Методическая разработка урока по теме «Электролитическая диссоциация», 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Основной замысел методической разработки заключается в представлении возможностей повышения мотивации учащихся при обучении химии через исследовательскую деятельность для анализа объектов и процессов, которые окружают нас в повседневной жизни и изучаются в разных областях науки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №375 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Методическая разработка урока по теме

 «Электролитическая диссоциация»

8 класс

:

Автор работы:

учитель химии и биологии

Галкин Евгений Юрьевич

        Санкт-Петербург

                                                        2015


Урок по теме «Электролитическая диссоциация» (8 класс)

Класс:  8

Учебник: Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. - М.: Дрофа, - 2013.

Место данного урока в общей системе преподавания учебного предмета:

Химия 8 кл. Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена.

Продолжительность: 45 мин.

Формируемые умения: самостоятельно работать с дополнительной информацией; работать в коллективе;  проводить эксперимент; вести дискуссию и аргументировать свои мысли; применять знания в повседневной жизни;

Цели использование ИКТ:

  1. Улучшение качества обучения на основе использования новых информационных технологий;
  2. Формирование у учащихся мировоззрения открытого информационного общества.
  3. Усилить мотивацию познавательной деятельности учащихся к изучению предмета.
  4. Увеличить интенсивность учебного процесса.

Цель урока- создать условия для формирования представлений об электролитической диссоциации.

Задачи:

1.Образовательная: Сформировать основные понятия  об электролитах и не электролитах о написании уравнений диссоциации, рассмотреть механизм диссоциации веществ с разной химической связью.

2. Воспитательная: Формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной.

3.Развивающая: развить у учащихся познавательные способности, формирование самостоятельности мышления, умение логически рассуждать, развить умение анализировать химический эксперимент, обобщать и делать выводы из полученных знаний.

Оборудование: стаканы химические (150 мл) с водой, интерактивная доска, проектор, приборы для проверки электропроводности .

Реактивы: поваренная соль, соляная кислота, гидроксид калия, сахароза.

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Методы обучения:

  • проблемный;
  • частично-поисковый метод ;
  • экспериментальный;
  • работа с таблицей.

Формы организации учебной деятельности: 

  • работа в парах.
  • индивидуальная работа

Необходимые условия: сотрудничество учитель-ученик.


Технологическая карта урока Электролитическая диссоциация (8 кл.)

Этап урока

Цели и задачи этапа

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Способ достижения (виды заданий и упражнений)

Организационный

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимание необходимости учения, адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца хорошего ученика.

Умение задавать/отвечать на вопросы, умение вносить вклад в совместные действия.

Проверка готовности класса дежурными по ряду.

Опрос учащихся по заданному материалу

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми (большинством) учащимися, выявить пробелы в знаниях и способах действий учащихся и определить причины их возникновения, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок товарищей.

Умение действовать по выбранному плану, знание способов взаимопроверки.

Выполнение упражнения, взаимопроверка, исправление ошибок (задание 1).

Изучение нового учебного материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Умение определять план действий, формулировать алгоритм выполнения задания, действовать по выбранному плану, находить рациональные способы работы, описывать результат, делать выводы, создавать ситуацию обсуждения, работать в паре, вносить вклад в совместные действия.

Лабораторная работа по инструкционной карте с заполнением таблицы результатов (см. инструкционную карту).

Закрепление учебного материала

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатам требованиям данной задачи и задачной области.

Умение определять план действий, находить рациональные способы работы, осмысливать, какая информация нужна для решения задачи, искать информацию в разных источниках. Умение выделять существенные признаки объектов и явлений,анализировать, обобщать.

Выполнение разнообразных заданий по теме урока: ситуационные задачи, ответ на проблемный вопрос (задания 2, 3,4, 5).

Задание на дом

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, родителей.

Умение находить рациональные способы работы, описывать желаемый результат, находить способы самопроверки, искать информацию в разных источниках, решать задачу разными способами и выделять наиболее оптимальный, анализировать, передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Чтение и пересказ параграфа 36, выполнение упражнения (задание 6).


Приложение.

Дата:        8 класс

Инструкционная карта к лабораторному опыту

“Определение электропроводимости  растворов”

Цель:  Изучить электропроводность растворов кислот, солей, оснований.

Задачи:

1. соблюдать правила техники безопасности,

2. исследовать электропроводность растворов и твёрдых веществ

3. экономно расходовать реактивы,

4.заполнить по результатам работы таблицу

Оборудование и реактивы:

Прибор для определения электропроводности, поднос, химические стаканчики с дистиллированной водой, хлорид натрия NaCl, сахароза С12Н22О11, растворы гидроксида калия (КOH) и хлороводородной кислоты (HCl).

ТБ: Соблюдай технику безопасности при работе с реактивами и электроприборами!

Ход работы:

1. Испытайте последовательно электропроводность  растворов и некоторых твёрдых веществ.

2. Погружайте для этого в каждый из стаканов с раствором или твёрдыми веществами электроды.

3. Следите загорается ли лампочка при погружении электродов в растворы веществ.

