накопительная система оценивания на уроках химии
методическая разработка по химии на тему
системе оценивания достижений учащихся в настоящее время уделяется огромное внимание. я постаралась раскрыть накопительную систему оценивания на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakopitelnaya_sistema_otsenivaniya_rezultatov_po_himii.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Накопительная система оценивания результатов по химии
Цырендоржиева Наталия Николаевна,
учитель химии и биологии
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Всем известно, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. А нам необходимо ребенка учить сомневаться, сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Без этого не может быть развивающего обучения. Система развивающего обучения существенно облегчает ученикам дорогу к знаниям.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимостиповторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся ( Психологические основы развивающего обучения В.Д. Эльконина и В.В. Давыдова).
Цели и задачи введения накопительной системы оценивания:
- повысить ответственность учеников за результаты своего обучения;
- развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
- уменьшить число «необучаемых» учеников;
- обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся, для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.
Оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения и воспитания. У каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны причинами:
- изначально различные способности учащихся;
- неодинаковые условия обучения;
- расхождение целей субъектов образовательного процесса.
Оценка должна четко соответствовать программам преподавания и не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности экзаменующего, условий проведения процедуры). В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня.
Накопительная система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике различные технологии и методы обучения. Эта система позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Ученикам накопительная система оценки знаний позволяет:
- осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей оценки по данной дисциплине;
- четко понимать систему формирования итоговой оценки;
- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины:
- углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года;
- вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Учителям рейтинговая система позволяет:
- рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу школьника;
- иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
- точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости.
Накопительная система отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование накопительной системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид и уровень контроля знаний ему выбрать на уроке. Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся.
Этапы внедрения накопительной системы оценивания знаний учащихся:
1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.
2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал и индивидуальный маршрутный дневник.
4. Подведение итогов и перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.
Критерии оценивания достижений учащихся при изучении определенной темы
Критерии оценивания | Баллы |
Посещение уроков | 0,5 |
Готовность к уроку | 0,5 |
Выполнение домашнего задания | 5-10 |
Ведение тетради | 0,5 – 1 |
Работа на уроке: Слушал и переписывал Выполнял по образцу или алгоритму (без объяснения) Выполнял при помощи учителя или одноклассников (без объяснения) Выполнял при помощи учителя или одноклассников (с объяснениями) Выполняет самостоятельно (с объяснением) | До 10 1 3-4 5-6 7-8 9-10 |
Решение задач (по уровням) | До 10 |
Сообщение или реферат | 5-10 |
Исследовательская работа | 30-50 |
Практическая работа | До 10 |
Контрольная работа (по уровням) | До 20 |
Срезовая работа | До 10 |
Устные ответы | 3-5 |
Конспект | 5 |
Творческая работа | До 10 |
Можно набрать дополнительные баллы за участие в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня:
Школьный – 1 балл;
Муниципальный – 2балла;
Республиканский – 3 балла;
Федеральный – 4 балла;
Международный – 5 баллов.
За участие в дистанционных конкурсах начисляется дополнительно 1 балл.
Перевод баллов в оценку по традиционной шкале
Отношение набранной суммы баллов за дисциплину | Оценка по дисциплине |
91% и более | 5 |
76-90% | 4 |
50-75% | 3 |
Родителям для контроля предоставляется шкала перевода баллов в оценки:
оценка | % выполнения работы | 5-балльная работа | 10-балльная работа | 20-балльная работа |
«3» | 50 – 75 | 2 – 3,75 | 5 – 7,5 | 10 – 15 |
«4» | 76 – 90 | 3,8 – 4,5 | 7,6 – 9 | 15,2 – 18 |
«5» | 91 – 100 | 4,6 – 5 | 9,1 – 10 | 18,2 – 20 |
Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) | БАЛЛЫ | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Не превышает 25% | 1,0 – 2,0 | 1,0 – 3,0 |
Не превышает 50% | 2,1 – 4,0 | 3,1 – 5,0 |
Не превышает 75% | 4,1 – 5,0 | 5,1 – 7,0 |
Превышает 75% | 5,1 – 7,0 | 7,1 – 10,0 |
Важно, чтобы при использовании накопительной системы, фиксировалось всё, что делают ученики. Ученик считается достигшим высшего уровня овладения предметом, если набирает к концу учебного периода 95-100% максимального значения. Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения: если к концу периода ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет.
Маршрутный дневник ученика 8а класса Тимофеева Миши
Тема: степень окисления | Баллы | Рейтинговая оценка | Самооценка | Итоговая оценка |
Посещение уроков | 0,5 | |||
Готовность к уроку | 0,5 | |||
Выполнение домашнего задания | 10 | |||
Ведение тетради | 1 | |||
Работа на уроке: Выполняет самостоятельно (с объяснением) | 10 | |||
Решение задач (по уровням) | 9 | |||
Сообщение или реферат | 5 | |||
Исследовательская работа | ||||
Практическая работа | 10 | |||
Контрольная работа (по уровням) | 18 | |||
Срезовая работа | 7 | |||
Устные ответы | 5 | |||
Конспект | 5 | |||
Творческая работа | ||||
Дополнительные баллы | ||||
Итого: | 83 балла | 4 | 4 | 4 |
В отличие от традиционной оценочной системы, накопительная система направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
Использованная литература:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 2006
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: 2002
3. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса. / Под ред. В.И. Байденко. - М.: 2007
4. Общая и профессиональная педагогика. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: 2005
5. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: 2007
Информационные ресурсы
1. Гафарова М.А. Рейтинговая накопительная система как эффективная система оценивания в условиях внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения.//htpp//myshared.ru>slrde/16640/
2. Смирнова А. В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся. http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/reitingovaya-sistemaotsenki-znanii-uchashchikhsya
3. Рейтинговая накопительная система оценки. Коллективная монография (п/р Загашева И.О., Лабинской Т.А.). // http://www.adpcom.ru/article/kyocera2.shtml
4. Рассохин Р. В.Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов учащихся по химии . http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания
Представленные материалы содержат конспекты уроков по теме, включая итоговый тест, рабочие карты уч-ся с технологиче...
Методическая разрабока урока в 10-м классе по теме «Охрана окружающей среды» с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания
Методическая разработка посвящена заключительному уроку, на котором учащиеся имеют возможность познакомиться с Природными парками Франции и рассказать о том, что они делают для защиты окружающей среды...
Методическая разработка урока с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания знаний
Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку французского языка в 4 классе по теме :" Магазин"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...
Балльно-накопительная система оценивания (презентация)
Оценивание учащихся в средней и старшей школе...
Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....
Система оценивания на уроках химии
Система оценивания на уроках химии...