Урок-проблематизация по теме "Гидролиз" (9 класс)
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Целью данного урока является формирование у учащихся умения выдвигать версии и гипотезы, обосновывать их, находить подтверждения или опровержения своим гипотезам при выполнении химического эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-problematizatsiya_po_teme_gidroliz_9_klass_lysakova.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – Лысакова Елена Николаевна, учитель химии
МБОУ СОШ № 49 г. Томска
Урок-проблематизация по теме «Гидролиз» 9 класс (2 часа)
Тип урока: изучения нового материала
Основная задача урока: научить учащихся выдвигать версии и гипотезы, обосновывать их, находить подтверждения или опровержения своим гипотезам при выполнении химического эксперимента
Основная форма работы: групповая (группы по 5 человек)
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
Урок начинается с актуализации знаний по теме «Электролитическая диссоциация». Форма проведения- фронтальная беседа.
Вопросы:
- Что такое диссоциация?
- Дайте определения электролитам.
- Что такое кислоты (щёлочи, соли) с точки зрения теории электролитической диссоциации (ТЭД)?
- Что такое степень диссоциации?
- На какие группы по силе делят электролиты? Приведите примеры сильных и слабых электролитов.
- Какая среда может быть в растворах электролитов?
- Какие ионы определяют среду раствора?
- Как называются вещества, используемые в школьной лаборатории для определения среды раствора? Перечислите известные вам индикаторы.
- Как изменяется цвет индикаторов в различных средах?
Итак, мы вспомнили о том, что в растворах кислот среда кислая, в растворах щелочей щелочная.
Вопрос: какова среда в растворах солей?
Учащимся (по группам) предлагается выдвинуть предположение и пояснить свой ответ. Возможные версии: среда нейтральная, т.к. в растворе соли нет кислоты и нет щёлочи; среда кислая, так как в состав соли входит кислотный остаток.
Все версии и их первичное обоснование записываются на доске в виде схемы.
Далее учитель предлагает проверить версии на практике – выполнить лабораторный опыт № 1.
Каждой группе учащихся выдаётся карта-инструкция и лоток с необходимым оборудованием. Перед тем, как учащиеся приступят к выполнению эксперимента учитель напоминает правила ТБ при работе с едкими веществами (кислотами и щелочами).
Лабораторный опыт № 1
Исследование среды раствора
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, раствор соляной кислоты (1:1), раствор щёлочи NaOH, раствор фенолфталеина, универсальный индикатор Кольтгоффа, раствор соли разный для разных групп (группа 1 – раствор BaCl2, группа 2 – раствор Na2CO3, 3 группа – раствор Na2SO4, 4 группа – раствор Al2(SO4)3, 5 группа – раствор ZnSO4, 6 группа – раствор Na3PO4)
Ход работы:
- Исследуйте с помощью индикаторов раствор кислоты. Как изменяется цвет различных индикаторов в кислой среде?
- Исследуйте с помощью индикаторов раствор щёлочи. Изменяется ли цвет индикаторов в щелочной среде?
- Исследуйте с помощью индикаторов раствор соли, выданный вам на лотке. Изменяется ли цвет индикаторов в растворе соли? Сделайте вывод о характере среды в растворе данной соли.
После проведения опыта озвучиваются его результаты. Учитель фиксирует результаты на доске в виде схемы. Учащиеся отмечают, что в растворе кислоты фенолфталеин не изменил цвет, а универсальная индикаторная бумага покраснела; в растворе щёлочи фенолфталеин стал малиновым, а универсальный индикатор – синим. Данные результаты одинаковы у всех групп.
Вопрос: изменили ли индикаторы свой цвет в растворе соли? Учащиеся по группам озвучивают полученный результат, учитель фиксирует его на доске:
Группа1 – индикаторы свой цвет не изменили, значит среда в растворе соли BaCl2 нейтральная.
Группа 2 - в растворе выданной соли Na2CO3 фенолфталеин стал малиновым, а универсальный индикатор – синим, значит среда щелочная.
Группа 3 - в растворе соли Na2SO4 среда нейтральная, так как индикаторы свой цвет не изменили.
Группа 4 - в растворе Al2(SO4)3 фенолфталеин остался бесцветным, а универсальный индикатор покраснел, значит, среда кислая.
Группа 5 - в растворе ZnSO4 фенолфталеин остался бесцветным, а универсальный индикатор покраснел, значит, среда кислая.
Группа 6 – изменение цвета индикаторов указывает на щелочную среду в растворе соли Na3PO4..
Таким образом, результат у групп получился разный. Возникает несоответствие.
Учитель предлагает группам назвать соль, раствор которой они исследовали. Формулы солей записываются на доске рядом с зафиксированным результатом опыта (определённой средой в растворе соли).
Учитель предлагает группам выдвинуть версии, почему получены разные результаты.
Вопрос: С чем может быть связан разный характер среды в растворах разных солей?
Учащиеся работают по группам, обсуждают результаты опытов, работают над выдвижением версий (5-7 минут). Далее представитель от каждой группы озвучивает версии, которые фиксируются учителем на доске.
Далее учитель предлагает провести лабораторный опыт № 2, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые версии.
Лабораторный опыт № 2
Исследование среды в растворах различных солей
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, раствор фенолфталеина, универсальный индикатор Кольтгоффа, по три раствора различных солей на группу (группа 1 – растворы сульфата алюминия, карбоната натрия, сульфата натрия; группа 2 – растворы хлорида бария, сульфата цинка, фосфата натрия; 3 группа – растворы карбоната натрия, сульфата алюминия, сульфата натрия, 4 группа – растворы хлорида бария, фосфата калия, сульфата цинка; 5 группа – растворы карбоната натрия, сульфата натрия, сульфата цинка; 6 группа – растворы хлорида бария, сульфата алюминия, фосфата калия.)
