Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 9 классов
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_-strana_chudes_i_prevrashcheniy.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Химия – страна чудес и превращений»
Цели мероприятия:
- Повышение познавательного интереса к науке химии;
- Обобщение всех полученных знаний по неорганической химии;
- Расширение кругозора обучающихся.
Образовательные задачи:
- Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках химии;
- Вовлечение в словарный запас химических слов и выражений;
- Осуществление межпредметных связей.
Развивающие задачи:
- Развитие памяти, внимания, образного мышления и творческого воображения;
- Повышение самооценки, снижение тревожности;
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
- Воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для обучающихся 9 классов. Число участников – 4 команды: «Химики», «Алмаз», «Кислота» и «Феррум». Судят мероприятие жюри. В начале игры: представление команд.
Мероприятие включает 8 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Литературный», 3 конкурс – «Галерея русских химиков», 4 конкурс – «Металлы», 5 конкурс – «Неметаллы», 6 конкурс – «Ребус», 7 конкурс – «Жизнь моя в опасности без правил безопасности», 8 конкурс – «Черный конверт».
Между 2 и 3 конкурсами проводится игра со зрителями.
От каждого класса формируются 2 команды участников, состоящая из 6 человек. Команды в начале мероприятия вытягивают названия, девиз и обращение к жюри и соперникам.
Оборудование: таблица химических элементов Д.И. Менделеева, портреты Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова.
Оборудование и реактивы для опыта «Образ нерукотворный»: лист ватмана, кисточка, спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na2CO3, пульверизатор.
Оборудование и реактивы для опыта «Посеребрение»: раствор нитрата серебра AgNO3, медная монетка, фильтровальная бумага.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на наше внеклассное мероприятие: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри.
При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами. Итак, начнем! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть ко мне подойдут по одному игроку от каждой команды и вытянут название для своей команды. После этого каждая команда зачитывает название, девиз и обращение к соперникам и жюри.
I.
Команда “Химики”;
Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки!”;
Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;
Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.
II.
Команда “Алмаз”;
Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз!”;
Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам!”;
Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.
III.
Команда “Кислота”;
Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной!”;
Обращение к соперникам: “Разбегайтесь кто куда! Мы команда – “Кислота!”;
Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами!”.
IV.
Команда “Феррум”;
Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;
Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы вам бед, а желаем вам побед!”;
Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем!”.
Ведущий: Итак, с командами мы познакомились. Однако лучшими химиками не могут стать люди, не знающие историю своей страны. Необходимо выяснить, знакомы ли участники турнира с историческими личностями нашей страны.
1. Разминка.
Разминка проводится в виде загадок о химических элементах, каждой команде задается по две загадки, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит к команде, поднявшей руку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы 1-й команде:
1. В конце периода стоит,
В нем вода и та горит. (Фтор)
2. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Медь)
Вопросы 2-й команде:
1. К восьмой группе отнесен,
В честь России назван он. (Рутений)
2. Серебристо-белый и активный очень,
Горит под водой, он, между прочим,
Сверканье бенгальским огням придает
И в Новый год детям радость несет. (Магний)
Вопросы 3-й команде:
1. Седьмой группы элемент
И в природе его нет. (Астат)
2. Был металл серебристо-белым,
В соединении стал мелом. (Кальций)
Вопросы 4-й команде:
1. Разглядев мой спектр в оконце,
Обнаружили меня на Солнце.
Я с благородными дружу -
В их семейство я вхожу. (Гелий)
2. Чаще черный я по цвету,
Могу и быть прозрачным.
Мною пишут и рисуют
Бываю я и мрачным. (Углерод)
После конкурса подводятся первые итоги.
2. Галерея русских химиков.
Ведущий: Уважаемые участники турнира! Конкурс проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда, - 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки - 9 баллов, и так далее до 0.
Михаил Васильевич Ломоносов (для 1 и 2 команды)
10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора.
9 баллов. В 19 лет ушел учиться.
8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии.
7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755).
6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири.
3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт-просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.
2 балла. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины.
1 балл. Член Академии художеств.
Дмитрий Иванович Менделеев. (для 3 и 4 команды)
10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье.
9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности.
8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования явлений капиллярности, расширения жидкостей и температуры “абсолютного кипения”. Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на последующее развитие представлений о газах и жидкостях.
7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.
8 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей.
5 баллов. Демонстрация портрета.
4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”.
3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки.
2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”.
1 балл. Демонстрация таблицы “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”.
После конкурса подводятся предварительные итоги.
Игра со зрителями.
Ведущий: Проверим знания и у остальных жителей нашей страны. Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Обучающиеся, заработавшие баллы в этой игре, могут отдать команде, за которую болеют.
1.
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух. (Кислород)
2.
Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил! (Магний)
3.
Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный. (Алюминий)
4.
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! (Медь)
5.
Я светоносный элемент.
Я спички вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой статен кислотой. (Фосфор)
6.
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мной дышат. (Азот)
7.
У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (Мышьяк)
8.
В горах далеких Шао Линь
Копали глину – каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали … (Фарфор)
9.
Такова моя природа:
Известняк, песок и сода,
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня
Я прозрачно и светло
И зовут меня … (Стекло)
10.
Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я … (Мелом)
После игры со зрителями подводятся предварительные итоги.
3. Металлы.
Ведущий: Каждой команде будет задано 2 вопроса и предложены варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы 1-й команде:
1. Какой из металлов режется ножом, плавает в воде, вспыхивает на ней с взрывом и горит?