4. Выньте электроды и ополосните в стаканчиках с  дистиллированной водой, стоящих за растворами веществ.

5. Повторите аналогичный опыт со всеми растворами.

6.Заполните по результатам исследования таблицу:

Признаки сравнения

Исследуемый   раствор или вещество

ТВ. NaCl

Дист.Н2О

Р-р  NaCl

Р-р  HCl

Р-р  КOH

Сахароза С12Н22О11

Р-р  С12Н22О11

Проводит ли ток?

Уравнение диссоциации

7.Обсудите результаты вместе с классом.


 Задания и упражнения к уроку.        

1. Катион - положительно заряженный ион
                   Анион - отрицательный ион.

 Среди перечисленных веществ выберите те, которые состоят из ионов; укажите, из каких именно: С02, NaOH, Mg(OH)2, CaS04, NH3, KH, HC1, Na2О.

2. «Ура! Сегодня лабораторная по химии!» - Арина радовалась как никогда. Ей нравилось проводить химические опыты, наблюдая за удивительными превращениями веществ. «У нас–то точно все опыты получатся»,- ликовала вместе с Ариной её соседка по парте Катя. Они взяли несколько ионных веществ (СаСОз, NaCl, MgO, NaN03, Na2C03), прибавили к каждому из них воду, перемешали и опустили в жидкость электроды прибора для испытания электропроводности веществ. Однако не во всех случаях лампочка загорелась. Девочки очень расстроились, они повторили опыты ещё раз, получили такие  же результаты. «Ну что же мы сделали не так? Почему лампочка не всегда загоралась?»

Успокойте девочек: объясните им, в чём причина того, что лампочка не загорелась в некоторых опытах.

3. Весь вечер Кирилл старательно готовил домашнее задание по химии, оформил его аккуратно в тетради и вышел на кухню попить чай. А в это время его младший братик стянул тетрадь и, решив в ней порисовать, поставил на странице с домашним заданием кляксы. Чтобы братья не поссорились, помогите восстановить левые и правые части уравнений:

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\hbc 002.jpg

4. Приведите по три примера веществ, при растворении которых в воде появляются ионы: 1) Сl-,   2) Fe2+.


5. «Ох, вот это жара!» - Никита сидел с Кристиной на скамейке в парке. Наступило долгожданное лето.

«Как же хочется пить!» - Кристина повернулась к Никите и попросила его сходить в ближайший магазин за водой. - «Купи, пожалуйста, только минеральную, она очень полезная».

«Вода как вода» - возвратившись, Никита сел рядом с Кристиной и стал рассматривать этикетку.- Состав какой-то непонятный. Я знаю, что  минеральные воды обогащены солями, а здесь формулы не указаны.

«Никита, ты опять прослушал объяснение учителя. Вот же указаны катионы и анионы, которые образовались в результате диссоциации солей». И Кристина привела примеры формул некоторых солей.

Посмотрите на этикетку минеральной воды «Ессентуки 17» (рис. 1) , составьте из ионов формулы 2-3 солей и напишите уравнение их диссоциации.

44954696.jpg

6. Вернувшись из школы домой и, пообедав, Даша тут же приступила к домашнему заданию по химии. Ещё бы! Последняя четверть - самая ответственная. «Так, что у нас задано по химии? Доклад «Минеральные воды: состав, применение».

Решив использовать интернет ресурсы, она наткнулась на одном из сайтов со следующей информацией, которая её удивила безграмотностью автора.

Вот этот текст:

 «Минеральная вода: состав и виды

Химический состав минеральной воды представляет собой, в первую очередь, разнообразные комбинации из шести основных компонентов: натрий (Na), кальций (Са), магний (Мg), хлор (Сl), сульфат (SO4) и гидрокарбонат (НСО3). Таким образом, различают гидрокарбонатные, хлоридные, сульфатные и прочие минеральные воды».

Найдите в тексте ошибки, которые возмутили Дашу.

Список литературы:

  1. Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. - М.: Дрофа, - 2003.
  2. Габриелян, О.С, Воскобойникова И.П. Настольная книга для учителя. Химия 8 кл. - М.: Дрофа, - 2003.
  3. Гросс, Э. Химия для любознательных. - Ленинград: Химия, - 1985.
  4. Современные открытые уроки по химии. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2002.
  5.  “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”. Уроки химии 8-9 класс, 2004.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Электролитическая диссоциация (8 кл.)

Этап урока

Время

Образовательные задачи этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

-

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные -формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Этап проверки выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми (большинством) учащимися, выявить пробелы в знаниях и способах действий учащихся и определить причины их возникновения, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала, выяснение причин невыполнения домашнего задания отдельными учениками, определение типичных недостатков в знаниях и способах действий учащихся и причин их появления, ликвидация обнаруженных недостатков.

Проверяет заполненную таблицу растворимости формулами веществ, задает вопросы,  

Обмениваются таблицами, проверяют друг друга, исправляют ошибки.

Коммуникативные, познавательные,

личностные.

3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока, актуализация субъектного опыта учащихся.

