Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по программе "Основные направления региональной образовательной политики в контектсе модернизации российского образования"
проект по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский государственный университет сервиса»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации по программе
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
тема:
Способы формирования осознанного отношения воспитанников к своему здоровью как успех …
Выполнил:
Хвостова Ольга Ивановна, инструктор по физкультуре МБУ №139 «Облачко»
Проверил:
Ф.И.О., должность, место работы
Количество баллов _________
Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов:______________________________________________________________________________________________________________________________
Тольятти-2013
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение | [указываются номера страниц] |
Механизм преобразования образовательного процесса | |
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов | |
Приложение 1. | |
Приложение 2. | |
Приложение 3. | |
… | |
Приложение n. [указывается название] |
Введение
Актуальность темы. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».
Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.
Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.
Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Правильное понимание здоровья человека даёт представление о его социально-биологической сущности.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Ознакомившись с картами здоровья, я провела диагностику исходного уровня развития детей.
В процессе диагностики я использовала: метод наблюдений, тестовые задания, подобранные по возрасту.
Изучив полученные результаты, я наметила план дальнейшей работы
Я способствую созданию в детском саду здоровьесберегающую среду, которая обеспечивает воспитанникам возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни. Умело использую в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые помогают в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.
Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.
Противоречия.
С одной стороны понимание важности сохранения здоровья, с другой стороны экология, нагрузки, неправильное питание и пр. факторы никак этому не способствуют, поэтому важно научить ребенка осознанно относиться к своему здоровью.
Профессиональная проблема. Как научить ребенка следить за своим здоровьем?
Задачи:
- воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- Содействовать созданию условий в детском саду для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Научить дошкольников использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Создание модели учебно - воспитательного процесса на основе введения в практику здоровьесберегающих технологий при организации работы с детьми дошкольного возраста.
Механизм преобразования образовательного процесса
…
Компоненты моделей | Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГТ | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями | ||
Целевой компонент |
| |||
Содержательный компонент | Тема НОД: 1. «Я растру здоровым» Цель: Продолжать расширять представление детей о здоровье. Интеграция образовательных областей: - «Музыка» - «Социализация» - «Познание» - «Чтение художественное литературы» - «Здоровье» - «Безопасность» | Утро Темы. 1. «Как мне спалось?» 2. Утренняя гимнастика 3. «Полезные фрукты» 4. Физкультурное занятие. Прогулка Темы: 1. «Что мы видели не скажем, а что делали –покажем» 2. Подвижные игры Вечер Темы: 1. «Какие овощи полезны?» 2. «Умей расслабляться» (см. пиктограмму) 3. «Изобрази свое здоровье» | Актуальная среда - тематический «Альбом здоровья» - календарь здоровья - картинки с изображением фруктов - муляжи фруктов - картинки с изображением здоровых и больных людей - картинки с изображением овощей - муляжи овощей | Темы 1. «Взрослый - образец для ребенка» 2. Газета здоровья ( с рисунками и рассказами детей) 3. «Мой папа занимался спортом» фотоальбом 4. Совместные с родителями газеты «Как мы следим за своим здоровьем» 5. «Праздники спортивные в детском саду» |
Технологический (процессуальный) компонент | Формы - физкультурно – оздоровительная работа (утренняя гимнастика, физкультурные занятия) - игровая деятельность (дидактические игры, словесные игры, подвижные игры.) -познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская) -восприятие художественной литературы (слушание, обсуждение, рассуждение.) | Методы и приемы Утро 1. Символическое обозначение своего здоровья 2.Прослушивание произведений о сохранении здоровья разного характера Прогулка 1.Подвижная игра 2.Беседа Вечер. 1.Беседа, рассматривание фотографий иллюстраций 3.Сюжетно-ролевая игра 5. Развлечение для детей | Методы и приемы -демонстрация фотоальбомов, наборов сюжетных картинок, -побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов. - побуждение к изготовлению подарков для родителей. - прослушивание аудио записей сказок (включает взрослый). - побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевых игр. | Формы и способы взаимодействия 1. Консультации для родителей 2. Участие родителей в празднике 3. Участие родителей в создании газеты, фотоальбома на здоровьесберегающую тему 4.Совместные подделки |
Результативный компонент | Любознательный, активный. Ребенок интересуется новым, неизвестным в здоровье. Проявляет интерес к своему здоровью, интересуется новыми упражнениями. Принимает живое, заинтересованное участие на физкультурных занятиях. Овладевший средствами здоровьесбережениями и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует оздоровительные методики. Имеющий первичные представления о здоровье; о народных оздоровительных методов. Способен предложить собственный накопленный опыт сверстникам и взрослым. |
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Кадровые условия:
- воспитатели старших и подготовительных групп,
- родители,
- дети старших и подготовительных групп,
- инструктор по физкультуре.
