Урок-проект по теме "Оксиды"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Додина Надежда Леонидовна

Методическая разработка  урока-проекта по теме "Оксиды" для 8 класса с использованием технологической карты урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_po_teme_oksidy.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Додина Надежда Леонидовна

Район

Московский, г. Нижний Новгород

Место работы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 172»

Должность

учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

химия

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

нет

Тема учебного занятия

«Оксиды, их классификация и свойства»

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок-проект

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

13 урок в теме 7 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Учебная задача

Вовлечь учащихся в проектную деятельность по изучению оксидов, их классификации, свойств и способов получения. А также  овладению навыками составления химических  реакций и составления   опорного конспекта.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся

- характеризовать оксиды как класс неорганических соединений, их свойства и способы получения.

Обучающиеся получат возможность научиться применять приобретённые знания для составления опорного конспекта;

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями работать с текстовой информацией учебника или других источников, осуществлять логические операции при решении проблемной ситуации, выполнять задания на закрепление, концентрировать внимание и правильно излагать свою точку зрения;

Обучающиеся получат возможность сделать свои выводы исходя из результатов эксперимента;

Получат возможность анализировать и систематизировать знания и презентовать их;

Получат возможность отработать навыки по составлению химических уравнений.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся

  • в осознании ценности  самостоятельного приобретении новых знаний и  умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • в осознании ценности общения и сотрудничества со сверстниками, в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Обучающиеся получат возможность

  • для формирования навыков самоконтроля, самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью.
  • для формирования коммуникативных навыков при общении со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

Обучающиеся

-знают понятие «оксиды»;

-имеют опыт составления  химических формул оксидов;

-могут определять оксиды среди группы веществ.;

-могут планировать свою деятельность или действовать по заранее заданному алгоритму;

-могут проводить опыты в рамках химического эксперимента;

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Тест (+,-), приложение 4

Лист самооценивания.Приложение 1

Рефлексия, приложение 2,

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Отслеживаются умения уч-ся работать с текстами, заданиями, практическими навыками выполнения учебного эксперимента. •        Формируются  навыки “сворачивания” изученной информации и представления ее в виде наглядных схем и рисунков.

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник: Габриелян О.С. «Химия -8», «Дрофа», 2012г.

1.« Проектная деятельность учащихся/ автор-составитель Н.В. Ширшина. Волгоград: Учитель, 2007 г.

2.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс. М.: ВАКО, 2004 г.

http://www.alhimik.ru/teleclass/glava1/gl-1-0.shtml

http://www.alhimik.ru/teleclass/index.shtml  

https://sites.google.com/site/himulaco


Презентация

Техническое обеспечение

  учебно-материальные средства: химические реактивы, принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, магнитная доска, инструктивные карточки,

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1.Мотивационно ориентировочный

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Метод: словесный

Приём: беседа

Создание комфортной психологической атмосферы урока. Обеспечение благоприятной обстановки для работы на уроке и психологический настрой учащихся на общение и начало занятия.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

•Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока;

•Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале.

Осуществление развития коммуникативных навыков. Формирование способностей к оцениванию и самооценке; формирование позитивного отношения к учёбе. Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации  «умения – неумения», «понимания – не понимания», погружение в проект.

Метод: фронтальная беседа

Приём:создание проблемной ситуации

Активизация познавательной деятельности путём создания проблемной ситуации; создание стимула к изучению нового вопроса. Возникновение учебно-познавательного мотива, направляющего мыслительную деятельность обучающихся.

2.Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Метод: словесная консультация

Приём: беседа

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов. Выработка плана действий, определение временного режима на каждом этапе, выбор формы представления результатов.

2.2. Поиск способа решения  проблемной ситуации, поиск информации

Метод: словесная консультация

Приём: помощь, наблюдение

Метод: проблемно-исследовательский

Прием: лабораторный опыт

Развитие  логического мышления.

Развитие практических и коммуникативных навыков..

Развитие самостоятельности учащихся. Создание благоприятного климата для каждого.

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения, проведение эксперимента.

2.3. Выбор верного варианта решения, обобщение результатов

Метод: словесная консультация

Приём: помощь, наблюдение.

Активная познавательная деятельность с объектом изучения; анализ получаемых знаний. Включение в поисковую деятельность.

Активизация мыслительных действий учащихся; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, делать вывод).

В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Метод: консультация, наблюдение, оценивание

Приём: защита проекта, презентации обсуждение

Создание «ситуации успеха» для каждого ученика. Способствование развитию умения принимать решение.

Активизация мыслительных операций учащихся.

Организация сотрудничества учащихся; развитие творческого мышления. Развитие умение использовать различные средства наглядности при выступлении,

умения отвечать на незапланированные вопросы.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Метод:контроля

Приём:письменный контроль в форме тестирования

Активизация процессов мышления.

Создание условий для применения знаний,

развитие творческого мышления.

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Метод: словесный

Приём: беседа

Развитие способностей обобщать, анализировать и делать выводы.Развитие критичности мышления, самооценки. Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Готовность класса к работе.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Организация групп. Инструктаж по работе группы (функции руководителя группы, пояснения по заполнению листа оценивания деятельности членов группы)

Организация в группы, распределение обязанностей.

1.3. Создание проблемной ситуации, погружение в проект.

Создание мотивационной ситуации посредством  предъявления проблемного вопроса:  На моем столе представлена коллекция предметов из различных веществ: бутылка с газированной водой, стакан с водой, фарфоровая чашка, стеклянная ваза.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов и делают вывод об оксидах.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Объявление темы урока, запись ее на доске.

Определяются цели и задачи урока.  Класс делится на группы. Каждая группа получает задание.

