модели | Фронтальная беседа | Знать: классификацию органических соединений по строению углеродного скелета и по функциональной группе. Уметь: определять класс веществ, исходя из структурной формулы. | |||||
4 | Проверочная работа | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения материала. | Тестирование | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | ||||||
Тема 2. Углеводороды и их природные источники – 23 часа | ||||||||||
5 | Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть. | Природный и попутный газы, их состав и использование. Нефть. Ее физические свойства, способы разделения ее на составляющие, нефтяные фракции, термический и каталитический крекинг. | Д. Примеры УВ в разных агрегатных состояниях. | Фронтальная беседа, тестирование | Знать основные компоненты природного газа, важнейшие направления использования нефти. Уметь проводить поиск химической информации с использованием различных источников. | |||||
6 | Алканы: строение, изомерия, номенклатура | Гомологический ряд алканов; строение, номенклатура, изомерия. | Д. 1 Шаростержневые модели молекул первых 3 представителей класса алканов. Л. Изготовление моделей молекул метана, этана, пропана, бутана и изобутан | Фронтальная беседа, тестирование | Знать важнейшие химические понятия: гомологический ряд, пространственное строение; правила составления названий алканов, структурных формул изомеров и гомологов. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть алканы по международной номенклатуре. | |||||
7 | Физические и химические свойства алканов. Получение и применение. | Физические свойства алканов. Химические свойства алканов: горение, взаимодействие с галогенами, реакция полного и неполного разложения, реакция дегидрирования. Получение и применения метана на основе его свойств | Д. 1. Физ. свойства газообразных (пропан - бутановая смесь в зажигалке), жидких (бензин) и твердых (парафин) алканов), растворимость в воде. | Фронтальная беседа, тестирование | Знать важнейшие физические и химические свойства метана как основного представителя предельных углеводородов, способы получения и области применения. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение | |||||
8 | Решение задач на вывод формул | Решение задач на вывод формул по известному процентному содержанию элементов в составе алканов. | Самостоятельная работа | Знать алгоритм решения задач на вывод формул. Уметь решать задачи на вывод формул по известному процентному содержанию элементов в составе алканов. | ||||||
9 | Алкены: строение, изомерия, номенклатура, | Алкены. Непредельные соединения. Гомологический ряд этилена. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи. Особенности построения названий алкенов. | Д. 1. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена. | Фронтальная беседа, тестирование | Знать общую формулу гомологического ряда алкенов, правила составления названий алкенов, структурных формул изомеров и гомологов. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть алкены по международной номенклатуре. | |||||
10 | Физические и химические свойства алкенов. Получение, применение алкенов. | Получение этилена в лабораторных условиях реакция дегидратации этилового спирта. Физические свойства этилена. Химические свойства этилена. | Д. 1. Получение этилена из этилового спирта. 2. Обесцвечивание этиленом бромной воды и раствора перманганата калия. 3. Горение этилена. 4. Изделия, изготовленные из полиэтилена | Фронтальная беседа, тестирование | Знать важнейшие физические и химические свойства этилена как основного представителя этиленовых углеводородов, способы получения и области применения. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение алкенов. | |||||
11 | Зачет по теме «Алканы. Алкены» | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Контрольная работа | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | ||||||
12 | Алкадиены: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства. | Алкадиены (диены). Номенклатура алкадиенов. Получение алкадиенов дегидрированием алканов | Д. 1. Модели (шаростержневые и масштабные) молекул бутадиенa-l,3 и изопрена (2 - метилбутадиена-l,3). | Фронтальная беседа, тестирование | Знать общую формулу гомологического ряда алкадиенов, правила составления названий алкадиенов, структурных формул изомеров и гомологов. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть алкадиены по международной номенклатуре. | |||||
13 | Химические свойства алкадиенов. Каучуки и резина. | Качественные реакции алкадиенов. Натуральный и синтетические (бутадиеновый и изопреновый) каучуки. Резина, ее применение в народном хозяйстве. Вулканизация. Эбонит. Получение синтетического каучука по методу С. В. Лебедева | Д. 1. Обесцвечивание бромной (иодной) воды и раствора перманганата калия раствором каучука в бензине. 2. Коллекции «Каучуки», «Резина и изделия из нее». 3. Изделия из мягкой резины и эбонитовая палочка | Фронтальная беседа, тестирование | Знать свойства алкадиенов, свойства каучука, области его применения Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства алкадиенов, проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | |||||