2.Научно-методические условия:
- - Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г
- - Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /
- - Развивающая педагогика оздоровления /В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г./
- - Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г./
- - Физическая культура дошкольника /Т.В. Кудрявцева/
- - Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников: методическое пособие /Н.Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г./
- - Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./
- - Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г./
- - Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности дошкольников. Тест-программа Москвы для дошкольников. Методические рекомендации – М, 1999 г.
- - - «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина
- - «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова
- - «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушина
- - «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько
- - «Скороговорки и чистоговорки» О.А. Новикова
- - «Развиваем мелкую моторику» О.И. Крупенчук
- - «Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999 № 7
- - Дополнительная литература
- Материально-технические ресурсы:
- бумага,
- картон,
- карандаши,
- картинки с изображением фруктов и овощей и их муляжи,
- зубная щетка,
- зубная паста,
- пиктограммы (придумай гимнастику по схеме),
- музыкальный центр,
4. Нормативно-правовые ресурсы
- Закон РФ «Об образовании» (10.07.1992 г.);
- ФГТ к структуре ООП ДО (2009 г.);
- ФГТ к условиям реализации ООП ДО (2011 г.)
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (2011 г.)
- СанПин (2010 г.).
- Организационные:
- Разработка серии консультаций для родителей по укреплению здоровья детей,
- Создание альбома здоровья для детей 5-7 лет,
- Логика непосредственной образовательной области «Физическая культура» для старшей и подготовительной группы на тему «Я расту здоровым».
Актуальность темы.
Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно – соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждаются в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании) необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.
Проблема ухудшения здоровья детей в нашем регионе последние годы приобретает всё большую актуальность. По данным заключения ПМПК значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Облачко», соблюдая принцип равных прав и возможностей в получении образования, одним из приоритетных направлений в своей работе ставит создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую, логопедическую, медицинскую и педагогическую помощь.
В ходе физкультурно – оздоровительного процесса были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей с ОВЗ. К сожалению вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с ОВЗ малоисследованны, поэтому непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, с детьми данной категории проводилась по традиционным методикам физического воспитания (программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
Анализ работы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно – половые показатели развития основных физических качеств.
Наибольшее затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений, связанных с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером; страдает техника выполнения основных видов движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. У детей данной категории отмечается гипер-или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слухо – двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).
Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии дошкольников данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.
Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.
В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивной физической культуры. В нашей стране уже более десяти лет назад в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта профессором С.П. Евсеевым посредством адаптивной ф.к. изучаются и решаются сложные проблемы в развитии детей с ОВЗ.
Цель: развитие и коррекция психофизических качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Задачи:
- Содействовать гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры.
- Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.
- Развивать и совершенствовать физические, психические, эмоционально-волевые качества.
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.
Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно- развивиающей и физкультурно – оздоровительной работы, координированные действия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье детей.
Программа инвариантной части
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема проекта: «Адаптивная физическая культура как средство развития и
коррекции психофизических качеств дошкольников с ОВЗ»
Проект выполнил:
Инструктор по физической культуре
МБУ д/с № 139 «Облачко» г.о. Тольятти
Хвостова Ольга Ивановна
Дата работы: 15.04 – 26.04.20013 г.
Г.о. Тольятти 20013 г.