Записывают тему урока в тетрадь, предполагают цели и задачи на данный урок.

Заполняется первая часть таблицы – проектного продукта (Приложение 2)

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации, поиск информации

Каждая группа получает свое индивидуальное задание и общее задание: пользуясь параграфом учебника и

Учащиеся работают в группах, проводят поиск и отбор необходимой информации, проводят исследования. (Приложение 3)

Продолжают заполнять таблицу.

2.3. Выбор верного варианта решения, обобщение результатов

Учитель предлагает учащимся сделать выводы по проведенным экспериментам и подготовить краткое выступление-защиту.  

Отбирают информацию, делают выводы, вносят их в таблицу, готовят выступление.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Проходит выступление групп. Учитель слушает, координирует работу групп по обсуждению

Просмотр творческой презентации.

Группы представляют свои отчеты в виде устного выступления, мини- презентации, плаката.

По ходу обсуждения учащиеся заполняют таблицу.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель проводит тестирование по изученному на уроке материалу и приобретённым ранее знаниям по данной теме (Приложение 4). Происходит оценивание работы учащихся

Закрепление полученных в ходе урока знаний.

Оценивание работы.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения полученных в ходе урока знаний.

Активная самооценка; выставление оценки за тест (взаимопроверка)

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания урока. Учителем задаёт вопрос: что нового вы узнали на уроке? Какие выводы сделали?  Как вы достигли этих знаний?

Учащимся предлагается заполнить в группе листы  самооценивания. Выставление общей оценки за урок.

Мотивация учащихся к выполнению домашнего задания.  На основе общей таблицы составить отчет – презентацию в каждой группе.

Самостоятельное формулирование приведённых понятий с учётом полученных в ходе урока знаний.

Запись и осмысление домашнего задания.

Заполнение листа самооценки.

Приложение 1 «Лист самооценивания» - внутренняя оценка деятельности участников группы:

Ф.И. обучающегося:

Работа с литературой:

Проведение эксперимента:

Выдвижение гипотез, формулировка выводов:

Оформление таблицы, презентации:

Защита работы:

Приложение 2 «Сводная таблица по оксидам»

Свойства:

Состав оксидов:

Состав соответствующих им гидроксидов:

Наиболее важные примеры:

Физические свойства:

Химические свойства:

Способы получения:

Области применения:

Основные оксиды:

Кислотные оксиды:

Приложение 3 «Задания группам» и инструктивные карты.

1 группа; Инструкционная карточка для группы №1

Инструктивная карточка для « теоретиков».

1. На какие группы делят оксиды?

2.Дайте определение понятия «основные оксиды». Какие гидроксиды им соответствуют?

3. Какое агрегатное состояние характерно для основных оксидов?

4. Элементы, с какой степенью окисления входят в состав основных оксидов?

5. Какие существуют способы получения основных оксидов?

6. Назовите области применения основных оксидов.

7. Назовите наиболее важные основные оксиды.

Инструктивная карточка для « оформителей».

Оформить опорную схему на ватмане по основным оксидам по следующим вопросам: состав основных оксидов, типичные примеры основных оксидов, соответствующие им гидроксиды, агрегатное состояние основных оксидов, химические свойства, получение, применение.

Инструктивная карточка для практиков:

Последовательность действий:

Уравнения химических реакций:

Соблюдайте правила техники безопасности.

1. Положить немного оксида кальция, пропустить через него углекислый газ, который получается при реакции карбоната кальция с соляной кислотой.        

1. CaO + CO2………..

(опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции).

.2.  Положить немного оксида кальция, добавить 2 мл. воды

2.    H2О + CаО-…….

(опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции).

3. Положить немного оксида кальция, добавить 1 мл. соляной кислоты.

3.  HCl + CaO--……

(опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции).

Запишите уравнение в ионном виде.

2 группа; Инструкционная карточка для группы №2

Инструктивная карточка для « теоретиков».

1. На какие группы делят оксиды?

2.Дайте определение понятия «кислотные оксиды». Какие гидроксиды им соответствуют?

3. Какое агрегатное состояние характерно для кислотных оксидов?

4. Какие элементы и,  с какой степенью окисления входят в состав кислотных  оксидов?

5. Какие существуют способы получения кислотных оксидов?

6. Назовите области применения кислотных оксидов.

7. Назовите наиболее важные кислотные  оксиды.

Инструктивная карточка для « оформителей».

Оформить опорную схему на ватмане по кислотным оксидам по следующим вопросам: состав основных оксидов, типичные примеры кислотных оксидов, соответствующие им гидроксиды, агрегатное состояние кислотных  оксидов, химические свойства, получение, применение.

Инструктивная карточка для практиков:

Последовательность действий:

Уравнения химических реакций:

Соблюдайте правила техники безопасности.

Углекислый газ получаем реакцией мрамора с соляной кислотой.

1. Через дистиллированную воду  объемом 2 мл., пропустите углекислый газ. Полученный раствор испытайте лакмусом.

CO2 + H2O--

(опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции).

2. Положить немного оксида кальция, пропустить через него углекислый газ

CO2+ CaO--

(опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции).

3. Через гидроксид кальция (известковая вода), объемом 2 мл., пропустить углекислый газ.

   CO2 + Ca(OH)2---

(опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции).

Приложение 4: Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...

Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

урок- проект: Мой любимый город (тема урока - квадратные уравнения)

Данный урок является заключительным по теме «Квадратные уравнения», который позволяет повторить основные понятия, свойства, формулы в материале темы, обобщить знания и конкретизировать ключевые вопрос...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

как провести урок-проект за один урок?

В материале описываютсяметоды и премы проведения проекта в течении одного урока....