Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов «Экскурсия в кабинет химии»
методическая разработка по химии (7 класс) на тему

Кононова Елена

Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов
«Экскурсия в кабинет химии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_himiey.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Хомутовская СОШ"

Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 7 классов
«Экскурсия в кабинет химии»

Учитель химии: Кононова Е.В.

2016 - 2017 учебный год

Образовательные задачи: заинтересовать учеников в изучении химии; дать учащимся первые навыки обращения с химическим оборудованием и веществами; вовлечение в словарный запас химических слов и выражений; развитие коммуникативных навыков; осуществление межпредметных связей.

Развивающие задачи: развитие восприятия, памяти, внимания; развитие образного мышления; развитие творческого воображения; повышение самооценки.

Воспитательные задачи:  воспитание любви и уважения к изучаемым предметам; развитие творческих способностей учащихся; самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

Оборудование и реактивы: презентация ;  растворы сульфата меди , хлорида бария,  дихромата калия; щелочь, серная кислота, пероксид водорода, роданид аммония,  хлорид железа (III), раствор  NaF, кристаллизаторы, пластмассовая бутылка емкостью  1,5 л., сода, уксус, резиновый шарик, раствор Na2CO3 , спиртовой раствор фенолфталеина , MnO2, лучинка, стакан емкостью 150 мл, сахарная пудра, стеклянная палочка, прозрачная стеклянная емкость,вода; краситель; растительное масло; шипучие таблетки ; фонарик, раствор йода, аскорбиновая кислота, резиновые перчатки.

Ход мероприятия

Учитель: Дорогие ребята, сегодня вы впервые вошли в кабинет химии. Мы пригласили вас в химический кабинет школы по нескольким причинам. Во-первых, эта неделя в школе посвящена предметам химии, географии  и биологии. Эти предметы можно объединить одним понятием – естественные науки, то есть науки, которые изучают мир живой и неживой природы, процессы и явления, происходящие в нем. Следовательно, вторая причина присутствия вас здесь – это первое знакомство с наукой химией, которая в школе изучается с 8-го класса. Химия – очень серьезная и умная наука, которая дает возможность получать нужные для человечества вещества. Она помогает человеку создавать лекарства, изготавливать различные виды тканей для одежды, заменять металлические детали на пластмассовые, натуральные продукты на искусственные и многое другое. . Все, что нас окружает, состоит из химических веществ: мы ими дышим, их пьем, их едим, ими умываемся и приводим себя в порядок. Она помогает создавать машины и станки, свехпрочные металлы и стекло, выращивать высокие урожаи. Она хозяйкой вошла в наш дом, одела нас в красивую, нарядную одежду. Следовательно, химия – это наука о веществах и их превращениях, настолько необыкновенная, что для непосвященных она кажется чудом.
Пригласив вас в гости на час занимательной химии, мы хотим показать вам интересные химические эксперименты.

 Учитель:  Разрешите познакомить Вас, мои юные исследователи с важными правилами безопасности  в кабинете химии.

Знакомство с правилами охраны труда в кабинете химия. (Просмотр презентации).

3. Занимательные опыты

А) "Цветные реакции"

1.«Цветное молоко». Я предлагаю вам получить голубое молоко. А такое бывает в природе? Нет, а у нас с вами получится, только вот пить его нельзя. Сливаем вместе сульфат меди и хлорид бария.

2 вариант А сейчас мы получим молоко из воды, но вас мы не угостим, т. к. пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено. Стакан с раствором BaCl2 и стакан с раствором H2SO4; смешиваем раствор и получаем «молоко».

2. "Апельсин, лимон, яблоко"

          А сейчас следующее волшебство, из одного сока получим другой.

 Опыт: сначала показывается зрителям стакан с раствором дихромата калия, который оранжевого цвета. Потом, добавляется щелочь, превращается «апельсиновый сок» в «лимонный». Затем делается, наоборот: из «лимонного сока» — «апельсиновый», для этого добавляется немного серной кислоты, затем добавляется немного раствора пероксида водорода и «сок» стал «яблочным».

3."Искусственная кровь"

В пробирки насыпаем 1/4  роданида аммония и хлорид железа (III). Разводим в воде на 3/4 пробирки. Наливаем в разные кристаллизаторы, опускаем ладони в эти растворы, смыкаем ладони, и на руках появляется кровь. Протираем руки раствором  NaF, и "кровь" исчезает .

4. "Светофор". Необходимо приготовить ярко-розовый раствор марганцовки.  В воде растворить 1/5 чайной ложки сахара, добавить немного щелочи и налить в первый раствор. Наблюдаем изменение цвета: розовый раствор сначала синеет, потом зеленеет, а спустя некоторое время -желтеет из-за окисления марганцовки глюкозой в щелочной среде.

5. "Йод - невидимка". В стакане приготовить раствор йода, добавить туда измельченную таблетку аскорбиновой кислоты, перемешать. Раствор обесцвечивается из-за перехода йода в связанное состояние.