Этапы реализации проекта и задачи | Мероприятия и механизмы реализации | Ожидаемые результаты |
1. Анализ методологической и методической литературы. Задача: содействовать гармоничному физическому развитию дошкольников с ОВЗ средствами адаптивной ф.к. | Использование работ известных представителей отечественной дошкольной (коррекционной) педагогики и психологии С.Г. Шевченко, Т.И. Осокиной, Е.М. Мастюковой, В.Г. Алямовской, И.А. Коровиной, Е.А. Альбьевой, М.И. Чистяковой, М.А. Руновой, Н.Н. Ефименко и других авторов. | Изученный материал послужит основой для содержания и создания условий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми с ОВЗ |
2. Определение форм содержательно-методического обеспечении и организации адаптивной фмзической культуры Задача: развитие и коррекция жизненно важных двигательных умений и навыков | Формы организации НОД разной направленности. Образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям. Коррекционно – развивающей направленности – для развития и коррекции физических и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений. Оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Спортивной направленности – для совершенствования физической подготовленности с помощью подвижных игр и спортивных упражнений. Рекреационной направленности – для организации досуга, активного отдыха, туризма, игровой деятельности. | Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, вестибулярной); коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие…); коррекция координационных способностей (согласованность движений отдельных звеньев тела, равновесие, мелкой моторики); коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических, характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании). |
3. Интеграция средств и методов адаптивной ф.к. в непосредственно образовательную деятельность. Задача: развитие и совершенствование физических, психических, эмоционально – волевых качеств | Игровое физкультурное занятие – построенное на подвижных играх, знакомые по содержанию и включающее в себя те движения, обучение которым проводилось в течении текущего месяца. Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Вводная часть – п/и средней интенсивности, основная часть – 3-4 игры направленных на совершенствование ОВД, заключительная часть – игра малой подвижности. Физкультурные занятия с элементами логоритмики и пальчиковой гимнастики. Во время НОД по ф.к. дети должны не только слышать обращенную к ним речь, но и говорить сами, а также как можно больше двигаться. Работа по коррекции речи осуществляется в тесном контакте с логопедом, который рекомендует речевой материал на конкретные звуки. Использование кинезиологических тренировок. Основную часть кинезиологического комплекса занимают упражнения для рук и ног, направленные на синхронизацию работы полушарий, путём выполнения движений противоположного направления. Физкультурные занятия с элементами данстерапии и ритмопластики. Музыка, игра и разнообразие движений способствуют формированию двигательных, психомоторных функций, развитию свободы и выразительности движений. Танцевально – ритмические комплексы носят сюжетно-игровой характер «На птичьем дворе», «Куклы», «Буги-вуги», «Чунга-чанга» и др. все комплексы выполняются вместе с детьми, осуществляя чёткий показ и контроль за качеством. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики. Центральным звеном этой формы занятий является создание образа («Медвежата», «Гномики», «Циркачи» и др.), находясь в котором ребёнок через движение показывает его характер, настроение. Физкультурные занятия с элементами релаксации. Упражнения и игровые задания на расслабление выполняются в заключительной части занятия, которые предполагают обучение детей приёмам чувствовать разницу между напряжением и расслаблением как всего тела, так и отдельных звеньев; сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук и ног) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…) Интегрированные физкультурные занятия. Содержание занятий предполагает интеграцию с другими образовательными областями (здоровье, безопасность, познание, социализация, коммуникация, музыка), включающие задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам образовательной программы. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации здорового образа жизни , формированию и развитию психофизических качеств детей. Организация активного отдыха, физкультурных досугов во взаимодействии с семьёй, создают условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении. | Развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи, максимально используются различные анализаторы (слуховой, рече- двигательный, кинестетический). Положительные структурные изменения, развитие крупной и мелкой моторики, снижение утомляемости. Обогащение и развитие двигательного опыта, а также наполнение его эмоционально – выразительным содержанием. Сохранение и восстановление эмоционального благополучия, умение управлять своими эмоциями и действиями. Умение регулировать мышечное напряжение и расслабление, настроение. Знание основ здорового образа жизни, средствах укрепления здоровья, устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой. Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками; потребности в здоровом образе жизни. |
4. Оценка эффективности | Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволили повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияло на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате у дошкольников данной категории выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой, они имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, ориентированы на здоровый образ жизни. Комплекс средств адаптивной физической культуры способствует закаливанию и укреплению здоровья; повышению двигательной активности и выносливости организма детей. Вопросы активизации двигательного режима с использованием двигательной рекреации, позволили не только совершенствовать двигательную сферу ребёнка, но и сформировать его личностные качества, позитивно повлиять на физическое развитие и его психофизическое здоровье. |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский государственный университет сервиса»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации по программе
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
(модуль инвариантной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
тема:
Способы формирования осознанного отношения воспитанников к своему здоровью как успех …
Выполнил:
Хвостова Ольга Ивановна, инструктор по физкультуре МБУ №139 «Облачко»
Проверил:
Ф.И.О., должность, место работы
Количество баллов _________
Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов:______________________________________________________________________________________________________________________________
Тольятти-2013
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение | [указываются номера страниц] |
Механизм преобразования образовательного процесса | |
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов | |
Приложение 1. | |
Приложение 2. | |
Приложение 3. | |
… | |
Приложение n. [указывается название] |
Введение
Актуальность темы. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».
Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.
Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.
Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Правильное понимание здоровья человека даёт представление о его социально-биологической сущности.
На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Ознакомившись с картами здоровья, я провела диагностику исходного уровня развития детей.
В процессе диагностики я использовала: метод наблюдений, тестовые задания, подобранные по возрасту.
Изучив полученные результаты, я наметила план дальнейшей работы
Я способствую созданию в детском саду здоровьесберегающую среду, которая обеспечивает воспитанникам возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни. Умело использую в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые помогают в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.
Всю свою педагогическую деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.
Противоречия.
С одной стороны понимание важности сохранения здоровья, с другой стороны экология, нагрузки, неправильное питание и пр. факторы никак этому не способствуют, поэтому важно научить ребенка осознанно относиться к своему здоровью.
Профессиональная проблема. Как научить ребенка следить за своим здоровьем?
Задачи:
- воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- Содействовать созданию условий в детском саду для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Научить дошкольников использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Создание модели учебно - воспитательного процесса на основе введения в практику здоровьесберегающих технологий при организации работы с детьми дошкольного возраста.
Механизм преобразования образовательного процесса
…
Компоненты моделей | Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГТ | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями | ||
Целевой компонент |
| |||
Содержательный компонент | Тема НОД: 1. «Я растру здоровым» Цель: Продолжать расширять представление детей о здоровье. Интеграция образовательных областей: - «Музыка» - «Социализация» - «Познание» - «Чтение художественное литературы» - «Здоровье» - «Безопасность» | Утро Темы. 1. «Как мне спалось?» 2. Утренняя гимнастика 3. «Полезные фрукты» 4. Физкультурное занятие. Прогулка Темы: 1. «Что мы видели не скажем, а что делали –покажем» 2. Подвижные игры Вечер Темы: 1. «Какие овощи полезны?» 2. «Умей расслабляться» (см. пиктограмму) 3. «Изобрази свое здоровье» | Актуальная среда - тематический «Альбом здоровья» - календарь здоровья - картинки с изображением фруктов - муляжи фруктов - картинки с изображением здоровых и больных людей - картинки с изображением овощей - муляжи овощей | Темы 1. «Взрослый - образец для ребенка» 2. Газета здоровья ( с рисунками и рассказами детей) 3. «Мой папа занимался спортом» фотоальбом 4. Совместные с родителями газеты «Как мы следим за своим здоровьем» 5. «Праздники спортивные в детском саду» |
Технологический (процессуальный) компонент | Формы - физкультурно – оздоровительная работа (утренняя гимнастика, физкультурные занятия) - игровая деятельность (дидактические игры, словесные игры, подвижные игры.) -познавательно-исследовательская деятельность (исследовательская) -восприятие художественной литературы (слушание, обсуждение, рассуждение.) | Методы и приемы Утро 1. Символическое обозначение своего здоровья 2.Прослушивание произведений о сохранении здоровья разного характера Прогулка 1.Подвижная игра 2.Беседа Вечер. 1.Беседа, рассматривание фотографий иллюстраций 3.Сюжетно-ролевая игра 5. Развлечение для детей | Методы и приемы -демонстрация фотоальбомов, наборов сюжетных картинок, -побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов. - побуждение к изготовлению подарков для родителей. - прослушивание аудио записей сказок (включает взрослый). - побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевых игр. | Формы и способы взаимодействия 1. Консультации для родителей 2. Участие родителей в празднике 3. Участие родителей в создании газеты, фотоальбома на здоровьесберегающую тему 4.Совместные подделки |
Результативный компонент | Любознательный, активный. Ребенок интересуется новым, неизвестным в здоровье. Проявляет интерес к своему здоровью, интересуется новыми упражнениями. Принимает живое, заинтересованное участие на физкультурных занятиях. Овладевший средствами здоровьесбережениями и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует оздоровительные методики. Имеющий первичные представления о здоровье; о народных оздоровительных методов. Способен предложить собственный накопленный опыт сверстникам и взрослым. |
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Кадровые условия:
- воспитатели старших и подготовительных групп,
- родители,
- дети старших и подготовительных групп,
- инструктор по физкультуре.
