Урок-проект по теме "Оксиды"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока-проекта по теме "Оксиды" для 8 класса с использованием технологической карты урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_po_teme_oksidy.docx | 49.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Додина Надежда Леонидовна |
Район | Московский, г. Нижний Новгород |
Место работы | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 172» |
Должность | учитель химии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | химия |
Класс | 8 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | нет |
Тема учебного занятия | «Оксиды, их классификация и свойства» |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок-проект |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | 13 урок в теме 7 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» |
Учебная задача | Вовлечь учащихся в проектную деятельность по изучению оксидов, их классификации, свойств и способов получения. А также овладению навыками составления химических реакций и составления опорного конспекта. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся - характеризовать оксиды как класс неорганических соединений, их свойства и способы получения. | Обучающиеся получат возможность научиться применять приобретённые знания для составления опорного конспекта; | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями работать с текстовой информацией учебника или других источников, осуществлять логические операции при решении проблемной ситуации, выполнять задания на закрепление, концентрировать внимание и правильно излагать свою точку зрения; | Обучающиеся получат возможность сделать свои выводы исходя из результатов эксперимента; Получат возможность анализировать и систематизировать знания и презентовать их; Получат возможность отработать навыки по составлению химических уравнений. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся
| Обучающиеся получат возможность
| ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; | Обучающиеся -знают понятие «оксиды»; -имеют опыт составления химических формул оксидов; -могут определять оксиды среди группы веществ.; -могут планировать свою деятельность или действовать по заранее заданному алгоритму; -могут проводить опыты в рамках химического эксперимента; | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Тест (+,-), приложение 4 | Лист самооценивания.Приложение 1 | Рефлексия, приложение 2, | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Отслеживаются умения уч-ся работать с текстами, заданиями, практическими навыками выполнения учебного эксперимента. • Формируются навыки “сворачивания” изученной информации и представления ее в виде наглядных схем и рисунков. |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
Учебник: Габриелян О.С. «Химия -8», «Дрофа», 2012г. | 1.« Проектная деятельность учащихся/ автор-составитель Н.В. Ширшина. Волгоград: Учитель, 2007 г. 2.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс. М.: ВАКО, 2004 г. | http://www.alhimik.ru/teleclass/glava1/gl-1-0.shtml http://www.alhimik.ru/teleclass/index.shtml https://sites.google.com/site/himulaco |
| ||
Техническое обеспечение | учебно-материальные средства: химические реактивы, принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, магнитная доска, инструктивные карточки, |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1.Мотивационно ориентировочный 1.Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Метод: словесный Приём: беседа | Создание комфортной психологической атмосферы урока. Обеспечение благоприятной обстановки для работы на уроке и психологический настрой учащихся на общение и начало занятия. | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | •Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока; •Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. | Осуществление развития коммуникативных навыков. Формирование способностей к оцениванию и самооценке; формирование позитивного отношения к учёбе. Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации «умения – неумения», «понимания – не понимания», погружение в проект. | Метод: фронтальная беседа Приём:создание проблемной ситуации | Активизация познавательной деятельности путём создания проблемной ситуации; создание стимула к изучению нового вопроса. Возникновение учебно-познавательного мотива, направляющего мыслительную деятельность обучающихся. | ||
2.Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Метод: словесная консультация Приём: беседа | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов. Выработка плана действий, определение временного режима на каждом этапе, выбор формы представления результатов. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации, поиск информации | Метод: словесная консультация Приём: помощь, наблюдение Метод: проблемно-исследовательский Прием: лабораторный опыт | Развитие логического мышления. Развитие практических и коммуникативных навыков.. Развитие самостоятельности учащихся. Создание благоприятного климата для каждого. Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения, проведение эксперимента. | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, обобщение результатов | Метод: словесная консультация Приём: помощь, наблюдение. | Активная познавательная деятельность с объектом изучения; анализ получаемых знаний. Включение в поисковую деятельность. Активизация мыслительных действий учащихся; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, делать вывод). В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем. | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Метод: консультация, наблюдение, оценивание Приём: защита проекта, презентации обсуждение | Создание «ситуации успеха» для каждого ученика. Способствование развитию умения принимать решение. Активизация мыслительных операций учащихся. Организация сотрудничества учащихся; развитие творческого мышления. Развитие умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умения отвечать на незапланированные вопросы. | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Метод:контроля Приём:письменный контроль в форме тестирования | Активизация процессов мышления. Создание условий для применения знаний, развитие творческого мышления. Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Метод: словесный Приём: беседа | Развитие способностей обобщать, анализировать и делать выводы.Развитие критичности мышления, самооценки. Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1.Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Готовность класса к работе. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Организация групп. Инструктаж по работе группы (функции руководителя группы, пояснения по заполнению листа оценивания деятельности членов группы) | Организация в группы, распределение обязанностей. | |