14 | Алкины. Ацетилен. | Ацетилен, гомологический ряд, строение, номенклатура, изомерия; его получение. Алкины. Физические химические свойства ацетилена. Применение алкинов и их производных. | Д. 1. Модели молекулы ацетилена. 2. Получение ацетилена карбидным способом, ознакомление с его физическими свойствами. 3. Взаимодействие ацетилена с бромной (иодной) водой, раствором перманганата калия. 4. Горение С2Н2 5. Образцы изделий из поливинилхлорида. | Фронтальная беседа, тестирование | Знать общую формулу, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов; важнейшие физические и химические свойства, способы получения и области применения Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть алкины по МН, записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение алкинов. | |||||
15 | Урок-упражнение по решению расчетных задач | Типы задач. Алгоритмы решения задач по уравнениям реакций | Самостоятельная работа | Уметь: решать задачи и упражнения по теме «Предельные и непредельные углеводороды». | ||||||
16 | Арены. Бензол. | Строение Аренов. Номенклатура, изомерия, физические свойства бензола и его гомологов. Получение Аренов. Химические свойства бензола и его гомологов. | Д. 1. Масштабная модель молекулы бензола. 2. Горение бензола. 3. Отношение бензола к бромной (и одной) воде и раствору перманганата калия | Фронтальная беседа | Знать общую формулу гомологического ряда аренов, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов; физические и химические свойства бензола, способы получения и области применения Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть арены по международной номенклатуре, записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение аренов. | |||||
17 | ||||||||||
18 | Гомологи бензола | Толуол. Физические и химические свойства. Взаимное влияние атомов в молекулах. Сравнительная характеристика строения и свойств бензола и его гомологов | Фронтальная беседа, тестирование | Знать строение и свойства толуола. Уметь записывать уравнения реакций, иллюстрирующие химические свойства и способы получения гомологов бензола. | ||||||
19 | Генетическая связь между классами углеводородов. Обобщение знаний по теме «Углеводороды» | Классификация углеводородов по строению углеродного скелета и наличию кратных связей. Взаимосвязь между составом, строением и свойствами углеводородов. Генетическая связь между классами углеводородов. Решение задач и упражнений. | Презентация | Фронтальная беседа, тестирование | Знать важнейшие реакции углеводородов, основные способы их получения и области применения. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть по международной номенклатуре; записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение | |||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | Контрольная работа «Углеводороды». Анализ контрольной работы | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Тестирование | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | ||||||
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники – 22 часа | ||||||||||
23 | Спирты. Состав, классификация, изомерия. | Спирты, их строение, номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. | Д. 1. Модели молекул (шаростержневые и объемные) спиртов: метанола, этанола, этиленгликоля и глицерина. | Фронтальная беседа, тестирование | Знать общую формулу гомологического ряда спиртов, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов. Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть спирты по международной номенклатуре. | |||||
24 | ||||||||||
25 | Химические свойства предельных одноатомных спиртов | Физические свойства спиртов. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов. Отдельные представители предельных одноатомных спиртов: метанол и этанол. Негативное воздействие этанола на организм человека. | Фронтальная беседа, тестирование | Знать важнейшие физические и химические свойства спиртов, способы получения и области применения. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение спиртов. | ||||||
26 | ||||||||||
27 | Многоатомные спирты | Глицерин как представитель трехатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. | Фронтальная беседа, тестирование | Знать структурную формулу глицерина и этиленгликоля. Уметь записывать необходимые уравнения реакции. | ||||||
28 | ||||||||||
29 | Фенол | Фенолы. Строение, физические и химические свойства, получение и применение. Каменный уголь. Коксохимическое производство. Продукты переработки каменного угля. | Д. Качественная реакция на фенол. | Фронтальная беседа, тестирование | Знать особенности строения молекулы фенола и на основе этого основные способы получения и применения фенола. Уметь предсказывать свойства фенола. | |||||
30 | ||||||||||
31 | Альдегиды. Строение, классификация, изомерия, номенклатура. Кетоны | Альдегидная группа. Альдегиды. Строение, классификация, изомерия, номенклатура. Кетоны как межклассовые изомеры альдегидов. Ацетон как представитель кетонов. | Д. Модели (шаростержневые имасштабные) молекул метаналя и этаналя | Знать общую формулу гомологического ряда альдегидов, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов; отличие кетонов и альдегидов Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть по международной номенклатуре. | ||||||
32 | ||||||||||