2.Научно-методические условия:
- - Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г
- - Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /
- - Развивающая педагогика оздоровления /В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г./
- - Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г./
- - Физическая культура дошкольника /Т.В. Кудрявцева/
- - Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников: методическое пособие /Н.Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г./
- - Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./
- - Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г./
- - Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности дошкольников. Тест-программа Москвы для дошкольников. Методические рекомендации – М, 1999 г.
- - - «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина
- - «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова
- - «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушина
- - «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько
- - «Скороговорки и чистоговорки» О.А. Новикова
- - «Развиваем мелкую моторику» О.И. Крупенчук
- - «Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999 № 7
- - Дополнительная литература
- Материально-технические ресурсы:
- бумага,
- картон,
- карандаши,
- картинки с изображением фруктов и овощей и их муляжи,
- зубная щетка,
- зубная паста,
- пиктограммы (придумай гимнастику по схеме),
- музыкальный центр,
4. Нормативно-правовые ресурсы
- Закон РФ «Об образовании» (10.07.1992 г.);
- ФГТ к структуре ООП ДО (2009 г.);
- ФГТ к условиям реализации ООП ДО (2011 г.)
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (2011 г.)
- СанПин (2010 г.).
- Организационные:
- Разработка серии консультаций для родителей по укреплению здоровья детей,
- Создание альбома здоровья для детей 5-7 лет,
- Логика непосредственной образовательной области «Физическая культура» для старшей и подготовительной группы на тему «Я расту здоровым».
Актуальность темы.
Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно – соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждаются в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании) необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.
Проблема ухудшения здоровья детей в нашем регионе последние годы приобретает всё большую актуальность. По данным заключения ПМПК значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Облачко», соблюдая принцип равных прав и возможностей в получении образования, одним из приоритетных направлений в своей работе ставит создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую, логопедическую, медицинскую и педагогическую помощь.
В ходе физкультурно – оздоровительного процесса были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей с ОВЗ. К сожалению вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с ОВЗ малоисследованны, поэтому непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, с детьми данной категории проводилась по традиционным методикам физического воспитания (программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
Анализ работы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно – половые показатели развития основных физических качеств.
Наибольшее затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений, связанных с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером; страдает техника выполнения основных видов движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. У детей данной категории отмечается гипер-или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слухо – двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).
Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии дошкольников данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.
Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.
В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивной физической культуры. В нашей стране уже более десяти лет назад в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта профессором С.П. Евсеевым посредством адаптивной ф.к. изучаются и решаются сложные проблемы в развитии детей с ОВЗ.
Цель: развитие и коррекция психофизических качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Задачи:
- Содействовать гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры.
- Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.
- Развивать и совершенствовать физические, психические, эмоционально-волевые качества.
- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.
Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно- развивиающей и физкультурно – оздоровительной работы, координированные действия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье детей.
Программа инвариантной части
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема проекта: «Адаптивная физическая культура как средство развития и
коррекции психофизических качеств дошкольников с ОВЗ»
Проект выполнил:
Инструктор по физической культуре
МБУ д/с № 139 «Облачко» г.о. Тольятти
Хвостова Ольга Ивановна
Дата работы: 15.04 – 26.04.20013 г.
Г.о. Тольятти 20013 г.