1.3. Создание проблемной ситуации, погружение в проект. | Создание мотивационной ситуации посредством предъявления проблемного вопроса: На моем столе представлена коллекция предметов из различных веществ: бутылка с газированной водой, стакан с водой, фарфоровая чашка, стеклянная ваза. | Учащиеся предлагают свои варианты ответов и делают вывод об оксидах. | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Объявление темы урока, запись ее на доске. Определяются цели и задачи урока. Класс делится на группы. Каждая группа получает задание. | Записывают тему урока в тетрадь, предполагают цели и задачи на данный урок. Заполняется первая часть таблицы – проектного продукта (Приложение 2) |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации, поиск информации | Каждая группа получает свое индивидуальное задание и общее задание: пользуясь параграфом учебника и | Учащиеся работают в группах, проводят поиск и отбор необходимой информации, проводят исследования. (Приложение 3) Продолжают заполнять таблицу. | |
2.3. Выбор верного варианта решения, обобщение результатов | Учитель предлагает учащимся сделать выводы по проведенным экспериментам и подготовить краткое выступление-защиту. | Отбирают информацию, делают выводы, вносят их в таблицу, готовят выступление. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Проходит выступление групп. Учитель слушает, координирует работу групп по обсуждению Просмотр творческой презентации. | Группы представляют свои отчеты в виде устного выступления, мини- презентации, плаката. По ходу обсуждения учащиеся заполняют таблицу. | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель проводит тестирование по изученному на уроке материалу и приобретённым ранее знаниям по данной теме (Приложение 4). Происходит оценивание работы учащихся Закрепление полученных в ходе урока знаний. Оценивание работы. | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения полученных в ходе урока знаний. Активная самооценка; выставление оценки за тест (взаимопроверка) |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания урока. Учителем задаёт вопрос: что нового вы узнали на уроке? Какие выводы сделали? Как вы достигли этих знаний? Учащимся предлагается заполнить в группе листы самооценивания. Выставление общей оценки за урок. Мотивация учащихся к выполнению домашнего задания. На основе общей таблицы составить отчет – презентацию в каждой группе. | Самостоятельное формулирование приведённых понятий с учётом полученных в ходе урока знаний. Запись и осмысление домашнего задания. Заполнение листа самооценки. |
Приложение 1 «Лист самооценивания» - внутренняя оценка деятельности участников группы:
Ф.И. обучающегося: | Работа с литературой: | Проведение эксперимента: | Выдвижение гипотез, формулировка выводов: | Оформление таблицы, презентации: | Защита работы: |
Приложение 2 «Сводная таблица по оксидам»
Свойства: | Состав оксидов: | Состав соответствующих им гидроксидов: | Наиболее важные примеры: | Физические свойства: | Химические свойства: | Способы получения: | Области применения: |
Основные оксиды: | |||||||
Кислотные оксиды: |
Приложение 3 «Задания группам» и инструктивные карты.
1 группа; Инструкционная карточка для группы №1
Инструктивная карточка для « теоретиков».
1. На какие группы делят оксиды?
2.Дайте определение понятия «основные оксиды». Какие гидроксиды им соответствуют?
3. Какое агрегатное состояние характерно для основных оксидов?
4. Элементы, с какой степенью окисления входят в состав основных оксидов?
5. Какие существуют способы получения основных оксидов?
6. Назовите области применения основных оксидов.
7. Назовите наиболее важные основные оксиды.
Инструктивная карточка для « оформителей».
Оформить опорную схему на ватмане по основным оксидам по следующим вопросам: состав основных оксидов, типичные примеры основных оксидов, соответствующие им гидроксиды, агрегатное состояние основных оксидов, химические свойства, получение, применение.
Инструктивная карточка для практиков:
Последовательность действий: | Уравнения химических реакций: |
Соблюдайте правила техники безопасности. 1. Положить немного оксида кальция, пропустить через него углекислый газ, который получается при реакции карбоната кальция с соляной кислотой. | 1. CaO + CO2→……….. (опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции). |
.2. Положить немного оксида кальция, добавить 2 мл. воды | 2. H2О + CаО-→……. (опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции). |
3. Положить немного оксида кальция, добавить 1 мл. соляной кислоты. | 3. HCl + CaO--→…… (опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции). Запишите уравнение в ионном виде. |
2 группа; Инструкционная карточка для группы №2
Инструктивная карточка для « теоретиков».
1. На какие группы делят оксиды?
2.Дайте определение понятия «кислотные оксиды». Какие гидроксиды им соответствуют?
3. Какое агрегатное состояние характерно для кислотных оксидов?
4. Какие элементы и, с какой степенью окисления входят в состав кислотных оксидов?
5. Какие существуют способы получения кислотных оксидов?
6. Назовите области применения кислотных оксидов.
7. Назовите наиболее важные кислотные оксиды.
Инструктивная карточка для « оформителей».
Оформить опорную схему на ватмане по кислотным оксидам по следующим вопросам: состав основных оксидов, типичные примеры кислотных оксидов, соответствующие им гидроксиды, агрегатное состояние кислотных оксидов, химические свойства, получение, применение.
Инструктивная карточка для практиков:
Последовательность действий: | Уравнения химических реакций: |
Соблюдайте правила техники безопасности. Углекислый газ получаем реакцией мрамора с соляной кислотой. 1. Через дистиллированную воду объемом 2 мл., пропустите углекислый газ. Полученный раствор испытайте лакмусом. | CO2 + H2O--→ (опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции). |
2. Положить немного оксида кальция, пропустить через него углекислый газ | CO2+ CaO--→ (опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции). |
3. Через гидроксид кальция (известковая вода), объемом 2 мл., пропустить углекислый газ. | CO2 + Ca(OH)2---→ (опишите условия протекания реакции, допишите уравнение реакции, назовите полученное вещество, назовите тип реакции). |
Приложение 4: Тест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"
Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил...
Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)
Цель урока: в ходе работы над проектом научить проводить сопоставительный анализ текстов и выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
урок- проект: Мой любимый город (тема урока - квадратные уравнения)
Данный урок является заключительным по теме «Квадратные уравнения», который позволяет повторить основные понятия, свойства, формулы в материале темы, обобщить знания и конкретизировать ключевые вопрос...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.
Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...
как провести урок-проект за один урок?
В материале описываютсяметоды и премы проведения проекта в течении одного урока....