Б)"Удивительные газы"

1.Опыт "Живой шарик"

В пластмассовую бутылку емкостью  1,5 л. насыпаем 2 столовые ложки соды, наливаем 3 столовые ложки воды и 1/4 стакана уксуса. На горлышко бутылки надеваем резиновый шарик. От образующегося в результате реакции углекислого газа  шарик начинает надуваться.

2  "Вездесущий газ" В этом конверте находится письмо, текст его незаметен, я не могу прочитать. Мы сейчас обрызгаем письмо волшебным раствором и прочитаем текст.

На бумаге заранее пишем спиртовым раствором фенолфталеина химическую формулу O2 . После испарения спирта надпись незаметна. С помощью пульверизатора текст смачивается концентрированным раствором Na2CO3 , появляется малиновый текст.

О2 – формула кислорода, в будущем будете знать химический язык и сможете читать химические слова и предложения.

А сейчас мы вам покажем как в лаборатории получают кислород и как доказать наличие кислорода.

Получение кислорода из пероксида водорода (для ускорения реакции используем катализатор - MnO2). Тлеющей лучинкой доказываем, что полученное вещество кислород. Лучинка стала ярко гореть, так как кислород поддерживает горение.

- Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!

3. Опыт "Черный сахар"

Описание: высыпаем в стакан емкостью 150 мл, поставленный на блюдце, сахарную пудру (25 г), немного смачивают  водой, туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты по стеклянной палочке и быстро перемешиваем смесь. Палочку оставляем в стакане. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.

Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана. Концентрированная серная кислота поглощает воду из сахара, а оставшийся углерод выделяется в виде угля. Как и большинство реакций серной кислоты, эта реакция экзотермическая, то есть проходит с выделением теплоты. Поэтому вода испаряется, и остается только сухой твердый остаток.

Газы, образующиеся в процессе, вспенивают углерод, и он становится пористым. Зрелищно. Жаль только, что углерод выделяется в виде графита, а не в другой его модификации – алмаза.  

4. Опыт "Лавовая лампа".

- Ребята, а что-нибудь знаете про лаву - лампу?

Лавовая лампа (лава-лампа) — декоративный светильник, представляет собой прозрачную стеклянную ёмкость (обычно цилиндр) с прозрачным маслом и полупрозрачным парафином, снизу которых расположена лампа накаливания. Лампочка нагревает и подсвечивает содержимое цилиндра, при этом происходит «лавообразное» перемещение парафина (или воска) в масле. Изобретена в 1960-х годах, используется для украшения помещений и в настоящее время. Лава-лампа — не только непременный атрибут рок-н-ролльных вечеринок 1970-х, но и отличный повод для домашних  экспериментов. Ведь все компоненты, необходимые для ее постройки, найдутся на любой кухне. Основные ингредиенты такой волшебной лампы просты и легко заменимы. К сожалению, эта лампа является не настоящей лавовой лампой, а по сути лишь простым  опытом. Но от этого красота процесса нисколько не теряются. Простой способ создать лавовую лампу в домашних условиях и заодно узнать немного нового о жидкостях с разной плотностью.

Понадобятся:

прозрачная стеклянная емкость (ваза, банка, большой бокал или бутылка);

вода; краситель; растительное масло; шипучие таблетки ; фонарик.

Описание опыта:

Необходимо смешать воду с красителем; в приготовленную емкость вылить масло так, чтобы оно занимало половину объема; туда же влить подкрашенную воду и бросить пару шипучих таблеток. Вы увидите, что в смеси появились цветные пузырьки. А теперь возьмите фонарик, посветите на «Лавовую лампу» и вы увидите, как красиво они движутся.

Объяснение опыта:

Вода и масло – это жидкости с разной плотностью. Вода плотнее масла, поэтому она опустилась на дно емкости. Когда ты бросил шипучую таблетку в жидкость, она начала взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделился углекислый газ, который, подхватывая частицы воды с красителем, устремился вверх. Далее газ благополучно покинул емкость, а частицы подкрашенной воды вернулись обратно вниз. И так далее. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы.

Учитель: Вот и закончился наш занимательный час «Экскурсия в кабинет химии». Надеемся , что вам понравилось! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты показанных «чудес». Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы

Разработка химического   вечера. Увлекательная  химия. Занимательные  опыты  по   химии....

Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 10 класса Интеллектуальная игра «По страницам развития химии»

Разработка внеклассного мероприятия по химии в 10 классе по теме «По страницам развития химии». История развития химии как науки....

Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 9 классов

Внеклассное мероприятие по химии для обучающихся 9 классов...

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...

Внеклассное мероприятие по химии в 10 классе "Интеллектуальный марафон "Химия+Физика"

В данной публикации представлен материал для внеклассного мероприятия по химии в 10 классе "Интеллектуальный марафон "Химия+Физика" - конспект мероприятия с необходимыми приложениями и презентация для...

внеклассное мероприятие по химии 6-9 классы "Химия вокруг нас"

внеклассное меропртятие "Химия вокруг нас" проводится в рамках недели естественно- математических наук для развития интереса к предмету...