33 | Химические свойства альдегидов. Получение альдегидов | Получение альдегидов Реакция Кучерова. Физические свойства. Химические свойства простейших альдегидов. Отдельные представители альдегидов: формальдегид и уксусный альдегид | Л. Знакомство с физическими свойствами альдегидов и кетонов. Качественная реакция на формальдегид. | Знать важнейшие физические и химические свойства альдегидов, способы получения и области применения. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение альдегидов. | ||||||
34 | ||||||||||
35 | Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах, альдегидах | Выполнение упражнений. Решение задач. Составление цепочек превращений. Лучше: генетическая связь изученных классов органических соединений. | Тестирование | Знать теоретический материал. Уметь составлять цепочки превращений, записывать уравнения реакций, решать задачи | ||||||
36 | Карбоновые кислоты: строение, классификация, номенклатура, физические свойства. | Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа. Строение, классификация, изомерия, номенклатура. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Отдельные представители предельных одноосновных карбоновых кислот. | Д. 1. Модели (шаростержневые и объемные) молекул муравьиной и уксусной кислот. 2. Образцы некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, олеиновой, стеариновой. 3. Отношение различных карбоновых кислот к воде | Фронтальная беседа и тестирование | Знать общую формулу гомологического ряда карбоновых кислот, правила составления названий, структурных формул изомеров и гомологов, физические свойства Уметь составлять структурные формулы гомологов и изомеров, называть по международной номенклатуре. | |||||
37 | ||||||||||
38 | ||||||||||
39 | Химические свойства карбоновых кислот. | Физические и химические свойства карбоновых кислот: | Д.1. Получение сложного эфира реакцией этерификации 2. Свойства уксусной кислоты | Фронтальная беседа и тестирование | Знать важнейшие химические свойства карбоновых кислот, способы получения и области применения. Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства и получение альдегидов; проводить сравнительный анализ карбоновых и минеральных кислот | |||||
40 | ||||||||||
41 | Практическая работа «Химические свойства карбоновых кислот» | Химические свойства карбоновых кислот | Оформить отчёт | Знать правила ТБ при проведении химического эксперимента. Уметь обращаться с лабораторным оборудованием и посудой, проводить эксперимент по изучению свойств карбоновых кислот | ||||||
42 | Получение и применения. Высшие жирные кислоты. | Нахождение в природе и получение карбоновых кислот. | Д. 1. Образцы некоторых карбоновых кислот: олеиновой, стеариновой. 2. Отношение кислот к воде | Фронтальная беседа | Знать способы получения и области применения, значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека Уметь записывать уравнения реакций, отражающие получение карбоновых кислот | |||||
43 | Сложные эфиры. | Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Сложные эфиры: нахождение в природе, строение, свойства, применение. | Фронтальная беседа, индивидуальное задание | Знать строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров и жиров. Уметь называть сложные эфиры, записывать уравнение получения и гидролиза | ||||||
44 | ||||||||||
45 | Жиры. Мыла. | Состав, классификация, физические и химические свойства. Мыла: состав, получение. Моющее действие мыла. Синтетические моющие средства. | Фронтальная беседа | Знать строение, получение, свойства и использование в быту жиров. | ||||||
46 | Углеводы, их состав и классификация. Моносахариды. | Углеводы, их классификация. Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Глюкоза - вещество с двойственной функцией. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе свойств | Д. 1. Образцы углеводов (крахмал, вата, сахароза, глюкоза, мед). 2. Реакция «серебряного зеркала,) с глюкозой. 3. Реакция глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. Л. Свойства глюкозы | Фронтальная беседа, индивидуальное задание | Знать классификацию углеводов. Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы. Уметь объяснять свойства углеводов на основании строения молекулы | |||||
47 | ||||||||||
48 | Дисахариды | Дисахариды, строение, свойства | Фронтальная беседа | Знать строение дисахаридов. Сахароза, лактоза, мальтоза. Гидролиз сахарозы.. Уметь объяснять свойства сахарозы на основании строения молекулы | ||||||
49 | Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. | Полисахариды - крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика). Биологическая роль углеводов | Д. Качественная реакция на крахмал Л. Свойства крахмала | Фронтальная беседа | Знать важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении. Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения | |||||
50 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения». | Классификация кислородсодержащих органических соединений по наличию функциональных групп. Составление формул и названий кислородсодержащих органических соединений, их гомологов и изомеров. Генетическая связь между различными классами органических соединений | Фронтальная беседа | Знать важнейшие реакции спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, глюкозы. Уметь определять возможности протекания химических реакций. | ||||||