А) литий
Б) натрий
В) калий
2. Известный "автомобильный король" Форд сказал "Если бы не было …, не было бы автомобиля". О каком металле идет речь?
А) железо
Б) цинк
В) ванадий
Вопросы 2-й команде:
1. Какой металл человек стал обрабатывать первым?
А) золото
Б) медь
В) железо
2.Какой металл называют "металлом хирургов"?
А) тантал
Б) серебро
В) ванадий
Вопросы 3-й команде:
1. Какой металл пришел на смену меди?
А) золото
Б) алюминий
В) железо
2.Какой самый тугоплавкий металл?
А) железо
Б) вольфрам
В) ванадий
Вопросы 4-й команде:
1. Замечательной особенностью этого металла является его вес. Он - самый тяжелый металл на Земле.
А) железо
Б) осмий
В) свинец
2. Какой самый твердый металл?
А) титан
Б) хром
В) вольфрам
После конкурса подводятся предварительные итоги.
4. Неметаллы.
Ведущий: Каждой команде будет задано 2 вопроса и предложены варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл.
Вопросы 1-й команде:
1. Название какого неметалла связано с именем богини Луны в греческой мифологии?
А) астат; Б) фтор; В) селен
2. Какой неметалл алхимики называли "желчью бога Вулкана"
А) мышьяк; Б) сера; В) йод
Вопросы 2-й команде:
1. У какого неметалла название полностью совпадает с фамилией знаменитого ученого?
А) А. Берклий; Б) Н.Бор; В) В.Эрбий
2.Какой неметалл получил свое название в связи с неприятным запахом его паров?
А) хлор; Б) йод; В) бром
Вопросы 3-й команде:
1. Какой неметалл регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы?
А) хлор; Б) фтор; В) бром
2. Какой неметалл придает твердость и белизну зубной эмали?
А) хлор; Б) фтор; В) бром
Вопросы 4-й команде:
1. Название какого неметалла означает - разрушающий, смертоносный?
А) астат; Б) фтор; В) хлор
2. Какой самый распространенный элемент-неметалл на Земле?
А) азот; Б) углерод; В) кислород
После конкурса подводятся предварительные итоги.
Ведущий: А я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).
Вот на этот чистый лист посмотри внимательно
Веселее улыбнись – это обязательно.
Этот снимок проявить мы сумеем запросто:
Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.
Ведущий: Вот еще одно развлеченье: я опущу монетку в бесцветный раствор и из медной она превратится в серебренную.
Опыт «Посеребрение монеты» В заранее приготовленный раствор нитрата серебра опустить медную монету на минуту. Затем просушить ее фильтровальной бумагой. |
5. Жизнь моя в опасности без правил безопасности.
Ведущий: Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности в кабинете химии. И в лаборатории, и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из нас должны знать правила ТБ в химическом кабинете и оказания первой медицинской помощи пострадавшему. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы 1-й команде:
1. Что нужно сделать в случае ожога щелочами?
(Промыть водой и нейтрализовать 1 - 2%-м раствором уксусной кислоты)
Вопросы 2-й команде:
1. Что вы предпримете, если на кожу попала кислота из автомобильной батареи?
(Пораженное место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1 - 3%-ным раствором соды)
Вопросы 3-й команде:
1. Какие средства индивидуальной защиты следует применять при работе с кислотами и щелочами?
(Халат, очки, перчатки)
Вопросы 4-й команде:
1. Что вы предпримете, если в глаз попал концентрированный уксус?
(глаз промыть струей холодной воды)
После конкурса подводятся предварительные итоги.
6. Чёрный конверт.
Ведущий: И сейчас предложим последнее испытание. Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте записки и буквы. Вам необходимо прочитать записку и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее!
1. СЛИКОДОР - без этого элемента не проживете и десяти минут. (кислород)
2. МНИКРЕЙ - этот элемент ищите среди камней. (кремний)
3.ОРРЕБЕС - блестит, а не золото. (серебро)
4. ДОВОРДО - этот элемент входит в состав воздуха. (водород)
Жюри подводит итоги.
Ведущий: А сейчас я попрошу членов жюри огласить результаты. Подводятся итоги конкурса, вручаются грамоты победителям, активным болельщикам.
Ведущий: Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будете с улыбкой вспоминать
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает - это факт.
А находчивость по жизни вас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по химии в 8 классах «Химический эрудикон»
Внеклассное мероприятие для восьмиклассников развивает познавательный и позитивный интерес к предмету химии, а также позволяет определить уровень и глубину знаний. Игра в форме игры вертушки. Кома...
Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы
Разработка химического вечера. Увлекательная химия. Занимательные опыты по химии....
Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 10 класса Интеллектуальная игра «По страницам развития химии»
Разработка внеклассного мероприятия по химии в 10 классе по теме «По страницам развития химии». История развития химии как науки....
Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов «Экскурсия в кабинет химии»
Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов«Экскурсия в кабинет химии»...
Внеклассное мероприятие по химии в 10 классе "Интеллектуальный марафон "Химия+Физика"
В данной публикации представлен материал для внеклассного мероприятия по химии в 10 классе "Интеллектуальный марафон "Химия+Физика" - конспект мероприятия с необходимыми приложениями и презентация для...
внеклассное мероприятие по химии 6-9 классы "Химия вокруг нас"
внеклассное меропртятие "Химия вокруг нас" проводится в рамках недели естественно- математических наук для развития интереса к предмету...
Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса: «Химия- наука чудес и превращений» посвящение в химики
Цели урока : Пробудить у ребят познавательный интерес к химии, вовлечь в исследовательскую работу их. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни; выявить зн...