Ход работы:
- С помощью индикаторов исследуйте растворы солей, выданные вам на лотке.
- Результаты лабораторных опытов оформите в виде таблицы:
Раствор | Цвет универсальной индикаторной бумаги в растворе соли | Цвет фенолфталеина в растворе соли | Вывод |
Результаты, полученные в опыте, озвучиваются представителями групп; учитель фиксирует их на доске в виде обобщающей таблицы:
Кислая среда | Щелочная среда | Нейтральная среда |
Al2(SO4)3 | Na2CO3 | BaCl2 |
ZnSO4 | Na3PO4.. | Na2SO4 |
K3PO4.. |
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о то, что в растворах разных солей может быть разная среда. Почему? (Учащиеся работают в группах над выдвижением версий 5-7 минут).
Учащиеся, как правило, выдвигают следующие версии: в растворах Al2(SO4)3 и ZnSO4 кислая среда, потому, что в их состав входит остаток от сильной серной кислоты, щелочная среда растворов солей может быть связана с тем, что в состав соли входит активный металл (Na, K); в растворах BaCl2 и Na2SO4 среда нейтральная, потому что это соли, а не кислоты или щёлочи и т.п.
Данные версии обсуждаются группами, учащиеся из разных групп соглашаются или не соглашаются с выдвинутой другой группой версией, пытаются обосновать полученные результаты. Учащиеся замечают, что остаток серной кислоты SO42- входит в состав разных солей, однако, в растворах Al2(SO4)3 и ZnSO4 среда кислая, а в растворе Na2SO4 – нейтральная. Активные металлы натрий и калий входят не только в состав солей, растворы которых имеют щелочную среду, но и в состав соли Na2SO4, среда в растворе которой нейтральная.
Учитель в ходе обсуждения версий задаёт учащимся вспомогательные вопросы, ответы на которые помогут учащимся сделать правильный вывод:
- Вспомните, какие ионы влияют на изменение цвета индикатора и определяют среду раствора? (H+ и ОН- )
- Входят ли данные ионы в состав солей? (нет)
- Откуда могут взяться эти ионы в растворе соли? (из воды)
- Если в воде есть эти ионы, почему в воде цвет индикаторов не изменяется? (потому, что H+= ОН-)
- Почему в водных растворах разных солей изменение цвета индикатора указывает на кислую среду? (избыток H+) С избытком каких ионов связана щелочная среда в водных растворах солей? (избыток OH-).
- Предположите, как появляется избыток тех или иных ионов? (ионы соли связывают определённые ионы воды (H+ или ОН-), т.е. соль вступает в химическую реакцию с водой)
- Вспомните, какова природа соли? (продуктом какой реакции она является)? (соль – продукт реакции нейтрализации, т.е. взаимодействия кислоты и основания)
Задание учащимся: проанализируйте состав каждой соли и определите, продуктом взаимодействия каких оснований и кислот является каждая соль. Для выполнения задания представитель от каждой группы выходит к доске.
Вопрос учащимся: одинаковы ли по силе данные кислоты и основания, образующие соли? Отметьте рядом с формулой каждого основания и каждой кислоты, сильным или слабым электролитом они являются.
В ходе такой работы на доске появляется запись:
Al2(SO4)3 - Al(OH)3 слабое; H2SO4 сильная
ZnSO4 - Zn(OH)2 слабое; H2SO4 сильная
Na2CO3 - NaOH сильное; H2CO3 – слабая
Na3PO4. - NaOH сильное; H3PO4 – слабая
K3PO4.. – KOH сильное; H3PO4 – слабая
BaCl2 – Ba(OH)2 сильное; HCl сильная
Na2SO4 - NaOH сильное; H2SO4 сильная
Задание учащимся: соотнесите данную запись с результатами лабораторного опыта № 2. Что вы замечаете?
Учащиеся сразу замечают, что кислая среда – в растворах солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой; в растворах солей, образованных слабой кислотой и сильным основанием – среда щелочная; в растворах солей, образованных сильным основанием и сильной кислотой – среда нейтральная.
Учитель показывает демонстрационный опыт: в раствор соли ацетета свинца добавляет фенолфталеин – цвет его не изменяется. Вопрос учащимся: какой вывод можно сделать? Проанализируйте по аналогии состав соли.
Учащиеся выполняют задания в группах, приходят к выводу, что в растворах солей, образованных слабой ксилотой и слабым основанием среда нейтральная.
Какой вывод в результате всего вышесказанного можно сделать? (Учащиеся формулируют выводы в группе, затем выводы зачитываются, корректируются и фиксируются на доске)
- Появление в растворе соли кислой или щелочной среды связано с тем, что между ионами солей и воды происходит взаимодействие.
- Если кислота, образующая соль, является слабым электролитом, то её ионы будут связываться с ионами воды, что приведёт к тому, что в растворе появляется щелочная среда;
- Если слабым является основание, образующее соль, то с ионами воды будет связываться катион металла, что приведёт к появлению кислой среды.
Учитель вводит новое понятие: реакция взаимодействия соли с водой, о которой мы говорили, называется гидролиз («гидро» – вода, «лизис» -разложение).
На втором уроке подробно изучают типы гидролиза, его механиз, учатся составлять схемы и уравнения.
- Закрепление
Задание: По формуле определите, какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей.
1 вариант 2 вариант
а) нитрат цинка а) хлорид меди (II)
б) сульфат калия б) сульфит натрия
в) сульфид натрия в) нитрат бария
- Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.
Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...