51 | Контрольная работа «Кислородсодержащие органические соединения». Анализ контрольной работы | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Контрольное тестирование | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | ||||||
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения – 11 часов | ||||||||||
52 | Амины. Анилин | Понятия о первичных, вторичных и третичных аминах. Аминогруппа. Отдельные представители аминов. Химические свойства. Взаимное влияние атомов в молекулах. Получение анилина в промышленности | Д. 1. Модели молекул. 2. Физические свойства метиламина и анилина. 3. Взаимодействие с водой и кислотами. | Знать классификацию, виды изомерии аминов и основы их номенклатуры; основные способы получения аминов и их применение. Уметь проводить сравнение свойств аминов и аммиака. Уметь записывать необходимые уравнения реакций. | ||||||
53 | Аминокислоты | Аминокислоты: состав, строение, номенклатура, нахождение в природе, физические и химические свойства. Незаменимые аминокислоты. Пептидная связь. Получение аминокислот и их использование | Д.1. Модели молекул аминокислот: аминоуксусной и аминопропионов 2. Аптечный препарат, содержащий аминокислоту глицин. 3. Упаковки от продуктов питания, содержащих аминокислоты | Знать классификацию, виды изомерии, основы номенклатуры. Уметь предсказывать химические свойства, опираясь на полученные знания об их химической двойственности; объяснять применение и биологическую функцию аминокислот | ||||||
54 | ||||||||||
55 | Белки | Белки: структура, химические свойства Качественное определение серы в белках. Биологические функции белков. Белки как компонент пищи | Д. 1. Денатурация белков. Л. Свойства белков | Знать строение и важнейшие свойства белков Уметь давать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи, практически осуществлять качественные реакции на белки. | ||||||
56 | Обобщение и систематизация знаний | Строение, физические, химические свойства аминов, аминокислот. Белки. Генетическая связь. Решение задач и упражнений | Знать строение, классификацию, важнейшие химические свойства азотсодержащих соединений. Уметь применять теоретические знания при решении задач и упражнений. | |||||||
57 | Промежуточный контроль «Азотсодержащие соединения» Анализ контрольной работы. Решение задач | Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. | |||||||
58 | Нуклеиновые кислоты | ДНК и РНК - важнейшие природные полимеры. Строение ДНК и РНК. Сравнение строения, нахождение в клетке и функций ДНК и РНК. Виды РНК и их функции. Биотехнология, ее использование | Д. 1. Модели молекул ДНК.2. Образцы продуктов питания, полученных из трансгенных форм растений и животных 3. Лекарственные средства и препараты, изготовленные с помощью генной инженерии | Знать строение, функции виды ДНК и РНК, ДНК и РНК. Уметь давать сравнительную характеристику | ||||||
59 | ||||||||||
60 | Практическая работа «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» | Правила ТБ и ОТ, качественные реакции на органические вещества | Практическая работа № 2 | Оформить работу | Знать правила ТБ и ОТ, качественные реакции на органические вещества | |||||
61 | Контрольная работа | |||||||||
Тема 5. Биологически активные органические соединения – 5 часов | ||||||||||
62 | Ферменты. | Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. | Д. 1. Лекарственные препараты, содержащие ферменты: «Пепсин», «Мезим», «Фестал» и др. 2. Стиральные порошки (упаковки), содержащие ферменты. | Иметь общие представления о ферментах. Уметь использовать полученные знания для безопасного применения лекарственных веществ в бытовых условиях | ||||||
63 | Витамины. Гормоны. Лекарства | Понятие о витаминах. Нормы потребления витаминов и их функции. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, Лекарственная химия. | Д. 1. Образцы витаминных препаратов, в том числе поливитамины. 2. Фотографии животных и людей с различными формами авитаминозов. 3. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты | Иметь общие представления о витаминах, гормонах, лекарствах | ||||||
64 | Искусственные и синтетические полимеры. | Классификация ВМС. Важнейшие представители пластмасс, каучуков, волокон | Д. 1. Изделия из целлулоида. 2. Ацетатное, вискозное и медно-аммиачное волокна и ткани из них. 3. Распознавание натуральных волокон и искусственных волокон 4. Коллекция синтетических пластмасс и изделий из них. 5. Коллекция синтетических волокон и изделий из них. | Знать классификацию ВМС. Важнейшие представители пластмасс, каучуков, волокон | ||||||
65 | Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон» | Решение экспериментальных задач на распознавание пластмасс (полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной) и волокон (хлопчатобумажного, вискозного, натуральной шерсти, натурального шелка, ацетатного, капронового) | Практическая работа № 3 | Знать основные правила ТБ и ОТ при работе в химическом кабинете. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием | ||||||
66 | Обобщающий урок | |||||||||
67 | Повторение основных вопросов курса | |||||||||
68 | РЕЗЕРВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....