накопительная система оценивания на уроках химии
методическая разработка по химии на тему
системе оценивания достижений учащихся в настоящее время уделяется огромное внимание. я постаралась раскрыть накопительную систему оценивания на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Накопительная система оценивания результатов по химии
Цырендоржиева Наталия Николаевна,
учитель химии и биологии
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Всем известно, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка - безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. А нам необходимо ребенка учить сомневаться, сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Без этого не может быть развивающего обучения. Система развивающего обучения существенно облегчает ученикам дорогу к знаниям.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимостиповторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся ( Психологические основы развивающего обучения В.Д. Эльконина и В.В. Давыдова).
Цели и задачи введения накопительной системы оценивания:
- повысить ответственность учеников за результаты своего обучения;
- развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
- уменьшить число «необучаемых» учеников;
- обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся, для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.
Оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения и воспитания. У каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны причинами:
- изначально различные способности учащихся;
- неодинаковые условия обучения;
- расхождение целей субъектов образовательного процесса.
Оценка должна четко соответствовать программам преподавания и не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности экзаменующего, условий проведения процедуры). В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня.
Накопительная система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике различные технологии и методы обучения. Эта система позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Ученикам накопительная система оценки знаний позволяет:
- осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей оценки по данной дисциплине;
- четко понимать систему формирования итоговой оценки;
- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины:
- углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение года;
- вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Учителям рейтинговая система позволяет:
- рационально планировать учебный процесс по данной дисциплине и стимулировать работу школьника;
- иметь объективную картину усвоения изучаемого материала;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
- точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости.
Накопительная система отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование накопительной системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид и уровень контроля знаний ему выбрать на уроке. Данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся.
Этапы внедрения накопительной системы оценивания знаний учащихся:
1.Составление оценочной шкалы по теме, с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.
2.Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.
3.Изучение учебного материала по теме, занесение результатов в рейтинговый журнал и индивидуальный маршрутный дневник.
4. Подведение итогов и перевод суммы баллов в оценку в журнале и выставление в дневники.
Критерии оценивания достижений учащихся при изучении определенной темы
Критерии оценивания | Баллы |
Посещение уроков | 0,5 |
Готовность к уроку | 0,5 |
Выполнение домашнего задания | 5-10 |
Ведение тетради | 0,5 – 1 |
Работа на уроке: Слушал и переписывал Выполнял по образцу или алгоритму (без объяснения) Выполнял при помощи учителя или одноклассников (без объяснения) Выполнял при помощи учителя или одноклассников (с объяснениями) Выполняет самостоятельно (с объяснением) | До 10 1 3-4 5-6 7-8 9-10 |
Решение задач (по уровням) | До 10 |
Сообщение или реферат | 5-10 |
Исследовательская работа | 30-50 |
Практическая работа | До 10 |
Контрольная работа (по уровням) | До 20 |
Срезовая работа | До 10 |
Устные ответы | 3-5 |
Конспект | 5 |
Творческая работа | До 10 |
Можно набрать дополнительные баллы за участие в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня:
Школьный – 1 балл;
Муниципальный – 2балла;
Республиканский – 3 балла;
Федеральный – 4 балла;
Международный – 5 баллов.
За участие в дистанционных конкурсах начисляется дополнительно 1 балл.
Перевод баллов в оценку по традиционной шкале
Отношение набранной суммы баллов за дисциплину | Оценка по дисциплине |
91% и более | 5 |
76-90% | 4 |
50-75% | 3 |
Родителям для контроля предоставляется шкала перевода баллов в оценки:
оценка | % выполнения работы | 5-балльная работа | 10-балльная работа | 20-балльная работа |
«3» | 50 – 75 | 2 – 3,75 | 5 – 7,5 | 10 – 15 |
«4» | 76 – 90 | 3,8 – 4,5 | 7,6 – 9 | 15,2 – 18 |
«5» | 91 – 100 | 4,6 – 5 | 9,1 – 10 | 18,2 – 20 |
Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) | БАЛЛЫ | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | |
Не превышает 25% | 1,0 – 2,0 | 1,0 – 3,0 |
Не превышает 50% | 2,1 – 4,0 | 3,1 – 5,0 |
Не превышает 75% | 4,1 – 5,0 | 5,1 – 7,0 |
Превышает 75% | 5,1 – 7,0 | 7,1 – 10,0 |
Важно, чтобы при использовании накопительной системы, фиксировалось всё, что делают ученики. Ученик считается достигшим высшего уровня овладения предметом, если набирает к концу учебного периода 95-100% максимального значения. Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения: если к концу периода ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет.
Маршрутный дневник ученика 8а класса Тимофеева Миши
Тема: степень окисления | Баллы | Рейтинговая оценка | Самооценка | Итоговая оценка |
Посещение уроков | 0,5 | |||
Готовность к уроку | 0,5 | |||
Выполнение домашнего задания | 10 | |||
Ведение тетради | 1 | |||
Работа на уроке: Выполняет самостоятельно (с объяснением) | 10 | |||
Решение задач (по уровням) | 9 | |||
Сообщение или реферат | 5 | |||
Исследовательская работа | ||||
Практическая работа | 10 | |||
Контрольная работа (по уровням) | 18 | |||
Срезовая работа | 7 | |||
Устные ответы | 5 | |||
Конспект | 5 | |||
Творческая работа | ||||
Дополнительные баллы | ||||
Итого: | 83 балла | 4 | 4 | 4 |
В отличие от традиционной оценочной системы, накопительная система направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.
Использованная литература:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 2006
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: 2002
3. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса. / Под ред. В.И. Байденко. - М.: 2007
4. Общая и профессиональная педагогика. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: 2005
5. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: 2007
Информационные ресурсы
1. Гафарова М.А. Рейтинговая накопительная система как эффективная система оценивания в условиях внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения.//htpp//myshared.ru>slrde/16640/
2. Смирнова А. В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся. http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/reitingovaya-sistemaotsenki-znanii-uchashchikhsya
3. Рейтинговая накопительная система оценки. Коллективная монография (п/р Загашева И.О., Лабинской Т.А.). // http://www.adpcom.ru/article/kyocera2.shtml
4. Рассохин Р. В.Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов учащихся по химии . http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания
Представленные материалы содержат конспекты уроков по теме, включая итоговый тест, рабочие карты уч-ся с технологиче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385630-1390058388.jpg)
Методическая разрабока урока в 10-м классе по теме «Охрана окружающей среды» с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания
Методическая разработка посвящена заключительному уроку, на котором учащиеся имеют возможность познакомиться с Природными парками Франции и рассказать о том, что они делают для защиты окружающей среды...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/17/picture-438185-1397761713.jpg)
Методическая разработка урока с использованием рейтинго-накопительной системы оценивания знаний
Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку французского языка в 4 классе по теме :" Магазин"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/18/picture-442151-1529343633.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30652.jpg)
Балльно-накопительная система оценивания (презентация)
Оценивание учащихся в средней и старшей школе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-470627-1408451775.jpg)
Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....
Система оценивания на уроках химии
Система оценивания на уроках химии...