Показ социальной и практической значимости изучаемого предмета, постановка перед учащимися учебной проблемы, актуализация субъектного опыта учащихся, формулирование целей урока вместе с учащимися, сообщение темы учебного занятия.

Инструктирует по ТБ при работе в кабинете химии, показывает демонстрацию электропроводности металлов и картофеля, проводит подготовку мышления детей, задаёт вопросы.

Просит сформулировать цели урока.

Озвучивает и записывает на доске тему урока.

Расписываются в листе инструктажа,  внимательно смотрят опыт, анализируют, отвечают на вопросы.

Формулируют цель урока, записывают у себя в тетради тему урока.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому выводу (обобщению),

Организация внимания учащихся, сообщение основной идеи изучаемого материала, обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам,

обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала ( с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).

Задаёт вопрос: Подумайте и ответьте все ли растворы или расплавы проводят электрический ток?

От чего это будет зависеть?

Предлагает экспериментально  исследовать электропроводность веществ и заполнить таблицу (приложение 1).

Демонстрирует видеофрагменты диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью.

Отвечают на вопросы, выполняют опыты, смотрят внимательно видеофрагменты диссоциации веществ.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

5.Этап первичной проверки понимания изученного.

Установить правильность и осознанность  изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материалы, неверные представления учащихся, провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

Проверка учителем понимания учащимися того, что является сущностью основного содержания, проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и способов действий, выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала, ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала.

Задаёт вопросы,

Исправляет неправильные или неточные ответы вместе с учащимися.

Отвечают письменно на вопросы, исправляют неправильные ответы одноклассников.

Коммуникативные

Предметные

6.Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу,

Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов, организация деятельности учащихся  по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в изменённых ситуациях, закрепление методики изучения нового материала.

Предлагает решить разнообразные задания по теме урока, проверяет выполнение, исправляет.

Выполняют задания, отвечают , исправляют ошибки.

Познавательные

Регулятивные

7.Этап применения знаний и способов действий.

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Организация деятельности учащихся по применению знаний в изменённых и новых ситуациях.

Предлагает задания на применение знаний в разнообразных ситуациях.

Выполняют упражнения, отвечают.

Познавательные

Личностные

8.Этап обобщения и систематизации знаний.

Обеспечить формирование целостной системы  ведущих знаний учащихся, обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей, обеспечить формирование у школьников обобщённых понятий.

Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Построение Дерева темы

Активно отвечают, выдвигают предположения, дополняют.

Коммуникативные,

Познавательные

9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий, выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся, установить причины выявленных недостатков, обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся, проверка образа мышления учащихся, проверка сформированности общих учебных умений, комментирование ответов учащихся.

Выдаёт тест, даёт пояснения по выполнению задания.

Решают тест, обмениваются тетрадями с ответами, проверяют своего соседа по парте.

Регулятивные

Предметные

Личностные

10.Этап коррекции знаний и способов действий.

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.

Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков.

Обращает внимание на ошибки в тесте, объясняет,  как необходимо было действовать.

Внимательно слушают, задают вопросы, исправляют недочёты в своей работе.

Коммуникативные

Регулятивные

11.Этап информации о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Информация о домашнем задании, мотивирование выполнения домашнего задания, инструктаж по выполнению домашнего задания, проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашней работы.

Предлагает открыть ученикам дневники и записать домашнее задание на следующий урок:

Параграф 36, упр.3-5.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Отвечает на вопросы учащихся.

Записывают домашнее задание, слушают инструкции по выполнению, задают вопросы, если что- то непонятно.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

12.Этап подведения итогов занятия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Подведение итогов учебного занятия.

Высказывает своё мнение о работе класса и отдельных учащихся.

Оценивают свои знания.

Регулятивные

Личностные

13. Этап рефлексии.

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками, обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Неожиданностью для меня явилось то, что…

-Сегодня на уроке я понял(а), что….

-Особенно интересным было…

Отдельные учащиеся отвечают на вопросы, остальные слушают и дополняют.

Регулятивные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Металлическая связь

Слайд 2

Электролитическая диссоциация

Слайд 3

Цель урока Изучить процесс электролитической диссоциации соединений с ионной и ковалентной полярной связью

Слайд 4

вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток ЭЛЕКТРОЛИТЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

Слайд 5

Электрический ток - это направленное движение заряженных частиц

Слайд 6

- + Молекула воды представляет собой диполь, то есть структуру, имеющую два полюса Строение молекулы воды О δ - Н δ + Н δ + H 2 O

Слайд 7

Диссоциация веществ с ионной связью ( NaCl ) Диссоциация веществ с ковалентной полярной связью ( HCl )

Слайд 8

Процесс распада электролита на ионы при его растворении или расплавлении Электролитическая диссоциация Причина диссоциации – гидратация частиц электролита (взаимодействие с молекулами воды) Ионы, образующиеся при диссоциации, будут гидратированными (связанными с молекулами воды)

Слайд 9

Рефлексия Цель урока Изучить процесс электролитической диссоциации соединений с ионной и ковалентной полярной связью

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Разработка урока на тему Электролитическая диссоциация

Конспект урока по теме Электролитическая диссоциация...