Этапы реализации проекта и задачи | Мероприятия и механизмы реализации | Ожидаемые результаты |
1. Анализ методологической и методической литературы. Задача: содействовать гармоничному физическому развитию дошкольников с ОВЗ средствами адаптивной ф.к. | Использование работ известных представителей отечественной дошкольной (коррекционной) педагогики и психологии С.Г. Шевченко, Т.И. Осокиной, Е.М. Мастюковой, В.Г. Алямовской, И.А. Коровиной, Е.А. Альбьевой, М.И. Чистяковой, М.А. Руновой, Н.Н. Ефименко и других авторов. | Изученный материал послужит основой для содержания и создания условий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми с ОВЗ |
2. Определение форм содержательно-методического обеспечении и организации адаптивной фмзической культуры Задача: развитие и коррекция жизненно важных двигательных умений и навыков | Формы организации НОД разной направленности. Образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям. Коррекционно – развивающей направленности – для развития и коррекции физических и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений. Оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Спортивной направленности – для совершенствования физической подготовленности с помощью подвижных игр и спортивных упражнений. Рекреационной направленности – для организации досуга, активного отдыха, туризма, игровой деятельности. | Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, вестибулярной); коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие…); коррекция координационных способностей (согласованность движений отдельных звеньев тела, равновесие, мелкой моторики); коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических, характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании). |
3. Интеграция средств и методов адаптивной ф.к. в непосредственно образовательную деятельность. Задача: развитие и совершенствование физических, психических, эмоционально – волевых качеств | Игровое физкультурное занятие – построенное на подвижных играх, знакомые по содержанию и включающее в себя те движения, обучение которым проводилось в течении текущего месяца. Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Вводная часть – п/и средней интенсивности, основная часть – 3-4 игры направленных на совершенствование ОВД, заключительная часть – игра малой подвижности. Физкультурные занятия с элементами логоритмики и пальчиковой гимнастики. Во время НОД по ф.к. дети должны не только слышать обращенную к ним речь, но и говорить сами, а также как можно больше двигаться. Работа по коррекции речи осуществляется в тесном контакте с логопедом, который рекомендует речевой материал на конкретные звуки. Использование кинезиологических тренировок. Основную часть кинезиологического комплекса занимают упражнения для рук и ног, направленные на синхронизацию работы полушарий, путём выполнения движений противоположного направления. Физкультурные занятия с элементами данстерапии и ритмопластики. Музыка, игра и разнообразие движений способствуют формированию двигательных, психомоторных функций, развитию свободы и выразительности движений. Танцевально – ритмические комплексы носят сюжетно-игровой характер «На птичьем дворе», «Куклы», «Буги-вуги», «Чунга-чанга» и др. все комплексы выполняются вместе с детьми, осуществляя чёткий показ и контроль за качеством. Физкультурные занятия с элементами психогимнастики. Центральным звеном этой формы занятий является создание образа («Медвежата», «Гномики», «Циркачи» и др.), находясь в котором ребёнок через движение показывает его характер, настроение. Физкультурные занятия с элементами релаксации. Упражнения и игровые задания на расслабление выполняются в заключительной части занятия, которые предполагают обучение детей приёмам чувствовать разницу между напряжением и расслаблением как всего тела, так и отдельных звеньев; сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук и ног) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…) Интегрированные физкультурные занятия. Содержание занятий предполагает интеграцию с другими образовательными областями (здоровье, безопасность, познание, социализация, коммуникация, музыка), включающие задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам образовательной программы. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации здорового образа жизни , формированию и развитию психофизических качеств детей. Организация активного отдыха, физкультурных досугов во взаимодействии с семьёй, создают условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении. | Развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи, максимально используются различные анализаторы (слуховой, рече- двигательный, кинестетический). Положительные структурные изменения, развитие крупной и мелкой моторики, снижение утомляемости. Обогащение и развитие двигательного опыта, а также наполнение его эмоционально – выразительным содержанием. Сохранение и восстановление эмоционального благополучия, умение управлять своими эмоциями и действиями. Умение регулировать мышечное напряжение и расслабление, настроение. Знание основ здорового образа жизни, средствах укрепления здоровья, устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой. Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками; потребности в здоровом образе жизни. |
4. Оценка эффективности | Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволили повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияло на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате у дошкольников данной категории выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой, они имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, ориентированы на здоровый образ жизни. Комплекс средств адаптивной физической культуры способствует закаливанию и укреплению здоровья; повышению двигательной активности и выносливости организма детей. Вопросы активизации двигательного режима с использованием двигательной рекреации, позволили не только совершенствовать двигательную сферу ребёнка, но и сформировать его личностные качества, позитивно повлиять на физическое развитие и его психофизическое здоровье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-467867-1409144993.jpg)
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:«Развитие самостоятельности обучающихся посредством игровых технологий на уроках химии»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-467867-1409144993.jpg)
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Осно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596963-1424365575.jpg)
Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/10/picture-392013-1394471960.jpg)
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации на основе Именного образовательного чека по программе «Основные направления региональной образовательной политики "Пути формирова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/01/picture-643989-1496307355.jpg)
Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».
Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1088356-1547219628.jpg)
Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по теме "Грибы-паразиты"
Материал может использоваться при подготовке к уроку по теме "Грибы-паразиты". Прописаны задачи, цели по ФГОСам....
- Мне нравится (1)